План-конспект занятия Осенний пейзаж


Департамент образования и социально-правовой защиты детства администрации города Нижнего Новгорода
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение центр развития творчества детей юношества «Досуг»
План-конспект занятия
«Осенний пейзаж»
Автор-составитель: Лукина Наталья Николаевна
Категория: первая
Н. Новгород
2015г.
План-конспект занятия
«Осенний пейзаж»
Цель: Отражение в рисунке красот и особенностей осенней природы.
Задачи:
- формировать умение самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести рисунок на тему;
- передавать с помощью красок цвета, оттенки, нюансы осенней природы;
- развивать у детей образную память, эмоционально-эстетическую отзывчивость на красоту окружающей действительности;
- воспитывать чувство красоты окружающей природы, любовь к родному краю.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ.
Демонстрация на экране картин И. Левитана «Золотая осень», «Луч на опушке леса», В. Серова «Осенний день. Сокольники», «Октябрь. Домотканово».
Устные зарисовки учащихся на темы: «Осенний лес», «Осень в деревне» и т.п.
Краткий рассказ преподавателя о значении сюжета, раскрытии темы, цвете, композиции как средствах художественной выразительности.
Выполнение рисунков в карандаше.
Завершение рисунков в цвете.
Подведение итогов.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Тема занятия «Осенний пейзаж», и потому в рисунках необходимо отразить признаки и особенности осенней природы.
Проводится беседа, в процессе которой дети делятся своими наблюдениями и впечатлениями осенней природы в своих прогулках по лесу и в парке, о красоте ярких листьев, прозрачном небе, ослепительном солнце, цветовых контрастах, об особенностях ненастной погоды.
Обобщая впечатления учащихся, преподаватель подводит их к пониманию того, как можно выразительно, правильно и реалистично передать красоту осенней природы в изобразительном искусстве. Демонстрируются картины художников, фотоматериалы.
Преподаватель спрашивает о впечатлении детьми картин и фотоматериалов, о чувствах, которые вызывают эти картины. А также о том по каким признакам определяется время года – осень, какие краски характерны для природы в солнечный день, в пасмурную погоду… Важно, чтобы зрительные образы воспринятой ранее реальной картины природы у детей конкретизировались посредством образов природы, запечатленных в произведениях искусства и демонстрируемых фотоматериалах.
ВОПРОСЫ ПЕДАГОГА:
- Что общего в картинах и в чем их различие? (различны по настроению, которое создается цветовым решением, общее - тема)
- Сравните картины по цвету, назовите эти цвета.
Далее педагог говорит о значении сюжета в раскрытии темы, композиции, как средствах художественной выразительности. Внимание учащихся обращается на признаки осени: изменение окраски листьев, листопад, отлет птиц.
Возвращаясь к картинам художников, подчеркивается, как они с помощью изобразительных средств – рисунка, живописи, - выразили своё восхищение красотой осенней природы: солнечной и радостной у И. Левитана, грустной и задумчивой на картинах В. Серова. Педагог подчеркивает, что в изобразительном искусстве художественные образы, настроения передаются с помощью линий, красок.
На доске педагог с помощью рисунков-схем помогает выбрать композицию, наметить расположение и форму предметов
Перед живописной работой педагог напоминает о главных красках осени, демонстрирует на бумаге их смешивание, об особенностях акварельных и гуашевых красок. Правила работы с красками педагог объясняет систематически, обращая особое внимание детей на эмоционально-эстетические особенности цветовых оттенков. Стволы, ветки деревьев ближнего плана изображаются после высыхания красок фона, часто там, где необходимо. Мелкие веточки – вверх и в стороны – в последнюю очередь.
По окончании работы проводится обсуждение рисунков, особенно выделяются необычные, яркие элементы в рисунках.