Роль частного и государственного партнерства для личностного развития дошкольников в организации дополнительного образования


О.В. Пехтерева,
педагог дополнительного образования
МБОУ дополнительного образования
«Центр детского творчества «Мечта»,
с. Частые
Роль частного и государственного партнерства для личностного развития дошкольников в организации дополнительного образования
В вопросах развития и совершенствования системы образования в последнее десятилетие все больше внимания уделяется негосударственному сектору, говорится о необходимости предоставления равных возможностей доступа к финансовым, информационным и иным ресурсам для субъектов негосударственного и государственного образования. Это отмечается и в послании Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014: «Гражданина не должно заботить, где он получает социальную услугу - в государственной, муниципальной, частной организации. Его право - обратиться к тем, кто будет работать профессионально, с душой, с полной отдачей. Все остальное, включая решение технических, организационных, юридических вопросов предоставления социальных услуг, - это обязанность государства, обязанность организовать соответствующим образом работу» [1, С.11].
Государство обозначает роль негосударственного сектора не только в сфере общего, но и дополнительного образования. «Главное - у ребенка, у родителей должен быть выбор: получить дополнительное образование на базе школы или в муниципальном творческом центре, или в негосударственной образовательной организации, чтобы это было доступно и чтобы с детьми работали по-настоящему хорошо подготовленные специалисты» [1, С.11].
Негосударственное образовательное учреждение «Школа развития личности» является одной из первых и самых крупных частных образовательных организаций на территории Пермского края. Сеть его филиалов и подразделений охватывает почти всю территорию края от южных границ (Чернушинский, Чайковский, Частинский филиалы) до самой северной точки нашего региона (Красновишерский филиал).
Двадцатилетний опыт работы позволяет проанализировать возможные варианты организации дополнительного образования детей и сделать выводы о наиболее эффективных способах и формах работы, с точки зрения качества предоставляемой услуги и ее финансовой составляющей.
Субъекты негосударственного образовательного сектора в сравнении с государственными (муниципальными) организациями в большей степени ориентированы на рынок и более свободны в действиях, поэтому:
- быстрее реагируют на запросы и потребности общества в предоставлении какой-либо образовательной услуги;
- клиентоориентированны, что позволяет удовлетворять разнообразные требования потребителей к качеству и форме образования, тем самым привлечь наибольшее количество потенциальных потребителей услуги;
- имеют более мобильную структуру, что дает возможность, практически в любых условиях, существовать на принципах самоокупаемости.
В Частинском районе НОУ «Школа развития личности» работает уже третий год на базе учреждения дополнительного образования ЦДТ «Мечта».
НОУ «Школа развития личности» имеет собственные образовательные программы, учебно-методический комплекс, включающий подробные сценарии занятий, демонстрационный раздаточный материал, что существенно облегчает работу педагогов. Работа в сфере негосударственного образования имеет ряд особенностей, поэтому возникла необходимость специальной подготовки педагогов и создания методической службы, что позволяет контролировать качество ведения образовательного процесса и дает возможность педагогам получать консультации по любым вопросам организации и проведения занятий.
Опыт сотрудничества «Школы развития личности» с центром детского творчества «Мечта» подтверждает взаимную пользу для развития как государственного, так и негосударственного сектора, отчего выигрывают все субъекты образовательной деятельности, прежде всего - дети. Кроме того, такое сотрудничество способствует решению ряда актуальных проблем:
- создание дополнительных возможностей для образования дошкольников в условиях нехватки мест в детских садах;
- обеспечение предшкольной подготовки и равных стартовых возможностей для детей, не посещающих детские сады;
- создание вариативных форм дошкольного образования и предоставление семьям возможности выбора;
- создание дополнительных рабочих мест.
Качество работы данного учреждения на базе ЦДТ «Мечта» подтверждается ежегодным увеличением числа обучающихся (с 15 детей в 2012 году до 70 детей в 2014 году), положительными отзывами родителей и учителей Частинской школы об уровне подготовки детей и адаптации первоклассников к школьным условиям. Следовательно, организационная модель НОУ «Школа развития личности» может рассматриваться как одна из эффективных форм реализации услуг дошкольного образования.
Однако, несмотря на все усилия, предпринимаемые государством для развития негосударственного сектора в сфере дошкольного образования, доля негосударственных образовательных учреждений в общей численности дошкольных организаций в стране остается ничтожно малой – по разным оценкам от 1,5 до 2%.
Причины неразвитости негосударственного сектора прежде всего в несовершенстве нормативно-правовой базы для создания и функционирования НОУ, недостаточной финансовой поддержке негосударственных образовательных организаций и в отсутствии конкурентного равенства с государственным сектором.
Для возрастания роли негосударственного сектора в решении проблем дошкольного образования необходимо избавиться от множества административных барьеров, препятствующих возникновению и развитию новых субъектов негосударственного образования [2, 3].
Общими усилиями необходимо создавать такую образовательную среду, которая будет отвечать всем вызовам времени и обеспечит нашим детям уверенный старт в будущее.
Список литературы:
Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014.
Письмо Минобрнауки РФ от 04.02.2011 № 03-66 «О применении механизмов   частно-государственного   партнёрства  в сфере образования». – URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070529/.
Поляруш   П. П.,  Фрумин   И. Д. Частно-государственное партнёрство в образовании: уроки международного опыта // Вопросы образования. – 2008. – №2.– URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/05/06/1268032957/4.pdf (