Технологическая карта урока по обществознанию: Моя родословная 5 класс ФГОС


Дата: 16.11.2015г.
Тема «Моя родословная. Создание генеалогического древа» (УРОК2)
Аудитория 5 класс (обществознание)Учитель Загинайлова Ольга Викторовна
Тип урока изучение нового материала.
Форма урока информационно – исследовательский
Цель урока Способствовать формированию навыка составления своей родословной, представлений о семье как о частичке общества, как о первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека
План урока «Для меня семья…»
«Фамильное лото»
«Генеалогическое дерево моей семьи»
Личностно значимая проблема История семьи – страница многовековой истории моей Родины.
Методы и формы обучения Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные понятия Родина, родители, род, родословная, генеалогия, генеалогия генеалогическое дерево, семья, поколение, авторитет.Сроки реализации проекта
2 занятия.
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные УУД Личностные УУД
Научатся: изучать историю своей семьи; определять ее функции; характеризовать семейно-правовые отношения.
Получат возможность научиться:
составлять генеалогическое древо; работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последователь-ность действий Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия на уроке Универсальные учебные действия(УУД) Формы контроля
I. Мотивация к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
Наша встреча сегодня посвящена подведению итогов работы над проектом «Моя родословная». Мы с вами очень долго готовились: составляли свои родословные – выступали в роли историков. Были антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семейные вещи. Журналистами и репортёрами, когда расспрашивали родителей о своих прабабушках и прадедушках. Думаю, что сегодня есть чем поделиться друг с другом.
Если вам плохо, трудно, кто вам поможет? Конечно, самые близкие и родные люди – семья. Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.
Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.
Если вам плохо, трудно, кто вам поможет? Конечно, самые близкие и родные люди – семья:
Здесь дом, в котором я живу.
И для меня он лучший самый.
Здесь и во сне, и наяву
Я слышу добрый голос мамы.
Здесь вечерами папа мне,
Когда смолкают птицы в гнёздах,
Рассказывает о луне,
Ракетах, спутниках и звёздах.
Здесь и сестра моя, и брат,
Хоть иногда я ссорюсь с ними,
Но чаще поделиться рад
Игрой и книжками своими.
Здесь в мире мы за годом год
Живём, друг другу помогая.
И вместе с нами здесь живёт
Организует беседу по стихотворению:
Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Так что же такое родословная? Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать
Работают над понятием: Родословная - это родословие, перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства.
Фронтальная работа Личностные: понимают необходимость учения, выраженногов преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения Устные ответы
II. Акту-ализация знаний Обсуждение эпиграфа к уроку:
"Счастлив тот, кто счастлив у себя дома"
Л.Н.Толстой Организует беседу по обсуждению эпиграфа
к уроку:
- Ребята, давайте обратимся к слову "род". Что оно означает?
- А теперь назовите слова, образованные от корня "род"?
-
- А что это за наука - генеалогия? Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение.
Работают над понятием:
Генеалогия – это историческая дисциплина, которая возникла в 17-18в., изучает происхождение, историю и родственные связи родов и семей. Фронтальная работа
Познавательные:
осуществляют поиск необходимой информации.
Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания Устные ответы
Физкультминутка Круг радости – встаньте напротив друг друга, прислоните ладошки друг к другу. Что вы чувствуете? (тепло, нежность, уверенность, поддержку друзей). Подарите улыбку друг другу. И с хорошим настроением продолжим наш урок. (учащиеся садятся на свои места) III. Изучение
нового материала 1. Пословицы:
- Дерево, у которого крепкие корни, ветер не валит.
- Дерево, хоть оно в несколько стволов растет, корень один имеет.
- Когда на голову беда свалится, родственника признаешь.
- Незнание своей родословной до седьмого колена - признак сиротства.
- Тот, кто свою страну не знает - невежда, тот, кто родословную свою не знает - грешен.
2. Чтение сочинений:
«Для меня семья – это, прежде всего….»,
«Я чувствую в своей семье…»
3. Беседа по вопросу :Можно ли фамилию назвать семейной реликвией?
4. Игра «Фамильное лото»
5. Представление генеалогического дерева 1. Организует беседу по обсуждению пословиц по вопросам:
- Как в народном творчестве отражаются родственные отношения?
2. Организует чтение сочинений. (выборочно 2-3 ученика)
3. Знакомит с новой информацией (приложение №1)подготавливая учащихся к переходу к игре. ( на основе дополнительного материала по д\з)
4. Организует игру:
участники получают открытки с номером. Ведущий называет номер, чей номер выпал приглашается к ведущему. Ему предоставляется право рассказать о происхождении своей фамилии.
5. Предоставляет возможность учащимся представить свой мини-проект «Генеалогическое дерево моей семьи»
1. Знакомятся
с пословицами, рассуждают, отвечают на вопросы.
2. Зачитывают перед классом домашние сочинения.
3. Знакомятся
с новой информацией, задают уточняющие вопросы обсуждают новую информацию.
4. Отвечают по домашним заготовкам.
5. Представляют свой проект перед классом. 1.Фронтальная работа.
2. Индивидуальная работа.
3. Индивидуальная работа.
4. Индивидуальная работа.
5. Индивидуальная работа. Личностные: оценивают жизненные ситуа-
ции; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки; сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/
неуспешности учебной деятельности.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют
и формулируют цель; определяют последовательность промежуточных целей с учётом
конечного результата; составляют план и последовательность действий. Познавательные:
распознают объекты
и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию.
Коммуникативные:
проявляют активность во взаимодействии
для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются
за помощью; формулируют свои затруднения;
предлагают помощь
и сотрудничество 1.Устные ответы.
2.Устные ответы
3.Устные ответы
4. Устные ответы
5. Устные ответы с демонстрацией наглядного материала
IV. Первичное осмысление и закрепле-
ние изученного Составление генеалогического дерева класса. Организует и направляет работу класса:
- Воспитанный человек старается не исказить нечаянно чужую фамилию и уж никак не уродует ее нарочно. Вообще, всякое коверканье слов – признак не слишком высокой культуры.
Наверное, не все понимают это. Иначе не звучали бы в нашем классе прозвища. А ведь класс – это тоже своего рода семья.
Пусть у всех нас разные фамилии, пусть мы не живем в одном доме, но большую часть времени мы проводим вместе.
- Какой коллектив можно назвать семьёй?
- А классный коллектив можно назвать семьёй?
Давайте впишем свои имена в родословное дерево нашего класса
Составляют генеалогическое дерево класса на учебной доске. Групповая работа Коммуникативные:
проявляют активность во взаимодействии
для решения задачи;
Регулятивные: принимают учебную задачу; самостоятельно выделяют
и формулируют цель; определяют последовательность промежуточных целей с учётом
конечного результата; составляют план и последовательность действий. Демонстрация наглядного материала (генеалогическое дерево класса)
V. Итоги урока. Рефлексия Обобщение
полученных
на уроке сведений Согласны ли вы с выражением: «История семьи – страница многовековой истории моей Родины». Аргументируйте свой ответ? Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение Индивидуальная работа Личностные: понимают значение знаний
для человека и принимают его. Устные ответы.
Домашнее задание В связи с большим объёмом проделанной работы целесообразно разгрузить учащихся и освободить от д\з. приложение №1
слово «фамилия» означает «семейство», общесемейное имя. На Руси фамилии появились в эпоху Петра 1. Примерно в 1066 году стали употреблять фамилии, чтобы лучше различать людей. Например, в деревне было несколько Иванов.
Казалось, нет проще фамилии Иванов. Но оказывается, Иван в переводе с древнееврейского - «благодать Божья». А вот опять парадокс. Фамилия Поздняков дана незаслужен¬но человеку, который встает утром ни свет - ни заря и никогда не опаздывает на работу. Может быть, кто-то из его дедушек вечно куда-то опаздывал? На все эти вопросы может ответить наука антропонимика, которая дает возможность человеку узнать, чем занимался его предок, как его звали, какой у него был характер, любил ли он, допустим, носить красивые одежды, был он высокий или ма¬ленький, шумный или тихий. Потомки узнают о своем предке, который дал им фамилию.
Что имя: звук, оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значенья?
Конечно, нет. И в именах есть тайна,
И таинство есть имянареченье.
И вот мы сами, силами своими,
Осознаём в начале века:
Не человек себе находит имя,
А имя выбирает человека.