Дисграфия у младших школьников, методы обследования дисграфии


Письменная и устная речь – это две формы речевой функции Устная речь Письменная речь Звуковое оформлениеязыка Графическое оформлениеязыка Процесс письма Речедвигательныйанализатор Речезрительныйанализатор Речеслуховой анализатор Двигательный анализатор Специфические операции, входящие в процесс письма Анализ звукового состава слова, подлежащего записи 2. Уточнение звуков 1.Определение последова-тельности и количествазвуков Перевод фонем в графемы «Перешифровка» зрительных схем букв в кинети-ческую систему последовательных движений Причины возникновения нарушений письма Патогенныефакторы Органические причины Функциональныеповреждения г.м.внутренние и внешние Наследственные факторы Неречевые симптомы Речевые симптомы Неврологические нарушения, нарушение познавательной деятельности, памяти, восприятия, внимания, моторики, зрительно-пространственных ориентировок и.т.д. Ошибки на уровне буквы Ошибки на уровне предложения Симптомы дисграфий Ошибки на уровне слова Дисграфия – это частичное нарушение процессов письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, учавствующих в процессах письма. дисграфия Недостаточность слуховых дифференцировок Неправильное произношение звуков Нарушение языкового анализа и синтеза Недоразвитие грам. строя речи Несформирован-ность зрительно- пространственных функций Артикулярно-акустическая На основе нарушения фонемного распознавания или акустическая На почве нарушения языкового анализа и синтеза Аграмматическая Оптическая Механизмы дисграфий Классификация дисграфий Артикуляторно-акустическая дисграфия - это дисграфия на почве растройств устной речи или«косноязычие в письме» механизмы Неправильное произношение звуков в речи Несформирован-ностьфонематическихпредставлений Нарушение слуховой дифференциации Проявляется в заменах или отсутствии звуковв устной речи Проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуютсмешениям в устной речи Коррекционная работа при артикуляторно-акустической дисграфии Коррекция звукопроизношения 2.Развитие фонетического слуха и фонематическоговосприятия Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания или акустическая дисграфия механизмы Неточность слуховойдифференциациизвуков Неточностькинестетическогоанализа Неточность в выборе фонемы Проявляется в заменах букв,обозначающих фонетически близкие звуки (смешиваются:звонкие и глухие согл., твёрдые и мягкие,свистящие-шипящие, африкаты и их компоненты В нарушениях обозначения мягкости согласных на письме(при помощи «ь» и гласныхнижнего ряда Коррекционная работа при акустической дисграфии Развитие фонетического слуха и фонематическоговосприятия Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Механизмы Нарушение различных форм языкового анализа и синтеза Проявляется в искаженияхструктуры: слова (и слога) - проуски согласных и гласных букв, перестановкибукв, вставки букв, пропуски,добавления, перестановкислогов Проявляется в искажениях структуры предложения – слитное написание слов (предлоги), раздельное написание слов (приставки и корни слов), несоблю-дение границ предложения, написание всех слов в предложении слитно Коррекционная работа при дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. 1. Развитие языкового анализа и синтеза 2. Развитие слогового анализа и синтеза 3. Развитие фонематического анализа и синтеза Аграмматическая дисграфия Механизмы Несформированность лексико-грамматического строя речи:морфологических и синтаксических обобщений Проявляется на уровнеслова: искажениеморфологическойструктуры слова,изменение падеж.окончаний, пред-ложных конструк-ций, падежа место-имений Проявляется на уровнесловосочетания: нарушение согласо-вания (сущ.+прил.,сущ.+числ.) Проявляется на уровне предложения и текста: нарушениесогласования словв предложении. Коррекционная работа при аграмматической дисграфии 1. Развитие лексико-грамматического строя речи. Оптическая дисграфия Механизмы Несформированность зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений Проявляется в искажённом воспроизведении букв на письме Проявляется в заменах и смешенияхграфически сходных букв Коррекционная работа при оптической дисграфии Развитие зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.