Научная статья Стремясь познать тайну Амонашвили

“Стремясь познать тайну
детской души, педагогического
мастерства и науки педагогики,
буду видеть в каждом ребенке
своего учителя и воспитателя”.


Одним из современных педагогов-новаторов, которые провозгласили о педагогике сотрудничества, стал грузинский педагог Шалва Александрович Амонашвили. Именно этот педагог сумел обосновать новое педагогическое направление – «Гуманно-лингвистический подход к детям в образовательном процессе», после того как в 60-70-х годах провел массовый эксперимент в школах Грузии. После этого эксперимента педагог обрел известность и славу, а его образовательная система, которая получила название «Школа Жизни», рекомендуется для применения на практике Министерствами образований.
Шалва Александрович Амонашвили лауреат Государственной премии Российской Федерации, иностранный член Украинской академии педагогических наук, почетный доктор Софийского университета им. Св. Климента Охридского (Болгария); В 2008 году Шалва Александрович был награжден в составе группы авторов создателей образовательной системы «Школа 2100» Премией Правительства РФ в области образования за цикл трудов «Образовательная система нового поколения (теоретические основания и опытно-экспериментальное осуществление)».
Педагогический эксперимент по исследованию развивающего обучения начался ещё в 60-е годы прошлого века в Грузии в Тбилиси.
В этой работе участвовал молодой педагог Шалва Амонашвили. Вот несколько слов Шалвы Александровича об этом этапе его педагогической деятельности: «Была поставлена задача уйти от авторитаризма Я отучался кричать, наказывать, смотреть на детей сверху вниз, старался не ущемлять их чувство собственного достоинства Дети начинали всё больше мне доверять, спешили поговорить и поспорить со мной».
В 60 70-х годах Шалва Александрович возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, который обрел известность по всему миру под названием ««Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Первым проектом Амонашвили была «Школа радости» в Тбилиси. В ней в 1961 году он первым в СССР начал эксперимент по работе с детьми-шестилетками. Цель эксперимента была одна вырастить просто хороших людей, и Шалва Александрович считает, что она была достигнута.
В начале педагогической деятельности Амонашвили дали самую ужасную школу в Москве, куда «ссылали» всех отстающих детей. За два года он превратил её в образцовое учебное заведение. Когда в школу пришла министерская комиссия с проверкой, чиновники были изумлены произошедшей переменой. Все спрашивали: а где же недоразвитые дети? На что Амонашвили отвечал, что детей надо любить и с ними заниматься, тогда в них расцветают чудесные цветы талантов.
Специальным пособием для учителей, которое создал Шалва Александрович Амонашвили, стала книга «Здравствуйте, дети!». В этой книге, автор описывает свои наблюдения над формированием личности маленьких детей, которые только что пошли в школу. Также он описывает специфику восприятия, содержания и психологические особенности самых маленьких школьников и в виде размышлений и рассказов подсказывает читателям, как можно стать организатором интересной, увлекательной и забавной школьной жизни. И главной мыслью, которую Шалва Александрович Амонашвили представляет в своей книге это то, что система восприятия и обучения детей зависит только от самого учителя и главным образом – от его личности. По мнению известного педагога, настоящий учитель должен обладать как минимум четырьмя самыми важными положительными и главными качествами.
Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволяет грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, но радоваться успехам каждого.
Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.
В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки, педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.
В-четвертых, учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: улыбка, строгость, сдержанность, скромность, чуткость, искренность, интеллигентность, общительность и любовь к жизни.
Стремится быть таким учителю очень важно. Он – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. В младшем школьном возрасте самый высокий авторитет для детей – учитель.
Притча о бабочке
«Почему все государственные реформы образования никогда не оправдывают ожиданий? Потому что реформировать надо не школу. Реформировать должен себя сам учитель! Одна учительница, когда я сказал, что нужно просто любить детей, возмущенно возразила: “Мне платят не за любовь, а за то, чтобы я дала детям хорошие знания ” – встала и ушла».
А действительно, какая связь между любовью и знаниями?
Самая прямая. «Знания сами по себе ни хороши, ни плохи. Но без любви они могут стать страшным злом. Хотите притчу? Ученик, решив поставить учителя в тупик, принес ему в сложенных ладонях бабочку. Спрошу учителя, жив этот мотылек или мертв. Если он скажет “мертв” – открою ладони, и бабочка улетит. А если ответит “жив” – сожму пальцы, и она погибнет. Догадайтесь, что ответил учитель? – “Все в твоих руках!”»
Так какую же задачу должна выполнять школа? Выпускать образованных негодяев, бессердечных отличников? Или мыслящих людей, которым ведомы сострадание, чуткость, понимание и любовь? В ком больше нуждается общество? Амонашвили исходит из первоначального значения слова «школа». В переводе с латинского scale – «лестница». Лестница, по которой взбираются наши души. Иоанн Лественник (VI век новой эры) описывает 30 ступеней этого восхождения. Последняя, тридцатая ступень – ступень любви к людям. Учитель поднимется к ней вместе с учеником. «Мы – соработники у Бога», – говорит Амонашвили о миссии учителя.
Ш.А. Амонашвили сказал: «Каждый учитель и воспитатель в первую очередь служит культуре. Мы обязаны олицетворять собой учителей и воспитателей культуры. Воспитание культуры есть судьба учителя. Учитель, воспитывающий культуру, сам должен быть устремлён к высокой культуре. Жизнь по законам культуры сделает нас нескончаемым источником прекрасных образов, которые дети незаметно будут впитывать в себя от нас.
Нам надо олицетворять собой великодушие и благородство, нам надо взращивать в себе веру в силу творящего терпения. Наша речь, интонация, внешность, наши вкусы, суждения, общение должны подвергаться постоянному осмыслению.
Гуманная педагогика - это прежде всего серьёзная работа над собой и над своим внутренним духовным миром. Работа кропотливая и каждодневная, которая может преобразить учителя и наполнить его воспитательным содержанием, благотворно влияющим на учеников».
На мой взгляд, система обучения по Ш.А. Амонашвили, несомненно, применима в наше время, так как гармонична и, главное, в таком образовательном процессе дети будут учиться изменять, улучшать, совершенствовать жизнь, а не приспосабливаться к уже сложившимся условиям.
Минусов в программе обучения этой школы я не вижу. Мне кажется, что самое главное – это любовь к детям, которая является стержнем этой идеи. К большому сожалению, далеко не во всех школах есть такое трепетное отношение к детям, как у Ш.А. Амонашвили. А это очень важно. Ведь если есть любовь к детям, помощь и поддержка, а не понукание и агрессия, то и сам учебный процесс будет более эффективным.
Детям, вышедшим из этой школы, будет гораздо легче адаптироваться к окружающей среде. В этой школе предлагают для изучения настолько нестандартные, специфические дисциплины, которых в обычной школе просто не существует, что тоже очень развивает детей и способствует переходу на качественно новый уровень.
Таким образом, принципы, на которых строится обучение в школе Ш.А. Амонашвили, очень просты, только нужно принять их за истину, пропитаться ими, строить на них свою деятельность.
В основной цикл образовательных курсов школы жизни входят такие уроки, как: уроки общения, постижения красоты, планирования и деятельности, смелости и выносливости, уроки о природе, о мире наук, уроки игры в шахматы, а также уроки иностранной речи и компьютерной грамотности Уроки познавательного чтения, т.к.« чтение нужно человеку не для того, чтобы быстро читать в слух или про себя, а для того, чтобы познавать. Это глобальное умение, которое дает человеку возможность проявлять выборочный интерес к печатной информации, с меньшей затратой сил извлекать из нее нужные знания».
Уроки письменно-речевой деятельности на основе программы и методики, которая «. направляется на познание ребенком самого себя , на его взаимоотношения с близкими, на совершенствование характера. В маленьких рассказах дети размышляют о разных, волнующих их проблемах, философствуют, мечтают»; « .письменная речь становиться светильником души, одной из форм духовной жизни».
Уроки математического воображения. Главным в этом курсе становится: осмысление таких реалий, как беспредельность и вечность, мироздание и космос, порядок и гармония, многообразие и целесообразность. » Также должны присутствовать компоненты воображения: сравнение, анализ, обобщение.
Урок Родного языка, в котором ребенок ставится в положение исследователя родного зыка, он открывает для себя обобщенные правила пунктуации, задачи правильного произношения.
Ш.А. Амонашвили считает, что «школа стала названием учебного заведения, вооружающего подрастающее поколение знаниями и умениями». Но, вместе с тем, «школа есть скалистые, трудные, требующие силы воли ступеньки лестницы восхождения, возвышения души», а также, трактуется, как дом радости (греч.), что «не отрицает сложности восхождения по скале, ибо истинную радость можно пережить только в процессе преодоления трудностей».






15