Презентация Дивергентное мышление учащихся 1-4 классов


Дивергентное мышление  Цель работы: Предложить банк педагогических находок для развития дивергентного (творческого) мышления учащихся на уроках в 1-4 классов.Привлечь внимание коллег к актуальности проблемы качества дивергентного мышления (по Дж. Гилфорду).Рекомендовать использовать нетрадиционные формы урока как способ активизации творческой деятельности. Дивергенция – это своего рода неординарность восприятия, мышления и подхода к решению задач, способность привлекать и использовать информацию одновременно из разных областей знаний, часто несовместимых на первый взгляд, это в том числе и нестандартное, гибкое мышление, выходящее за рамки общепринятых стереотипов. СЛЕПОТА НЕВНИМАНИЯ (или перцептивная слепота) Дивергентное мышление – это метод мышления, который подразумевает под собой творческий подход и поиск нескольких решений для одной задачи. При этом, решения равноценны по правильности и соответствию одному и тому же объекту. Этот тип мышления опирается на воображение и креативность, подразумевает способность мыслить вширь и видеть разнообразные свойства объекта. Мышление — высшая ступень человеческого познания; процесс познания окружающего реального мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий, представлений; включает в себя вывод новых суждений (осуществление умозаключений) Способности к дивергентному мышлению оценивают по нескольким критериям: Беглость: определяется числом идей, рождающихся в определенную временную единицу.Оригинальность: умение отойти от стереотипов и шаблонов, выдвигая идеи, отличные от типовых. Чувствительность: способность воспринимать необычные моменты в деталях, видеть неопределенность или противоречия, а также умение оперативно переходить от одной идеи к другой.Образность: стремление выражать свои мысли с помощью ассоциаций и символов, работать в воображаемом контексте, умение находить сложное в том, что кажется абсолютно простым, и видеть простоту там, где все выглядит запутанным. Подход к развитию потенциала дивергенции у детей:дать своим детям возможность видеть информацию за пределами отдельных ответов и не считать один какой-нибудь вариант единственно правильным. Существенное значение для развития когнитивной гибкости несущая способность ребенка допускать неопределенность, неоднозначность и быть готовым рисковать и делать ошибки. «Когда мы не позволяем ученикам потерпеть неудачу в классе, они обязательно будут испытывать их в реальном мире» То же самое касается и семьи. Если вы позволяете ребенку мыслить вне единых подходов и даете ему возможность решать проблемы и принимать решения, сами оставаясь в стороне, то даете ему дар дивергентного мышления и когнитивной гибкости. Вместо того, чтобы говорить детям, что делать (социальные, эмоциональные, академические вопросы или проблемы) или вмешиваться при малейшей угрозе допустить ошибки, привыкайте поощрять детей, убеждая их быть уверенными в себе, в том, что они могут строить прогнозы и находить решение или ответ самостоятельно Дети должны делиться с вами своими соображениями при принятии решений. Поддерживайте с детьми связь и поощряйте их размышления, даже несмотря на неудачное решение, которое они собираются принять. Позитивно высказывайтесь по поводу их усилий, настойчивости, творческого мышления, но не рассказывайте и не показывайте детям, что они что-то сделали правильно или неправильно.Позвольте детям допускать неизбежные ошибки. Именно с помощью своих ошибок они научатся определять и заполнять пробелы в своих знаниях. Как помочь ребенку не бояться допускать ошибки? Помогайте детям научиться допускать неопределенность, неоднозначность и риск допустить ошибку.Поощряйте детей рассказывать вам об их ошибках и о том, что они при этом чувствовали и как реагировали на это.Спрашивайте у них о том, что бы они стали делать по-другому, чтобы не допустить аналогичной ошибки в дальнейшем.Помогите детям понять, что неудачи дают им возможности просмотреть «цепочку памяти» в своем мозгу перед тестами.Объясните, что время, потраченное на преодоление растерянности, путаницы, даже при многократных неудачных попытках найти решение или ответ не является потерянным.