Творческий проект Комплект бижутерии Иней


Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»


Проектант: Макарова Олеся,10 лет
обучающаяся объединения «Мастерица»
Руководитель проекта: Линник Елена Викторовна,
педагог дополнительного образования
МОУ ДОД «Центр детского творчества»,

Надым, 2013
Паспорт проектной работы
1. Комплект бижутерии «Иней».
2. Руководитель проекта – Линник Елена Викторовна, педагог дополнительного образования Центра детского творчества.
3. Проект проводился в рамках модифицированной образовательной программы «Обучение изготовлению вязаной игрушки. Бисероплетение».
Раздел «Познаем, фантазируем, мастерим».
Предмет – бисероплетение.
4. Возраст учащегося – 11лет.
5. Проектант: Макарова Олеся.
6. Тип проекта:
по доминирующему методу – творческий;
по типу объекта проектирования - морфологический (проектирование вещей);
по характеру результата - продукционный;
по количеству участников – индивидуальный;
по продолжительности выполнения – краткосрочный7. Цели и задачи проекта:
Цель: создание оригинального украшения из бисера для выпускного бала.
Задачи:
- ознакомление с историей рукоделия бисерных изделий и украшений;
- исследование процесса изготовления декоративного бисерного изделия;
- исследование видов плетения;
- подбор материала для выбранного изделия;
- описание последовательности изготовления выбранного изделия.
8. Инструменты и материалы: специальная литература, бисерные иглы, мелкий бисер двух цветов, ножницы, шелковая нитка, замок – застежка, швензы.
9. Предполагаемый продукт: бисерное украшение «Иней».
Этапы работы над проектом:
Подготовительный
- обоснование возникшей проблемы и потребность;
- определение конкретной задачи и ее формулировка;
- звездочка обдумывания;
- дизайн – спецификация;
- изучение специальной литературы и интернет – материалов;
- история бисерного рукоделия;
- возможные варианты изделий и их оценка, выбор лучшей идеи;
- исследование и обдумывание видов плетения;
- исследование и выбор материала для плетения колье и серег;
- разбор схем, описание изготовления изделия;
- выбор инструментов и принадлежностей;
- предварительная себестоимость изделия;
Технологический этап
- технологический процесс выполнения изделия;
- технологическая карта;
- правила техники безопасности при выполнении творческого проекта.
Заключительный этап
- экологическое обоснование;
- экономическое обоснование;
- самооценка проделанной работы;
- рекламный проект изделия.
Подготовительный этап
Обоснование возникшей проблемы и потребность
На занятиях в учебном объединении, проходя раздел программы «Познаем, фантазируем, мастерим», знакомясь с различными техниками плетения, мне захотелось применить полученные знания на практике, изготовить бисерное украшение. Тема моей проектной работы: комплект бижутерии «Иней». Целью этой работы является изготовление украшения для выпускного бала.
Почему я выбрала именно бижутерию, потому что мне очень нравится изготавливать украшения. Мною были проведены следующие исследования: процесс изготовления колье, подбор формы и цвета бисера, подсчет количества материала для данной работы. В этом колье используется плетение цепочки «квадрат» и подплетение веточек по схеме. Я считаю, что все изделия из бисера ценятся дорого, эксклюзивны, одни из самых красивых и дорогих для души поделок.
Определение конкретной задачи и ее формулировка
Целью моего проекта является создание оригинального бисерного украшения.
В своей работе я постаралась решить следующие задачи:
- исследование видов плетения;
- подбор материала для выбранного изделия;
- описание последовательности изготовления выбранного изделия;
- изготовление комплекта - колье и серьги «Иней»;
- определение себестоимости данного изделия.
Для написания проекта мне понадобились знания из области математики – подсчеты денежных средств и расхода материалов; наглядной геометрии – для составления схемы; изобразительного искусства – декоративное усовершенствование колье; русского языка и литературы - чтение специальной литературы при написании проекта; информатики – работа с интернет – ресурсами
Звездочка обдумывания
Назначение
Целесообразность

Долговечность


Комплект бижутерии «Иней»

Экономичность

Функциональность

Эстетичность

Материалы и инструменты


Себестоимость


Посильность
Технология изготовления
Охрана труда

Дизайн спецификация
Охрана труда: соблюдение правил ТБ, гигиены, санитарии, организация рабочего места

Способ производства: учебное объединение «Мастерица»

Длина колье: 45см.
Длина сережек: 5см

Комплект бижутерии «Иней»
Основные параметры: дополнение к одежде

Назначение: украшение

Стиль: бисероплетение
Потребность: личная

Самооценка

Материал: мелкий бисер 2х цветов, шелковые нитки, швензы, застежка

Себестоимость


Инструменты: бисерные иглы, ножницы
Технология изготовления: плетение цепочки, подплетение веточек

История бисерного рукоделия
История бисера уходит в далёкое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времён. Стеклянные бусины – непосредственные предшественники бисера – украшали одежду древнеегипетских фараонов. Кочевые племена сарматов и скифов ещё за несколько столетий до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную бисером. Маленькие стеклянные шарики украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах, а также шаровары, пояса и головные уборы. Не обойдён вниманием бисер и на Руси. Первые сведения о его использовании в декорировании одежды относятся к 9 – 12 вв. Этим же периодом датируются и захоронения на территории Латвии, в которых были найдены матерчатые венцы, украшенные бронзовыми спиральками и бисером.
На протяжении нескольких столетий центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. До этого его изготовляли в стеклодельных мастерских Германии и Галлии, из этих мест оно перекочевало в Византию, а уже из Византии пришло в Венецию. Центром производства венецианского стекла стал остров Мурано.
Первая попытка создать производство бисера в России относится к концу 17 века. В 1670-1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по его изготовлению. Но наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус продолжали ввозить из-за границы. Его закупки постоянно росли: если в 1748 году в страну было ввезено 472 пуда бисера, то спустя четыре года уже 2126 пудов. Однако дефицит на бисер всё равно оставался значительный. Поэтому М.В.Ломоносов, в совершенстве владевший техникой изготовления смальты – цветного непрозрачного стекла, решил расширить в России ещё одно направление стеклоделания – изготовление бисера.
По указу Сената ему была предоставлена безвозмездная ссуда и земля. Фабрика была организована в 1754 году в Усть-Рудицах. Ломоносов постоянно совершенствовал технологию изготовления бисера, разрабатывал новое оборудование. Фабрика просуществовала до 1670 года, но после смерти Ломоносова её закрыли.
Во второй половине 19 века, в основном на территории Подмосковья, возникло множество мелких стеклодельных мастерских, в которых изготовляли бисер. Но продукция кустарей была очень низкого качества, она не могла удовлетворить спрос на этот материал. Только в 1883 году в Одессе открылась стеклярусная фабрика Ронигера, где было налажено изготовление качественной, конкурентоспособной продукции.
Искусство изготовления изделий из бисера – одно из самых загадочных и интересных. Интерес к этому виду творчества в разное время то резко возрастал, то исчезал практически полностью. Так, например, в середине 19 века мало кто интересовался изделиями из бисера. В конце 19 – начале 20 века бисер стал необыкновенно популярен, и вещи, сделанные из него, можно было встретить повсюду: им оплетали сосуды и пасхальные яйца, из него плели бахрому, которой украшали абажуры, занавеси и скатерти, им обшивали детали платьев и накидок. Украшения из бисера с удовольствием носили и городские модницы, и простые деревенские девушки.
В России мастеров бисероплетения готовили не только в сельских кустарных мастерских, но и в Петербургской школе народного искусства, и школах художественных рукоделий многих губерний России. После революции все школы и мастерские были закрыты. Конечно, оставались мастера, умеющие и любящие создавать из бисера прекрасные изделия, но большинство людей не знали или забыли о существовании такого вида искусства. В середине 20 века казалось, что оно ушло в прошлое, но начиная с 70-х годов, бисероплетение стало потихоньку возрождаться. В 90-е годы 20 века оно уже было одним из самых любимых и популярных народных промыслов.
Сегодня искусство изготовления изделий из бисера обрело новую жизнь. Многие мастера, следуя народным традициям, создают украшения и аксессуары новых форм и расцветок. Это разнообразные цепочки, шейные украшения, пояса, браслеты, сумочки, кошельки, чехлы для мобильных телефонов и т.д. Изделия из бисера всегда оригинальны и элегантны.
Я очень люблю работать с бисером, он не дорог и вполне доступен, поэтому я изготавливаю для себя как цветы из бисера, стекляруса, пайеток, для украшения интерьера, так и модные украшения и аксессуары. Украшения из бисера стало очень модным. Перед тем как приступить к выполнению украшения из бисера, мы с педагогом просмотрели много книг, иллюстраций с изготовлением украшений, и по сложности выполнения для меня остановились на одном из них.
Возможные варианты изделий, выбор лучшей идеи
Для того, чтобы выбрать себе бисерное украшение я рассмотрела несколько вариантов украшений. Так как я только научилась некоторым приемам бисероплетения, для своего проекта выбрала несложное в исполнении украшение – колье «Иней». Техника плетения такого колье проста. Затрата материала минимальная. Но по своему эстетическому оформлению оно ничуть не уступает другим сложным и трудоемким изделиям. По своему цветовому решению колье оригинально, так как может подойти к любой одежде. Оно не слишком яркое и броское, а наоборот нежное. Просмотрев ряд украшений, я остановилась на 9 образце, только вместо большой белой бусины я буду вставлять бисерину черного цвета. Это колье не очень трудоемкое в исполнении и оригинальное.
Выбор вариантов украшений


образец 1 образец 2 образец 3

образец 4 образец 5 образец 6

образец 7 образец 8 образец 9
Исследование и выбор видов плетения цепочек
Цепочка в пол ромба
Цепочка
«зиг-заг»

Цепочка в «квадрат»



Цепочка «колечко»
Цепочка «змейка»
Виды плетения
цепочек


Цепочка «цветы»
Цепочка «восьмёрка»

Для того, чтобы выбрать способ изготовления цепочки основы я просмотрела очень много схем и остановилась на цепочке «квадрат».
Исследование и выбор материала для плетения
Таблица №1
№ Материал Свойства Итого
Эстетичность Трудоемкость в работе Легкость в изготовлении Небольшая стоимость оригинальность Доступность материалов 1 бисер мелкие шарики + - + - + - 3
цилиндрики + - + - - - 2
многогранники из стекла + - + - + - 3
многогранники из металла + - + - + - 3
многогранники из пластмассы или кости (до 2 мм) со сквозными отверстиями для низания + - + - + - 3
круглый диаметр 10мм + - + + + + 5
2 Стеклярус рубка (короткие трубочки) + + - - - + 3
косая рубка + + - - + - 3
Богемский(граненый) + + - - + - 3
«новый дизайн» (отверстие не по центру, а смещено) + + - - + - 3
обычный длинный - + - + - + 3
- витой + - - - + - 2
Гранёный
+ + - - + - 3
3 Бусины
кристаллы (граненые бусины) + - + - + - 3
рис (вытянутые бусины) + - + + + - 4
хрустальные (из камней и янтаря, неправильной формы) + - + - + - 3
«жемчуг» (с перламутровым покрытием) + - + - + - 3
Вывод – по результатам исследования наибольшее количество баллов получил мелкий бисер, с ним проще всего работать, он по стоимости выгоднее, чем весь остальной и подходит для моего изделия.
Исследование нитей
Таблица №2

Нитки свойства Итого
Доступность Прочность Небольшая стоимость 1 толстые + + - 2
2 из синтетических волокон - + - 1
3 из натуральных волокон + - + 2
4 армированные с лавсаном + + + 3
5 Леска + + - 2
Вывод: исследуя нитки, большее количество баллов получила армированная нить с лавсаном, так как она сочетает в себе достоинства натуральных волокон и прочность синтетики. Толстые нити прочны и упруги, но плохи тем, что они при плетении сильно заметны изделие смотрится грубовато. Нити из синтетических волокон долго сохраняют прочность, красивы, но не упруги. Нити из натуральных волокон приятны в работе, не скользят, но недостаточно прочны и долговечны. Леска прочна, прозрачна, но не очень упруга, легко коробится особенно для колье она не подходит, так как все изделие будет не лежать на шее, а торчать.
Исследование ювелирной фурнитуры - застёжки и карабины для колье и браслетов
Таблица №3

Застежки для колье свойства Итого
Доступность Удобство застежки Прочность Небольшая стоимость 1 овальные пружинные - - + - 1
2 круглые пружинные - - + - 1
3 кнопочные - + - - 1
4 винтовые + + + + 4
5 раздвижные (коробчатые) + - + - 2
6 замки Картье- - + - 1
Для сережек 1 застёжки для клипс - - - + 1
2 пуссеты (гвоздики) + + + + 4
3 швензы (дужки) - + + - 2
4 креолы (разомкнутые кольца с замочком) - + + - 2
Вывод: исследуя ювелирную фурнитуру, мне подошла по стоимости, качеству, доступности – винтовая застежка, а для сережек я выбрала пуссеты, так как они мне понравились больше всего.
Инструменты и принадлежности
Для создания комплекта «Иней» понадобятся: бисерные иглы (тонкие, проходящие через отверстия в бусинках), ножницы, зажигалка. Предварительная себестоимость изделия
№ Наименование используемого материала Цена (руб) Расход материалов на изделие Затрата (руб)
1 Мелкий бисер:
Белый
Черный 10.00
10.00 1 пакетик 10 грамм
1 пакетик 10 грамм 10.00
10.00
4 Шелковые нитки 50.00 1 катушка 50
5 Застежка
Пуссеты (гвоздики) 10.00
20.00 1 штука
1 комплект 10
20
6 Бисерные иглы 4.00 2 штуки 8
Итого: 108рублей
Технологический этап
Технологический процесс выполнения бисерного украшения

Подплетение веточек по схеме с другой стороны. Закрепление второй части застежки.
Закрепить нить
На нить от пуссеты набирается бисер нужной длины. Плетется 3 веточки
Определение центра цепочки. Подплетение веточек по схеме с одной стороны
Закрепление застежки. Плетение цепочки «квадрат»
К пуссете подвязать нить
Сережки
Колье

Технология изготовления изделия
№ Описание работы Графическое изображение Инструменты и приспособления
1 Колье «Иней»
Перед тем как приступить к плетению цепочки, необходимо пришить, т.е закрепить застежку, так чтобы она была крепко закреплена. После этого приступить к изготовлению цепочки «в крестик». Есть два способа изготовления данной цепочки в одну иглу и в две. Для себя я выбрала второй способ. Набираем 4 бисеринки, проходим иглой через 1-ю, образуется кольцо. Затем на левую иглу набираем большое количество бисера, 20-30 шт, на правую иглу набираем по одной бисеринке и протягиваем правую нить через каждую 2-ю бисеринку из набранных на левую, чтобы нити из бисера –связки проходили в разные стороны. Продолжать плетение до нужного размера. Плетем квадраты туго, время от времени натягивая одновременно правую и левую нити, чем и достигается плотность плетения. Когда будет сплетена вся цепочка, пришиваем вторую часть застежки. Готово. Теперь приступаем к плетению веточек
Замок – застежка, иголка для бисера,
ножницы
2 Начинать подплетение веточек удобнее с центра цепочки. Это две бисерины двух рядом находящихся квадратов в середине цепочки, между которыми и будет подплетена самая длинная веточка колье
После выполнения центральной веточки пропустить одну нижнюю (выступающую из квадрата) бисеринку цепочки и между следующими двумя выступающими из квадрата бисеринками подплести вторую ветвь, которая короче центральной ветви, и т.д. После выполнения подплетения всех веточек в одну сторону (до веточки длиной в 10 бисеринок) снова возвратиться к центральной и от нее выполнить все веточки аналогично в другую сторону. Иголка для бисера,
ножницы
3 Плетение веточек:
1-я веточка (центральная):28 бисеринок белого цвета, 1 черная бисерина, 1 бисеринка белая (из нее игла возвращается в черную бисерину и через 5 белых, так он закрепляется на нити), далее набираем 3 бис. белого цвета 1 черного и 1 белого и возвращаемся через черную и 8 белых вверх и т.д до тех пор пока не останется набранных бисеринок.затем перейти по бисеринкам цепочки через 1 крестик и преступить к выполнению 2 веточки и т.д.
2-я веточка: 26 бисеринок, 1 черная бисерина, 1 белая бисеринка.
3-я веточка:24 бисеринки, 1 рис, 1 бисеринка.
4-я веточка:22 бисеринки, 1 рис, 1 бисеринка.
5-я веточка:20 бисеринки, 1 рис, 1 бисеринка
6-я веточка:18 бисеринки, 1 рис, 1 бисеринка
7-я веточка:16 бисеринки, 1 рис, 1 бисеринка
8-я веточка:14 бисеринки, 1 рис, 1 бисеринка
9-я веточка:12 бисеринки, 1 рис, 1 бисеринка.
10-я веточка:10 бисеринки, 1 рис, 1 бисеринка.
От первой, центральной, веточки влево и вправо должно располагаться одинаковое количество веточек, в данной схеме по 10, общее количество веточек – 21.
Длина и количество веточек могут меняться. Их может быть 7(только в центре) или, наоборот, значительно больше, и они будут расположены до самой застежки колье.



Иголка для бисера,
ножницы
4 Серьги «Иней»
К швензе (застежке серег) подвязывают бусинку того же цвета, что и изделие, но с большим отверстием (если ее нет, то металлическое колечко), так как серьги состоят из 3 или 5 веточек и все их нити должны пройти через это отверстие.
На нить от швензы набираем бусинку с большим отверстием, нанизываем на первую нить 29 бисеринок белого цвета, 1 черную бисеринку, 1 белую бисеринку и продолжаем плести так же как и колье. Каждая веточка должна быть короче предыдущей на 4 бисеринки. Все ветви разной длины.
Внимание! Боковые фрагменты чередуются через 4 бисеринки основного стержня веточки.
Иголка для бисера,
ножницы, пуссетыСоветы:
Рабочее место должно быть удобным, хорошо освещенным. Работать лучше на ровной поверхности, салфетке или лотке для работы с бисером;
Во время низания изделие находится в левой руке, а пальцы правой ведут рабочую нить. Бисерины должны не провисать на нитках, а плотно ложиться друг к другу. В то же время не следует слишком затягивать нить, чтобы изделие не морщилось;
Для удлинения рабочей нити новую нить протягивают через несколько ранее нанизанных звеньев, делают 1- 2 закрепительных узелка и продолжают работу. Закрепляя предыдущую нить, достаточно проплести несколько готовых звеньев в обратном порядке, сделать закрепительный узелок и обрезать.
Правила техники безопасности и личной гигиены
Перед тем как приступить к работе, нужно убрать волосы с глаз;
Передавать и класть ножницы только с сомкнутыми концами;
Не махать руками, когда в них находится иголка, ножницы;
Умение организовать свое рабочее место.
Заключительный этап
Экологическое обоснование проекта
Изготовление изделий из бисера – экологически чистое производство;
При работе с бисером, нитками не выделяются вредные вещества;
Нет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
Вывод: из этого следует, что бисероплетение является экологически чистым и не приносит вреда здоровью человеку, не загрязняет окружающую среду.
Экономическое обоснование проекта
Изготовив бисерное украшение, я провела полный расчет себестоимости изделия:
Расход материальных затрат: предварительный расчет материальных затрат составил Ц = 108 рублей.
Расход электроэнергии: расход электроэнергии я не считала, так как работала в объединении в дневное время.
Расход на оплату труда: такой профессии как бисероплетение нет. Это мое хобби, и каждый человек, увлеченный этим видом искусства, работает в свое удовольствие. Украшения из бисера ценятся очень дорого, так как это кропотливый и трудоемкий труд. А так как я изготовила его самостоятельно, оно обошлось мне очень дешево.
Полная себестоимость: составила 108 рублей.
Вывод: я изготовила бисерное украшение «Иней» своими руками и работала в свое удовольствие. Это гораздо дешевле готового изделия. К тому же, вещи, сделанные своими руками, хранят тепло приятных часов, которые я провела за этой работой. Оцениваю свое изделие как эксклюзив, который не встретишь в магазине и не купишь на рынке. Цветовое решение можно выбрать любое и бисер с бусинами подобрать по своему вкусу. Здесь можно включать свое воображение и фантазию. Затраты на электричество я не считала, так как работала в дневное время в объединении.
Самооценка полученного результата
Результатом моего труда будет готовое изделие – колье и серьги «Иней», они предназначены в качестве аксессуаров к выпускному платью. Это будет украшение, которое я изготовила сама, своими руками. Цветовую гамму решила сделать бело – черной, так как мне очень нравится это сочетание цветов, и оно подойдет не только к этому платью, но и ко многим другим вещам. Это сочетание подчеркнет мою изысканность, строгость и красоту. Знания, которые я получала на занятиях в объединении, были необходимы для выполнения этой работы. Я думаю, что такие изделия нужны для каждой стильной девочки, девушки, женщины. Я довольна своим результатом и думаю, что многие захотят изготовить такое же изделие или, по крайней мере, иметь его в своих шкатулках.
Умелец может сделать из железки,
Из камня, дерева – шедевры красоты.
Из разноцветья бисера и лески,
Как в сказке, чудеса творишь и ты.
Я прикасаюсь к броши осторожно,
Она чарует и ласкает взор.
Представить трудно, как это возможно
Создать невиданной красы узор.
Как результат терпенья и уменья –
Изящество, и цвета чистота,
И совершенство формы… Нет сомненья,
Наш мир спасут талант и красота.


Рекламный проект


Изготовлю
Быстро
качественно
недорого



Литература
Елена Вирко «Стильный бисер». – М.:Изд-во Эксмо;Донецк: Изд – во СКИФ,2006. – 64с.
Людмила Аполозова «Бисероплетение». – «Культура и традиции»,2002.-111с.
Эвелина Тимченко «Энциклопедия бисерного рукоделия». – Смоленск: Русич, 2007.- 224с.
Интернет ресурсы
http://stranamasterov.ru/node/337112 http://stranamasterov.ru/node/322634
http://stranamasterov.ru/node/238647
http://vk.com/photo-7737763_294493924
http://vk.com/club1586000?z=album-1586000_91973439