Каменский_С._А._Обучение младших подростков иноязычной письменной речи при помощи грамматического диктанта

УДК 378.147: 811.111
Обучение младших подростков иноязычной письменной речи на основе грамматического диктанта
Каменский C. А.
Проблеме обучения иноязычной письменной речи (ПР) посвящены работы многих отечественных (В. А. Бухбиндер, Г. Е. Ведель, М. Я. Демьяненко, Г. В. Рогова, А. П. Старков) и зарубежных (B. Davis, A. Doff, G. Ehrenhaft, G. Fairbairn, P. Hobelman, T. Maguire, Т. O’Brain, K. D. Prema, C. Shoemaker, R. Swarrel, N. Tallent, R. Wajnrib) авторов. Тем не менее, разработанные методики обучения иноязычной ПР не позволяют обучающимся реализовать в полной мере свои потребности в письменном общении на иностранном языке (ИЯ). Недостаточное внимание уделяется учету возрастных особенностей подростков, влияющих на мотивацию в процессе обучения; созданию способов доступной и рациональной подачи и обработки учебного материала при обучении иноязычной ПР; способов преодоления трудностей, связанных с морфологическими особенностями английского языка, основанном на традиционном принципе орфографии. Таким образом, необходимость приблизить обучение ПР к условиям реализации письменного общения в процессе реальной коммуникации на ИЯ, а также создания новых технологий обучения письму, отвечающих потребностям сегодняшнего дня, обусловили выбор темы статьи и составили актуальность исследования.
Цель статьи – обоснование применения диктоглосс-технологии для формирования и развития речевых навыков (РН) и умений (РУ) англоязычной ПР младших подростков.
Диктоглосс (грамматический диктант) – инновационный подход в обучении письму, основанный на понимании диктуемого текста, который развивает навыки письма и аудирования [6]. В ходе диктоглосса текст диктуется с нормальной скоростью, после прослушивания учащиеся должны понять содержание текста, чтобы выполнить предлагаемые задания. Процесс исправления позволяет осознать допущенные ими ошибки. Диктоглосс – вид грамматического диктанта, при котором обучающиеся работают вместе, чтобы восстановить версию текста, читаемого учителем. Эта версия должна передать смысл прослушанного текста, затем обучающиеся сравнивают свою версию с оригиналом. Существуют следующие виды диктоглосса [7]:
а) диктоглосс-обсуждение (Dictoglos-Negotiation), при котором обучающиеся обсуждают услышанное после каждого абзаца;
б) диктоглосс, контролируемый обучающимися (Student-Сontrolled Dictogloss), при котором обучающиеся могут попросить учителя остановиться, вернуться назад, прочитать столько раз, сколько необходимо;
в) диктоглосс «обучающийся – обучающийся» (Student – Student Dictogloss), в ходе которого обучающиеся по очереди или по желанию читают текст;
г) диктоглосс-пересказ (Dictogloss Summaries), при котором обучающиеся передают в своих версиях только основные идеи оригинального текста;
д) диктоглосс смешанных предложений (Scrambled Sentence Dictogloss), при котором обучающиеся не только восстанавливают текст, но и исправляют его, организовывают предложения в логической последовательности;
е) диктоглосс-мнение (Dictogloss Opinion), при котором обучающиеся выражают свое мнение по данной теме, обсуждают идеи автора;
ж) диктоглосс-картина (Picture Dictogloss), при котором обучающиеся могут нарисовать свою версию оригинального текста.
Подход к обучению иноязычной ПР зависит от возраста обучающихся. В среднем школьном возрасте целесообразно выполнять два вида упражнений [2]: условно-коммуникативные и коммуникативные.
Условно-коммуникативные упражнения используются для усвоения языкового материала в графическом оформлении, для автоматизации операций, связанных с выражением мысли. Упражнения на перефразирование обеспечивают умение логично и последовательно своими словами передать ту или иную информацию, находить ключевые слова. Наиболее важными являются упражнения на расширение высказывания, которые помогают сформировать механизм вероятностного прогнозирования [3]. К условно-коммуникативному типу упражнений относятся упражнения в трансформации речевого образца, различные виды расширения и сокращения речевого образца и т.д.
Среди коммуникативных упражнений особое место занимает составление собственного письменного высказывания из групп предложений, связанных по содержанию. В целях усовершенствования умения выражать мысль своими словами используются: пересказ, изложение, описание, сочинение, написание письма зарубежному ровеснику [4].
Для формирования и развития РН и РУ навыков аудирования как вида речевой деятельности на среднем этапе рекомендуется следующая последовательность выполнения упражнений: сначала тренировочно-коммуникативные упражнения, а затем на их основе коммуникативно-познавательные упражнения. Преподавателю английского языка следует учитывать уровень концентрации внимания обучающихся на средней ступени обучения, не использовать длинные диктанты [5]. Не следует также ограничиваться текстами для диктантов из учебников. В ходе обучения можно использовать текст телеграммы, инструкции и др. Широко используются тексты с пропусками [1], которые предлагаются заполнить обучающимся после прослушивания текста. Материал, который диктуется должен быть полезным, способствовать запоминанию новой лексики.
Обучающиеся средней ступени должны уметь отвечать на вопросы к тексту, составить резюме к прочитанному тексту, составить план пересказа, сделать пересказ по плану, пересказать текст, составить тезисы для устного высказывания.
На средней ступени обучения пересказ и описание чаще всего проводятся с помощью дидактического материала: рисунка или серии рисунков, транспарантов кодоскопа, схем, таблиц, фонограмм и видеофонограмм. Материалом обучения ПР должны служить речевые образцы иноязычного дискурса расширенного диапазона.
Написание письма ровеснику – широко распространенный тип письменного упражнения. Перед написанием письма обучающимся дается письмо-образец на английском языке. Это упражнение помогает развивать навык написания письма, знакомит обучающихся со стандартными обращениями в английском языке, с оформлением письма.
Диктоглосс позволяет реализовать необходимость в общении, которое является ведущим видом деятельности обучающихся в подростковом возрасте. В качестве инновационного подхода, основанного на коммуникативном методе, при обучении письму диктоглосс позволяет развивать навыки иноязычной ПР и орфографии. Эта технология способствует одновременному общению нескольких групп, при котором обучающиеся помогают друг другу, обсуждают все положительные и отрицательные стороны своей работы. Текст для диктоглосса может быть выбран из любого источника, в том числе, газет или журналов. В качестве фактора, способствующего повышению мотивации при обучении с помощью грамматического диктанта, служит специально организованный в соответствии с поставленной методической задачей, отбор интересующих обучающихся тем, языковой материал которых им знаком.
Диктоглосс позволяет реализовать потребность обучающихся быть субъектами общения. Это становится возможным в результате того, что обучающиеся ставят перед собой общую цель. Общий успех зависит от степени их взаимодействия. К тому же работа в группах снижает стресс и боязнь обучающихся вступить в коммуникацию. В этом плане обучение с помощью грамматического диктанта опирается создание атмосферы благоприятного суггестивного воздействия успеха каждого на успех всех. Эффективность учебной деятельности в ходе проведения грамматического диктанта – диктоглосса – обеспечивается атмосферой групповой активности, эмоциональным сопереживанием, заразительностью психических состояний и др. Следует подчеркнуть, что отношения взаимодействия в группе и взаимозависимости обучающихся друг от друга, вызывают у обучаемого потребность не только правильно понять требования, предъявляемые ему окружающими и конкретной ситуацией, но и предъявить более высокие требования к самому себе, преодолеть внутренние препятствия и правильно оценить возможности и результаты своей деятельности.
Выводы. Диктоглосс развивает РН и РУ англоязычной ПР младших подростков посредством упражнений в трансформации, перефразировании, описании, написании изложений и сочинений. Эта технология повышает эффективность обучения иноязычной ПР (написание восстановленной версии) интегрировано с другими видами речевой деятельности: аудированием (прослушивание текста, читаемого учителем), говорением (обсуждение версии после прослушивания текста), чтением (ученики читают записи, сделанные во время прослушивания).
Диктоглосс как способ обучения иноязычной ПР позволяет интенсифицировать формирование и развитие внутренней мотивации обучающихся к более качественному овладению ИЯ, способствует достижению иноязычной коммуникативной достаточности. Диктоглосс позволяет учесть методические трудности обучения письму наряду с психологической характеристикой обучающихся и педагогическими требованиями согласованности действий учителя и ученика, возрастающей самостоятельности, сознательности, мотивированности обучения.
Литература
 Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам : [учеб. пособ.] / Н. Д. Гальскова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : АРКТИ, 2003. – 192 с.
 Каменский, А. И. Методика преподавания английского языка как иностранного (на английском языке) = Teaching English as a Foreign Language : [учеб. пособ. для студ. филол. спец.] / А. И. Каменский. – [2-е изд., стереотип.]. – Евпатория : [ЕИСН КГУ], 2011. – 213 с.
 Каменский, А. И. Основы интенсификации обучения иностранным языкам : [учеб. пособ. для студ. филол. спец.] / А. И. Каменский. – Евпатория : КФУ, 2015. – 110 с.
 Kamensky, A. I. Explore the Horizons of Creative Teaching: Multimedia Interpretations of Teaching English as a Foreign Language [Digital resource] / A. I. Kamensky. – CD-ROM. – V. 1. 04. – Simferopol : TNU, 2005. – 862 MB. – 1 electron. оpt. disk (CD-ROM) : colr. ; 12 см. – Syst. requirements: Pentium-4 ; VA 8 MB ; SB Compatible Soundcard ; 600 MB free disk space ; Windows 98/2000/2003/NT/XP/VISTA. – Title Screen Name.
 Wajnryb, R. Combining Dictogloss and Cooperative Learning [Digital resource] / R. Wajnryb. – 2004. – Access code: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. – Title Screen Name.
 Wajnryb, R. Dictogloss-teaching [Digital resource] / R. Wajnryb. – 2002. – Access code: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. – Title Screen Name.
 Wajnryb, R. Grammar Dictation / R. Wajnryb. – OUP, 1990. – 206 p.
Аннотация. В статье обосновано применение грамматического диктанта для формирования и развития речевых навыков и умений иноязычной письменной речи младших подростков. Установлено, что диктоглосс обеспечивает развитие речевых навыков и умений иноязычной письменной речи младших подростков посредством упражнений в трансформации, перефразировании, описании, написании изложений и сочинений. Написание восстановленной версии прослушанного текста интегрировано с другими видами речевой деятельности повышает эффективность обучения иноязычной письменной речи; интенсифицирует формирование и развитие внутренней мотивации обучающихся, способствует достижению иноязычной коммуникативной достаточности; позволяет учесть методические трудности обучения письму, требования согласованности действий обучающего и обучающихся, их возрастающую самостоятельность и сознательность.
Ключевые слова: грамматический диктант, иноязычная письменная речь, речевые навыки и умения, младший подросток.
Abstract. There has been justified the use of grammar dictation for forming and developing speech habits and skills of younger teenagers’ foreign language written speech. It was found that dictogloss ensures the development of speech habits and skills of younger teenagers’ foreign language written speech by exercise in transformation, paraphrasing, description, writing summaries and compositions. Writing a reconstructed version of the text having been listened to, integrated with other kinds of speech activity increases the effectiveness of teaching foreign language written speech; intensifies forming and developing students’ internal motivation, contributes to the foreign language communicative efficiency; allows to take into account methodological difficulties of learning to write, demands concerted action and training of students, increasing their independence and consciousness.
Key words: grammar dictation, foreign language written speech, speech habits and skills, younger teenager.

Оригинальность = 94,9%