Инклюзивное образование детей ОВЗ как путь формирования социально-ориентированной личности


Одна из приоритетных целей социальной политики России – модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование. Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально-активной личности. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, которая рассматривается как средство социальной реабилитации, не только самого ребёнка, но и семьи. Также, развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребёнка вне зависимости от его физических и других возможностей.
Основная цель образовательного учреждения, вступившего на путь развития инклюзивной практики - создание специальных условий для развития социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями . Цель деятельности учителя – создать оптимальные условия для развития позитивных возможностей каждого ребёнка, обучающегося в инклюзивном классе.
Инклюзивное образование предполагает адаптацию общего образования к особым потребностям детей. Его целью является максимальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, и с раннего возраста приучить других детей к мысли, что существуют люди с различными физическими, физиологическими и психическими особенностями, которые являются такими же членами общества, как и остальные дети, хотя в чём-то и отличаются
В нашей школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, с легкой умственной отсталостью,с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. На базе нашей школы работает ПМПК, на которой после тщательной диагностической и индивидуальной работы проводится консультация родителей и учащихся для определения программы обучения и установления дальнейшего маршрута развития ребёнка и для детей с легкой умственной отсталостью составляются АООП , а для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составляются АООП и СИПР.
Основные цели работы нашей школы:1) развитие инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями и детей – инвалидов с сохранным интеллектом и психикой;
2) создание условий для социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями;
3) создание здоровьесберегающей и оздоровительной среды в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями;
4) школа должна давать знания и учить применять эти знания, помочь детям социализироваться.
В нашей школе на сегодняшний день обучается 127 детей, с которыми работают 28 квалифицированных педагога, 3 воспитателей, 1 тьютор, социально-психологическая служба, которая включает в себя: психологов, логопедов, дефектолога, социальных педагогов, куратора всего инклюзивного процесса. Все учащиеся имеют равные права для получения образования. Наша задача предоставить им условия и возможности для обучения. Дети посещают секции, кружки, которые работают в школе. Дети-инвалиды вместе с другими детьми участвуют в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых внеклассных мероприятий, а также получают дополнительное образование вместе со всеми. Реализация дополнительных программ осуществляется по следующим направлениям: гимнастика, ритмика, шашки, танцевальный кружок, изостудия, театральная студия.
Работа с детьми с ОВЗ требуют особого внимания, заботы со стороны взрослых и педагогов, поэтому необходима хорошо отработанная система работы.
Содержание индивидуальных занятий максимально направлено на развитие ученика. На занятиях используются различные виды практической деятельности, действия с реальными предметами, счётным материалом, используются условно-графические схемы и графики что даёт возможность для широкой подготовки учащихся к решению разного типа задач: формирование пространственных представлений, умения сравнивать и обобщать предметы и явления, развития навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесного отчёта.
Индивидуально-надомная форма обучения: обучение ведётся по специальным учебным планам и программам, осуществляется индивидуальный подход к учащимся, оказывается коррекционная помощь узкими специалистами.
Учебные планы и программы учитывают индивидуальные, психологические, физические особенности каждого ребёнка.
Вход в здание школы оборудован специальным пандусом, позволяющим колясочникам без проблем проникать внутрь. Переоборудованы также школьные туалеты, в психологическом центре есть комната для релаксации.
Здоровьесберегающие технологии на уроке включают в себя: активизацию двигательного режима: физминутки, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз .Так же в нашей школе существует психологическое сопровождение ребёнка ,которое помогает максимально создать социально -педагогические условия для социальной адаптации и реабилитации детей ОВЗ.
Проводются лекции и семинары для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями.
Структура индивидуального образовательного плана максимально соответствует тем направлениям работы педагогического коллектива (или группы учителей и специалистов), которые неизбежно возникают при разработке и сопровождении индивидуального образовательного маршрута ребёнка с ОВЗ в рамках одного образовательного учреждения.
Список использованной литературы:
Инновации в Российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. Аналитический обзор. Сборник. М.: Управление специальным образованием Министерства общего и профессионального образования РФ.2001
Инклюзивное образование в России. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2011 Г.