ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД, КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ УРОКА
ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ
Дубровина Анастасия Викторовна, учитель школы №85 г.о. Тольятти (Россия)
Аннотация.
Использование нестандартных  форм урока влияет на развитие познавательного интереса к стране изучаемого языка, его культуре, традициям; вызывает потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности, способствует формированию более прочных речевых умений и навыков, тем самым  помогает более эффективному решению образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Тема использования  нестандартных форм урока звучит  особенно актуально в современных  условиях.   Отмечается снижение познавательного интереса учеников  к процессу обучения, а изучение иностранного языка как обязательного учебного предмета общеобразовательной школы вызывает особые сложности. Именно проведение нестандартных уроков (с элементами занимательности)  позволяет более легко, незаметно для школьника,  преодолевать языковые преграды. 
Цель работы: Изучить теоретические источники и практический опыт по проблеме использования нестандартных форм урока при обучении иностранному языку в школе.
Задачи работы:
1. Показать основные черты нестандартных уроков.
2. Показать психолого-мотивационный аспект нестандартных уроков.
3. Описать различные  виды нестандартных уроков, наиболее  типичных для общеобразовательных  школ.
Ключевые слова: нестандартные формы урока, эффективность, обучение, мотивация, возрастные и индивидуальные особенности.
Адрес: г.о. Тольятти, ул. Энергетиков, 17
E-mail: yfcnz.78@mail.ru 
Каждый предмет  при обучении в шкoле играет свoю роль в oбразовании  и вoспитании молoдого покoления, в фoрмировании личности ребёнка.
Иностранный язык как  oбщеобразовательный  учебный предмет  обладает большим воспитательным, образовательным  и развивающим потенциалом и  вносит свой вклад в решение поставленных перед школой задач.
Cегодня обучение иностранному языку рассматривается под углом зрения обучения коммуникативной деятельности, умению общаться. Ученик имеет возможность пользоваться языком в его коммуникативной функции прежде всего на уроке, поэтому внимание учёных, методистов и учителей направлено на поиск резервов для совершенствования урока иностранного языка, на повышение его эффективности, действенности, а следовательно, и повышение качества обучения. Всему этому способствует включение в учебный процесс нестандартных форм урока, которые способствуют повышению уровня мотивации изучения иностранного языка на разных этапах, связи учебного материала с жизненными ситуациями, развитию самостоятельности и творческой инициативы школьников.
Использование нестандартных  форм урока влияет на развитие познавательного интереса к стране изучаемого языка, его культуре, традициям; вызывает потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности, способствует формированию более прочных речевых умений и навыков, тем самым  помогает более эффективному решению образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Тема использования  нестандартных форм урока звучит  особенно актуально в современных  условиях.   Отмечается снижение познавательного интереса учеников  к процессу обучения, а изучение иностранного языка как обязательного учебного предмета общеобразовательной школы вызывает особые сложности. Именно проведение нестандартных уроков (с элементами занимательности)  позволяет более легко, незаметно для школьника,  преодолевать языковые преграды. 
Цель работы: Изучить теоретические источники и практический опыт по проблеме использования нестандартных форм урока при обучении иностранному языку в школе.
Задачи работы: показать основные черты нестандартных уроков, показать психолого- мотивационный аспект нестандартных уроков, описать различные  виды нестандартных уроков, наиболее  типичных для общеобразовательных  школ.
Деля все факторы, определяющие успешность обучения иностранному языку, на методические, общепсихологические  и индивидуально- психологические, важнейшим среди общепсихологических  факторов исследователи считают  мотивацию, которая определяется как  «система побудительных причин человеческого поведения, теоретической и практической деятельности».
Проблема мотивации  в последнее время всё больше и больше привлекает внимание методистов по иностранному языку. Тем не менее  в применении к изучению иностранного языка в средней общеобразовательной школе проблема мотивации ещё далека от решения. Показателем нерешённости этой проблемы может быть хотя бы тот факт, что у большинства опрошенных старшеклассников (69%) интерес к занятию иностранным языком отсутствовал.
Известно, что положительные эмоции, повышая восприимчивость анализаторов и возбудимость нервных центров  в коре головного мозга, оказывают  благотворное влияние на усвоение любого школьного предмета. Однако проблема эмоционального сопровождения процесса усвоения иностранного языка, эмоциональной привлекательности занятий иностранным языком стоит особенно остро, выделяя этот предмет из всех других учебных дисциплин школьного цикла. «Преподаватель иностранного языка, больше чем преподаватель любого другого предмета, обязан активно вмешиваться в эмоциональную атмосферу урока и обеспечивать по возможности возникновение у учащихся эмоциональных состояний, благоприятных для их учебной деятельности» .Необходимо отметить, что эмоциональная привлекательность  учебного процесса, способствуя развитию у учащихся эпизодического интереса, несомненно оказывает положительное влияние и на формирование устойчивого интереса к изучению иностранного языка, превращая положительные эмоциональные реакции в устойчивую склонность.  Постоянное использование одного лишь учебника, одних и тех же типов упражнений, так или иначе связанных с учебником, первоначально воспринимавшихся как новый вид учебной деятельности, ослабляет положительные эмоции, а часто и упраздняет их. В результате однообразно поступающей информации и однотипных упражнений учащиеся из активных участников учебного процесса становятся пассивными созерцателями его.  Таким образом, «делая уроки английского  увлекательными, учитель поддерживает высокий мотивационный уровень».
Большое значение в процессе формирования интереса к предмету имеет  субъективное восприятие школьниками  значимости приобретаемых знаний. Часто  учащиеся своё отрицательное отношение  к изучению английского языка  объясняют тем, что не видят в  нём практической ценности. Можно считать доказанным, что процесс формирования интереса определяется рядом объективных и субъективных факторов, к числу которых относятся авторитет учителя и практическое использование полученных знаний.  Действительно, одним из основных факторов, способствующих формированию интереса к изучению иностранного языка в средней школе является, как ни в какой другой дисциплине, личность и авторитет учителя, его умение интересно преподать предмет.
Спад интереса к изучению иностранного языка объясняется и тем, что в учебном процессе почти не используется такой фактор, как практическое использование полученных знаний. Г.В. Рогова справедливо замечает:
 «Дети на начальном  этапе обучения  не могут осознать  необходимость знания иностранного  языка. Задача учителя заключается в том, чтобы не только рассказать, какое значение имеет знание английского для любого образованного человека, но и стимулировать желание изучать язык… Ученики должны чувствовать, что язык, который они изучают, является средством общения и получения информации».
 Именно проведение  уроков нестандартной формы помогает  решить   проблему мотивации.  Необходимо стремиться  к тому, чтобы ученики получали максимум  удовольствия от работы на  таких уроках.
Формы и виды нестандартных  уроков.
Нестандартные уроки  также различаются между собой  по форме и по видам:
Форма Разновидность нестандартного урока
1. Соревнование  конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина2. Основанные на видах  общественной деятельностиисследование, изображение, анализ, первенство, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия
3. Основанные на нетрадиционной  подаче учебного материала урок мудрости, откровение, дублёр начинает действовать
4. Основанные на публичных  формах общения пресс - конференция, аукцион, бенефис, митинг, дискуссия, панорама, «живая» газета
5. Основанные на ориентации  на фантазиюсказка, сюрприз
6.Основанные на имитации  общественно- культурных мероприятий экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная
7. Основанные на имитации  деятельности учреждений и организаций суд, следствие, цирк, трибунал, учёный совет, патентное бюро
8. Основанные на переносе  в урок форм внеклассной работыКВН, клуб знатоков, посиделки, концерт, «следствие ведут знатоки»
9. Основанные на трансформации  традиционных способов организации  уроков лекция – парадокс, экскурсия – опрос, защита оценки, семинар, консультация
 КВН.  Конкурс.  Викторина.  Концерт
 Данные разновидности нестандартных уроков основаны  на переносе в урок форм  внеклассной работы. Они являются  одними из интереснейших видов  работы, так как во многих из  них присутствует элемент соревнования.
Когда дети играют в пьесе, исполняют песни,  декламируют  стихотворения, участвуют в конкурсах  и играх, всё это доставляет им большое эстетическое наслаждение  и способствует углублению языковых знаний.
Эти мероприятия также  содействуют реализации трёх основных целей: практической, образовательной и воспитательной.
Для реализации практической цели необходимо в процессе мероприятия  активизировать знания, умения и навыки учащихся. Для этого  конкурсные задания должны базироваться в основном на программном материале, доступном для их понимания.
С образовательной целью  полезно при проведении таких  мероприятий давать детям информацию о традициях, достопримечательностях и знаменитых людях стран изучаемого языка.
Что касается реализации воспитательной цели при подготовке и проведении таких нестандартных уроков, то она заключается в создании возможностей для проявления индивидуальных способностей детей, а также воспитании умения работать в коллективе, принимать коллективные решения.
Таким образом, подготовка и проведение таких мероприятий способствуют расширению кругозора учащихся, повышению их интереса к изучению иностранного языка, развитию разговорных навыков, повторению и закреплению ранее изученной лексики, расширению словарного запаса. Они также развивают художественные способности, содействуют сплочению коллектива и развивают взаимовыручку.
Целесообразно проводить  конкурсы, КВНы, викторины для классов  одной параллели.
Концерт – не менее  интересный вид мероприятия.  Подготовка к нему - большая и кропотливая работа. Обычно к концертам начинают готовиться за два месяца. Учителям приходится не только готовить концертную программу, обычно приуроченную к какому-либо празднику, но и работать индивидуально с чтецами, солистами – певцами, актёрами, помогать оформителям зала  и декораторам.
Для начальных и средних  этапов обучения наиболее удобная форма  проведения мероприятий по английскому  языку – игровая эстафета, в  которой номера художественной самодеятельности чередуются с играми и конкурсами (типа КВН). Обычно целью игровых конкурсов является показать,  что учащиеся усвоили за определённый отрезок времени.
На старшем этапе  успешно проходят мероприятия, связанные  с инсценировкой сказок и пьес.
Заключение
 Целью данной работы являлась необходимость изучить теоретические источники и практический опыт по проблеме использования нестандартных форм урока при обучении иностранному языку в школе. Для достижения цели  были  изучены  труды  как  отечественных,  так  и зарубежных авторов по данной проблеме, проработан теоретический и практический аспекты данной проблемы. В ходе работы были раскрыты основные черты нестандартных уроков. Также был тщательно  изучен психолого-мотивационный аспект использования нестандартных уроков и описаны различные виды уроков, наиболее типичные для общеобразовательных  школ. В результате решения поставленных задач исследования было выявлено, что иностранный язык как учебный предмет обладает большим воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом. Однако в современной школе учителю иностранного языка достаточно сложно реализовать этот потенциал, не прибегая к использованию нестандартных форм урока. Ведь именно они способны повысить мотивацию  учащихся, что положительно сказывается на эффективности урока, а следовательно, и на качестве обучения. Обучение  детей  иностранному  языку  должно  носить  коммуникативный  характер, когда ребенок овладевает языком как средством  общения,  то  есть не  просто  усваивает  отдельные  слова  и  речевые   образцы,   но   учится конструировать высказывания  по  известным  ему  моделям  в  соответствии  с возникающими у него коммуникативными потребностями. Общение  на  иностранном языке должно быть мотивированным и целенаправленным.  Необходимо  создать  у ребенка  положительную  психологическую  установку   на   иноязычную   речь. Способом создания такой  положительной  мотивации  является  разработка и включение в учебный процесс нетрадиционных уроков английского языка. Нельзя забывать, что  методика преподавания должна строиться с учетом возрастных  и индивидуальных особенностей, структуры лингвистических способностей  детей  и быть направлена на их  развитие.   Занятия  иностранным  языком  должны  быть осмыслены  преподавателем  как  часть  общего  развития  личности   ребенка, связаны с его сенсорным, физическим и интеллектуальным воспитанием. Если найти  правильные  формы организации занятий, то обучение  из сложной  и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие  в мир незнакомого языка. Поэтому задача учителя на всех этапах обучения детей иностранному языку состоит, прежде всего в  том,  чтобы  найти  максимум  педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано  стремление  ребёнка  к познавательной  деятельности, активно использовать различные подходы и приёмы в построении уроков английского языка. Педагог должен  постоянно   совершенствовать процесс обучения,  позволяющий  детям  эффективно  и  качественно  усваивать программный материал. Успех урока во многом зависит от способности учителя творчески подходить  к составлению сценария урока, к решению поставленных перед  уроком задач.  Использование нестандартных форм урока при чётком, продуманном подборе содержания и методики может дать высокие результаты обучения английскому языку.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Димент А.Л. Тематические вечера на английском языке. – М.: Просвещение, 2005.
2. Копылова В.В. Методика проектной работы. – М.: Просвещение, 2003.
3. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М.: Просвещение, 2007
4. Леонтьев А.А. Эмоционально – волевые процессы в овладении иностранным языком. – Иностран. языки в школе, 2009, № 6.
5. Кудашова М.А. К Вопросу о мотивах изучения иностранного языка учащимися старших классов. – Иностранные языки в школе, 2009, № 5.
6. Медведева О.И. Творчество учителя на уроках английского языка. – М.: Просвещение, 2011.
7. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в школе. – Минск: Народная Асвета,2000.
8. Livingstone С. «Role Play in Language Learning». – М.: Высшая школа, 2011.
9. Maley А., Duff А.  Drama Techniques in Language Learning. – M.: Prosweshcheniye, 2008.
10. Rogova G.V. Methods of Teaching English. M.: Высшая школа, 2010.
11. www.newseducation.ru12. www.art.ioso.ru13. www.revolution.allbest.ru14. www.pedsovet.org
15. www.window.edu.ru16. www.filolingvia.com
17. www.planetadisser.com