«Обращение детей к мамам, папам, бабушкам, дедушкам, воспитателям, или правила обучения детей от 1 до 3 лет».


Обращение детей к мамам, папам, бабушкам, дедушкам, воспитателям,
или правила обучения детей от 1 до 3 лет

Дорогие взрослые! Если вы хотите научить нас чему-либо:
Постарайтесь, чтобы нам было уютно и безопасно, когда мы чувствуем вашу любовь, искренность и понимание.
Мы запоминаем информацию гораздо быстрее и крепче, если вы занимаетесь с нами не «наскоком», а регулярно, лучше каждый день.
Для того чтобы научить нас чему-либо, совсем необязательно покупать дорогие игрушки. Мы можем научиться различать цвет, форму, размер, играя рядом с вами на кухне. Там так много «пособий» для нашего обучения. А главное, нас туда так и тянет...
Если вы купили новую игрушку или игру, поставьте ее на видное место. Мы обязательно возьмем ее сами, нам нравится все новое.
Постарайтесь не заставлять нас заниматься счетом, слушать книжки. Когда нам захочется, мы сами попросим вас об этом: принесем книжку, кубики, игру...
Нам гораздо легче, если занятие проходит в игре. Тогда мы активны, довольны и запоминаем все гораздо быстрее.
Пожалуйста, не стремитесь, чтобы мы научились чему-либо только потому, что соседский Антон это уже знает. Будьте внимательны, и вы увидите, что хочется знать именно нам, вашим детям.
Когда вы занимаетесь с нами, постарайтесь быть терпеливыми, не кричать на нас, потому что от того, что вы сердитесь, мы сразу забываем все на свете.
Подбирая подходящее для нас занятие, постарайтесь встать на нашу позицию, понять, какую информацию и в каком количестве мы можем понять и запомнить. Ведь некоторым из нас пока еще трудно заниматься одним и тем же делом дольше 3-5 минут.

Любимые вами и любящие вас дети.






Шаг за шагом. От двух до трех лет


Ребенок
Родители

1
2
3


Физическое развитие
За год я вырастаю примерно на 6 см и прибавляю в весе около 2 кг.
Я могу пить из чашки, держа ее одной рукой. Новые блюда пробую неохотно, могу изо дня
в день есть одно и то же.
Я энергичен и подвижен. Когда я раздражен, могу вести себя агрессивно, но в моем возрасте это нормально
Не кормите ребенка насильно. Пускай он питается тем же, что и вы.
Руководите его поведением:
избыток энергии может довести его до беды -например, он может выбежать без оглядки на проезжую часть улицы.
Помогайте ему разряжать
агрессивные импульсы в приемлемых формах поведения

Эмоциональное развитие поведения

Эмоциональ-
ное развитие
Мне не нравится быть мокрым и неопрятным; я осваиваю горшок.
Делиться чем-либо для меня непривычно. Я умею отличить свое от чужого и боюсь, что, позволив кому-то взять мою игрушку, уже не получу ее назад.
Днем со мной происходит много важных событий. Я их сильно переживаю и потому
ночью иногда плохо сплю. Но я уже умею засыпать сам, без вашего участия
Разные дети в разные сроки осваивают навыки опрятности.
Не форсируйте события; когда ребенок будет к этому готов, он справится сам.
Объясните ему, что нужно не
только получать, но и давать.Если он научился делиться с другими, это значит, что он обрел известную уверенность в себе.
Если вы укачиваете ребенка, чтобы он уснул, это делает его зависимым, а ему, наоборот, нужна независимость. Если он научился
решать проблему сам, то поймет, что ему многое по плечу


Я хочу вести себя по своему. Могу возражать по поводу того, что мне есть или что надеть, могу капризничать перед сном.
Я желаю быть хозяином своего мира
Ваш ребенок стремится к самостоятельности. Чтобы избежать конфликтов, позвольте ему
некоторую независимость, но в
строго определенных рамках.


Познавательное развитие

Люблю играть со сверстниками, но пройдет еще некоторое время, прежде чем мы научимся играть не просто вместе, а действительно сообща
Чтобы в моем сознании сложилось какое-то понятие - например,
что такое собака - я объединяю всех собак (настоящих, игрушечных, нарисованных) в одно целое.
Я понимаю, что они отличаются друг от друга, но общего у них все же больше.
Я начинаю говорить предложениями, употребляю слова «я», «мне», «мое». Не исключено легкое заикание

Он с удовольствием играет с другими детьми. Пока это «игра рядом», но вскоре дети научится взаимодействовать
На этой ступени развития
мышления ребенок много времени проводит, сортируя и классифицируя предметы.
В возрасте 3 лет, когда речь развивается очень быстро, заикание возникает довольно часто. Потом оно, как правило, проходит. Не тревожьтесь




Что делать, если ребенок...
Плохо адаптируется к детскому саду:

1) выяснить причину;
2) выяснить как можно больше об особенностях и привычках ребенка:
- как называют ребенка дома;
~~ чем ребенок больше всего любит заниматься;
- особенности поведения;
- привычки ребенка;
- состояние здоровья;
3) приучать ребенка к ДОУ постепенно;
4) попросить родителей принести любимую игрушку, семейную фотографию или какой-то предмет;
5) давать возможность ребенку эмоционально разрядиться. Говорит грубые слова;
1) объяснить ребенку, что такие слова говорить нельзя;
2) показать, какими словами можно заменить грубость;
3) не ругать его;
4) не угрожать ребенку наказанием;
5) дать возможность ребенку выплеснуть его агрессию другим способом, например в игре;
6) отвлечь ребенка,
Кусает других детей:
1) выяснить причину подобного поведения;
2) если ребенок исследует окружающее, твердо сказать ему «нельзя»;
3) если ребенок выразил таким образом протест, прежде всего уделить внимание «жертве»;
4) попросить ребенка пожалеть обиженного им малыша;
5) обязательно отреагировать на укус, не оставлять его без внимания;
6) объяснить ребенку, почему нельзя кусаться;
7) не кричать на ребенка, не шлепать его;
8) не стыдить ребенка;
9) уделить ребенку внимание.






Проблемы адаптационного периода

Изучение ребенка до поступления его в ДОУ, а также знакомство с образом жизни его семьи позволяют в значительной степени смягчить течение адаптационного периода. Если он не плачет, то это вовсе не означает, что все нормально. Он переживает не меньше плачущего, и его ответной реакцией может быть скорое заболевание.
Прием проводится по графику, согласованному с родителями, в период с мая по сентябрь. По желанию родителей, дети могут нах
·одиться в учреждении не полный день, а всего несколько часов. По мере привыкания время пребывания ребенка в группе увеличивается. Маме первые дни (а в принципе, сколько потребуется или сколько она пожелает) предлагается быть вместе с малышом, чтобы он чувствовал себя спокойнее, но при этом не заниматься ребенком, а делать какую-нибудь работу, то есть быть рядом, а не вместе. Постепенно малыш начинает отходить от матери все дальше, а подружившись со сверстниками и воспитателем, «забывает» о ней.
Второй совет, который дается родителям, - это чтобы по возможности приводил малыша в ясли кто-то один, будь то мама, отец или бабушка. Так он быстрее привыкает расставаться с ними.
Существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребенок к жизни в организованном детском коллективе.





Основные критерии адаптации ребенка к условиям

К основным критериям адаптации относятся:
- поведенческие реакции;
- уровень нервно-психического развития;
- заболеваемость и течение болезни;
- главные антропометрические показатели физического развития (рост, вест).
Как бы мы ни готовили ребенка к яслям, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса. Это проявляется в отказе от пищи, негативном эмоциональном состоянии, ухудшении самочувствия (может наблюдаться повышение артериального давления, иногда и температуры). Малыш беспокойно спит или не спит вообще, мочится в постель, жмется к взрослым или, наоборот, отказывается от контактов с ними. Родители отмечают, что он вздрагивает во сне, становится дома беспричинно обидчивым, теряет приобретенные ранее умения, худеет. Все это может отразиться на его здоровье.
При нормальной адаптации у ребенка быстро восстанавливаются поведенческие реакции (примерно через 2-3 недели), не отмечается задержки нервно-психического развития, он не болеет или болеет всего один раз, не более недели, без осложнений; увеличение длины и массы тела соответствует возрастным показателям.
Особую группу составляют дети из так называемых семей гиперопеки. Привыкшие быть в центре внимания взрослых, удовлетворяющих все их прихоти, они оказываются в детском коллективе в очень тяжелом положении. Их поведенческие реакции с трудом нормализуются к третьему, а то и четвертому месяцу пребывания в дошкольном учреждении, существенно замедляется физическое и нервно-психическое развитие.
Эти дети, как правило, часто и долго болеют, что является основной причиной крайнего психоэмоционального напряжения. В данном случае следует прежде всего позаботиться о психологической безопасности личности ребенка в дошкольном учреждении и коррекции отношения к нему в семье.





Особенности адаптации детей к ДОУ

Установлено, что в психологически напряженной, стрессовой ситуации помогает переключение на древнюю и сильную пищевую реакцию. Плачущий двух-трехлетний малыш засовывает пальцы в
рот. Он инстинктивно защищает себя от чрезмерного эмоционального напряжения. Также переключение затормаживает ранее возникшие отрицательные эмоции. Нужно чаще предлагать ребенку попить. Выпив воды, он успокоится. Вода должна всегда находиться в одном месте, чтобы малыш мог показать, что хочет пить. В адаптационный период ребенка ни в коем случае не стоит отучать от соски. Сосательные движения отвлекают его от переживаний. Затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук. Поэтому есть смысл предложить ребенку нанизывать на шнур крупные пластмассовые шарики, колесики от пирамидок («бусы»), соединять детали крупного конструктора, типа «Лего», играть резиновыми игрушками-пищалками. Хороший эффект дают игры с водой. Не бойтесь, что ребенок намочит одежду, это можно предусмотреть. В конце концов, просто переоденьте его. Дайте малышу пластмассовые бутылочки с водой, тазик, баночки, и пусть он переливает воду. Это очень успокаивает. Несложно изготовить такую, например, игрушку: налейте в пластмассовую бутылку из-под пепси-колы воды (ее можно слегка подкрасить), опустите туда пипетку и плотно закрутите крышечку на бутылке. На середине бутылки наклейте полоску цветной бумаги и покажите, как можно удержать пипетку возле метки. Уверяем вас, что ребенок надолго займется такой игрушкой. Неплохо, если периодически будет звучат негромкая спокойная музыка. В адаптационный период музыка, на фоне которой проходит деятельность детей, должна быть особой. Следует подобрать произведения, способствующие снятию нервного напряжения, например: «Король гномов» Шуберта, «Пятый ноктюрн» Шопена, «Утро» Грига. и т. п. Музыкальное сопровождение жизнедеятельности малышей должно быть дозированным и строго определенным во времени (например, во время укладывания). Лучшее лекарство от стресса - смех. Существует даже термин «смехотерапия». Нужно создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Для этого в группу часто вносят игрушки-забавы, демонстрируются веселые (доступные возрастному пониманию) мультфильмы, приглашаются необычные гости - зайчики, клоуны, лисички... В их роли могут быть как взрослые, так и старшие дошкольники. На время адаптационного периода нужно учитывать все индивидуальные привычки ребенка, в том числе и вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его. Необходимо принять ребенка таким, каков он есть, не выказывая недовольство от неадекватного поведения, отсутствия самостоятельности и прочего. Неплохо будет, если родители принесут из дома его любимую игрушку, с которой он привык засыпать, тарелочку и ложку, которыми он привык пользоваться дома и т. д. Введение элементов семейного быта в практику работы ДОУ должно стать нормой.

Вы можете бесплатно посмотреть интересное и познавательное видео на тему: «Особенности адаптации детей к ДОУ» на YouTube (канал Анжелики Бойцевой) под названием «Теоретическая и практическая психология».
15