Развитие самоконтроля и самооценки на уроках в начальной школе

Л.А. Крахмелец
Россия, г. Новокузнецк

Развитие самоконтроля и самооценки
на уроках в начальной школе

Важнейшей отличительной особенностью Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, является ориентация на результаты образования и требования к этим результатам. Одна из задач педагогического коллектива МК С(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №106 для слепых и слабовидящих детей» – организация работы по развитию самоконтроля и самооценки обучающихся в рамках образовательного процесса. Данный вид деятельности позволяет слепым и слабовидящим детям стать более самостоятельными, активными, творческими и уверенными в себе.
Самоконтроль – это умение контролировать свои эмоции и действия, его формирование является одним из приоритетных направлений второго уровня обучения. В первом классе учитель сталкивается с тем, что не все дети могут контролировать собственные поступки. Они эмоционально реагируют на неудачи, огорчившись отрицательным результатом, теряют интерес к предмету и обучению в целом. Поэтому с первых дней поступления ребенка в школу необходимо начинать формирование навыков самоконтроля и самооценки, так как именно в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка ребенка к самому себе.
Обучающиеся станут полноценными субъектами учебной деятельности только тогда, когда смогут управлять ею, развивая учебные компетенции. Для этого необходимо слепым и слабовидящим детям помочь в осознании мотивов и целей обучения, способов регулирования и самоконтроля, потребности в тщательной проверке результатов своих действий, критического отношения к собственной деятельности.
Анализ мониторинга компонентов учебной деятельности (мотивация, контроль и оценка) показывает уровень сформированности основных психолого-педагогических навыков: планирование, анализ, рефлексия, самоконтроль и самооценка.
Существует три типа контроля: внешний контроль, взаимный контроль, самоконтроль.
Внешний контроль приучает добросовестно и систематически выполнять учебную работу, пробуждает стремление сделать ее лучше. Взаимный контроль – это хорошая школа воспитания самоконтроля, ведь обнаружить ошибки в работе другого человека гораздо легче, чем собственные. Проведение самоконтроля направлено на осознание правильности действий, предупреждение или обнаружение уже совершенных ошибок. Самоконтроль необходим при выполнении самостоятельных работ, а так же домашнего задания. Исправления в тетради – это результат того, что ученик проверил свою работу и устранил ошибки.
Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:
Первый этап: ученик должен научиться понимать и принимать контроль со стороны учителя. Для этого учитель должен: передать и выявить степень усвоения учебного материала, ознакомить с нормами и критериями оценки учебных компетенций, определить способ контроля, объяснять критерии выставления отметки.
Второй этап: ученик должен научиться анализировать учебную деятельность своих одноклассников.
Третий этап: ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять самоанализ, самооценку и самокоррекцию.
Педагогические работники применяют следующие формы учета достижения планируемых результатов: оценка, бальная система, самооценка. Обычная проблема: обучающийся, как правило, не может объяснить, за что он получил ту или иную отметку. Учитель должен добиваться того, чтобы каждый обучающийся четко знал и понимал, почему его так оценили. Поэтому главную роль в процессе обучения играет оценка самостоятельной деятельности. Для этого необходимо выработать мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться?»), обучить способам ее осуществления («как учиться?»).
Адекватная самооценка обеспечивает обучающимся осознание уровня освоения планируемых результатов, приводит к пониманию проблем и тем самым создает предпосылки для дальнейшего самосовершенствования. Самооценка – гибкий инструмент, который учитель использует для управления учебной деятельностью. Она позволяет увидеть сильные и слабые стороны своей работы, выстроить на основе осмысления этих результатов собственную программу дальнейшей деятельности, что удовлетворяет современным требованиям.
В процессе обучения самооценка должна стать не только положительной, но и адекватной. Поэтому учитель должен помочь обучающимся научиться реально оценивать свои возможности, видеть положительные и отрицательные стороны. Наблюдение показывает, что слепые и слабовидящие дети зачастую не могут адекватно оценить свои возможности. Те, кто научились этому, легче переносят неудачи, более раскрепощены в повседневной жизни, с интересом учатся, умеют общаться с взрослыми и сверстниками. Для развития у детей адекватной самооценки необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки.
Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Умение оценивать дает возможность делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень стремлений и ценностей, характер отношений с окружающими людьми. Поэтому одной из важных компетенций самостоятельной личности, которую мы воспитываем сегодня, является формирование объективной и содержательной оценки себя и своих возможностей.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в нашей школе разработана система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Содержание оценки личностных результатов строится на сформированности самооценки, включающей осознание возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах успеха/неуспеха; умение видеть достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех.
Используемая система оценки ориентирована на стимулирование обучающихся к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок обучающихся – прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы). Прогностическая деятельность – деятельность более высокого порядка, так как позволяет устанавливать границу знания/незнания, предусматривает оценку своих возможностей: «я до работы», «мой прогноз».
Для формирования действия контроля и оценки у обучающихся использую следующие педагогические приемы: «задания-ловушки», сравнение с эталоном, составление подобной задачи, классификация задач по способу решения, составление задач по чертежу, составление проверочных заданий, «умные вопросы».
Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении:
«Лесенка» – ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал: нижняя ступенька – не понял, вторая ступенька – требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;
«Волшебная линеечка» – на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик, ниже или выше;
«Светофор» – оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.
Показатели личностного развития фиксируются в индивидуальных картах обучающихся, отчетах по диагностике педагога-психолога. Вывод о сформированности внутренней позиции, самооценки, личностной мотивации учебной деятельности, знаний моральных норм и морально-этических суждений фиксируется в характеристике обучающегося при переходе с одного уровня обучения на другой. Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.
Любое выполненное действие требует, прежде всего, оценки, без которой невозможен дальнейший процесс обучения. Для этого необходимо вооружить обучающихся следующими умениями: выделять критерии оценки и фиксировать их определенным образом, проводить пооперационный контроль и самостоятельную коррекцию выявленных недостатков; высказывать свою точку зрения при оценке своих одноклассников.
Основным направлением оценочной деятельности является ориентация обучающихся на совершенствование учебной деятельности, углубление и усиление мотивов познания, укрепление веры в себя и свои возможности, развитие самостоятельности и сотрудничества. Контроль и оценка деятельности рассматривается только в динамике относительно предыдущих собственных успехов, не допуская сравнения обучающихся друг с другом.
Таким образом, систематическая работа по формированию навыков самоконтроля и самооценки у слепых и слабовидящих детей положительно влияет не только на повышение качества обучения, но и на формирование самой личности ребенка, способной к дальнейшему самоопределению и самореализации.










Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415