Листы планируемых достижений по словесности. 5 класс


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Русская словесность»
5 класс
Что такое слово -3ч
Слово как единица языка и как словесное высказывание. Начальные сведения о происхождении слов.
Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо.
Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества. Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь.
Выразительное прочтение текстов, различных по теме высказывания и эмоциональной окраске. Знакомство с этимологическим словарем. Размышление о значении языка.
Что такое словесность- 4ч
Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Письменная и устная формы словесности. Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Диалог и монолог. Просторечие.
Язык художественной словесности. Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведении.
Различение разговорного и литературного языка, выработка умения употреблять их в соответствующих условиях. Умение различать разговорную и книжную окраску выражений. Различение понятий: устная речь и разговорный язык; письменная речь и литературный язык. Обогащение разговорного языка школьника. Умение построить диалог. Уместное употребление просторечия. Формирование умения, идя от слов к смыслу, понимать художественное произведение.
Богатство лексики русского языка-5ч
Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности.
Слова-термины, способы определения понятия.
Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.
Синонимы, их роль в художественных произведениях.
Антонимы, их роль в художественных произведениях.
Неологизмы, их роль в художественных произведениях.
Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их значение в произведении.
Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску.
Работа с толковыми словарями. Умение читать словарную статью. Выработка умения определять лексическое значение слова, давать определение понятия. Умение находить в тексте художественного произведения многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, неологизмы, архаизмы, историзмы, фразеологизмы, понимать их роль, и передавать свое понимание в выразительном чтении. Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях.
Прямое и переносное значения слова-4ч
Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значении.
Эпитет. Сравнение. Аллегория.
Понимание прямого и переносного значения слова. Нахождение в произведении эпитетов и сравнений, понимание их значения, понимание смысла аллегории. Выразительное чтение произведений, в которых употреблены средства художественной изобразительности: эпитет, сравнение, аллегория. Употребление в собственных высказываниях эпитетов, сравнений, аллегории.
Текст-5ч
Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль (идея) текста. Способы связи предложений в тексте.
Формы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог.
Определение темы и основной мысли текста. Устное и письменное изложение повествовательного текста. Создание собственного повествовательного текста на предложенную тему. Выразительное чтение текста-описания. Создание словесного описания предмета. Понимание причинно-следственных отношений в рассуждении. Выразительное чтение научного и художественного текста-рассуждения. Выразительное чтение диалога. Создание собственного рассуждения, диалога, монолога.
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения-3ч
Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения.
Интонация. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте, интонация в них. Восклицательные предложения и их интонация.
Особенности интонации в стихотворной речи: стиховая пауза. Ритм и рифма в стихах. Строфа как единица композиции стихотворной речи.
Различение стихотворной и прозаической речи. Различение видов интонации в повествовательных вопросительных и побудительных предложениях, их чтение. Чтение предложений с восклицательной интонацией. Чтение стихов с соблюдением стиховой паузы. Выразительное чтение стихотворного и прозаического произведений: определение основного тона, пауз, ударений, повышений и понижений голоса. Подбор рифм к предложенным словам.
Устная народная словесность- 3ч
Понятия: произведение, устная народная словесность.
Знакомство со сказками. Виды сказок. Особенности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки.
Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки.
Использование в произведениях устной народной словесности языковых средств выражения содержания.
Различение видов устной народной словесности. Рассказывание сказки, небылицы. Произнесение скороговорки и считалки. Отгадывание загадок. Сочинение собственных загадок. Употребление пословиц и поговорок, понимание их аллегорического значения.
Литературное эпическое произведение- 3ч
Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведения
Эпическое произведение: произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях.
Литературная сказка. Ее сходство с народной сказкой и отличие от нее.
Басня. Басенные герои и сюжеты. Особенности языка и построения басен. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль».
Рассказ и повесть.
Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения.
Особенности языка эпического произведения: повествование, описание и диалог в эпическом произведении.
Понимание того, что эпическое произведение — результат творчества писателя, произведение, созданное из языкового материала. Различение литературной сказки, басни, рассказа и повести. Пересказ литературной сказки. Выразительное чтение эпизода рассказа, басни. Создание устного рассказа по собственным впечатлениям.
Литературное лирическое произведение-4ч
Лирическое произведение: произведение, в котором главное — выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни.
Стихи о родине и о природе. Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о событии.
Значение стихотворной речи в лирическом произведении.
Понимание главного свойства лирических произведений — выражения мыслей и чувств автора. Выразительное чтение стихов. Соблюдение стиховых пауз, логических и стиховых ударений, определение основного тона.
Литературное драматическое произведение-2ч
Драматическое произведение: произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.
Пьеса-сказка.
Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении. Диалогическая форма изображения жизни в драматическом произведении, реплики героев. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки.
Умение отличить драматическое произведение от произведений других родов словесности. Понимание рощ авторских-ремарок: Чтение пьесы по ролям. Определение основного тона высказывания героя, правильное интонирование реплик. Сочинение собственной сценки, инсценировка эпического произведения.
Листы планируемых достижений по словесности. 5 класс
Что такое слово 2 часа.
Планируемый результат Самооценка Оценка педагога
Я научусь Выразительно читать тексты Работать с этимологическим словарем. Находить начальные сведения о происхождении слов. Я буду продолжать учиться Находить незнакомые слова и определять их значение с помощью словарей и справочной литературы. Определять цель выполняемой задачи. Давать устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Точно и выразительно высказывать свои мысли. Выразительно читать произведения и их фрагменты. Работать над созданием и редактированием собственных текстов..Вести диалог, используя основные правила ведения диалога Пользоваться справочной и энциклопедической литературой. Задавать вопросы.
Что такое словесность 4 часа.
Планируемый результат Самооценка Оценка педагога
Я научусь Различать разговорный и литературный язык. Понимать, что такое монолог. Понимать, что такое диалог. Понимать, что такое просторечие. Понимать отличие значения языка в жизни от значения языка в произведении Различать разговорную и книжную окраску выражений. Строить диалог. Уместно употреблять просторечия. Я буду продолжать учиться Находить незнакомые слова и определять их значение с помощью словарей и справочной литературы. Определять цель выполняемой задачи. Давать устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Точно и выразительно высказывать свои мысли. Выразительно читать произведения и их фрагменты. Работать над созданием и редактированием собственных текстов..Вести диалог, используя основные правила ведения диалога Пользоваться справочной и энциклопедической литературой. Задавать вопросы.
Богатство лексики русского языка 5 часов.

Планируемый результат Самооценка Оценка педагога
Я научусь Понимать, что такое лексическое значение слова. Понимать отличие однозначных слов от многозначных Находить слова-термины. Находить омонимы. Определять понятие «синонимы». Определять понятие «антонимы.»Определять понятие «неологизмы.»Определять понятие «устаревшие слова». Отличать архаизмы от историзмов. Определять понятие «фразеологизмы.»Находить в тексте художественного произведения многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, неологизмы, архаизмы, историзмы, фразеологизмы. Я буду продолжать учиться Работать с толковыми словарями. Читать словарную статью. Определять лексическое значение слова ,давать определение понятия. Находить незнакомые слова и определять их значение с помощью словарей и справочной литературы. Определять цель выполняемой задачи. Давать устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Точно и выразительно высказывать свои мысли. Выразительно читать произведения и их фрагменты. Работать над созданием и редактированием собственных текстов..Вести диалог, используя основные правила ведения диалога Задавать вопросы.
Прямое и переносное значение слова 4 часа.

Планируемый результат Самооценка Оценка педагога
Я научусь Определять понятие «прямое значение слова.»Употреблять слова в переносном значении. Определять понятие «эпитет». Определять понятие «сравнение.»Определять понятие «аллегория.»Понимать прямое и переносное значение слова..Находить в произведении эпитеты и сравнения. Употреблять в собственных высказываниях эпитеты,сравнения,аллегориюЯ буду продолжать учиться Работать с толковыми словарями. Читать словарную статью. Определять лексическое значение слова ,давать определение понятия. Находить незнакомые слова и определять их значение с помощью словарей и справочной литературы. Определять цель выполняемой задачи. Давать устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Точно и выразительно высказывать свои мысли. Выразительно читать произведения и их фрагменты. Работать над созданием и редактированием собственных текстов..Вести диалог, используя основные правила ведения диалога Задавать вопросы.

Текст 5 часов.
Планируемый результат Самооценка Оценка педагога
Я научусь Определять понятие «текст» Определять понятие «тема» Определять понятие «основная мысль» Видеть способы связи предложений в тексте. Различать формы словесного выражения: повествование описание рассуждение диалог монолог Определять тему и основную мысль текста. Создавать собственный повествовательный текст на определенную тему. Я буду продолжать учиться Работать с толковыми словарями. Читать словарную статью. Определять лексическое значение слова ,давать определение понятия. Находить незнакомые слова и определять их значение с помощью словарей и справочной литературы. Определять цель выполняемой задачи. Давать устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Точно и выразительно высказывать свои мысли. Выразительно читать произведения и их фрагменты. Работать над созданием и редактированием собственных текстов..Вести диалог, используя основные правила ведения диалога Задавать вопросы. Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения 3 часа.
Текст 5 часов.
Планируемый результат Самооценка Оценка педагога
Я научусь Различать стихотворную и прозаическую речь. Определять понятие «стихотворная речь» Выражать мысли и чувства при помощи интонации. Находить средства интонации. Выразительно читать стихи с соблюдением стиховой паузы. Подбирать рифму к предложенным словам Определять понятие «ритм» Определять понятие «рифма» Определять понятие «стихотворная строфа» Определять понятие «текст» Определять понятие «тема» Определять понятие «основная мысль» Видеть способы связи предложений в тексте. Различать формы словесного выражения: повествование описание рассуждение диалог монолог Определять тему и основную мысль текста. Создавать собственный повествовательный текст на определенную тему. Я буду продолжать учиться Работать с толковыми словарями. Читать словарную статью. Определять лексическое значение слова ,давать определение понятия. Находить незнакомые слова и определять их значение с помощью словарей и справочной литературы. Определять цель выполняемой задачи. Давать устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Точно и выразительно высказывать свои мысли. Выразительно читать произведения и их фрагменты. Работать над созданием и редактированием собственных текстов..Вести диалог, используя основные правила ведения диалога Задавать вопросы. Устная народная словесность 3 часа.
Планируемый результат Самооценка Оценка педагога
Я научусь Определять понятие «произведение» Определять понятие «устная народная словесность» Определять виды сказок. Рассказывать сказки, небылицы. Произносить скороговорки и считалки. Сочинять сказки Употреблять в речи пословицы, поговорки. Объяснять аллегорический смысл пословиц и поговорок. Я буду продолжать учиться Работать с толковыми словарями. Читать словарную статью. Определять лексическое значение слова ,давать определение понятия. Находить незнакомые слова и определять их значение с помощью словарей и справочной литературы. Определять цель выполняемой задачи. Давать устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Точно и выразительно высказывать свои мысли. Выразительно читать произведения и их фрагменты. Работать над созданием и редактированием собственных текстов..Вести диалог, используя основные правила ведения диалога Задавать вопросы.
Литературные эпические, лирические и драматические произведения 11часов.
Планируемый результат Самооценка Оценка педагога
Я научусь Определять понятие «эпическое произведение» Определять понятие «лирическое произведение» Определять понятие «драматическое произведение» Определять понятие «литературная сказка» Определять понятие «басня» Определять понятие «рассказ» Определять понятие «повесть» Пересказывать литературную сказку. Выразительно читать. Создавать устный рассказ по собственным впечатлениям. Определять понятие «эпическое произведение» Определять понятие «лирическое произведение» Определять понятие «драматическое произведение» Выразительно читать лирические произведения. Отличать лирические произведения от эпических. Понимать главное свойство лирических произведений- выражение чувств и мыслей автора. Определять понятие «драматическое произведение» Выразительно читать драматические произведения. Отличать драматические произведения от эпических. Понимать роль авторских ремарок. Сочинять собственные сценки. Я буду продолжать учиться Работать с толковыми словарями. Читать словарную статью. Определять лексическое значение слова ,давать определение понятия. Находить незнакомые слова и определять их значение с помощью словарей и справочной литературы. Определять цель выполняемой задачи. Давать устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Точно и выразительно высказывать свои мысли. Выразительно читать произведения и их фрагменты. Работать над созданием и редактированием собственных текстов..Вести диалог, используя основные правила ведения диалога Задавать вопросы.
Литературное лирическое произведение 4 часа.
Планируемый результат Самооценка Оценка педагога
Я научусь Определять понятие «эпическое произведение» Определять понятие «лирическое произведение» Определять понятие «драматическое произведение» Выразительно читать лирические произведения. Отличать лирические произведения от эпических. Понимать главное свойство лирических произведений- выражение чувств и мыслей автора. Я буду продолжать учиться Работать с толковыми словарями. Читать словарную статью. Определять лексическое значение слова ,давать определение понятия. Находить незнакомые слова и определять их значение с помощью словарей и справочной литературы. Определять цель выполняемой задачи. Давать устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Точно и выразительно высказывать свои мысли. Выразительно читать произведения и их фрагменты. Работать над созданием и редактированием собственных текстов..Вести диалог, используя основные правила ведения диалога Задавать вопросы. Литературное лирическое произведение 4 часа.
Планируемый результат Самооценка Оценка педагога
Я научусь Определять понятие «драматическое произведение» Выразительно читать драматические произведения. Отличать драматические произведения от эпических. Понимать роль авторских ремарок. Сочинять собственные сценки. Я буду продолжать учиться Работать с толковыми словарями. Читать словарную статью. Определять лексическое значение слова ,давать определение понятия. Находить незнакомые слова и определять их значение с помощью словарей и справочной литературы. Определять цель выполняемой задачи. Давать устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Точно и выразительно высказывать свои мысли. Выразительно читать произведения и их фрагменты. Работать над созданием и редактированием собственных текстов..Вести диалог, используя основные правила ведения диалога Задавать вопросы. Лист учета. Словесность.5 класс
5а 5б 5в 5г
1.Что такое слово .
2.Что такое словесность 3. Богатство лексики русского языка 4.Прямое и переносное значение слова.
5. Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Текст.
6. Устная народная словесность.
7.Литературные эпические, лирические и драматические произведения.
Лист динамики достижений по словесности
за ….учебный год.
Усвоение материала,%Номера блоков Уровни усвоения
Б1Б2Б3 Б4Б5 100 Высокий уровень
90 80 Достаточный уровень
70 60 Необходимый уровень
50 40 30 Низкий уровень
20 Недопустимый уровень
10 0