«Современные УМК по второму иностранному языку. Организация работы с УМК в условиях ФГОС»


«Современные УМК по второму иностранному языку. Организация работы с УМК в условиях ФГОС»
учитель английского языка
МБОУ Платоновской СОШ
Ольшанская В.В.
Учебно-методическое обеспечение преподавания иностранного языка в условиях введения ФГОС ООО Дидактическое обеспечение рабочих программ по учебным предметам, соответствующее требованиям ФГОС ООО, определено федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательной деятельности в общеобразовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Выбор учебников осуществляется общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей основной образовательной программы и контингента учащихся. При этом следует отметить, что в условиях реализации концентрического подхода к обучению, на протяжении уровня обучения необходимо придерживаться одной выбранной линии УМК, в целях сохранения преемственности дидактических единиц, методологических и методических подходов. Выбор УМК по иностранному языку производится независимо от систем обучения в начальной школе. УМК для изучения учебного предмета «Иностранный язык» (английский) Базовый уровень УМК Примечания Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Английский язык. («Spotlight») [Просвещение] Методическая поддержка: http://www.prosv.ru/um k/spotlight/default.aspx Основные особенности УМК данного этапа обучения:  наличие аутентичных языковых материалов;  использование английского языка как средства изучения других дисциплин;  знакомство учеников с рациональными приемами изучения иностранного языка (Study Skills);  включение материала о странах изучаемого языка (Culture Corner) и России (Spotlight on Russia);  большой набор дополнительных интерактивных учебных пособий, входящих в состав УМК, позволяющих создать условия для личностного ориентированного обучения;  наличие текстов для дополнительного чтения (Extensive Reading);  включение материалов для подготовки к различным формам итоговой аттестации Вербицкая М.В., Эббс Б., Уорелл Э. и др. / Под ред. Вербицкой М.В. Английский язык. 5 кл. («Forward») [Вентана-Граф] Методическая поддержка: http://vgf.ru/pedagogu/ Metod.aspx УМК нового поколения «Forward» для 5–9 классов нацелен на достижение личностных, метапредметных, предметных результатов освоения программы по иностранному языку на ступени основного общего образования; реализует учет планируемых результатов, системно- деятельностный подход к обучению, новые подходы к оцениванию, принцип дифференциации требований к подготовке учащихся. Содержит материалы для резервных уроков для реализации дифференцированного подхода к обучению и обеспечения возможности построения индивидуальной образовательной траектории для каждого учащегося. Содержание основано на сюжетной основе. Сюжет – создание персонажами учебника школьного журнала «Forward». Тер-Минасова С.Г., Узунова Л.М., Курасовская Ю.Б., Робустова В.В. Английский язык. [«Favourite»] [Академкнига] Методическая поддержка: http://www.akademknig a.ru/catalog/16/1357/ Обеспечивает обучение в контексте коммуникативно-деятельностного, социокультурного и личностно ориентированного подходов к развитию школьников; включает естественные ситуации общения; создает мотивацию, интерес на уроках английского языка с помощью коммуникативных творческих заданий. УМК серии «Favourite», созданные на основе данной программы, призваны способствовать выполнению требований ФГОС к развитию фундаментального ядра содержания общего образования средствами английского языка, а также обеспечить преемственность результатов образования в начальной, основной и полной средней школе. Принципиально важным для данной программы представляется осуществление соразвития универсальных учебных действий и иноязычных коммуникативных умений школьников. Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Грейнджер К. Английский язык. Данный УМК имеет следующие отличительные особенности: - современный английский язык, задания, направленные на формирование и развитие 5 кл. [Русское слово] Рабочая программа и книга для учителя: http://www.russkoeslovo.ru/new/metodics/5 3.html коммуникативных умений в реальных ситуациях общения; - системный подход к формированию у школьников артикуляционных, слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков; - осуществление межпредметных связей как фактора оптимизации процесса обучения английскому языку; - знакомство учащихся с социокультурными реалиями и бытом разных стран; - формирование и развитие у учащихся навыков и умений самостоятельного чтения текстов различных жанров; - формирование у учащихся умений оценки своих успехов в изучении языка; - обучающие игры и проектные работы, стимулирующие интерес учащихся к изучению английского языка; - англо-русский словарь с транскрипцией; - подробные методические рекомендации на русском языке в книге для учителя Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Костина И.П. и др. Английский язык. 5 кл. («English») [Просвещение] Методическая поддержка: http://www.prosv.ru/um k/we/default.aspx УМК разработаны на основе методической концепции коммуникативного иноязычного образования, которая обеспечивает не только обучение английскому языку, но и развивает индивидуальность ученика в диалоге культур. Афанасьева О.В., Михеева И.В., Баранова К.М. Английский язык (в 2 частях) [ Дрофа] Методическая поддержка: http://www.drofa.ru/26/ Обучение английскому языку в основной школе с помощью УМК серии «Rainbow English» можно условно разделить на два этапа. Первый включает в себя обучение в 5-7 классах, второй охватывает 8 и 9 классы. Каждый из этих этапов имеет свои особенности. Основной целью первого этапа является более целенаправленное развитие коммуникативной компетенции у учащихся. При этом больше внимания уделяется обучению устной речи в ее монологической и диалогической формах. Важной отличительной особенностью второго этапа является активная предпрофильная подготовка школьников, а также подготовка к государственной итоговой аттестации (ГИА). На обоих этапах обучения английскому языку преследуются развивающие, образовательные и воспитательные цели. Важнейшими из них являются формирование интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитие интереса к филологии, а также развитие языковой и контекстуальной догадки, чувства языка. УМК для изучения учебного предмета «Иностранный язык» (английский) Углубленный уровень УМК Примечания Верещагина И.Н., Афанасьева О.В. Английский язык. 5 кл. («English») [Просвещение] Методическая поддержка: http://www.prosv.ru/umk/ vereshchagina/default.aspx УМК предназначен для школ с углубленным изучением английского языка, рассчитан на обучение предмету не менее 5 ч. в неделю. В УМК нашли свое отражение как новые тенденции в преподавании языка, так и традиционная, классическая школа, в которой язык изучается глубоко и основательно, а все навыки и умения владения им получают свое постепенное развитие. Вместе с тем следует иметь в виду специфическую организацию учебного материала в УМК, частичное несоответствие предметного содержания речи требованиям примерных программ. Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В., Мильруд Р. П., Эванс В. «Английский язык» (Starlight) [Просвещение] Методическая поддержка: http://www.prosv.ru/umk/s tarlight Совместный проект российского издательства «Просвещение» и британского издательства «Express Publishing», в котором нашли отражение современные тенденции российской и зарубежных методик обучения иностранному языку; УМК рассчитан на 4 часа английского языка в неделю. Основными отличительными характеристиками курса являются: • аутентичность языковых материалов; • адекватность методического аппарата традициям российской школы; • модульное построение учебника; соответствие структуры учебного материала модулей полной структуре психологической деятельности учащихся в процессе познавательной деятельности: мотивация – постановка цели – деятельность по достижению цели – (само) контроль – (само) оценка – (само) коррекция – рефлексия способов деятельности; • современные, в том числе информационно- компьютерные технологии; • практико-ориентированный характер; • система работы по формированию метапредметных умений и навыков, обобщѐнных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической деятельности, ценностных ориентаций; • межпредметные связи как способ переноса языковых знаний и речевых умений на другие образовательные области, освоение языка как средство познания мира; • возможности дифференцированного подхода к организации образовательной деятельности, в том числе с учѐтом индивидуального стиля учебной деятельности школьников; • наличие системы заданий, последовательно готовящих к Государственной итоговой аттестации (ГИА) УМК для изучения учебного предмета «Второй иностранный язык» УМК Примечания Аверин М.М., Джин Ф., Рорман Л. и др. Немецкий язык. Второй иностранный язык. («Горизонты») [Просвещение] Методическая поддержка http://www.prosv.ru/umk/ horizonte/ «Горизонты» - это новая серия по немецкому языку как второму иностранному, совместный проект издательства «Просвещение» и немецкого издательства «Cornelsen» (г. Берлин). «Горизонты» созданы интернациональным авторским коллективом с учѐтом требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по иностранным языкам и документов Совета Европы по изучению иностранных языков (Общеевропейских компетенций владения иностранным языком). Основные характеристики УМК:  построен по модульной системе, то есть имеет единую типовую структуру, что позволяет учителю легко ориентироваться в компонентах;  учебник рассчитан на 2 часа в неделю, обучение начинается с 5 класса;  целостность комплекта позволяет учителю пользоваться только материалами комплекта, не обращаясь к дополнительным источникам;  материалы содержат дифференцированные задания для учеников с разным уровнем подготовки;  возможность использования при обучении по УМК технологии работы в форуме, работы над проектами;  материалы серии включают современный страноведческий компонент по немецкоязычным странам и России;  содержит задания игрового и творческого характера Береговская Э.М., Белосельская Т.В. Французский язык. Второй иностранный язык. В 2-х частях. («Синяя птица») [Просвещение] Методическая поддержка www.prosv.ru/umk/5-9 Обновлѐнные УМК адресованы учащимся, начинающим изучать французский с 5 класса в качестве второго иностранного языка. Особенности УМК: - современная концепция обучения французскому языку, предполагающая тесную взаимосвязь прагматического и культурологического аспектов содержания с решением задач образовательного и воспитательного характера; - преемственность всех этапов обучения французскому языку, а также повторение и закрепление пройденного материала; - овладение учащимися всеми составляющими коммуникативной компетенции в соответствии с уровнем обучения; - реализация обучения на основе диалога культур России и Франции; - особая форма подачи страноведческого материала, способствующего формированию социокультурной компетенции учащихся; - ориентация на общечеловеческие нравственные и культурные ценности, а также гуманистическое и эстетическое воспитание школьников; - наличие сюжетной канвы в подаче учебных материалов; - разворотный принцип построения учебного материала; - сбалансированный комплекс тренировочных и творческих заданий, развивающих умения учащихся во всех видах речевой деятельности при постоянном акценте на процесс речевого взаимодействия; - использование в процессе обучения современных, в т. ч. информационно- компьютерных технологий, формирование у учащихся мультимедиакомпетенции. При выборе учебника по второму иностранному языку желательно обратить внимание также на такие критерии, как: – насколько учебник позволяет активизировать лингвистический опыт школьника, имеющийся из первого иностранного языка; – насколько данные учебные материалы стимулируют интерес к изучению нового языка и культуры; – соответствуют ли они социальному опыту учащегося и его межкультурным умениям, полученным при овладении первым иностранным языком; – имеется ли в данном учебнике достаточно разнообразных текстов, заданий и упражнений для проведения прямого биполярного и триполярного сравнения языков и культур; – наличие заданий проблемного творческого характера; – сочетание различных форм работы: индивидуальной/парной/фронтальной /дискуссий/проектов/игрового обучения; – циклическая организация материала, обеспечивающая его преемственность и многократную повторяемость; – педагогическое, а не лингвистическое изложение грамматики (индуктивное). Рекомендации по организации и содержанию внеурочной деятельности по иностранному языку Внеурочная деятельность является обязательным компонентом содержания основной образовательной программы основного общего образования ОО. Внеурочная деятельность так же, как и деятельность учащихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но при этом реализуется в формах, отличных от урочных на основании запросов учащихся, выбора их родителей (законных представителей). Формы, способы и направления организации внеурочной деятельности определяются образовательной организацией самостоятельно в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей основной образовательной программы. Организационным механизмом реализации внеурочной деятельности является план внеурочной деятельности. Внеурочная работа по иностранному языку имеет большое образовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа призвана не только углублять знания иностранного языка, но также способствовать расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышения мотивации к изучению языка и культуры другой страны. Немаловажное значение имеет тот факт, что внеурочное образование способствует разумной организации досуга учащихся, направлению их интеллектуальной и эмоциональной энергии в нужное русло, приносящее пользу себе и обществу. Учащиеся являются субъектами внеурочной работы. Их желания и интересы являются определяющими при выборе форм и содержания внеурочной работы. Можно выделить основные подходы к моделированию внеурочной деятельности в обучении иностранному языку:  тематические игровые вечера;  кружки страноведения стран, изучаемых языков;  видеоклубы (видеозанятия как способ постижения иноязычной культуры);  театральные постановки на иностранном языке;  марафон по иностранным языкам;  литературные гостиные;  диспуты, дискуссии;  соревнования, олимпиады, викторины;  предметные лаборатории (речевые, языковые);  виртуальный туризм;  выставки;  общественные смотры знаний;  образовательные экскурсии;  сюжетно-ролевые игры;  лингво-театральные проекты;  конкурсы рисунков;  конкурсы чтецов. При проектировании внеурочной деятельности учителю иностранного языка следует обратить внимание на следующие пособия: 1. Моделируем внеурочную деятельность учащихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. организаций / авторы-сост.: Ю.Ю. Баранова, А.В. Кисляков, М.И. Солодкова и др. – М: Просвещение, 2013. – 96 с. 2. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. Преподавание предметов «Иностранный язык», «Второй иностранный язык» в общеобразовательных организациях, реализующих ФГОС ООО, определяется следующими нормативными документами и с учетом следующих методических рекомендаций. Список литературы Нормативные документы 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 13.07.2015). 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1644 от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»». 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования в образовательных учреждениях». 7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования в образовательных учреждениях». 8. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). Методические рекомендации 1. Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news. 2. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news. 3. Информационно-методические материалы для родителей о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news. 4. Информационно-методические материалы о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для учащихся 8–11 классов / http://ipk74.ru/news. 5. Методические рекомендации по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Министерства образования и науки РФ (Письмо от 07 августа 2015 года № 08- 1228). Информационные ресурсы, обеспечивающие методическое сопровождение образовательной деятельности по предметам «Иностранный язык», «Второй иностранный язык» 1. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ http://минобрнауки.рф 2. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки http://obrnadzor.gov.ru 4. Официальный сайт ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» http://www.fipi.ru 5. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru 6. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://schoolcollection.edu.ru 7. Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников» http://www.researcher.ru 8. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/ 9. Сайт издательства «Макмиллан» http://www.macmillan.ru/ 10. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru 11. Сайт общественной экспертиза нормативных документов в области образования http://edu.crowdexpert.ru 12. Государственный реестр примерных основных образовательных программ http://fgosreestr.ru 13. Официальный сайт ГАУДПО МО «ИРО» http://iro51.ru 15. Федеральный перечень учебников http://фпу.рф/ Официальные сайты (порталы) издательств учебной и методической литературы 1. Издательство «Просвещение» http://www.prosv.ru/, 2. Издательство «Вентана-Граф» http://www.vgf.ru/, 3. Издательство «Дрофа» http://www.drofa.ru/, 4. Издательство «Мнемозина» http://www.mnemozina.ru/, 5. Издательство «Академия» http://www.academia-moscow.ru/ 6. Издательство «Владос» http://www.vlados.ru 7. Издательство «Вита-Пресс» http://www.vita-press.ru 8. Издательство «Русское Слово» http://www.russkoe-slovo.ru/ 9. Издательство «Первое сентября. Английский язык» http://eng.1september.ru/












УМК Немецкий язык
Обучение второму иностранному языку имеет ряд особенностей формального (меньшее количество выделяемых на него учебных часов, более сжатые сроки обучения) и содержательного плана. С одной стороны, изучение осуществляется в условиях контактирования трёх языков, что приводит к проблеме интерференции не только со стороны родного, но и первого иностранного языка, с другой — имеется опыт изучения первого языка и возможность его положительного переноса на изучение второго, что обуславливает интенсификацию процесса овладения немецким языком.
Поэтому большое значение для повышения эффективности изучения иностранного языка как второго имеет наличие современного учебника, который соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Таким учебным пособием, на наш взгляд, является УМК «Горизонты».
УМК «Горизонты» имеет, несомненно, ряд преимуществ.
Во-первых, цели и задачи, которые ставят авторы курса, в полной мере соответствуют требованиям и задачам, которые заложены в ФГОС общего образования и определены Европейскими уровнями языковых компетенций. Данный комплект для 5–6 классов позволяет выйти учащимся на уровень А1.
Во-вторых, содержание учебника современно и интересно для учащихся.
В-третьих, задания и упражнения, которые содержатся в УМК, позволяют формировать у учащихся личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные универсальные учебные действия (УУД), развивать умения работы с текстом, стимулируют развитие ИКТ-компетенций учащихся.
В-четвертых, материалы УМК способствует развитию коммуникативной и социокультурной компетенций на основе знакомства учащихся с образом жизни, бытом, реалиями стран изучаемого языка, а также на основе страноведческого блока, связанного с Россией.
В-пятых, учебник позволяет актуализировать лингвистический опыт школьника, имеющийся в результате изучения первого иностранного языка.
Анализ УМК показывает, что в каждой главе учебника и в «Рабочей тетради» содержится дополнительный материал, который может быть использован на уроках немецкого языка для организации дифференцированной работы с учащимися. «Рабочая тетрадь» содержит задания для индивидуальной работы с портфолио, а также странички в конце каждой темы с материалами для самоконтроля и самооценки учащихся, которые позволяют школьникам самостоятельно оценивать свой уровень знаний, готовность к выполнению контрольных заданий, выявлять пробелы в знаниях и искать пути их устранения HYPERLINK "http://iyazyki.prosv.ru/2014/09/differencial-controlumk/" \l "2"[2].
Комплект обеспечивает, на наш взгляд, возможности развития познавательного интереса учащихся через сочетание различных форм работы: игровые задания, работа в паре, группе. Такие формы как опрос, интервью, предложенные авторами учебника, приближают учебную ситуацию к реальной. Используя учебник, учитель имеет возможность создавать условия для развития творческих способностей учащихся через работу с постерами, проектами, составлением кроссвордов, небольших рассказов и др. Так, например, наиболее активно в текущем году шла работа над проектом «Eine Party planen» в 6 классе.01731010Несомненно, важной положительной характеристикой комплекта является «Книга для учителя», которая оказывает помощь в составлении Рабочей программы по предмету и содержит ценные рекомендации для планирования уроков, предлагая варианты организации деятельности для учащихся с разным уровнем познавательной мотивации HYPERLINK "http://iyazyki.prosv.ru/2014/09/differencial-controlumk/" \l "1"[1] HYPERLINK "http://iyazyki.prosv.ru/2014/09/differencial-controlumk/" \l "3"[3]. Этому способствует работа с языковым портфолио. Ученики ведут тетрадь «Мои достижения», где они фиксируют свои успехи, отмечают то, чему научились, какие трудности у них возникли, какие задачи необходимо решать далее.
Развитию самостоятельности и инициативности способствует аудиоприложение, так как учащиеся могут использовать его дома при подготовке домашних заданий и развития понимания немецкой речи на слух. Ценным является раздел «Denk nach» («Подумай»), где учащимся предлагается не готовое грамматическое правило, а предоставляется возможность самим вывести его.
Оценивая очень позитивно УМК «Горизонты», тем не менее, хотелось бы обратить внимание на ряд проблем, которые касаются организации контрольно-оценочной деятельности учащихся.
Наличие в комплекте книги «Контрольные задания 5–6 классы» HYPERLINK "http://iyazyki.prosv.ru/2014/09/differencial-controlumk/" \l "2"[2], в которой представлены лексико-грамматические задания по контролю сформированности умений аудирования, чтения и письма для промежуточного и итогового контроля позволяет учителю организовывать на уроке внешний контроль.
Известно, что ФГОС второго поколения ориентирует участников образовательного процесса на уровневый подход как в преподавании, так и в оценочных процедурах «на основе дифференцированного содержания проверочных заданий и/или критериев оценки достижения планируемых результатов на базовом и повышенном уровнях» HYPERLINK "http://iyazyki.prosv.ru/2014/09/differencial-controlumk/" \l "7"[7].
Однако, в процессе апробации пособия возникло противоречие: с одной стороны, на занятиях учащиеся имеют возможность выбирать разноуровневые задания в соответствии с их возможностями, осуществляют внутренний контроль, используя листы для самопроверки. С другой стороны, задания тестов, представленных в данной книге, не имеют необходимого деления на базовый и повышенный уровень. Все задания имеют одинаковый рейтинг. Так, например, тесты к § 2, 4, 5 в 6 классе содержат в основном задания повышенного уровня (открытые), что представляет определённую трудность для учащихся с низкой мотивацией, а задания для чтения в итоговом тесте по силам всем учащимся, даже имеющим знания ниже базового уровня.
В связи с тем, что гимназия реализует систему безотметочного обучения, каждый учебный год должен начинаться со стартовой диагностики. Она прежде всего необходима самим учащимся для определения границ «знания-незнания» и стимулирует к постановке новых учебных задач не только учителя, но и школьника, так как позволяет определить реальный уровень речевых навыков и умений для определения зоны ближайшего развития ученика в предметном содержании. Результаты стартовых работ не влияют на дальнейшую итоговую оценку ученика и, как правило, не выставляются в классный журнал.
Поскольку в комплекте не предусмотрен такой вид оценочной процедуры, для 6 класса нами составлена и проведена Стартовая работа на материале 5 класса, которая содержит задания трёх уровней:
I -го — базового/репродуктивного (выбор правильного варианта ответа, подстановка личного местоимения) оцениваются в 0,5 балла;
II-го — повышенного/реконструктивного (допиши вопросы, составь предложения, заполни анкету) — в 1 балл;
творческого («напиши о себе») — 2 балла;
и так называемого задания «на разрыв»: учащимся предлагается выбрать правильную форму глагола müssen, что предполагает опору на языковую догадку (английский глагол must) и знание спряжения модальных глаголов) — 3 балла.
На первом этапе учащиеся знакомятся с работой, определяют уровень, ставят себе прогностическую оценку «+» — смогу, «—» — не смогу, «?» — не уверен. После проверки стартовой работы определяется качество выполнения задания и адекватность самооценки. На следующем уроке учащиеся, анализируя результаты, намечают пути движения в предметном материале и ликвидации пробелов в знаниях.
Тематические контрольные работы (промежуточный контроль), на наш взгляд, также должны носить дифференцированный характер: включать задания всех уровней усвоения материала и давать возможность добровольного выбора заданий определённого уровня сложности.
Задания первого/базового уровня позволяют оценивать и диагностировать знание фактического материала. Сюда можно отнести задания типа: «Выбери правильный вариант ответа», «Соедини слово и значение», «Найди в тексте слова к теме», «Поставь слово в правильную форму», «Ответь на вопросы» и т. п.
Задания второго/повышенного уровня позволяют оценить и диагностировать умения ученика синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал, например: «Найди и исправь ошибки в тексте», «Расположи предложения в правильной последовательности», «Закончи предложение», «Составь предложение из данных слов», «Задай вопросы к выделенным словам», «Заполни пропуски подходящими словами» и др.
К заданиям творческого уровня на этапе 5–6 класса относится небольшое письмо личного характера HYPERLINK "http://iyazyki.prosv.ru/2014/09/differencial-controlumk/" \l "5"[5].
Деление теста на уровни помогает учащимся продуктивнее работать на уроке и способствует появлению интереса к собственной познавательной деятельности.
Поэтому нами внесены изменения к итоговому тесту для 6 класса. Задание для аудирования дополнено заданием второго уровня для более детального понимания, например:
Ergänze die Sätze:
1. Petra findet Kaufen … . 2. Ihre Gröβe ist … . 3. Die Mädchen gehen ins …
Как известно, задания теста должны быть сформулированы так, чтобы в них было не менее 3 правдоподобных, похожих на правильные, ответов. Именно это обеспечивает независимость результата от случайного выбора. Задание к разделу «Чтение» составлено без учёта этого правила и является слишком простым, поэтому заменяем его вопросами:
1. Wie groβ ist Julias Familie? 2. Welches Fach mag Julia?3. Warum mag sie es? 4. Wer ist Rex? 5. Wo war Julia im Sommer?6. Was hat sie dort gemacht? 7. Wie findest du Julia? Warum?
Последний вопрос можно отнести к заданиям второго уровня.
Для объективной оценки письменной работы разработаны следующие критерии:
Содержание
1. Ответ на вопрос о погоде дан — 1 балл.2. Ответ на вопрос, что делал автор письма на каникулах, дан — до 3 баллов  (в зависимости от количества названных занятий).3. Ответ на вопрос, летал ли автор в Египет, дан — 1 балл. 4. Задан вопрос в соответствии с последней фразой Фалько — 1 балл.5. Письмо правильно оформлено (обращение, повод, подпись) — 1 балл.
Языковое оформление
1. Автор использует разнообразную лексику по теме «Отдых»,  не повторяет фразы из прочитанного письма — 1 балл.2. Письмо содержит 1–2 негрубые лексико-грамматические и 1–2  орфографические ошибки — 2 балла.3. Письмо содержит 3–4 лексико-грамматические и 3–4 орфографические ошибки — 1 балл.4. Письмо содержит более 4 ошибок — 0 баллов.
Итого: 10 баллов вместо предложенных авторами теста 5 баллов.
На базовом уровне достаточно получить 5–6 баллов, повышенный уровень предполагает достижение 7–8 баллов, высокий уровень — 9–10 баллов.
К сожалению, самостоятельная разработка контрольно-оценочных материалов отнимает достаточно много времени. Но если мы ставим задачи формирования учебной самостоятельности учеников, развития познавательной мотивации, то способом их достижения может стать дифференцированный подход в оценивании, который позволяет учащемуся объективно оценивать свой уровень знаний, и стимулирует его на достижение более высокого уровня в соответствии с их индивидуальными возможностями и интересами. Кроме того, правильная организация внутреннего и внешнего контроля способствует динамике развития знаний, навыков и умений учащихся и корректировке своих педагогических действий.
Статья дополнена двумя контрольно-оценочными материалами: стартовой контрольной работой (Приложение 1) и итоговым тестом (Приложение 2).
Приложение 1
Стартовая контрольная работа Klasse 6
I. Wähle die richtige Variante: (0,5 *10 = 5 Punkte/ 5 баллов).
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10. Meine Schwester … gern.Mein Bruder … gern Deutsch.Mein Freund … ein Haustier.Das bin ich. Und das … meine Freunde.… du gut malen?Er   …  Cola trinken.Das ist Jan. Und das ist … Hund.einhundertsechsundvierzigHabt ihr … Katze?Wann stehst du auf? — … 7 Uhr. A. singeA. sprechtA. habtA. istA. kannA. möchteA. deinA. 146A. einA. am B. singstB. sprichtB. hastB. seidB. kannstB. möchtestB. ihrB. 156B. eineB. im C. singtC. sprichstC. hatC. sindC. könnstC. möchtetC. seinC. 164C. einenC. um
II. Ergänze die Personalpronomen/ Дополни личные местоимения(0,5*4= 2 Punkte).
1. … bin Denis. 2. Das ist mein Freund Peter. … kommt aus Berlin.3. … spielen zusammen Fuβball. 4. Das ist meine Freundin Jana. … kommt aus Dresden.
III. Schreib Fragen mit Verben heiβen, wohnen, kommen, mögen und beantworte sie.
Запиши вопросы и ответь на них. (1*8 = 8 Punkte).
1. Wie   … du ?   —    Ich …   .                     2. Woher … du ?  —  …    .3. Wo … du ?   —        …    .                        4. Was  …   du ?  —  …    .
IV. Schreb die Satze, achte auf die Wortfolge./ Составь предложения, обрати внимание на порядок слов (2 Punkte).
1. heute — wir — ins Kino— gehen .2. du — abends — siehst — fern — gern ?
V.  Ergänze den Steckbrief / заполни анкету (10 Punkte).
1. Familienname2. Vorname3. Alter4. Wohnort5. Adresse/Straβe6. Postleitzahl7. Land8. Hobbys9. Lieblingsfach10. Lieblingstier
VI. Schreibe 5 Sätze über deinen Freund oder dein Lieblingstier (10 Punkte).
Напиши 5 предложений о друге или о любимом животном.
VII. Was ist richtig? / Какая форма модального глагола müssen  будет правильной?
Что означает этот глагол? (3 Punkte).
1. Ich … gut lernen.      A. muss            B. müsst              C. müsse
Insgesamt /Всего:   40 Punkte/ 40 баллов.Приложение 2
Abschlusstest  / Итоговый тест Klasse 6
I.  Hören
CD 16. Hör das Gespräch. Kreuze an: richtig (r) oder falsch (f).
1. Mirja hat Petra zum Geburtstag eingeladen.2. Petra kennt die Mode gut.3. Petra hat ihren eigenen Stil.                               Punkte: …   3  (maximal)
Ergänze die Sätze:
1. Petra findet Kaufen … .2. Ihre Gröβe ist … .3. Die Mädchen gehen ins …                                   Punkte: …    6 (maximal)
II.  Lesen
Lies den Text. Antworte auf die Fragen.
Ich heiβe Julia Schmidt und wohne mit meinen Eltern in Bad Soden.Ich bin 12 und gehe in die 6a der Theodor-Heuss-Gesamtschule. Ich habe eine Schwester. Die ist klein und doof. Meine Freundin heiβt Angelika. Ich habe viele Fächer.Mein Lieblingsfach ist Biologie.Ich mag Tiere sehr.Wir haben einen Hund.Er heiβt Rex.Im Sommer bin ich zu meiner Oma nach Österreich gefahren.Sie hat ein Haus und viele Tiere.Ich habe meiner Oma im Garten geholfen. Das war toll!
1. Hat Julia Geschwister?2. Welches Fach mag Julia?3. Warum mag sie es?4. Wer ist Rex?5. Wo war Julia im Sommer?6. Was hat sie dort gemacht?                                 Punkte: …   6 (maximal)
*7. Wie findest du Julia? Warum?                            Punkte: …   2 (maximal)
III. Schreiben
Lies die E-Mail und schreib eine Antwort (mindestens 30 Wörter).* Formuliere eine Frage zu seinen Plänen in Wien.
Von              falkojäger@yahoo.chBetreff         Gruβ aus der Schweiz
Hi ………………,ich bin in der Schweiz mit meinem Sportverein. Wir sind am Bodensee. Wir haben jeden Tag Schwimmtraining, deshalb habe ich fast keine Freizeit. Das Wetter ist super. Aber gestern hat es geregnet und wir haben so gechillt.Wie ist das Wetter bei euch? Was hast du alles in den Ferien gemacht? Bist du wirklich nach Ägypten geflogen?Ab Freitag bin ich wieder zu Hause in Wien.Bis bald!Falko
Von :                 ……………………………………………Betreff :             ……………………………………………
Punkte: …    10 (maximal)Gesamtpunktzahl: … 27 (maximal)
[links&resources]
[1] HYPERLINK "http://iyazyki.prosv.ru/2014/09/differencial-controlumk/" \l "nazad1" Аверин М.М., Гуцалюк Е.Ю., Харченко Е.Р., Немецкий язык. Горизонты. Книга для учителя, 6 класс. — М.: Просвещение, 2012.[2] HYPERLINK "http://iyazyki.prosv.ru/2014/09/differencial-controlumk/" \l "nazad2" Аверин М.М., Гуцалюк Е.Ю., Харченко Е.Р., Немецкий язык. Горизонты. Контрольные задания 5– 6 классы. — М.: Просвещение, 2013.[3] HYPERLINK "http://iyazyki.prosv.ru/2014/09/differencial-controlumk/" \l "nazad3" Аверин М.М., Гуцалюк Е.Ю., Харченко Е.Р., Немецкий язык. Рабочая программа. Предметная линия учебников «Горизонты», 5–9 классы. — М.: Просвещение, 2012.4. Инструктивно-методическое обеспечение учёта индивидуального прогресса учащихся (уровень образовательных учреждений) // Составитель А.Б. Воронцов. — М., 2011.[5] HYPERLINK "http://iyazyki.prosv.ru/2014/09/differencial-controlumk/" \l "nazad5" Как конструируются разноуровневые задания. URL:http://garnakova.langmmc.edusite.ru/p7aa1.html6. Открытый институт «Развивающее образование». Контроль и оценка в учебной деятельности. — М., 2003.[7] HYPERLINK "http://iyazyki.prosv.ru/2014/09/differencial-controlumk/" \l "nazad7" Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. — М.: Просвещение, 2011.