Наглядные пособия по Русскому языку для 1-2 класса


СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
(ПО ЗВОНКОСТИ И ГЛУХОСТИ, ПО МЯГКОСТИ И ТВЁРДОСТИ)
М Н Р Л Й Г З Д Б В Ж - ЗВОНКИЕ
ГЛУХИЕ - К С Т П Ф Ш Ч Щ Х Ц

*ПРИМЕЧАНИЕ: остальные согласные могут быть и твёрдыми и мягкими




ГЛАСНЫЕ БУКВЫ звуков не обозначают – это только буквы:
А О Э У Ы Ъ Ь
Я Ё Е Ю И
Хитрые буквы я, е, ё, ю

2 звука
1 звук

я
ю
е
ё

[й, а]
[й, у]
[й, э]
[й, о]




- в начале слова
юла [ й, у л а],
й,
у




- после согласных
люк [ л, ук]
л,
у
к



- после гласных
каюта [ к а й, у т а]

а
й,
у






- после ь и ъ
вьюга [ в, й, у г а]
в,
й,
у
г
а





ЗАПОМНИ!

1) После твёрдого согласного звука при письме ставим ту гласную, какой гласный звук слышим.

2) После мягкого согласного звука слышим:




[ А ] , но пишем Я
[ О ] , но пишем Ё
[ У ] , но пишем Ю
[ Э ] , но пишем Е
ЧА и ЩА
пиши с буквой
А
ЧУ и ЩУ
пиши с буквой
У

ЖИ и ШИ
пиши с буквой
И
ЧК и ЧН
пиши
без Ь



Звук [Ы] после звуков [Ж] и [Ш] записывается буквой И – ЖИ, ШИ
-------------------
ЖИ и ШИ
пиши с буквой
И

Звук [Э] после звуков [Ж] и [Ш] записывается буквой Е – ЖЕ, ШЕ
-------------------
ЖЕ и ШЕ
Е
Сочетание звуков [Ч,А] после звуков [Ч,] и [Щ,] записывается буквой А – ЧА, ЩА
-------------------
ЧА и ЩА
А
Сочетание звуков [Ч,У] после звуков [Ч,] и [Щ,] записывается буквой У – ЧУ, ЩУ
-------------------
ЧУ и ЩУ
У

Сочетания
ЧК, ЧН, НЧ, НЩ,
ЩН, ЩР, РЩ, ЧТ
пишутся без мягкого знака.




*Примеры: чтение, дочка, прочнее и т.д.
Безударная гласная в корне слова.
Чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный звук в корне слова, нужно так изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы гласный звук оказался под ударением или в сильной позиции.

Изменение формы слова:

нога – ноги
Подбор однокоренных слов:

трава – травушка
Парные согласные в корне слова,
на конце слов.
Чтобы правильно обозначить буквой парный согласный звук в корне слова или на конце слов, нужно так изменить слово, чтобы после данного согласного стоял гласный звук.


Пример:
зуб [з у п] – зубы [з у б ы] л,



шубка [ш у п к а] – шубы [ш у б ы]




сказка[с к а с к а] – сказочка, [с к а з о ч, к а],


Порядок действий
при списывании:
Прочитай предложение. Пойми его.
Прочитай чётко первое слово предложения так, как оно писано.
Повтори слово, сверь с написанным. Запомни, как пишется слово.
Запиши слово, чётко диктуя его себе.
Проверь себя: читай написанное и сверяй с напечатанным.
Так же списывай остальные слова предложения.
Схемы предложений:


.


!


?
Слоги, ударение, способ чтения

ма – ма стул





А – лё – ша ли – сич – ка






УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ: СПОСОБ ЧТЕНИЯ:

- деление на слоги - отдельный звук

- ударение - слияние согласного и гласного звуков
* ПРИМЕЧАНИЕ: в словах с одним слогом и в словах с буквой ё – ударение не ставится
СЛОВО


ПРЕДМЕТЫ ПРИЗНАКИ ДЕЙСТВИЯ
ПРЕДМЕТА ПРЕДМЕТА
(ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ) (ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ) (ГЛАГОЛ)


КТО? КАКОЙ? ЧТО ДЕЛАТЬ?
ЧТО? КАКАЯ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
КАКОЕ?
КАКИЕ?

*Примечание: термины (имя, существительное, имя прилагательное, глагол)

Предлоги
со словами пишутся раздельно.

Воспользуйся подсказкой:
Если между словом (с, на, по, под, за, перед, в, до, от, из) и другим словом вставляется вопрос или другое слово, то в этом случае это предлог и необходимо писать его раздельно.

*Пример: на (чём?) столе, в (чёрном) пальто, с (чего?) вешалки, по (широкой) дороге, под (густым) деревом, за (бурной) рекой, перед (чем?) остановкой, до (чего?) двери, от (чего?) огня, из (хорошей) ткани.
ФУНКЦИИ Ь И Ъ:

МЯГКИЙ ЗНАК
ТВЁРДЫЙ ЗНАК

РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ
(РАЗДЕЛЯЕТ СОГЛАСНЫЙ И ГЛАСНЫЙ):

СЕМЬЯ ВЪЕЗД
ВЬЮГА СЪЕЗД


2. СМЯГЧАЮЩАЯ:

ЛЕНЬ, ПЕНЬ, ДЕНЬ
ДЕНЬГИ, КОНЬКИ



Заголовок 115