ДокладПриемы формирования самооценки в начальной школе


МБОУ «Верхне-Талецкая СОШ»
Приемы формирования самооценки в начальной школе
Учитель начальных классов И.С.Карбаинова
2016г.
«Приемы формирования самооценки в начальной школе
  Цель: раскрыть место оценивания в современном образовательном процессе как способа определения степени реализации учебных целей и достижения планируемых результатов обучения.
1. Знакомство с темой выступления.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Вы знаете, у меня сегодня прекрасное настроение: я рада вас видеть, полна сил и желания работать вместе с вами. Приклеив красный лепесток, я обозначила свое настроение. А с каким настроением пришли Вы? Выберите лепесток, цвет которого совпадает с вашим эмоциональным состоянием, и приклейте его к сердцевинке нашей ромашки.
Давайте рассмотрим палитру нашего настроения.
Красные лепестки приклеили лидеры, те, кому не хватает новых завоеваний и побед. Возможно, в данный момент вам недостает ярких эмоциональных впечатлений.
Оранжевый цвет лепестка - это знак возбуждения нервной системы. Это значит, что вы созрели для каких-то серьезных перемен в жизни.
Если вы выбрали розовый лепесток - значит, вам не хватает нежности и легкости. Вероятно, вы немного устали от серьезной работы, четких планов, вас тянет к чему-нибудь беззаботному.
Голубой лепесток говорит, что вы мечтаете о чем-то романтическом, возвышенном, далеком. Вы хотите быть максимально открытым, правдивым и при этом понятым.
Сильная разрядка и полноценный отдых нужен тем, кто приклеил синий лепесток.
Зелёный цвет означает потребность в самоутверждении, тягу к знаниям или желание карьерного роста.
Коричневый лепесток выбрали те, кому нужен домашний уют, теплота и комфорт.
Надеюсь, что наша встреча позволит кому то получить яркие впечатления, кому то просто отдохнуть и снять усталость.
Как назвать деятельность, которую мы сейчас осуществляли?
САМООЦЕНКа
Тема моего выступления: Приемы формирования навыка самооценки в начальной школе.
Эпиграфом для своего выступления я взяла слова Евгения Доманского . научного сотрудника Института содержания и методов обучения РАО:  «Тот, кто сумел оценить свою работу, тот и получает преимущества в движении вперед» .
2. Актуальность темы.
В современном мире каждый человек должен адекватно оценивать свои возможности. Суметь точно себе ответить, что я умею и что я могу. Поэтому у каждого человека должен сложиться образ собственного Я. Это складывается из осознания своих личных физических, интеллектуальных, нравственных качеств, их самооценки.
Ребёнок не рождается на свет с каким-то определённым отношением к себе. Его самооценка складывается в процессе обучения и воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе. По мере развития дети учатся понимать себя, давать оценку собственным качествам. Этот оценочный компонент и называется самооценкой .
3. Диагностика уровня самооценки.
Вы замечали, как дети по-разному сдают тетради с контрольными работами или тестами: одни, выполнив задание, тщательно все проверяют, другие тут же отдают учителю, третьи подолгу задерживают работу, боясь выпустить ее из рук.
На замечание учителя : « Ты допустил ошибку в работе» - ученики реагируют также неодинаково. Одни просят не указывать, где ошибка, а дать им возможность самим найти ее и исправить. Другие с тревогой спрашивают : «Где? Какая?» - и безоговорочно соглашаясь с учителем, покорно принимают его помощь. Третьи тут же пытаются оправдаться ссылками на обстоятельства.
   
  Как вы можете это объяснить?  
 Отношение к допущенным ошибкам, к собственным промахам, недостаткам не только в учении, но и в поведении – важнейший показатель самооценки личности. Данные примеры говорят о разных уровнях самооценки обучающихся.
Работа по формированию адекватной самооценки младших школьников начинается с диагностики. Сделать это довольно просто, используя разнообразные методики.
Например, так.Перед вами – ряд положительных качеств и ряд отрицательных (по 10 качеств в каждом столбце). Детям предлагается подчеркнуть те, которые у них есть. как вы видите, в 1 столбце перечислены положительные качества - «идеал», во 2 – отрицательные - «антиидеал».

смелость
доброта
любознательность
трудолюбие
вежливость
усидчивость
честность
правдивость
настойчивость
активность
хвастовство
грубость
лень
трусость
зависть
лживость
жадность
драчливость
жестокость
обидчивость
Если по результатам теста в графе «Идеал» подчеркнуто 8-9 качеств, то это свидетельствует о завышенной самооценке.
Если по «Антиидеалу» такая картина, то это говорит о заниженной самооценке.
Если количество слов из столбиков А и В примерно одинаковое, значит самооценка близка к адекватной.
Методика «Лесенка»
Инструкция: показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки. На второй - чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки. На какую ступеньку поставил бы ты себя? Нарисуй себя на этой ступеньке.

При анализе работ обращается внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил.
1-4 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная);
5-7 ступенька - средний уровень самооценки (адекватная);
8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная).
Предлагаю и Вам пройти небольшой тест, оценить свой уровень самооценки. Перед вами лежат карточки. вам предлагается оценить 6 качеств вашей личности.
Вам предлагаются семь линий. Они обозначают:
здоровье;
ум, способности;
характер;
авторитет у сверстников;
умение многое делать своими руками, умелые руки;
внешность;
уверенность в себе.
На каждой линии ( С) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени.
После этого крестиком (П)(притязаний) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.
Обработка и интерпретация результатов
Уровень притязаний
Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов.
Оптимальный – сравнительно высокий уровень – от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях.
Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям.
Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний.
Высота самооценки
Количество баллов от 45 до 74 удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.
Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности.
Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку.
Надеюсь, результаты данного теста вас не разочаровали у каждой из вас сформирована адекватная самооценка.
Мы рассмотрели три разных метода диагностики уровня самооценки. Они позволили определить три основных вида самооценки:
- адекватная самооценка;
- завышенная самооценка;
- заниженная самооценка.
Может ли уровень самооценки отражаться в поведении обучающегося, в его характере?
Активность, находчивость, чувство юмора, общительность – это те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказались проигравшими и не дразнят других в случае проигрыша. Дети с адекватной самооценкой довольны собой. Они знают о своих сильных сторонах, относятся к себе с уважением.
Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться проигравшими, хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Младшие школьники с низкой самооценкой делают акцент на своих недостатках, выражают неуверенность в их преодолении. Они считают, что неспособны к учебе, к общению, к любым другим видам деятельности. И поэтому часто возникают трудности в школе и дома. Низкая самооценка не дает способностям школьника полностью раскрыться.
А слишком высокое мнение о себе может быть опасным: ребёнок будет приписывать себе несуществующие достоинства и нереальные перспективы, а затем, в будущем, страдать, когда жизнь начнёт всё расставлять на свои места.
Изменяется ли уровень самооценки с возрастом?
Самооценка учащихся 1-ой ступени
1-ый класс – Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь с объективными обстоятельствами. Их самооценка преимущественно завышенная.
2-3 класс – процент завышенной самооценки снижается , дети относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении.
4-й класс – самооценка становится в целом более адекватной, дифференцированной, заниженная самооценка повышается, завышенная самооценка понижается, а суждения о себе – более обоснованными.
«Только человек со здоровой самооценкой может конструктивно относиться к собственным ошибкам и неудачам, переводя их в задачи учения, а не обиды. в поводы к унынию и отказы от каких бы то ни было усилий» Г.А. Цукерман  
4. Классификация приемов самооценки.
Их можно разделить
По содержанию: устная и письменная.
По способам проведения: анкеты, вопрос, символ, таблица, ситуация, рисунок и др.
По форме: фронтальная, индивидуальная, групповая.
По цели: оценка эмоционального состояния, нравственных, физических качеств, оценка деятельности и усвоения содержания учебного материала.
По типу урока: знакомство с новым материалом, промежуточная, итоговая.
Вам предложена небольшая картотека приемов формирования навыков самооценки, которую вы можете дополнить своими примерами.
5. Формирующее и итоговое оценивание.
Предлагаю выполнить еще несколько заданий.
Задание № 1: Возьмите лист бумаги и заставьте его улететь как можно дальше.
.Задание № 2:  у доски 3 человека рисуют дом.
Проверка выполнения заданий.
Задание 1 Самооценка:
Какое задание было дано?
Довольны ли вы полетом своего самолетика?
Почему?
Что нужно сделать в следующий раз?
Задание № 2. Взаимооценка рисунков.
А теперь оцените рисунок по таким критериям как
1.Фундамент – 1 балл
2.Стены -1 балл
3 Крыльцо, ступени –1 балл
4.Перила – 1балл
5. Дверь – 1 балл
6. Окно - 1 балл
7. Окно на чердаке – 1 балл
8. Водосточная труба – 1 балл
9. Труба на крыше дома – 1 балл
10. Трава или деревья возле дома – 1 балл
Максимальное количество баллов -  10  0-4 балла -       «2»
5-6 баллов -     «3»
7-8 баллов -     «4»
9-10 баллов - «5»
 
Рефлексия по заданию:
Какие виды оценивания были применены?
Какую оценку вам было легче всего поставить и почему?
Насколько отличались оценки и почему?
Какой из оценок вы остались довольны и почему?
В первом случае мы использовали формативное или формирующее оценивание. Оно применяется для получения данных о текущем состоянии дел, отражает внутренний контроль качества и направлено для определения ближайших шагов в направлении улучшения методов и форм обучения.
(что сделано, как, получилось или нет, ошибки, что предстоит сделать.)
Если представить, что дети - это цветы …
Формирующее оценивание - эквивалент уходу и поливу, соответствующему потребностям растений, что непосредственно влияет на их рост.
Формативное оценивание осуществляется в виде качественного показателя: словесные высказывания о процессе и результате работы, эмоциональная реакция.
Сегодня на уроке я понял…
Я узнал больше о ………….
Я понимаю __________ и могу объяснить
Я все еще не понимаю _________
Я не совсем уверен в _______________
Я изменил свое отношение к……….     ƒ
Я удивился тому, что……                      ƒ
Я почувствовал …
Хотелось бы узнать…
Мне удалось…..
Я могу себя похвалить за то, что……
Я не справился…………
На следующем уроке я…………..
Суммативное (итоговое) оценивание предназначено для определения уровня сформированности знаний, умений, навыков, компетентностей при завершении изучения темы, раздела к определенному периоду времени. Суммативное оценивание проводится по результатам выполнения различных видов проверочных работ (теста, контрольной, лабораторной, исследовательской работ, сочинения, эссе, проекта, устной презентации и т.п.). Оценивание осуществляется в виде количественного показателя: отметка, баллы и т.п.
Если представить, что дети - цветы …
Итоговое оценивание – это просто их измерение. (высота цветка, ширина листьев, количество бутонов и т.д.) Может быть интересно сравнить и проанализировать результаты измерений, но это никак не влияет на рост растений.
Такое оценивание осваивается детьми гораздо быстрее, так как при оценивании используются четкие критерии.
7. Этапы формирования самооценки.
1 класс
Виды контрольно- оценочных действий:
1. Критериальное оценивание - умение сопоставлять свои действия с заданным образцом.
2. Пооперационное (пошаговое)
3. Ретроспективное - оценивает то, что он уже сделал, совершил, пережил.
 4. Рефлексивная оценка – знания о собственном знании и не знании, о собственных возможностях и ограничениях
Формы
На этом этапе обучения, безотметочном, используются различные приемы оценочной деятельности:«волшебные линеечки», Лесенка ,Светофор , Смайлики.
Алгоритм самооценивания 1 класс
1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы)
2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью)
3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать
ошибки)
4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс).
2 класс
Виды контрольно- оценочной деятельности
Происходит совершенствование работы учащихся над пооперационным
контролем освоения способов деятельности, переход к итоговому оцениванию.
во втором классе начинается работа над формированием  рефлексивного
контроля –, направленного на анализ основания собственно способа действия.
начинается работа над прогностической оценкой. Дети уже
начинают задавать себе вопросы типа: «Справлюсь ли я с решением?», выбираются задания для самостоятельной работы на «уровень притязания» – из данного пакета заданий с обозначенной сложностью требуется взять какое-то для решения и т.п.
Что касается действия оценки, то на этом этапе оно должно полностью
дифференцироваться.
Алгоритм самооценивания во 2 класс
1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы)
2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью)
3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать
ошибки)
4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать
процесс)
5. Какое умение развивали при выполнении задания?
6. Каков был уровень задания (задачи)?
3-4 класс
Виды контрольно- оценочной деятельности:
На заключительном третьем этапе  учащиеся вместе с учителем выходят на полный цикл контроля и оценки. На ведущее место в обучении (учении) выходит рефлексивный контроль и рефлексивно-прогностическая оценка в новых, нестандартных ситуациях.
Алгоритм самооценивания в 3 - 4 классе
1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы)
2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью)
3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать
ошибки)
4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать
процесс)
5. Какое умение развивали при выполнении задания?
6. Каков был уровень задания (задачи)?
7. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.
8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.
Результаты самооценивания можно фиксировать в
Портфолио
Листы учебных достижений
Лист рубежного контроля. Журнал учёта учебных достижений Дневник первоклассника
Тетрадь открытий Тетрадь «Что я знаю и умею».
Эти документы постоянно хранятся в классной комнате, и все заинтересованные (ученики, учителя, администрация школы) могут в любое время ознакомиться с ними.
Итог.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю Вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья Вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!

Желаю вам, чтобы ваша работа приносила вам только удовольствие.