Статья по Теории и методике Физической культуры и спорта

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И СПОРТ В ЛЕТНЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ.
Виталий Андреевич Черный
Каха Автандилович Джикия
Лесосибирский педагогический институт – филиал ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»

Аннотация: в статье представлены результаты исследования основных методов и форм физического воспитания в летних оздоровительных детских лагерях.
Ключевые слова: физическое воспитание, игровой метод, соревновательный метод, детский летний лагерь.
Физическое воспитание в оздоровительном лагере имеет специфические особенности, обусловленные сравнительно коротким периодом пребыванием в лагере, разнообразием контингента детей по возрасту, состоянию здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности. Эти особенности следует учитывать при организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.
Работа по физическому воспитанию в оздоровительном лагере должна способствовать формированию у детей морально-волевых качеств, чувства патриотизма, также осознание необходимости здорового образа жизни, что на сегодняшний день важнее, чем непосредственный оздоровительный эффект всех мероприятий лагерной смены [5].
Основными методами физического воспитания в лагере являются игровой и соревновательный метод. Основными формами работы по физическому воспитанию детей в лагерях отдыха являются: ежедневная утренняя гимнастика (бег, общеразвивающие упражнения); коррекционная гимнастика, закаливающие процедуры, занятия плаванием, спортивные и подвижные игры, прогулки и походы с играми на местности, развлечения на игровых площадках; специализированные спортивные праздники.
Стоить отметить, что в этих праздниках должны принимать участие все дети, находящиеся в летнем лагере, чтобы эти мероприятия всем требованиям и интересам детей, так же при подведении итогов должно проводиться награждение, что является своеобразным стимулом к привлечению детей к занятиям физической культурой [5].
Формы физического воспитания в детском лагере.
На основе долголетнего опыта в области организации летних оздоровительных детских лагерей, появилась четко выраженная система в организации физического воспитания в них:
Физкультурные мероприятия в режиме дня. Эти мероприятия проходят ежедневно и обязательны для всех детей в лагере, к ним относится утренняя гимнастика и т. д.
Отрядная физкультурная работа. Сюда входят отрядные занятия физической культурой и спортом, сборы отрядов с физкультурной тематикой, прогулки, экскурсии, походы и игры на местности.
Массовая спортивная работа. Сюда входят спортивные игры (спортивные конкурсы, соревнования по различным видам спорта), соревнования по многоборьям, турниры по настольному теннису, бадминтону, шахматам, шашкам, товарищеские встречи, спартакиады.
Учебно-тренировочные занятия (кружки, секции), команд по разным видам спорта. В период летних каникул дети, занимающиеся в спортивных школах и в школьных секциях, нередко должны временно прерывать занятия. Под руководством инструктора по физической культуре, вожатых для них организуются спортивные секции, кружки, в которые, несомненно, могут войти и физически подготовленные ребята.
Общественно полезные формы труда. Большинство лагерей выезжает ежегодно на одно и то же место. С годами такие лагеря имеют возможность подготовить комплекс спортивных площадок, сооружений, спортивный инвентарь. Много приходится делать самим школьникам. И в том, что они принимают участие в строительстве и разметке площадок, ремонте инвентаря, есть неоспоримая польза.
Агитационно-пропагандистская работа. Детям полезно знать: о пользе систематических занятий физическими упражнениями, о пользе утренней гимнастики, о лучших спортсменах, об Олимпийских играх, о спортивных событиях в лагере, стране и мире, о новых рекордах, о видах спорта и т. д. [1].
Методы организации физического воспитания в детском лагере.
Основными методическими особенностями игрового метода являются:
Игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества;
Наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;
Широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;
Соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность воспитателю целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;
Присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у детей устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к занятиям физической культурой и спортом [3].
Соревновательный метод  это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться [2].
Задачи соревновательного метода:
стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
выявлять и оценивать качество владения двигательными действиям
обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
содействовать воспитанию волевых качеств.
Периодически в летних детских лагерях проводятся «Олимпийские игры», чтобы совместить игровые и спортивные игры. Каждый отряд в эту смену представляет сборную команду. Коллектив вожатых и сотрудников лагеря также выступает на Играх отдельной командой.
Иногда при планировании «Олимпийских игр» в лагере, 24–х дневная лагерная смена делится на четыре цикла (шестидневных недель):
предолимпийская неделя (за это время дети знакомятся со спортивными площадками лагеря, создают свои команды, выбирают название, честь которой они будут защищать на Играх, готовятся к церемонии открытия Игр);
неделя легкой атлетики. Это самый популярный, доступный и любимый детьми вид спорта. За эту неделю дети соревнуются в беге, прыжках и метании. Отдельные соревнования можно выделить как «День прыгуна», «День спринтера», «День марафонца», «День метателя», «День эстафет», «День многоборца» и т. д.;
неделя игровых видов спорта. Турниры по различным подвижным и спортивным играм можно проводить на протяжении всей лагерной олимпиады (в зависимости от числа участвующих команд-отрядов), а финалы назначать на определенный день. Сохраняя вышеизложенный принцип, это будут так называемые «Дни пионербола», мини-футбола, волейбола, баскетбола, настольного тенниса. Можно также проводить соревнования по этим видам спорта и в один день;
неделя интеллектуальных видов спорта. В нее входят состязания, где на первый план выходит не физическая подготовка, а способность грамотно и быстро мыслить. Это – спортивное ориентирование, шашечный, шахматный турниры; олимпийская викторина.
Обязательно нужно включить в план соревнований по подвижным играм - «Веселые старты». Не стоит забывать и о том, что большинство соревнований проводится на свежем воздухе, а в случае ненастной погоды у организаторов Игр всегда должен быть запасной вариант. Поэтому изменения в программе всегда возможны [5].
Таким образом формы и методы организации физического воспитания в летних оздоровительных детских лагерях являются актуальными и представляют собой важнейшую работу с детьми, а также способствуют решению следующих задач:
укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие и закаливание детей;
формирование у детей моральных и волевых качеств, смелости, решительности, активности в процессе занятий физической культурой и спортом;
совершенствование у школьников двигательных умений и навыков;
формирование санитарно-гигиенических навыков по физической культуре, закрепление интереса и привычки к занятиям физической культурой.
Условия летнего лагеря могут обеспечить правильный двигательный режим для детей во время каникул, что является мощным оздоровительным средством. Все физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия проводятся с учетом возраста детей (7-9 лет - младшая возрастная группа: 10-12 лет - средняя возрастная группа: 13-15 лет - старшая возрастная группа), состояния здоровья, уровня физического развития и физической подготовленности. Они являются составной частью режима для летнего оздоровительного лагеря школьников.

Литература:
Железняк Ю.Д., Петров П.К. «Основы научно – методической деятельности в физической культуре и спорте». М.: издательский центр «Академия» 2000г. –264с.
«Загородный летний лагерь». /Сост. С.И. Лобачёва, В.А. Великородная – М.: ВАКО, 2006
Титов С.В. «Здравствуй, лето!» Волгоград. Учитель, 2001г.
Тихвинский С.Б. «Роль физического воспитания в здоровье подростка». - Л.: Педагогика, 1987. - 138 с.
Холодов М.К., Кузнецов В.С. «Теория и методы физического воспитания и спорта». М.: издательский центр «Академия» 2000г. –480с.

5ђ Заголовок 315