Инновационный проект Школьный музей — своими руками


Утверждаю: _________ Приложение 1
Директор Н.Н.Капканов. к приказу № 124 от 29.11.2012г
по МБОУ Калининской СОШ
Положение о проекте «Школьный музей – своими руками» 
1. План реализации проекта «Школьный музей – своими руками»
Изучение общественного мнения.
Формулировка проблемы.
Изучение возможностей команды.
Постановка целей и задач проекта.
Распределение обязанностей.
Определение необходимых ресурсов и источников их получения.
Составление бюджета.
Формирование общественного мнения.
2. Реализация проекта.
2.1. Составление предложений по проекту.
2.2. Поиск деловых партнеров.
2.3. Проведение официальных переговоров.
2.4. Получение необходимых ресурсов.
2.5. Проведение плановых мероприятий.
2.6. Оценка и контроль за выполнением плана.
2.7. Корректировка хода реализации проекта.
 Изучая общественное мнение, мы разработали анкету и провели анкетирование среди старшеклассников, учителей, родителей и местного населения. Нами было опрошено 62 человека. Большинство опрошенных поддержали инициативу создания школьного музея.
59 человек (95%) считают, что создание музея истории школы необходимо и своевременно, 3 человека (5%)– против создания музея, вероятно, это связано с использованием помещения будущего музея для других целей.
51 человек, что составляет 82%, готовы оказать посильную помощь в создании музея. Многие, из принявших участие в анкетировании, внесли свои предложения по организации музея истории школы.
Предложения по реализации проекта обсуждались на заседании совета педагогического коллектива школы и Совета старшеклассников. Были внесены следующие предложения:
Обратиться к директору школы по поводу создания школьного музея и выделения помещения под музей.
Провести косметический ремонт помещения своими силами.
Создать совет музея и спланировать работу по оформлению стендов, витрин.
Продолжить работу по сбору материалов, изучения и хранения музейных предметов.
Разработать положение о музее образовательного учреждения.
Была сформирована команда для разработки проекта. В ее состав вошли учащиеся 9, 10,11 классов, члены ДО «Память» - руководитель Г.Г.Гамаюнова и ДО «Юный краевед» - руководитель В.Г.Изместьева.
Наши деловые партнеры: администрация школы – директор Н.Н.Капканов, Центр внешкольной работы – директор Р.П.Бушуева, администрация Калининского сельского поселения – глава администрации Н.И.Маркин.
Свой проект мы обсудили с директором школы Николаем Николаевичем Капкановым, которая нас поддержала и пообещала свою помощь в реализации проекта. Проект поддержали в Центре внешкольной работы Цимлянского района, Ростовской области, Совет ветеранов войны и труда Калининского сельского поселения. Мы получили советы по организации музея и начали работу по сбору материалов для музея. Изучив наши возможности, мы решили провести косметический ремонт помещения своими силами.
3. Итоги работы над проектом.
1. Анализ результатов работы над проектом.
2. Информирование общественности о результатах работы. О своем проекте «Школьный музей» и результатах работы планируем сообщать через районную газету «Придонье».
Описание проекта.
Описание проблемы.
Цели и задачи проекта.
Описание работ, которые должны быть выполнены в рамках проекта.
Сроки реализации проекта и ожидаемые результаты.
Руководство и контроль над выполнением данного проекта.
Приложения.
1. Описание проблемы.
В 2012 году МБОУ Калининская СОШ отмечала 60-летие со дня основания. Готовясь к празднованию юбилея, вся школа, учителя, ученики, родители, выпускники проделали огромную работу. Было собрано много материала по истории создания школы, интересные сведения о выпускниках школы, оформлены различные стенды. Все это и послужило толчком к идее создания музея истории школы, а накопленные материалы потребовали размещения.
Самым первым учебным заведением, которое существовало в станице Калининской, была наша школа, построенная в 1952 году на территории населённого пункта станица Калининская, появившаяся на карте Ростовской области в результате строительства Цимлянского водохранилища и переселения. Об этом мы узнали из архивной справки государственного исторического архива Ростовской области. Много исторических сведений мы почерпнули из воспоминаний наших земляков – старожилов, уроженцев старых станиц и хуторов, которые стали жителями станицы Калининской после переселения .
2. Цели и задачи проекта.
Цель проекта: создать музей истории школы на базе МБОУ Калининская средняя общеобразовательная школа.
Задачи данного проекта:
документирование истории школы в станице Калининской путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов;
осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию обучающихся;
организация просветительской, методической, информационной деятельности;
развитие детского самоуправления.
3. Описание работ, которые должны быть выполнены в рамках проекта:
«Школьный музей – своими руками»
Выбрать помещение под музей истории школы.
Получить разрешение и согласие от директора школы.
Сделать косметический ремонт в помещении музея.
Составить текстовое описание музея.
Продумать необходимое оборудование.
Закупить материалы и изготовить стенды.
Собрать материалы по истории станицы Калининской, образе жизни и быте казаков – наших предков, земляках – орденоносцах, земляках – участниках Великой Отечественной войны, о Калининской средней школе, о жизни Алексея Куркина и других выпускников школы.Оформить стенды, витрины в музее.
Провести комплектование музейных фондов, учет и научное описание музейных предметов.
Сформировать актив школьного музея, выбрать совет музея.
Подготовить экскурсоводов.
Реклама.
Самая главная проблема, с которой мы встретились по реализации проекта, - это выделение помещения под музей. Но директор школы капканов Николай Николаевич поддержал нашу инициативу, было принято решение -разместить музей в помещении учительской комнаты на втором этаже школы.
Косметический ремонт помещения был сделан совместными усилиями руководителей детских объединений «Юный краевед» и «Память» - Изместьевой В.Г. и Гамаюновой Г.Г. с учащимися – старшеклассниками.
Было принято решение для оформления музея использовать школьные стенды и стенды,заказанные директором школы специально для музея.
В настоящее время продолжается работа по оформлению стендов музея участниками проекта.
Благодаря учащимся и педагогам школы, жителям станицы Калининской и станицы Терновской, хутора Антонова и хутора Карнаухова удаётся собирать уникальный архивный материал.
В настоящее время в музее около 100 подлинных экспонатов, которые будут размещены согласно экспозициям:
1.Страницы истории (история станицы)
2.История семьи в истории страны.
3.История школы в истории страны.
4.Только он не вернулся из боя (памяти Алексея Куркина)
5.Летопись войны в истории семьи (Великая Отечественная война)
6.Солдат войны не выбирает.
7.Моя малая родина.
В настоящее время музей работает по комплектованию музейных фондов – учету и описанию музейных предметов, регистрации их в инвентарной книге.
4. Сроки реализации проекта и ожидаемые результаты.
Начало проекта – 29.11.2012 год.
Окончание проекта – паспортизация музея и получение статуса «школьный комплексно – краеведческий музей».
В результате должен быть открыт музей истории школы, изготовлены и оформлены стенды по истории станицы Калининской и по истории школы, проведено комплектование музейных фондов, музейные предметы зарегистрированы в инвентарной книге, разработан устав музея.
Комплексно – краеведческий музей Калининской средней школы зарегистрирован ГБОУ ДОД РО «Областным экологическим центром учащихся». Протокол №153 от 17.03.2015 года.
Свидетельство № 16078.
Проект «Школьный музей – своими руками» завершён.
5. Кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение.
Мы планируем организовать работу по ремонту помещения силами учащихся и педагогов.
Финансовое обеспечение мы планируем осуществить за счет средств Калининской школы и спонсоров.
6. Руководство и контроль над выполнением данного проекта.
Контроль над выполнением данного проекта осуществляет: администрация школы. Текущую работу музея осуществляет совет музея, руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея – Галина Геннадьевна Гамаюнова.
 
Реклама.
Наш школьный музей познакомит Вас с историей нашей школы, которой более 60 лет. Вы узнаете много нового и интересного о нашей станице Калининской, о родной школе, познакомитесь с ее знаменитыми выпускниками. Вас ждут интересные встречи с прошлым нашей малой родины, её жителями, традициями и обычаями донского казачества, с детством, с одноклассниками. Мы Вас ждем в нашем музее истории нашей станицы и нашей школы!
 
 
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Калининская средняя общеобразовательная школа
Цимлянского района, Ростовской области.
Инновационный проект
«Школьный Музей – своими руками»
( школьный музей как результат проектной деятельности)
Автор инновационного проекта:
учитель истории и обществознания,
Галина Геннадьевна Гамаюнова.
станица Калининская.
2012 год.
1. СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
1.1. Обоснование актуальности инновационного проекта
Поиск новых путей эффективной организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях обусловлен тем, что государственная стратегия обеспечения роста конкурентоспособности страны, ее успешного и устойчивого развития требует совершенствования человеческого потенциала, определяемого во многом состоянием системы образования. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
Поэтому в основных политико-правовых документах образовательной политики России – в Национальной доктрине образования до 2025 года ив Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", в числе главных приоритетов выделяется потребность общества в воспитании граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, являющихся носителями гуманистических ценностных ориентаций, обладающих высокой духовно-нравственной культурой.
В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
В рамках Госстандарта нового поколения в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты.
Речь идет, таким образом, о необходимости воспитания в школе Гражданина в самом высоком смысле этого слова.
Гражданско-патриотическое воспитание – является одним из направлений образовательной политики как государственной, так и общественной, в области воспитания подрастающих поколений.
В нашей школе ведётся работа по патриотическому воспитанию молодёжи, ориентированная на учащихся школы. Определены основные пути развития системы патриотического воспитания учащихся, ее основные компоненты, позволяющие формировать готовность служить Отечеству. Одним из направлений нашей работы является музейная педагогика, так как она способствует воспитанию патриотического сознания школьников живущих в Ростовской области.
Школьный музей, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. В разные периоды истории школьные музеи переживали подъемы и спады, их, то признавали главнейшим резервом для развития государственной музейной сети, то боролись с ними как с рассадниками отжившей идеологии. В 2012 году в нашей школе было принято решение о создании школьного комплексно – краеведческого музея.
В здании школы было выделено помещение для музея.
В настоящее время продолжается работа по созданию музея.
Наш проект будет завершён, как только наш музей пройдёт паспортизацию и получит статус музея.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея. Участвуя в поисково-собирательной работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей войны, нашей станицы, донского казачества, школы.
За время своего существования музей уже добился определенных результатов, а школой был накоплен достаточно богатый опыт краеведческой работы:
В фондах музея около 150 экспонатов, более 100 из которых – подлинные;
Создано пять постоянных экспозиций, и регулярно создаются временные;
По экспозициям музея разработано более десяти тематических экскурсий;
Налажено сотрудничество с общественной организацией воинов – интернационалистов «Боевое братство»;
Поддерживаются тесные связи с Советом ветеранов калининского сельского поселения;
Принимаем активное участие в районных краеведческих конференциях: «Всё до подробностей бесценно»
О работе школы по краеведению есть публикации в районной газете «Придонье»;
Но в последнее время возникает проблема: как сделать краеведческую, исследовательско-поисковую работу в школе более интересной и привлекательной для современного подростка. В связи, с чем становится актуальным использование компьютерных технологий в данном направлении.
Разрабатывая инновационный проект «Школьный музей», мы хотим предложить новые формы музейной педагогике.
Данный проект рассчитан на активное применение ИКТ в работе школьного музея и разработки мультимедийной продукции, посвящённой истории нашей станицы Калининской.
1.2. Цель и задачи проекта:
Цель проекта: Модернизация традиционного музейного пространства в современную образовательную среду, способствующую патриотическому и гражданскому воспитанию и повышению интереса учащихся к краеведческой работе посредством применения информационно-коммуникационных технологий.
Задачи проекта:
Обеспечить внедрение современных информационных технологий в работу музея.
Обучить учащихся школы проектной деятельности.
Провести школьный конкурс ученических проектов по краеведению
Организовать презентацию школьного музея.
1.3.Сроки реализации проекта:
Начало –29.11.2012 года.
Завершение – паспортизация и получение статуса музея.
-1 этап – подготовительный – ноябрь – декабрь 2012 года;
1.Разработка нормативных документов.
2.Работа по обобщению имеющегося материала
-2 этап – практический – январь 2013 – май 2014 года;
1. Создание проектной группы и обучение учащихся проектной деятельности.
2.Создание экспозиций музея и экспозиционно-выставочных материалов.
3.Включение школьного комплексно - краеведческого музея в единую локальную сеть школы.
4.Расширение и обновление экспозиций, пополнение фонда музея.
5.Проведение экскурсионно-лекторской и массовой работы для обучающихся, учителей и родителей.
6. Организация презентации школьного музея.
-3 этап – обобщающий – сентябрь 2014 года – паспортизация и получение статуса музея.
1.Анализ результатов и корректировка проекта
2.Обобщение опыта работы
Участники проекта: учащиеся 5-10 классов, родители, жители Калининского сельского поселения, педагогический коллектив и администрация школы.
1.4.Содержание деятельности:
Этапы реализации инновационного проекта Содержание деятельности Промежуточный результат инновационной деятельности
1 этап Подготовительный.
Цель: Создание ресурсной базы для создания школьного музея.
Основные задачи этапа и направления деятельности:
1.Собрать и проанализировать информацию о новых формах деятельности школьных музеев;
2.Разработать и создать проект
«Школьный музей »;
3.Приступить к созданию экспозиций музея;
4.Привлечь внимание общественности к проекту. 1.Изучение нормативно-правовой базы и научно- методической литературы по данной проблеме.
2.Изучение опыта работы школьных музеев Ростовской области и РФ.
3.Изучение современных информационных технологий и применение их в работе музея.
4.Проведение семинаров, собраний с педагогическим коллективом и родительской общественностью.
-Нормативные документы и специальная литература, методические разработки;
-Работа по обобщению имеющегося материала и создание экспозиций музея;
- Сотрудничество с администрацией школы, родительским комитетом, администрацией Калининского сельского поселения и
общественными организациями: «Советом ветеранов войны и труда» Калининского сельского поселения и Цимлянским отделением общественной организации воинов – интернационалистов: «Боевое братство».
2 этап
Практический.
Цель: внедрение современных информационных технологий в работу школьного музея.
Основные задачи этапа и направления деятельности:
1.Создать версию школьного музея.
2.Обучить учащихся школы проектной деятельности.
3.Провести школьный конкурс ученических проектов по краеведению
4.Организовать презентацию школьного музея.
3 этап
Обобщающий.
Цель:
Обобщение и распространение опыта работы по внедрение современных информационных технологий в работу школьного музея. содержание деятельности исполнитель
1.Создание Совета музея. 2012 г.
Администрация школы
2.Создание проектной группы
по созданию музея. 2012г. Руководитель школьного музея и детского объединения «Память» Гамаюнова Г.Г.
3.Проведение консультаций для учащихся по использованию
ИКТ в проектной деятельности По мере
необходи-мостиОбращаться за помощью по мере необходимости к учителю информатики и ИКТ Плега О.Н.
4. Оказание методической помощи учащимся в выборе тематики проектов. В течение всего времени Учителя - предметники и руководители ДО5.Создание картотеки музея. Постоян-нообно-влятьРуководитель школьного музея
Г.Г.Гамаюнова.
6.Создание экспозиций
музея Постоян-ноПроектная группа школьного музея
7.Разработка виртуальных экскурсий Согласно
плану Проектная группа школьного музея
8.Использование возможностей музея на данном этапе (уроки, виртуальные экскурсии). По мере необходи-мостиУчителя предметники, классные руководители.
9.Подготовка презентации школьного музея По заверше-нию работы Руководитель школьного музея и ДО « Память»
Г.Г.Гамаюнова.
10.Презентация музея на ежегодной итоговой конференции школьного коллектива
1.Анализ результатов и корректировка проекта.
2.Обобщение опыта работы.
3.Проведение семинара для общественности «Школьный музей – нашими руками» По заверше-нию работы Проектная группа школьного музея.
Совет музея.
Руководитель музея
Г.Г.Гамаюнова.
1.5.Методы реализации проекта:
Анализ литературы по теме проекта;
изучение современных интерактивных и ИКТ образовательных технологий;
словесный;
проектирование;
проблемно-поисковый;
исследовательско – поисковый;
стимулирование и мотивация интереса к проекту;
наблюдение за практикой учебно-воспитательной деятельности в школе;
социологические опросы, анкетирование, тестирование.
индивидуальные и групповые консультации;
обобщение и анализ опыта работы;
2. РЕСУРСНАЯ БАЗА РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
Наименова-ниеРесурсная база
1. Норматив-но-правоваяКонвенция о правах ребенка, принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 44/25 от 20.11.1989, ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 № 1559-1;
Конституция Российской Федерации 1993 года;
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1;
ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях РФ» от 10.01.2003 N 15-ФЗ
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р;
Национальная доктрина образования в Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 № 751;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010  № Пр-271
План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг., утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», принятая постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795,
Закон РФ «Об общественных объединениях» (от 19 мая 1995 года №82-ФЗ; в редакции федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ);
Приоритетные направления развития российского образования, одобренные на заседании Правительства Российской Федерации 09.12.2004, протокол № 47, раздел I;
Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (до 2016 г.), принятая распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р;
Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999 г. №120–ФЗ);
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 г. №124-ФЗ);
Закон РФ «О дополнительном образовании» от 12.07. 2001 г.;
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 12 марта 2003 г. № 28-51-181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений»
Локальные акты ОУ:
-Положение о порядке предоставления дополнительных образовательных услуг;
- Положение о школьном музее
2. Мотивацио-ннаяОсуществление исследовательско – поисковой деятельности, знания и умения, полученные в результате создания школьного музея
3. Организаци-оннаяФормирование социального заказа на воспитание компетентностного школьника в условиях краеведческой деятельности;
4. Научно-методическая Инновационный проект
Программа дополнительного образования « Активисты школьного музея»
Методические разработки занятий, тематических выставок;
Сценарии уроков мужества, экскурсий.
5. Информаци-оннаяАктуальные вопросы деятельности общественных музеев. \Труды Государственного исторического музея. Вып.52; под общ.ред. А.Б.Закс и Л.Е.Янбых.-М.: 1980.
Богуславский С.Р. Школьный музей-клуб: Книга для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1989.
Борисов Н.С., Дранишников В.В., Иванов П.В., Кацюба Д.В. Методика историко-краеведческой работы в школе /Под ред. Н. С. Борисова. – М., 1982.
Документальные памятники в школьных музеях: выявление, учет, использование. Учебное пособие для студентов вузов. \И.А.Альтман, А.А.Курносов, В.Е.Туманов и др.; Под ред. С.О. Шмидта.-М.:1988.
Зенов А.З. Формы и методы работы краеведческого музея //Педагогический информационно-справочный вестник Оренбуржья. – Оренбург, 1995. – № 25.
Китаев З.И., Терентьева А.О. Общее музееведение. – М.,1967.
Крылова Н.Б. Культура как условие саморазвития личности // Новые ценности образования. – М., 1995. № 2
Маслоу А. Мотивация и личность.– М., 2005
Методика историко-краеведческой работы в школе. – М., 1982.
Музей и школа: Пособие для учителей /Под общ.ред. Т.А. Кудриной. – М., 1985.
Новоселова А.С. Зобачева Р.Д. Музейная педагогика как средство саморазвития личности.– Пермь, 2000.
Новые методы и технологии в школьном дополнительном дополнительномобразовании. -М.,1998.
Огоновская А.С. Актуализация личности учащихся средствами музейнойпедагогигки.// Автореферат на соискание ученой степени кандидатапедагогических наук. – Екатеринбург, 2007.
Основы экскурсоведения: Учебное пособие /Под ред. Б.В. Емельянова. – М., 1985.
Решетников Н.И. Школьный музей и краеведческая работа //Вестник детско-юношеского туризма в России, 1993. – № 5-6.
Свиридова Н.В. Историческое образование школьников средствами музейнойпедагогики// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».– М.,Просвещение, 2005.
СейненскийА.Е.Музей воспитывает юных.– М., 1988.
Сейненский А.Е. Родной край: В помощь педагогу-краеведу. – М., 1994
Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе. – М., 1987.
Столяров Б.А. Музейная педагогика: история, теория, практика. – М., 2003.
Туманов В.Е. «Школьный музей». Методическое пособие. М.: ЦДЮТиК, 2003, изд. второе, исправленное.
Школьные музеи. Из опыта работы /Под ред. В.Н. Столетова, М.П. Кашина. – М., 1977.
Школьные музеи. Из опыта работы /Сост. А.Е. Сейненский. – М., 1977.
Школьные музеи. Сб. документов. -М., 1987.
Шляхтина Л.Ф.; Фокин С.В. Основы музейного дела: Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов. - СПб.,2000.
Элькин Г. К., Огризко 3. А. Школьный музей: Пособие для учителей. – М., 1972.
Интернет поддержка сайта всероссийского объединения школьных музеев в Интернете «Стоик»: www.npstoik.ru6. Материаль-но-техничес-каяМузыкальный центр;
Проектор и экран (временное использование);
Фотоархив школьного музея,
Результаты поисково-исследовательской деятельности
школьников (исследовательские работы,
презентации, доклады),
Музейные экспонаты и мини-выставки,
Технические средства оснащения
(компьютер, фотоаппарат),
Выход в сеть Internet.
7. Кадровая
Руководитель школьного музея, руководители ДОУчителя – предметники, классные руководители
3. ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА И МЕХАНИЗМЫ ИХ МИНИМИЗАЦИИ
Наименование риска Анализ причин его возникновения Механизмы минимизации
1. Отсутствие руководителя музея Отсутствие поддержки в этом вопросе со стороны администрации. Проведение обучающих семинаров
поддержка и внимание в этой проблеме администрации;
система материального стимулирования. Установление компенсационных доплат и стимулирующих надбавок за организацию работы со школьными музеями
2. Отсутствие мотивации у учащихся в занятии краеведческой, исследовательско – поисковой работой Отсутствие системы работы в этом направлении в учебном заведении. Активизация деятельности объединений, пропаганда краеведческой, исследовательско – поисковой работой, создание ситуации успеха.
3.Отсутствие финансирования музея. -Отсутствие спонсоров.
-Недофинансирование по статьям на пополнение материальной базы, обеспечивающей учебно-воспитательный процесс
-Нехватка помещений.
-Старение компьютерной техники. Привлечение средств из внебюджетных источников.
Получение дополнительных средств финансирования.
5. Взаимодействие с социальными партнёрами Нарушение связей по субъективным и объективным причинам Укрепление связей за счёт создания и реализации программ взаимовыгодного сотрудничества
4.УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ И ПЕРСПЕКТИВА ЕГО РАЗВИТИЯ
Школа уже имеет определенный опыт управления краеведческой работой. Руководит этим направлением деятельности Совет музея, в состав которого входят не только члены педагогического коллектива и учащиеся школы, но и родители, и представители социума.
Для реализации проекта в школе есть главное: положительная мотивация педагогического коллектива, 80% которого прошли подготовку по программе курсовой подготовки «Информационные технологии в образовательном процессе», богатый опыт краеведческой работы и наличие музея.
5.ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Сохранение краеведческого направления как основного в воспитательной работе школы и повышение уровня ИКТ- компетентности членов школьного коллектива.
Разработка модели гражданско-патриотического, социального воспитания учащихся на основе деятельности школьного музея.
Повышение интереса учащихся к изучению истории своего учреждения, района, города, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране, через систему творческого участия в деятельности музея.
Повышение эффективности работы школьных музеев за счет использования инновационных форм и методов для решения воспитательных задач ОУ.
Организация взаимодействия ОУ с музеями в целях создания единого воспитательного и образовательного пространства.
Освоение учащимися приемов музейной, проектной и ИКТ деятельности.
Расширение возможностей школьных музеев за счет социального партнерства с музеями других образовательных учреждений, Цимлянским краеведческим городским музеем, образовательными учреждениями, советом ветеранов и другими организациями.
Расширение информационного пространства деятельности школьного музея путем сотрудничества с образовательными учреждениями, отделом образования и культуры.
Создание электронной базы о наиболее ценных экспонатах школьных музеев.
Презентация итоговых материалов проекта в интернете и СМИ.
6.КРИИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЕКТА
Позитивная динамика в общественном признании образовательного и воспитательного потенциала школьных музеев.
Рост интереса учащихся к изучению истории своего учреждения, района, города, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране.
Рост числа детей, посещающих школьные музеи, использующих фонды музея для подготовки рефератов, творческих работ, заданий по предметам школьной программы.
Рост количества учителей, использующих возможности музея для проведения уроков по программе школьных предметов, классных часов, других мероприятий воспитательного характера.
Повышение профессионализма руководителей школьных музеев (степень участия специалистов школьных музеев в научно-просветительских мероприятиях района, города, проведение мероприятий на базе своего музея для обмена опытом работы).
Рост числа руководителей школьных музеев, использующих ИКТ.
Достижение учащимися своего личностного успеха в музейном деле.
7.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
Создание сайта школьных музеев в районе.
Благодаря Internet-ресурсам появляется найти единомышленников, установить связи с другими музеями, оперативно обмениваться опытом.
Использование электронного формата даст возможность делать выставки и тематические экскурсии более доступными и мобильными, позволит заинтересовать и познакомить с ними широкий круг людей.
Данный проект может быть реализован не только в нашей школе, но и в любой другой, где есть заинтересованность краеведческой работой и творчество.
Материалы проекта могут использоваться для расширения дополнительного образования учащихся, при создании новых школьных музеев, а также в качестве дополнительного информационного источника при подготовке учебных занятий с использованием региональной программы «Краеведение» для школ Ростовской области.
Библиографический список
Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. \Труды Государственного исторического музея. Вып.52; под общ.ред. А.Б.Закс и Л.Е.Янбых.-М.: 1980.
Богуславский С.Р. Школьный музей-клуб: Книга для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1989.
Борисов Н.С., Дранишников В.В., Иванов П.В., Кацюба Д.В. Методика историко-краеведческой работы в школе /Под ред. Н. С. Борисова. – М., 1982.
Документальные памятники в школьных музеях: выявление, учет, использование. Учебное пособие для студентов вузов. \И.А.Альтман, А.А.Курносов, В.Е.Туманов и др.; Под ред. С.О. Шмидта.-М.:1988.
Зенов А.З. Формы и методы работы краеведческого музея //Педагогический информационно-справочный вестник Оренбуржья. – Оренбург, 1995. – № 25.
Китаев З.И., Терентьева А.О. Общее музееведение. – М.,1967.
Крылова Н.Б. Культура как условие саморазвития личности // Новые ценности образования. – М., 1995. № 2
Маслоу А. Мотивация и личность.– М., 2005
Методика историко-краеведческой работы в школе. – М., 1982.
Музей и школа: Пособие для учителей /Под общ.ред. Т.А. Кудриной. – М., 1985.
Новоселова А.С. Зобачева Р.Д. Музейная педагогика как средство саморазвития личности.– Пермь, 2000.
Новые методы и технологии в школьном дополнительном дополнительномобразовании. -М.,1998.
Огоновская А.С. Актуализация личности учащихся средствами музейнойпедагогигки.// Автореферат на соискание ученой степени кандидатапедагогических наук. – Екатеринбург, 2007.
Основы экскурсоведения: Учебное пособие /Под ред. Б.В. Емельянова. – М., 1985.
Решетников Н.И. Школьный музей и краеведческая работа //Вестник детско-юношеского туризма в России, 1993. – № 5-6.
Свиридова Н.В. Историческое образование школьников средствами музейнойпедагогики// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».– М.,Просвещение, 2005.
СейненскийА.Е.Музей воспитывает юных.– М., 1988.
Сейненский А.Е. Родной край: В помощь педагогу-краеведу. – М., 1994
Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе. – М., 1987.
Столяров Б.А. Музейная педагогика: история, теория, практика. – М., 2003.
Туманов В.Е. «Школьный музей». Методическое пособие. М.: ЦДЮТиК, 2003, изд. второе, исправленное.
Школьные музеи. Из опыта работы /Под ред. В.Н. Столетова, М.П. Кашина. – М., 1977.
Школьные музеи. Из опыта работы /Сост. А.Е. Сейненский. – М., 1977.
Школьные музеи. Сб. документов. -М., 1987.
Шляхтина Л.Ф.; Фокин С.В. Основы музейного дела: Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов. - СПб.,2000.
Элькин Г. К., Огризко 3. А. Школьный музей: Пособие для учителей. – М., 1972.
Интернет поддержка сайта всероссийского объединения школьных музеев в Интернете «Стоик»: www.npstoik.ruПриложение №1
Приложение к письму Минобразования России
от 12.03.2003 № 28-51-181/16
 
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О МУЗЕЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ)
 
1.Общие положения
1.1. Школьный музей (далее  музей)  обобщающее название музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений Российской Федерации независимо от формы собственности и действующих на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», а в части учета и хранения фондов  Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».
1.2. Музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся.
1.3. Профиль и функции музея определяются задачами образовательного учреждения.
2.Основные понятия
2.1. Профиль музея  специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.
2.2. Музейный предмет  памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.
2.3. Музейное собрание  научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.
2.4. Комплектование музейных фондов  деятельность музея по выявлению, сбору, учету и описанию музейных предметов.
2.5. Книга поступлений  основной документ учета музейных предметов.
2.6 Экспозиция  выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).
3.Организация и деятельность школьного музея
3.1. Организация музея в образовательном учреждении является, как правило, результатом краеведческой работы обучающихся и педагогов. Создается музей по инициативе педагогов, обучающихся, родителей, общественности.
3.2. Учредителем школьного музея является образовательное учреждение, в котором организуется музей. Учредительным документом музея является приказ о его организации, издаваемый руководителем образовательного учреждения, в котором находится музей.
3.3. Деятельность музея регламентируется уставом (положением), утверждаемым руководителем данного образовательного учреждения.
3.4. Обязательные условия для создания школьного музея:
музейный актив из числа обучающихся и педагогов;
собранные и зарегистрированные в книге поступлений музейные предметы;
помещения и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;
музейная экспозиция;
устав (положение) музея, утверждённый руководителем образовательного учреждения.
3.5.Учет и регистрация музеев осуществляются в соответствии с инструкцией о паспортизации музеев образовательных учреждений, утверждаемой Министерством образования РФ.
4.Функции музея
4.1. Основными функциями музея являются:
документирование памятников природы, истории и культуры родного края;
осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;
организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом;
развитие детского самоуправления.
 5.Учет и обеспечение сохранности фондов школьного музея
5.1.Учет музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:
учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в книге поступлений музея;
учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т. д.) осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.
5.2. Закрепление музейных предметов и музейных коллекций в собственность образовательного учреждения производится собственником в соответствии с законодательством Российской Федерации на праве оперативного управления.
5.3. Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель образовательного учреждения.
5.4. Хранение в музеях взрывоопасных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.
5.5. Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
5.6. Музейные предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем, должны быть переданы на хранение в ближайший или профильный государственный музей, архив.
6.Руководство деятельностью школьного музея
6.1. Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель образовательного учреждения.
6.2. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначенный приказом по образовательному учреждению.
6.3. Текущую работу музея осуществляет совет музея.
6.4. В целях оказания помощи школьному музею может быть организован совет содействия или попечительский совет.
 7.Реорганизация (ликвидация) школьного музея
Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций решается учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.