Методы и приёмы формирования формирования правильного чтения


Методы и приемы формирования правильного чтения
Под правильным чтением понимается чтение без искажения звукослогового состава слова и соблюдение правильного ударения в словах.
Учащиеся с недоразвитием интеллекта испытывают большие трудности при воспроизведении звукослоговой структуры слова. К основным ошибкам, приводящим к нарушению правильности чтения, относятся:
4026535226695невозможность чтения слогов и слов (при условии усвоения всех букв) в результате несформированности синтеза слогов в слово;
побуквенное чтение;
замена слова другим несходным по буквенному составу;
замена слова другим, сходным по буквенному составу, родственным словом или формой одного и того же слова;
вставка согласных звуков;
добавление гласного звука между двумя согласными при стечении;
пропуск конечного гласного звука;
перестановка звуков;
замена гласных звуков;
взаимные замены оппозиционных звуков, например, звонких и глухих, твердых и мягких;
пропуски букв при стечении согласных, в результате чего происходит замена слова асемантичным сочетанием;
нарушение чтения пар слов, сходных по буквенному составу.
Для преодоления и предупреждения возможных ошибок при чтении в учебники включен материал под рубрикой «Читай правильно». Использование данного материала предполагает проведение работы по следующим направлениям:
1) Формирование умения осознавать механизм образования слоговой структуры слова.
2) Привлечение внимания учащихся к буквенному составу слова.
3) Привлечение внимания учащихся к морфемному составу слова.
В рамках первого направления большое внимание уделяется правильному прочтению учащимися слов, многосложных по составу или имеющих рядом несколько букв, обозначающих согласные звуки (слова со стечением согласных звуков). Такие слова даны перед текстом в послоговой разбивке и обязательно должны быть прочитаны до работы над текстом. Чтобы предотвратить у школьников снижение интереса к самому процессу чтения, учитель может предусмотреть использование на уроке различных вариантов чтения отдельных слов: а) хоровое, групповое или индивидуальное; б) чтение с поощрением жетонами или фишками; чтение - соревнование.
Для предотвращения побуквенного чтения и привлечения внимания детей к основной слоговой структуре - прямому открытому слогу (СГ), во всех словах первого раздела учебников для 2-го класса, этот слог выделен полужирным шрифтом. Например, к рассказу «Четыре цвета» В. Голявкина даны следующие слова: верб-люд; си-рень; си-ре-не-ва-я. Такой приём позволяет учащимся зрительно воспринимать данный комплекс букв, как своеобразное единство, которое следует читать слитно.
Ошибки,связанные с перестановкой или пропуском букв, чаще всего возникают в тех словах, где рядом находятся несколько букв, обозначающих согласные звуки. Основной прием работы по коррекции - чтение с подготовкой и чтение с наращиванием одной или нескольких букв. При чтении с подготовкой ученики начинают читать не с прямого открытого слога, а с произнесения гласного звука, обозначенного одной буквой. Это позволяет им сначала почувствовать положение органов артикуляционного аппарата при произнесении изолированного гласного звука, а затем уже произнести согласный в артикуляционном укладе данного гласного звука. После этого ученики читают полученный слог, добавляют еще одну букву и т.д., пока не получится слово. Например, цIвеIветI цвет
Прием наращивания состоит в том, что к прямому открытому слогу постепенно присоединяются буквы, обозначающие согласные звуки. Этот прием может быть представлен в горизонтальном и вертикальном расположении слогов, так называемой “ пирамидой”. Например,
но ноп кноп кноп-кире реп креп скреп скреп-ки
лак лас кла склад
Такой подход к расположению слоговых структур и слов способствует развитию гибкости чтения и помогает учащимся преодолеть механическое прочтение слов.
Второе направление работы по формированию правильности чтения - это привлечение внимания учеников к словам, различающимся по буквенному составу либо количеством букв и их последовательностью в словах, либо одной лишь буквой при совпадении количества и порядка буквенного состава. В этих случаях смыслоразличительные буквы также выделены полужирным шрифтом. Для того чтобы чтение этих слов было достаточно осознанным, учитель просит ученика объяснить значение слова. Например, выдох-вдох, облетел облетал.
В рамках третьего направления предлагаются упражнения на привлечение внимания школьников к морфемному составу слова, без называния терминов. С этой целью перед текстом даны слова, которые отличаются какой - либо частью слова, например, имеют разные приставки, но одинаковый корень, суффикс и окончание.
за-сы-патьна-сы-патьпо-сы-патьТакой подход к презентации слов необходим для того, чтобы ученики, на основе зрительного восприятия, могли фиксировать внимание на отличных по буквенному составу частях слова, определяющих лексическое значение всего слова в целом.
Для подготовительной работы над техникой чтения широко используются упражнения, в которых даны однокоренные слова, относящиеся к различным частям речи.
жел-тая по-жел-те-ла по-жел-тев-ша-яхрус-тит хруст-ка-я
сосед со-сед-ска-я
Методы и приемы формирования беглости чтения
Под беглым чтением понимается темп чтения, близкий темпу устной разговорной речи и обеспечивающий понимание прочитанного. Основная причина, затрудняющая выработку беглости чтения, заключается в узости поля зрения и неточности зрительного восприятия учащихся с недоразвитием интеллекта - они зачастую не могут “ схватить” слово целиком или даже часть слова. Чтобы помочь им преодолеть это затруднение, предусмотрена определенная последовательность в послоговой разбивке слов. Сначала представлены двусложные слова без деления на слоги:
из двух прямых открытых слогов (рано, мама )из обратного и прямого слога (окна );
из трехбуквенного закрытого слога и одной буквы (урок ).
Затем, слова без деления на слоги, даны в следующей последовательности:
трехбуквенный закрытый слог и прямой открытый слог: СГС+ГС; ГС+СГС (назад,)двусложные слова из трехбуквенных закрытых слогов: СГС+СГС (волков);
трехсложные слова, состоящие из одной буквы, прямого открытого и трехбуквенного закрытого слога: Г+СГ+СГС; СГС+СГ+Г (увидал, черная);
трехсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов: СГ+СГ+СГ (молоко);
трехсложные слова, состоящие из двух прямых открытых слогов и трехбуквенного закрытого слога: СГ+СГ+СГС; СГ+СГС+СГ (вытащить, корешки);
трехсложные слова, состоящие из прямого открытого слога и двух трехбуквенных слогов: СГС+СГС+СГ; СГС+СГ+СГС (собрался, поднимет);
четырехсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов: Г+СГ+СГ+СГ; СГ+СГ+СГ+Г (увидели, хорошая);
четырехсложные слова, состоящие из прямых отрытых слогов: СГ+СГ+СГ+СГ (закатали).
Далее следуют различные варианты слов, основанные на чтении отработанных слоговых структур.
Для того чтобы облегчить ученикам переход от аналитического чтения к глобальному - целыми словами, - следует отрабатывать модели слов непосредственно перед чтением текста. Например,
тряс-ти трясти
проч-ти прочти
про-чи-тай прочитай
про-чи-тать прочитать
Затем формирование навыков беглого чтения осуществляется в следующих направлениях:
чтение слов сложной структуры;
чтение фрагментов текста с опорой на иллюстрацию;
чтение фрагментов текста по вопросам к нему;
чтение текста в соответствии с пунктами плана к этому тексту.
К словам сложной структуры относятся:
слова со стечением 3-5 согласных;
лексемы, в составе которых 4-6 слогов;
языковые единицы с 2 основами.
Методы и приемы формирования осознанного чтения.
Осознанное чтение - это такое чтение, при котором происходит полное и адекватное понимание на уровне слова, словосочетания, предложения, законченной части и всего текста в целом. Иными словами, в процессе чтения художественного текста ученики должны усвоить фактическую, смысловую и идейную стороны произведения.
Однако у школьников с недоразвитием интеллекта обнаруживаются трудности понимания на всех уровнях языковых единиц. Особенности восприятия текста такими детьми заключается в следующем:
в непонимании значений отдельных слов, даже в тех случаях, когда значение данного слова становится понятным из контекста, на основе установления логической связи этого слова с другими словами; или в тех случаях, когда значение слова ребенку известно, но оно дано в форме косвенного падежа и воспринимается им как новое, непонятное;
в фрагментарном понимании текста;
в неточном, а иногда и искаженном представлении ситуации, описанной в рассказе;
в неумении установить смысловые связи между отдельными эпизодами в рамках одной части текста, между частями текстами.
Для развития внимания к слову, как единству звуковой (внешней) и смысловой (внутренней) сторон, предусмотрена работа над словом, словосочетанием, предложением. Работа над словосочетанием и предложением предполагает объяснение смысла образных выражений: эпитетов, сравнений, олицетворений, фразеологизмов.
Чтобы выяснить, как учащиеся понимают содержание текста предусмотрена определенная последовательность вопросов. Вначале даны вопросы, направленные на понимание фактического содержания текста. Затем можно перейти к вопросам, требующим правильного установления и понимания смысловых связей внутри текста. Также предполагается выборочное чтение, которое используется на всех этапах работы над текстом.
С целью формирования интереса к прочитанному произведению, а также для развития воссоздающего воображения, активности и самостоятельности у детей с недоразвитием интеллекта, предлагаются задания для графического иллюстрирования текста. Эти задания предполагают не только использование полученных знаний, которые дети получили в процессе анализа текста, они еще активизируют их творческие возможности.
На третьем году обучения чтению большое внимание уделяется формированию у школьников с интеллектуальной недостаточностью навыков выразительного чтения. Ведущими условиями при отборе художественных произведений являются эмоциональность и экспрессивность текстов.
Уроки чтения в коррекционной школе направлены не только на формирование качеств полноценного чтения, они направлены на воспитание нравственных качеств и свойств личности, на восполнение пробелов в знаниях учащихся о предметах и явлениях окружающего мира.
Под влиянием школьного обучения устная и письменная речь всех учащихся с нарушением интеллекта начинает успешно развиваться. Увеличивается словарный запас, улучшается произношение, обогащается, становится всё более развернутым грамматический строй речи, увеличивается потребность в словесном общении, письмо становится наиболее грамотным, дети приобретают навыки правильного, беглого, осознанного чтения.
Использованная литература:
1. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., «Просвещение», 1991 г.
2. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., «Владос» , 1997г.
3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М., «Владос», 1998 г.
4. Яковлева Н.Н. Коррекция нарушений письменной речи. - СПб, «Каро», 2007г.
5. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. – М., 2006г.
6. Лопатина Л.В и т.д.. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей.
7. Ястребова А. В. Коррекция нарушения речи у учащихся общеобразовательной школы. – М., «Просвещение», 1984 г.