Конспект урока литератерного чтения в 4 классе на тему Россия, Родина моя М. Л. Матусовский С чего начинается Родина?


Тема: «Россия, Родина моя». М. Л. Матусовский «С чего начинается Родина?»
Цели: 1. Осмысление понятия Родина и причин любви человека к ней.
2.Формирование мотивации на получение новых знаний.
3. Отрабатывать умение анализировать лирический текст.
4. Формирование чувства любви и гордости за свою Родину.
Ход урока
1. Молитва.
2. Беседа.
- Очень часто человек может услышать вопрос « Где вы живёте?». На этот вопрос каждый ответит по-разному.
- Как бы вы ответили? (ответы детей)
- Да, один скажет в Белгороде, другой в деревне, …, каждый указывает конкретное название, которое обозначает место, где живут люди. Но все кто живет в Белгороде, в Москве, Омске, Красноярске и других городах говоря о своём месте жительства, начнут одинаково…. Я живу в России.
- Подходит к концу наша с вами работа по учебнику. Его последняя глава подводит итог нашим беседам, размышлениям. Мы говорили на уроках о друзьях, о школе, о природе, о родных и близких. Однако самая главная тема – это тема Родины, страны в которой мы живём, в которой родились, где жили наши предки. Поэтому последняя глава учебника называется «Россия, Родина моя». (слайд №1)
- Так звучит тема нашего урока, на котором пойдет речь о Родине.
- Давайте подумаем, чем будем заниматься на уроке и поставим для себя цели: (слайд №2)
Я хочу узнать….
Я хочу научиться …
- С чем у вас ассоциируется слово «Родина»? (ответы учащихся) (слайд №3)
На уроках мы попытаемся ответить на некоторые вопросы:
- Что человек считает Родиной?
- Почему она так дорога человеку?
- Почему человек не перестаёт любить Родину, даже если ему что-то не нравится?
- Почему человек готов отдать Родине самое дорогое, что у него есть – свою жизнь?
В этом нам разобраться помогут поэты и писатели, чьи произведения мы будем читать сегодня и на следующих уроках. (слайд №4)
3. Работа над новым материалом.
- Стихотворение Михаила Львовича Матусовского начинается вопросом, на который мы сегодня постараемся ответить. «С чего начинается Родина?»
(слайд №4)
Рассказ о поэте:
- М. Л. Матусовский родился 23 июля 1915 года в городе Луганску (ранее Ворошиловград) Учился в средней школе. Окончил строительный техникум, работал на заводе. В это время начал писать стихи и печатать их в местных газетах и журналах. В 1933 году приехал в Москву учиться в Литературном институте. В 194 году вышли его первые книги. В годы ВОВ работал военным корреспондентом. (слайд №5)
Многие его стихи положены на музыку и исполнялись знаменитыми певцами и артистами театров и кино.
Своё стихотворение «Школьный вальс» Матусовский посвятил своей учительнице Марии Семёновна Тодоровой. А музыку к нему написал знаменитый композитор Исаак Дунаевский. (слайд №6)
В годы войны Матусовский много стихов о войне, которые стали популярными песнями и полюбились миллионам людей.
«Баллада о солдате» Муз. В. Соловьёва – Седого (слайд №7)
«На безымянной высоте» муз. Вениамина Баснера (слайд №8)
Есть песня, которая полюбилась не только русским людям, а и жителям других стран. Эта песня переведена на 32 языка.
«Подмосковные вечера» муз. Соловьёва – Седого. (слайд № 9)
Детям Михаил Львович посвятил немало своих стихов, которые тоже были положены на музыку и исполнялись в кинофильмах и мультфильмах.
«Крейсер Аврора» муз. В. Шаинского. (слайд №10)
«Вместе весело шагать» муз. В. Шаинского. (слайд №11)
Работа с учебником.
Чтение стихотворения « С чего начинается Родина?» (слайд №12)
Чтение первой части.
- Что включает поэт в это понятие? «Родина»
- Как вы понимаете последнее предложение?
Чтение второй части.
Чтение третьей части.
Словарная работа (слайд №14)
Будёновка – форменный головной убор военнослужащего Рабоче – Крестьянской Красной Армии. Носили с начала 1919 года до начала 1940 года. Заменили фуражками и пилотками.
С чего для вас начинается Родина? (Рассмотреть рисунки детей)
Работа над выразительным чтением. Чтение по группам (рядам)
Такие строки не могли, не понравится композиторам. Вениамин Баснер написал музыку и появилась песня.
(слайд № 15, 16)
Работа с пословицами.
- Тема Родины издавна волновала людей. Очень много пословиц и поговорок, связанных с этим словом.
Задание в парах: Составить пословицы и объяснить их смысл. (слайд № 17)
Родина – мать,что соловей без песни.
Человек без Родины,ни сил, ни жизни не жалей.
Где кто родился, умей за неё постоять.
Для Родины своей,будет Родина Крепка.
Если дружба велика,там и пригодился.
(ответы детей)
4. Итог урока.
- Ответьте на мой вопрос. Почему Родина так дорога человеку? (ответы детей)
Д/з стр. 124 выр. читать. По желанию выучить наизусть.