Пояснительная записка к рабочей программе по алгебре (7 класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели
Изучение алгебры – одного из важнейших компонентов математического образования, в основной школе направлено на достижение следующих целей:

развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов( физика, информатика и ИКТ и др.),
усвоение аппарата уравнений как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществления функциональной подготовки учащихся.
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
интеллектуальное развитие логического мышления, алгоритмической культуры, критичности мышления;
воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития алгебры, эволюцией математических идей, понимания значимости алгебры для общественного прогресса.
Задачи
освоение основных фактов и методов алгебры
развитие логического мышления
формирование умения применять полученные знания для решения практических задач
развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося
формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. 
создание условий для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки; для умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи
создание условий для плодотворного участия в работе в группе; умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность; 
формирование умения использовать различные языки математики: словесный, символический, графический; 
 формирование умения свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства
Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №1089.
Примерная программа по математике, разработанная в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования 2014-2015 учебный год, утверждён приказом Минобрнауки №253от 31 марта 2014 года
Методические рекомендации ГАУ ДПО ЛО «ИРО» «О преподавании математики в 2014-2015 учебном году в общеобразовательных учреждениях Липецкой области».
Сборник рабочих программ. 7-9 классы, сост. Т. А. Бурмистрова. - М.; Просвещение, 2011. Автор Ю. Макарычев и др.
Учебный план МБОУ ООШ с.Никольское на 2014-2015 учебный год.
Календарный учебный график МБОУ ООШ с.Никольское на 2014-2015г.
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ ООШ с.Никольское
Сведения о программе
Программа по алгебре составлена на основе авторской программы Ю. Н. Макарычев и др., в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике.
Определяет последовательность изучения материала в рамках стандарта для основной школы и пути формирования системы знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а также развития учащихся. Составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к базовому уровню обучения. Программа соответствует учебнику авт. Ю. Н. Макарычев и др.. «Алгебра» учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2011.
Информация об учебном предмете
Алгебра является одним из опорных предметов основной школы; она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно- научного цикла, в частности к физике Развитие логического мышления учащихся при изучении алгебры способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки алгебраического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников. Таким образом, в ходе освоения содержания курса у учащихся формируется математический аппарат для решения задач из разделов математики, смежных предметов и окружающей реальности.
Обоснование выбора программы
В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
Информация о внесенных изменениях.
Авторская программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю на 34 недели). Рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю на 35 недель), в том числе контрольных работ - 7, включая итоговую контрольную работу.
Сокращение часов в курсе алгебры произошло в следующих темах:
«Выражения ,тождества, уравнения»
В авторской программе 22 часа, в рабочей программе- 14.
«Функции»
В авторской программе 11 часов, в рабочей программе- 8.
«Свойства степени с натуральным показателем»
В авторской программе 11 часов, в рабочей программе- 6.
«Многочлены»
В авторской программе 17 часов, в рабочей программе- 10.
«Формулы сокращенного умножения»
В авторской программе 19 часов, в рабочей программе- 12.
«Системы линейных уравнений»
В авторской программе 16 часа, в рабочей программе- 11
. «Итоговое повторение»
В авторской программе 11 часов, в рабочей программе- 9.
Также сокращено количество контрольных работ. Несмотря на кардинальное уплотнение материала, содержание программы направлено на освоение учащимся знаний, умений и навыков на базовом уровне. Она включает темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике.
Определение места и роли предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся
Изучение алгебры, функций, статистики существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности учащихся.
Информация о количестве учебных часов.
В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МБОУ ООШ с. Никольское, рабочая программа по алгебре (обучение на дому) рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю). Из них: - контрольных работ – 7.
Формы организации образовательного процесса.
Основная форма обучения –индивидуальная. Занятия организовываются на дому у ребенка.
Технологии обучения.
Используются элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, элементы проблемного обучения, элементы технологии дифференцированного обучения, обучение с применением опорных схем, информационно-коммуникационных технологий, деятельностных технологий, технология обучения на основе решения задач (введение задач с жизненно-практическим содержанием), здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.
При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей реализацией.
Типы уроков:
по ведущим целям:
Формирование знаний: лекция, исследование
Формирование умений и навыков: практикум, деловая игра, тренинг
Закрепление и систематизация знаний: семинар, соревнования
Проверка знаний: зачет, контрольная работа, самостоятельная работа.
При выполнении работ и заданий разного вида применяется комбинированный урок.
Сведения о промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация представляет собой с.реднее арифметическое четвертных отметок. Округление результата проводится в пользу обучающегося
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся.
К формированию компетенций (информационной; коммуникативной; исследовательской; готовность к самообразованию) приводит использование деятельностного подхода в обучении, применение на уроках специальных компетентностно-ориентированных задач, использование проблемного и проектного обучения (исследовательские, творческие, информационные проекты). Учащимся необходимо предлагать самостоятельно изучить некоторый теоретический материал, составить задачу, формировать умения работать самостоятельно с различными источниками информации, а именно: использовать доклады, короткие сообщения учащихся по теме; работать со справочниками; использовать Интернет-ресурсы; подготавливать презентации.
Программа предполагает, что успех формирования компетенций определяется рядом условий:
настроенностью учащихся на необходимость определенных действий, четкостью и доступностью изложения цели и задач, которые учащихся должны решать в ходе учебной деятельности, полнотой и ясностью представления о структуре формируемого умения, показом учителем способов выполнения той или иной работы, организацией деятельности учащихся по овладению отдельными действиями или их совокупностью с использованием системы задач.
Виды и формы контроля:
контрольные работы, тесты, самостоятельные работы, индивидуальное задание.
Информация об используемых учебниках
Ю. Н. Макарычев и др. «Алгебра» учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2011.