Речь и творческое мышление младших школьников.


Речь и творческое мышление младшего школьника: взаимосвязь и взаиморазвитие.
(учитель начальных классов – Козлова М.К.)
Как ребёнок овладевает речью?
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что – то новое в его речевое развитие. В раннем возрасте у ребёнка появляется потребность в общении. С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Несколько позднее речь становится средством познания окружающего мира. Развиваясь ребёнок пользуется всё более сложными языковыми единицами. Иными словами , дети овладевают родным языком через речевую деятельность. Развитие речи ребёнка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства.
Цель:
*Установить взаимосвязь между творческой деятельностью и речевыми умениями младшего школьника, а также степень влияния их друг на друга.
Задачи:
1.исследовать проблему креативности мышления
2.изучить основные подходы к проблеме воспитания творческой личности в начальной школе
3.выявить эффективные условия для развития речевых умений с помощью использования элементов творчества на уроках
4.установить степень взаимного влияния речевой деятельности детей и креативности мышления младшего школьника
Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?
Первое условие речевого развития ребёнка – это потребность общения;
Но общение возможно только с помощью слов, их сочетаний. От того какая у него речевая среда, во многом зависит разнообразие и правильность его речи. Речевая среда – это речь родителей, друзей, художественная литература, телевидение, а в школе , кроме того речь учителя и других работников школы. Ведь речь помогает не только общаться с другими людьми, но и познавать мир.
Во вторых – в школе учащиеся овладевают чтением и письмом, т.е. наличие содержания материала. И чтение и письмо – это речевые умения и навыки.
Третье условие - это совершенствование речи и её культуры,вооружение средствами языка
Речь – очень широкая сфера деятельности человека.
В развитии речи выделяются три линии:
*работа над словом
*работа над словосочетанием и предложением
*работа над связной речью
Требования к речи учащихся:
Какую же речь можно считать хорошей?
1.содержательность речи – говорить или писать о том, что сам хорошо знаешь
2.логичность, последовательность и чёткость построения речи
3.точность речи – не только передать факты, но и подобрать такие слова, которые присуще данному предмету
Виды речевой деятельности.
*речь внутренняя- это речь для себя (мысленная). Это как бы разговор с самим собой.
*речь внешняя- это речь для других. Она рассчитана на восприятие, на то чтобы говорящего поняли его собеседники или слушатели. Поэтому и требования к ней высокие.
*речь дактильная (буквам алфавита соответствует особое положение пальцев – для глухонемых)
*речь жестовая (движение рукой, сопровождающее речь, средство жестикулирования)
*речь письменная ( графическая -сочинение, изложение и т.д.)
*речь устная (звучащая)
*речь эгоцентрическая (я в центре, характеризующая на своём индивидуальном Я, стремление считаться только со своим мнением и своими желаниями «себялюбие»Современная школа уделяет много внимания развитию мышления в процессе обучения. Речь является средством развития мышления. «Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания» -Н.И.Жинкин (психолог).обогащение речи оказывает положительное влияние на развитие мышления.
Одна из стадий развития мышления и речи – КРЕАТИВНОСТЬ
Под креативностью понимают способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Креативность является полной противоположностью шаблонному мышлению. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем. Ребёнок каждый день совершает массу дел: больших и маленьких, простых и сложных.
При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создаётся нечто новое. Вот здесь –то и требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать. Видимо это и есть путь становления творческих способностей. Наша обязанность – помочь ребёнку встать на этот путь. Нужно научиться удивляться всему, научиться видеть, слышать, мечтать, т.е. владеть техникой творчества (искусством слова)Учебная деятельность (Цветок солнца - с3, сборник текстов)
Воспитательная работа (Твори добро…)
Работа с родителями
Будем помнить, что мы , взрослые, должны быть для ребёнка и плодородной почвой, и живительной влагой, и тёплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребёнку от рождения.
Связная речь.
Общее понятие связной речи
*единицы связной речи *виды связной речи
Компетенции в области связной речи
*умение понять тему
*умение подчинять своё сочинение определённой теме
Сочинение
Развитие письменно – речевой деятельности
«Я ПРЕВРАТИЛСЯ…»
Критерии результативности:
*изменение ценностных ориентаций учащихся
*развитие личностных качеств
*орфографическая зоркость
*качество знаний