Комплексные задания: «Познаю свои личностные качества открывающие возможность для творчества».


Приложение № 10 «В».
Комплексные задания:
«Познаю свои личностные качества открывающие возможность для творчества».
Материал разработан
учителем технологии
«МОБУ СОШ № 62»
г. Оренбурга
Рыбаковой Н.Н

Приоритетный национальный проект «Образование» остается одним из ключевых механизмов развития общего образования.
В ходе реализации федеральной целевой программы развития образования предстоит разработать и внедрить в направлении поддержки талантливых детей:
- систему мероприятий для поддержки общения, взаимодействия и дальнейшего развития, одаренных в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности детей школьного возраста;
- создание условий для самореализации и саморазвития личности учащихся, и др.
На уроках, классных часах, на занятиях в кружках по интересам в форме активного общения учителя и ученика, учащиеся учатся искусству общения, умению находить выходы из различных жизненных ситуаций, оценивать поступки и прогнозировать поведение свое и других, осуществлять интеллектуальный поиск, - то есть учатся познавать себя и других.
Для более эффективного проведения занятий предлагаются такие формы его проведения как деловые игры, беседы, тренинги, круглые столы и т. п. В качестве контроля знаний им даются творческие задания, которые обязательно обсуждаются коллективно.
Такие задания очень полезны, так как помогают учителям лучше узнать своих учеников, направить их энергию, умственные возможности в нужное русло, развивать их внутренний творческий потенциал.
Методические рекомендации познания личностных качеств учащихся для активизации творческих возможностей.
Целью является:
- расширение знаний учащихся о себе, своих возможностях и способностях;
- развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.
Познание личностных качеств учащихся ставит перед учителем задачи:
Подготовить учащихся к осознанию и пониманию сложностей мира взрослых.
Научить учащихся анализировать свои возможности и преодолевать трудности, противостоять непредвиденным жизненным ситуациям.
Способствовать развитию желания работать над собой, постигать себя, видеть свои слабые и сильные стороны и направлять свое развитие на творчество.
Воспитывать интерес к самому себе, формировать собственную культуру самопознания, саморазвития и самовоспитания.
Творческие задания оцениваются не только учителем, но и учащимися. Форма оценивания разнообразна, но отметки за работу учащимся не ставятся.
Учащиеся получают творческие задания по выбору. На уроках проводится анализ творческих заданий учащихся. Ребята учатся рассуждать, искать пути активного преодоления препятствий в процессе собственного развития. Они обмениваются мнениями о том, что было интересно и что можно изменить в занятиях для большей эффективности.
Учащиеся видят своих одноклассников интересными, думающими и рассуждающими людьми, способными на достижение личных целей.
Они учатся рассматривать людей не столько с позиции сиюминутного поступка, а больше с прогноза развития каждого из них, с точки зрения проекции на будущее.
Задания по темам.
Тема 1: «Самопознание личности».
Задание 1.
А.- Что такое самопознание? Нужно ли человеку познавать себя?
Б.- Ваше понимание высказывания: «Я мыслю, следовательно, я существую». – Рене Декарт.
В.- Продолжить фразы и высказать свое мнение:
- Мне необходимо познавать себя для того, чтобы…
- Я не хочу себя познавать, потому что …
Задание выполняется в течении 2 – 3 минут.
Г.- Составить ключевые вопросы к теме «Самопознание личности». Подготовить свое мнение по вопросам. Задание выполняется в течении 2 – 3 минут.
Примерные вопросы:
Я живу, чтобы есть или ем, чтобы жить?
Жизнь – штука трудная или не очень?
Цель жизни – это важно или нет?
Что значит хороший человек?
Много друзей – это хорошо или плохо?
Хорошо выглядеть и быть хорошим – одно и то же?
Свобода и ответственность – слова одного корня?
Можно ли познавать мир, не изменяя себя?
Чтобы я хотел узнать о себе и в себе?
Какие дороги ведут человека к познанию себя?
Д.- Придумать свой девиз самоанализа и самооценки. Ответить на вопросы анкеты.
Вариант анкеты:
Считаете ли вы актуальным изучения самопознания личности?
А.- да; Б.- нет; В.- не знаю.
Из каких источников вам известны слова «самопознание», «саморазвитие», «самовоспитание»?
А.- книг; Б.- друзей; В.- родителей;
Г.- учителя; Д.- радио, телевидение.
Пробовали ли вы заниматься изучением и воспитанием себя?
А.- да; Б.- нет; В.- не знаю.
Надо ли человеку совершенствовать себя?
А.- да; Б.- нет; В.- не знаю.
Есть ли в вашей жизни человек, влиянию которого вы подчиняетесь?
А.- да; Б.- нет; В.- не знаю.
Кто этот человек?
А.- мои родные; Б.- мой педагог; В.- мой друг (подруга);
Г.- герой кино, литературного произведения. Д.- нет такого человека.
Можете ли вы назвать людей ставших известными, благодаря работе над собой?
А.- да; Б.- нет; В.- не знаю.
Рефлексия.
Е.- Отметить свою температуру на градусниках из картона, которая определяется значением заданий.
Шкала оценки:
36,6 t*C – нужно, полезно, интересно, необходимо;
38 t*C - страшно, сложно, неинтересно, обременительно;
34 t* C - бесполезно, бесперспективно, безразлично.
Д.- Творческое задание.
- Учащиеся пишут сочинение – размышление: «Мне обо мне. Взгляд на себя со стороны».
- Анализ творческого задания учащимися.
Задания 2.
Тема: «Кто Я? Какой Я? Моя жизненная лестница».
А.- Найдите слова прилагательные на каждую букву алфавита, которые могут послужить характеристикой. Главная задача – найти как можно больше слов на каждую букву алфавита и оценить себя объективно. Посчитать каких слов в характеристике больше - положительных или отрицательных.
Например: аристократичный, безынициативный, гордый дипломатичный, жизнерадостный, замкнутый и т. д. По желанию учащиеся могут зачитать свои характеристики и обсудить их.
Б.- Игра «Аукцион».
Ребята, работая в группах, предлагают на аукцион те качества характера, которые не способствуют развитию их самопознания или просто их не устраивают по той или иной причине.
Например: « Я предлагаю на аукцион свою непрофессиональность, потому, что …».
Мнение учителя и учащихся о выполняемых заданиях.
- Можно ли себя знать, не изучая себя?
- Можно ли совершенствовать себя, не задавая себе вопросов?
В.- Игра «Лестница».
- Составить лестницу самых значимых событий в жизни начиная с того времени, как вы начали себя осознавать.
- Поднимитесь по «лестнице» - определите главные события своей жизни в будущем.
- Объясните, какие качества вам будут необходимы для продвижения по лестнице жизни.
Г.- Прислушайтесь и объясните, как же стать человеком, способным в полной мере реализовать свой потенциал?
Советы Чарли Чаплина.
Не бойтесь принимать решение и доводить его до конца.
Сохраняйте работоспособность, заряд творчества и разумного риска.
Ищите в себе положительное и демонстрируйте его.
Не будьте самонадеянны и не бойтесь задавать вопросы.
Ищите в себе интерес к различным делам и пробуйте себя в них.
Не упускайте мгновения удачи.
Не предъявляйте к себе невыполнимых требований, но при этом стремитесь к покорению новых высот.
Прислушивайтесь к себе и изучайте себя. Это даст вам силы к движению вперед.
Четко определяйте свои возможности и недостатки. Это способствует успеху.
Научитесь радоваться каждому прожитому дню и учитесь извлекать уроки из каждого прожитого дня.
Любите людей и они ответят вам тем же.
Д.- Творческое задание: «Подражание Ч. Чаплину».
- Составить советы для учащихся (по выбору).
Для этого они выбирают одноклассника и пишут ему советы, определяя задания так, чтобы советы были даны каждому ученику. Советы зачитываются только с разрешением того, кому они адресованы.
Задание 3.
Тема занятия: «Я в мире людей. Люди, которые рядом».
«Все увидеть, всем овладеть,
чтобы щедро отдавать людям»
Альфред Брем.
А.- Разыгрывание сценок.
Учащиеся работают в группах по четыре человека. Они получают
конвертики, в которых указана ситуация, которую они должны разыграть.
Ситуация 1.
В купе поезда едут три человека. На новой станции заходит новый человек. Как будут общаться люди в купе?
Ситуация 2.
В магазине стоит очередь. Вы попросили последнего стоящего в очереди предупредить тех, кто пойдет позже о том, что вы тоже стоите в очереди, а сами отошли в другой отдел. Когда вы пришли и заняли свое место в очереди, люди начали возмущаться.
Ситуация 3.
Вы сшили одежду в ателье и убедились в том, что сшитая одежда безнадежно испорчена. Ваши действия в такой ситуации.
Ситуация 4.
Вы сдаете экзамен. Перед вами сидит комиссия, которая к вам явно не расположена.
Ситуация 5.
Ваш лучший друг ведет себя неправильно. Вы это знаете. Ваши действия.
Каждая группа высказывает свое мнение по разыгрываемой ситуации, и весь класс выдвигает версии правильного поведения по каждой ситуации.
Б.- Игра «Трехглавый змей».
Учащимся предлагается подумать и назвать главные качества, характеризующие их дома, в школе и с друзьями. Нужно назвать не более 5 прилагательных по каждому пункту.
В.- Составление характеристик.
Необходимо написать характеристики на самих себя без указания своей фамилии, имени и отчества. Учитель собирает их, перемешивает и зачитывает вслух. Класс угадывает, чья это характеристика.
Г.- Творческое задание: «Моя робинзонада».
- Составьте проект выживания на необитаемом острове.
- Указать предметы, вещи, которых вам будет недоставать.
Задания 4.
Тема: «Я познаю себя, я познаю других, я сам (а) изменяюсь».
Улыбнись над своими горестями – горечь их исчезнет.
Улыбнись своему противнику – исчезнет его озлобление.
Улыбнись над своим озлоблением – не станет и его.
Райнис.
А.- Игра «Волшебный магазин».
- Определите те личные качества, которых у вас в избытке и поделитесь хорошими качествами с другими людьми.
- Определите плохие качества, от которых вы хотели бы избавиться.
Ребята приходят в волшебный магазин, чтобы сдать свои плохие качества и получить то, что им необходимо.
- Проанализировать игру.
Вопрос к учащимся: Какие чувства они испытали, будучи в роли продавца и покупателя?
Б.- Развитие воображения и ассоциативных умений учащихся.
- нарисовать на листочке бумаги картину под названием: «То, что меня во мне волнует». Время на задание 5 – минут.
- Оформить выставку своих картин и по желанию рассказать о том, что изображено на картине.
- Ответить на вопросы:
О чем эта картина?
Решаема ли проблема, которая на ней изображена?
В.- Самоанализ и самооценка учащихся.
Продолжить фразы:
- Самопознание для меня – это…
- Самопознание дает возможности …
- Самопознание не дает возможности …
Рефлексия.
- Оценить задания по десятибалльной шкале и охарактеризовать свое мнение.
Тема 2. «Саморазвитие личности»
Тема: «Мои жизненные интересы и пути их реализации».
Будьте интересны себе, тогда вы станете
интересными для других.
Ш. Амонашвили.
Задания 1.
А.- Ответы на анкету:
- Я хочу знать о …
- Я хочу рассказать …
- Я хочу поделиться …
- Я хочу убедиться …
Б.- Игра «Острова».
- Учащимся предлагается на листах нарисовать «острова своих интересов».
- Дать островам название и характеристику (насколько они доступны и покорны человеку, от чего это зависит).
- Затем они представляют свои острова интересов и объясняют, почему они использовали эти слова для названия островов.
В.- Объяснить фразы:
- интерес – мотор жизнедеятельности.
- жизнь имеет смысл, если человек находится в гармонии с самим собой, с природой и с другими людьми.
- цинизм – это неумение смотреть внутрь себя.
Ответить на вопросы:
- Как вы понимаете это высказывание?
- Считаете ли вы их справедливыми?
Г.- Саморазвитие.
Разделите лист на две половинки.
На первой половинке листа учащиеся определяют свои жизненные интересы.
На второй половинке листа – определяют пути реализации своих интересов.
Д.- Творческое задание (на выбор).
- Подберите пословицы, поговорки и афоризмы о значении интереса в жизни человека.
- Напишите размышление по высказыванию: «Мы живем, чтобы оставить след». Расул Гамзатов.
Задания 2.
Роль волевых качеств характера человека в жизни.
А.- Учащимся предлагается определить качества характера, которые зашифрованы в этих высказываниях и доказать их значимость.
Человеком с настоящим характером является тот , кто умеет ставить перед собой цели и делать все, чтобы достичь их.
Отклад не идет в лад.
Упорство – есть мозг государственного человека, меч – воина, секрет – изобретателя, магическое слово – ученого. /Леббок/.
Не может воздержаться только тот, кто впредь уверил себя, что это невозможно. /Л.Толстой/
Б.- Сравнить то, что у них получилось с этапами волевого действия:
Осознание цели;
Стремление к ее достижению;
Осознание путей достижения цели;
Осознание подкрепляющих или опровергающих мотивов своего желания достичь цели;
Борьба мотивов достижения цели;
Выбор решения;
Осуществление решения.
Волевым человеком станет, если:
- он осознает уровень развития своей воли;
- он понимает, что лень – главный враг воли;
- он систематически упражняет в себе волевые качества;
- он пытается самоутвердиться;
- он работоспособен.
В.- Учащимся предлагается с помощью теста изучить степень развития силы воли.
Необходимо выбрать и отметить в таблице знаком + или – один из трех ответов.
1 – да; 2- не знаю; 3 – нет.
В состоянии ли вы завершить вовремя начатую работу, если она вам неинтересна?
Преодолеваете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно делать что-то трудное, непосильное и неприятное?
Когда вы попадаете в конфликтную ситуацию, способны ли вы ее объективно оценить?
Если вы на диете , можете ли вы легко ее придерживаться?
Можете ли вы встать раньше обычного времени или лечь спать позже, если это было не запланировано?
Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
Быстро ли вы отвечаете на письма?
Не отменяете ли вы посещение стоматолога из-за болезни?
Будете ли вы принимать горькое лекарство?
Являетесь ли вы человеком слова?
Не боитесь ли вы в одиночку ехать в незнакомое вам место?
Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня?
Можете ли вы вовремя не вернуть книгу в библиотеку?
Отложите ли вы выполнение уроков ради просмотра телепередачи, которая вам нравится?
Сможете ли вы не ссориться, несмотря на нанесенную обиду?
Варианты 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 результат
Да Нет Не знаю Суммируйте полученные ответы по бальной системе: да -2 балла; не знаю – 1 балл; нет – 0 баллов;
От 0 – 12 баллов.
С силой воли дела у вас обстоят неважно. Вы делаете то, что вам легче и интереснее, даже, если это в чем, то может повредить вам. К своим обязанностям вы относитесь часто спустя рукава. Вы эгоистичны и это влияет на ваши волевые качества. Вам пора изменить свое отношение к миру и окружающим, от этого вы только выиграете.
От 13 – 21 баллов.
Ваша сила воли имеет средние пределы. Если вы встречаетесь с препятствием, то преодолеваете его, но если увидите обходной путь, то тут же им воспользуетесь. Неприятную работу вы выполняете, но постоянно при этом ворчите. Лишние обязанности вы на себя не берете. Если хотите достичь в жизни большего, тренируйте свою волю.
От 22 – 30 баллов.
с силой воли у вас все в порядке. Вас не страшат трудности, но иногда нужно проявить такие качества, как гибкость, доброта, снисходительность. Это поможет вам в достижении цели.
Г.- Творческое задание (по выбору).
Объясните фразу: «Сильные волей переплывут море жизни, слабые в нем купаются».
Проанализируйте свои волевые возможности и опишите их.
Комплексное задание:
«Как научиться жить в оптимальном режиме?»
Всякая экономия, в конечном счете
сводится к экономии времени.
К. Маркс.
Задания для учащихся 3.
А.- На лепестках цветов, сделанных из бумаги, написать свои «хочу», «могу», «надо».
Определить, каких лепестков больше; «могу», «хочу» или «надо».
Что нужно делать , чтобы «надо» человека были успешно реализованы? (обсудить).
Б.- Определить по цепочке, какие ассоциации возникают у них на слово «режим».
Имеет ли прямую связь слово «режим» со словом «время»?
Объяснить по цепочке эпиграф К.Маркса.
Оформить ассоциограмму на слово «время».
В Р Е М Я
3.Ответить на вопросы:
- Часто ли вы тратите время впустую?
- Можно ли считать слабохарактерным человека, который тратит время зря?
- Можно ли считать слова «воля» и «время» одинаково значимыми?
В.- Какие качества характера необходимы человеку для того, чтобы научиться беречь время?
1.Сделать мини – проекты по заданной теме, работая в группах и используя выражения.
- Учитесь властвовать собой.
Чем больше трудностей в борьбе,
Тем и победа будет краше:
Но в этом ли величье наше,
Чтобы велеть самим себе?
Г.- Работа над таблицей.
Привести примеры собственного преодоления себя. Заполнить таблицу. В каждой колонке не менее 5 суждений.

П.пСфера деятельности Мне трудно Мне трудно Мне хотелось бы
1. школа 1
2
3
4
5 1
2
3
4
5 1
2
3
4
5
2. семья 1
2
3
4
5 1
2
3
4
5 1
2
3
4
5
3. друзья 1
2
3
4
5 1
2
3
4
5 1
2
3
4
5
4. обязанности 1
2
3
4
5 1
2
3
4
5 1
2
3
4
5
Учеба это тоже преодоление.
Успешное учение – это работа на время: все успеть, научиться преодолевать нежелание что-то делать – эти условия способствуют формированию воли.
Стремление к легким заданиям, поиск легких вопросов, решение задач пониженного уровня трудности – это корм для слабой воли. Это ведет к проявлению безответственности, импульсивности, эгоизму. Чем выше требования к себе, тем больше реальных шансов для того, чтобы состояться как личность. Умение приказать себе, заставить себя – это умение, которое нуждается в постоянной тренировке.
Учащиеся определяют три главных пункта из составленной ими таблицы, над которыми им нужно поработать в первую очередь.
Д.- Проблемное задание.
Сформулировать правила, с помощью которых можно развивать волю и беречь свое время.
Примерные правила:
Ставь перед собой реальные цели.
Стань хозяином своего времени.
Помни! Время быстротечно!
Критично относись к себе и своим умениям!
Умей преодолевать трудности!
Борись с собственной ленью и страхом.
Анализируй свои поступки и свое поведение.
Умей преодолевать собственные соблазны.
Не позволяй другим людям или страстям властвовать над собой.
Ищи друзей, которые не боятся сказать тебе правду. Гони от себя льстецов.
Е.- Советы использования времени.
- Находите время для работы – это условие успеха.
- Находите время для размышлений – это источник силы.
- Находите время для игры – это источник молодости.
- Находите время для чтения – это источник знаний.
- Находите время для дружбы – это источник вашего счастья.
- Находите время для мечты – это путь к звездам.
- Находите время для проявления чувств – это путь к радости.
- Находите время для веселья – это путь свободного восстановления.
- Находите время для мастерства – это источник творчества.
прочитать внимательно советы по использованию времени.
Определите свои временные затраты по каждому из приведенных советов.
Выберите тот совет, на который у вас вообще не остается времени и подумайте над тем, как можно изменить ситуацию.
Составьте диаграмму расходования собственного времени.
Выполните тест: «Как вы относитесь к своему времени?»
1.Для того чтобы встать утром, вы:
А.- Заводите будильник -3;
Б.- Доверяете своему внутреннему голосу -2;
В.- Полагаетесь на своих родных и близких -1.
2.Проснувшись утром, вы:
А.- Сразу вскакиваете с постели и собираетесь в школу – 2;
Б.- Встаете, не суетясь, делаете зарядку, затем собираетесь в школу –3;
В.- Зная, что в запасе есть несколько минут, нежитесь в постели 1.
3.За завтраком вы:
А.- Быстро пьете чай или кофе с бутербродами -2;
Б.- Кушаете полноценный завтрак -3;
В.- Не завтракаете -1.
4.Вы предпочитаете следующее начало дня:
А.- Приход в школу в одно и тоже время -3;
Б.- Опоздание -1;
В.- Как получится -2.
5.Во время школьного обеда вы:
А.- Успеваете пообедать до звонка -1;
Б.- Успеваете пообедать и вовремя успеть на урок -2;
В.- Успеваете пообедать и пообщаться во время обеда с друзьями -3.
6.Часто ли вам удается посмеяться над друзьями?
А.- Каждый день -1;
Б.- Иногда -2;
В.- Редко -3.
7.Вы в конфликтной ситуации:
А.- Упорно отстаиваете свою позицию -1;
Б.- Уходите от участия в конфликте -2;
В.- Четко излагаете свою позицию и прекращаете обсуждение -3.
8.После уроков вы:
А.- Задерживаетесь в школе всегда минут на 20 - 3;
Б.- Примерно около часа -2;
В.- Можете задержаться достаточно долго -1.
9.Свободное время вы обычно:
А.- Проводите с друзьями -2;
Б.- Отдаете своим увлечениям -3;
В.- Проводите, так как получается -1.
10.Встреча с друзьями означает для вас:
А.- Возможность отвлечься от забот -3;
Б.- Потерю времени –2;
В.- Проблемы и испорченное настроение -1.
11.Вы ложитесь спать:
А.- Примерно в одно и то же время -2;
Б.- Когда как, в зависимости от настроения и школьных уроков -1;
В.- После окончания всех дел -3.
12.Как вы проводите свои каникулы:
А.- Всегда интересно -3;
Б.- Как решат мои родители -2;
В.- Как получается -1.
13.Говоря о спорте, вы ограничиваетесь:
А.- Ролью болельщика -2;
Б.- Делаете постоянно зарядку -3;
В.- Не считаете, спорт для себя жизненно важным -1.
14.За последние две недели вы много:
А.- Двигались -3;
Б.- Занимались спортом -2;
В.- Занимались физическим трудом -1.
15.Встречаясь с друзьями, вы обычно:
А.- Обсуждаете свои проблемы -2;
Б.- Занимаетесь спортом -3;
В.- Отправляетесь в поход 1.
16.Вы всегда, занимаясь творчеством, хотите:
А.- Добиться своего любой ценой -1;
Б.- Преуспеть, благодаря своим усилиям -3;
В.- Занимать выжидательную позицию -2.
Результаты теста:
Преобладающий балл – «3».
Если в ваших ответах преобладает бальная оценка «три», это говорит о том, что вы достаточно бережно относитесь к своему времени и дорожите им.
Вы стараетесь рационально распределить время между своими учебными занятиями, увлечениями и друзьями. При этом стараетесь сделать так, чтобы ваше общение с близкими и друзьями было неформально и приносило удовлетворение не только вам, но и окружающим людям. Вы считаете, что встреча с друзьями – это не повод для того, чтобы жаловаться на плохое отношение к вам других людей и обсуждать свои проблемы и возможность с удовольствием провести время, рассказать о своих успехах, научиться чему-либо, порадоваться достижениям других.
Вы на верном пути не только в умении распоряжаться своим временем, но и в достижении поставленных целей. Ваш опыт может помочь другим рационально распорядиться временем и улучшить свои достижения.
Преобладающий балл «2».
Если в ваших ответах преобладает балл «два» - это тоже не случайно и говорит о том, что вам свойственно безучастное отношение к вашей общественной жизни. Создается впечатление, что вы никак не решаетесь начать относиться к себе и своим временным затратам уважительно и разумно.
В ваших поступках много безответственности, но иногда вы понимаете, что делаете неверно, спохватываетесь, хотя вашей энергии хватает ненадолго. Поэтому у вас в жизни много поражений, которые связаны не только с определенными обстоятельствами, но и в большей степени с вашей неорганизованностью и безволием.
Преобладающий балл «1».
Если в ваших ответах преобладает балл «один», то не вы контролируете время, а время контролирует вас. Вас мало интересуют временные категории. Вы живете так, кА вам хочется. Вас совершенно не интересует, какими потерями это может обернуться в будущем. Однако, вам несвойственно винить в своих проблемах себя, вы любите, чтобы ваши друзья и приятели вам сочувствовали и жалели вас. Это дает вам пищу для того, чтобы продолжать ничего не делать.
Вы стараетесь не думать о будущем, потому, что оно страшит вас. В своих неудачах и проблемах вы предпочитаете
обвинять других, хотя в глубинных лабиринтах своей души осознаете, что виноваты сами.
Занятия 4.
Тема: «Можно ли научиться управлять собой?»
Повелевать собой – величайшая власть.
Сенечка.
Задания для учащихся:
А.- Учащимся предлагается объяснить, как выражение «Учитесь властвовать с собой» связано с умением управлять собой.
а). Учащиеся работают в группах, защищая свое мнение и точку зрения.
Человек может управлять своим поведением.
Последствие со знаком +
Примеры литературных произведений Человек не может управлять своим поведением
Последствия со знаком –
Примеры литературных произведений
б). Учащиеся отвечают на вопрос: Какие внутренние рычажки помогают управлять поведением человека?
Б.- Расшифровать следующие понятия:
- Самоубеждение – спор с самим собой, анализ возможных средств достижения поставленной цели, способность вести себя не так, как хочется, а как нужно.
Мысль принимается в результате борьбы противоположностей.
- Самовнушение – это способность принимать решения без сопротивления, без анализа.
Любая мысль принимается на веру.
Правила использования метода самоубеждения: Правила использования метода самовнушения:
1.Любое задуманное дело согласовывать с целью жизни. 1.Я хочу этого достичь став другим
2.В ситуации морального выбора тщательно выбирать линию поведения. 2.Этого можно достичь став другим.
3.Выбирая линию поведения, прислушиваться к мнению взрослых, родителей, педагогов. 3.Я буду таким.
4.Тщательно анализировать свое мнение и мнение других людей. 4.Я уже меняюсь. Во мне появляется то, чего я хотел достичь.
5.Критически относиться к собственному выбору линии поведения: будет ли это полезно мне и другим, каковы могут быть последствия принятого решения для меня и других. 5.Я такой каким хотел стать.
В.- Самоанализ и самооценка.
1.Какой из этих методов управления поведением вами более принимаем? Почему?
2.Дать оценку по отработке приемов самоубеждения: «Я считаю, что в моем характере эта черта мне …»
Аргументы «за». Аргументы «против».
Комплексные задания 3.
Тема: «Самовоспитание личности».
Задания для учащихся 1:
Тема: «Сущность самовоспитания и его результаты».
Быть, а не казаться – девиз, который должен носить в своем
сердце, каждый гражданин, любящий свою Родину.
Н.И.Пирогов.
Задания для учащихся:
А.- Оценить по 10 – бальной шкале значимости для себя сущности самовоспитания.
полезно;
интересно;
важно;
необходимо;
увлекательно.
Б.- Оформить свою ассоциограмму на слово «самовоспитание».
С А М О В О С П И Т А Н И Е
В.- Самовоспитанием важно заниматься, чтобы:
а). Не растеряться в этой жизни, найти свое место и самореализоваться;
б). Открывать свои способности, на деле использовать свои возможности, стать интересным и неповторимым человеком;
в). Преодолеть свои недостатки, мешающие достигать значимые для человека цели;
г). Достичь личного счастья, быть необходимым другому человеку, создавать и обогащать любовь.
Г.- Выбрать и объяснить утверждение.
Человек может не заниматься самовоспитанием, если:
а). Живет одним днем и не видит перед собой целей;
б). Не задумывается о себе как о личности;
в). Живет как потребитель;
г). Пытается переложить ответственность на других людей;
д). Он – слабый, безвольный человек, не желает преодолевать трудности.
Д.- Выявить причины необходимости самовоспитания.
Работа в группах.
Человек постоянно меняется в изменяющемся мире. Его силы и способности совершенствуются. Самовоспитание необходимо для самоопределения и самоутверждения.
Человек – очень тонкий организм. Он подвержен стрессам, расстройствам. Человеку необходимо самовоспитание для того, чтобы сохранить психическое и физическое здоровье.
Научно – технический прогресс требует от человека большой отдачи, работоспособности, исследовательских умений. Это - способствует самосовершенству человека.
Наряду с физическим воспитанием необходимо духовное самовоспитание. Крушение нравственных идеалов способствует крушению нравственных качеств личности отдельных людей, и только самовоспитание способствует самосовершенству человека.
Самовоспитание необходимо для любви и сохранения семьи, для сохранения взаимного уважения, уступчивости, терпимости и умения прощать и быть прощенным.
Задания по теме 2: «Самовоспитание и достижение жизненных целей».
Ценить людей надо по тем целям,
которые они перед собой ставят.
Н.Н. Миклухо-Маклай.
Задания для учащихся.
А.- Обсудить интересные, по вашему мнению пословицы, поговорки и высказывания великих людей.
Высказывания:
Береги честь смолоду.
Не плюй в колодец – придется воды напиться.
Сущность проявления вульгарности – в стремлении к сенсациям.
(Д. Рескин).
Резкость, грубость, неотесанность – это пороки, от которых иной раз несвободны даже умные люди. (Ж. Любрюйер).
Из привычки, так или иначе, сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков. (Аристотель).
Платье облачает и разоблачает человека. (Сервантес).
В характере, в манерах, в стиле, во всем самое прекрасное – это простота. (В.Г. Белинский).
Каковы вкусы человека, таков он сам. (Августин).
Даже болеть опасно, когда знаешь, что есть люди, которые ждут твоего выздоровления, как праздника. А.П.Чехов).
Б.- Блок творчества.
Составить путеводитель жизни и подумать над тем, что необходимо в себе скорректировать, чтобы достичь жизненных успехов. Каждая остановка – это кусочек вашего продвижения на пути к самовоспитанию.
Главная моя цель
Остановка 5
Остановка 4
Остановка 3
Остановка 2
Остановка 1

В.- Блок творчества.
Подготовить художественную выставку «Пословицы, поговорки, высказывания знаменитых людей в рисунках».
Ребята выбирают любое высказывание и готовят к нему рисунок.
Задания по теме 3. « Сила характера. От чего она зависит?»
Характер – это умение быть собой.
В.Г. Кротов.
Задания для учащихся:
А.- Дать определение характеру.
- Характер – совокупность устойчивых качеств личности, которые определяют типичный для данного человека способ поведения и способы отношений.
- Черты характера – устойчивые формы поведения человека, возникающие в определенной ситуации с достаточно большой вероятностью (трудяга, трус и т.д.).
Б.- Определить основные свойства характера.
- Цельность – единство слова и дела, воля и целеустремленность, верность долгу и идеалу.
- Сила характера – способность достигать поставленной цели, умение преодолевать трудности, активность деятельности, умение отстаивать убеждения.
- Слабость характера – трусость, малодушие, неуверенность в себе.
В.- Составить портрет.
Справа от портрета необходимо разместить все ценные черты своего характера, а слева от портрета те же черты, от которых хотелось бы избавиться в процессе самовоспитания.
Мой портрет.
Черты характера, от которых Черты характера, которые
я хочу избавиться. мне, во мне нравятся.
Задания по теме 4. «Я в ситуации выбора».
Мы выбираем, нас выбирают,
Как это часто не совпадает:
Часто простое кажется спорным –
Черное – белым, белое – черным.
( из песни).
Задания для учащихся:
А.- Игра: «Дорога в горы».
Твой друг живет в горах. Сегодня - выходной день, он пригласил тебя и твоих друзей в гости. Вы решили, что будет полезно прогуляться. К тому же в тех местах, где вы живете, очень жарко и хотелось бы побывать там, где прохладно. Вы садитесь в машину, заезжаете за друзьями и вместе отправляетесь в путь.
Б.- Первая остановка.
Часть дороги очень плохая, впереди большая яма, полная воды.
Варианты ответов:
Вам удается объехать яму, и вы продолжаете путь.
Вы застряли в яме. Выбраться без посторонней помощи невозможно. Придется ждать, пока кто-нибудь вытащит.
В.- Вторая остановка.
Встречная машина вытащила вас. И вы на автостраде. На часах – полдень. Друзья просят прибавить скорости, в машине очень жарко. Вам хочется прибавить скорость и показать возможности машины.
Варианты ответов:
Вы отказываетесь от этой идеи, опасаясь дорожных неприятностей.
Вы поддаетесь на уговоры друзей, и вас штрафуют за превышение скорости.
Г.- Третья остановка.
У вас испортилось настроение, а дорога все круче. Друзья шутят, смеются, требуют увеличить скорость. Общение с ними раздражает. У вас возникают неприятные ощущения.
Варианты ответов:
Вы открываете окно, включаете радио, и все проходит.
Вы останавливаете машину, выходите на обочину, ищите уголок, чтобы полежать и успокоиться.
Д.- Четвертая остановка.
Раздражение прошло, стало легче. Вы отправляетесь в путь. Горная дорога, свежий воздух, хорошая музыка, шутки друзей и вдруг – хлопок: прокол шины.
Варианты ответов:
Призвав на помощь друзей, вы меняете колесо и продолжаете путь.
Вы в ярости, настроение безнадежно испорчено. Вы пинаете машину и ушибаете ногу. Пока боль не утихнет, вы не можете отправляться в путь.
Е.- Пятая остановка.
Дорога все круче. Много времени потеряно, хочется достичь цели быстрее, и немного отдохнуть.
Варианты ответов:
Вы обсуждаете с друзьями, как можно изменить план прогулки не в ущерб самой прогулке, себе и друзьям.
Вы решаете ехать быстрее, но ГАИ не дремлет … Штраф, неприятные объяснения, ссора с друзьями.
Ж.- Рефлексия игры.
Дорога, по которой вы ехали, напоминает нашу жизнь?
Можно ли прожить жизнь без препятствий и неудач?
Как к ним относиться?
Каким образом эта игра относится к нашему разговору?
З.- Варианты ответов:
вариант ответа – 10 баллов.
второй вариант – 5 баллов.
Анализ результатов.
40 -50 баллов: говорит о том, что даже в игровой ситуации ты не устаешь размышлять о своих поступках. Ты понимаешь, что каждый твой поступок – это результат твоего отношения к самому себе, людям и миру. Ты осознаешь, что любые твои действия предполагают, определенные последствия для тебя, и ты поступаешь так, как подсказывает тебе твой разум.
Совершая определенные поступки, ты размышляешь о последствиях их не только для себя, но и других людей. Если ты научишься в игровой ситуации, то в жизни ты избежишь потерь и ошибок, которые поджидают тебя на пути.
30 -40 баллов: ты считаешь, что можно жить не думая, о последствиях своих поступков. Тебе очень трудно принимать собственное решение, очень часто поступок, совершенный необдуманно, вызывает позднее раскаяние, но к сожалению, зачастую это бывает поздно.
Тебе иногда трудно ладить с людьми, приспосабливаться к их мнению и желаниям. Однако очень хочется, чтобы окружающие люди следовали твоим интересам и желаниям.
25 баллов: твое поведение – следствие безразличного отношения к себе и другим, что приводит часто к плохим последствиям. Нежелание прислушаться к голосу здравого смысла, единоличное принятие решений, необдуманность в отношениях с людьми может привести к тому, что человек остается в изоляции и страдает как физически, так и психически.
В конце игры ребята подсчитывают баллы и, (по желанию), рассказывают о своем выборе.
Комплексные задания 4: «Я выбираю творчество».
Задания по данной тематике можно проводить в любом возрасте. Они интересны как младшим подросткам, так и старшеклассникам. Материалы заданий помогут ученикам развивать интерес к творчеству и желание формировать в себе качества творческой личности.
Тема: «Творчество в моей жизни».
Вся радость жизни в творчестве.
Творить – значит убивать смерть.
Ромен Роллан.
Задания для учащихся:
А.- Мотивация.
Прослушайте четверостишие Б. Пастернака:
Цель творчества – самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Проанализируйте строчки стихотворения и объясните, кА вы это понимаете.
Нарисовать портрет творческой личности, отмечая какие качества, характеризуют такого человека, и сравнить с предложенной характеристикой.
Творческого человека характеризует:
любознательность;
жажда познания;
интерес;
оригинальность и нестандартность мышления;
интеллектуальная одаренность;
бесстрашие и уверенность в себе;
воля и стремление к победе;
работоспособность;
самокритичность;
энергичность и упорство в достижении цели;
способность бороться за свою правоту.
Б.- Самоанализ и самооценка.
Игра: «Строительство своей жизни».
1.Условия игры.
Каждый человек, проживая свою жизнь, тратит ее с учетом своей индивидуальности, своих интересов и возможностей. Можно сказать, что, проживая свою жизнь, человек ее творит и создает.
Н а время игры вы получаете 10 возможностей, с помощью которых вы можете творить свою будущую жизнь. Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор: как «потратить « ту или иную возможность, или как ее с «экономить». Вы вправе выбрать любую из двух представленных возможностей, но две сразу иметь нельзя.
Возможности выписаны на доске и закрыты для всеобщего обозрения. Каждый раз открывается лишь одна пара возможностей, затем другая и так далее. Выбранные возможности записать и проанализировать, выбирая себе партнера для совместного анализа полученных результатов.
1а. Самая большая популярность в кругу знакомых и друзей в течение двух лет.
2а. Изменение любой черты внешности 1б. Один настоящий друг.
2б. Возможность всю жизнь быть довольным собой.
3а. Здоровая семья.
4а. Хорошее образование.
5а. Взлеты и падения.
6а. Полностью оплаченный отдых в любой точке земного шара в течение месяца для вас и вашего лучшего друга.
7а. Хорошая просторная квартира или дом.
8а. Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения.
9а. Чистая совесть.
10а. Чудо, совершаемое для человека, которого вы любите.
11а.Семь дополнительных лет жизни. 3б. Всемирная слава.
4б. Предприятие, приносящее большую прибыль.
5б. Жизнь без внутренних потрясений.
6б.Полная гарантия того, что юноша или девушка, о которых вы мечтали, в будущем станут вашим мужем или женой.
7б. Новый спортивный автомобиль.
8б. Уважение и любовь к вам тех, кого вы цените больше всего.
9б. Умение добиваться всего, чего вы бы не пожелали.
10б. Повторение заново любого события прошлого.
11б.Безболезненная смерть в тот миг, когда придет время умирать.
2.Попробуйте нарисовать словесный портрет внутренних и внешних качеств человека, судьбу которого вы только что творили.
Тема: «Слагаемые творчества. Об упорстве».
Упорство есть мозг государственного человека,
меч воина, секрет изобретателя,
магическое слово ученого.
Д. Леббок.
Задания для учащихся:
А.- Мотивация.
1.Проанализируйте нижеуказанное.
Упорный человек проявляет упорство достаточно рано. Ему присущи слова: «Я – сам! У меня получиться!» Он упорен в работе, в учебе, в увлечениях, в спорте, в творчестве. Такой человек может достичь многого потому, что не боится бороться со своими слабостями, а ежедневно учится их преодолевать, как бы трудно ему ни было. Упорный человек может достичь успехов в творчестве. Ведь творческая деятельность порой безжалостная, она требует полной отдачи, до фанатизма; творчество не может быть сиюминутным, оно поглощает человека без остатка и до полного в нем растворения.
2.Какие чувства вызывают у вас качества упорного человека?
3.Какие из возможностей, представленных в творческом проекте, требуют человеческого упорства?
4.Какие качества характера присущи человеку занимающемуся творчеством?
Б.- Самоанализ и самооценка.
1.Попробуйте определить, насколько вы упорны в достижении поставленной цели?
а). Если вы сомневаетесь в своем упорстве, попробуйте выяснить, с чем это связано.
б). Если вам трудно проявить упорство, проверьте себя и попробуйте определить, чего вам недостает, и что нужно в себе развивать.
2.На листе бумаги запишите результаты ответов на вопросы, суммируйте набранные баллы и по итогу узнайте к какой из четырех групп перечисленных в конце теста, вы можете себя отнести.
1.Часто ли вы задумываетесь над тем, какое влияние оказывают ваши поступки на окружающих?
а – очень редко; в – достаточно часто;
б – редко; г – очень часто.
2.Случается ли вам говорить что-то такое, во что вы сами не верите, из-за упрямства, наперекор другим либо из «престижных» соображений?
«да»; «нет».
3.Какое из нижеперечисленных качеств вы более всего цените в людях?
а – настойчивость;
б – широту мышления;
в – эффективность, умение «показать себя».
4.Имеете ли вы склонность к педантизму?
«да»; «нет».
5.Быстро ли вы забываете о неприятностях, которые случаются с вами?
«да»; «нет».
6.Любите ли вы анализировать свои поступки?
«да»; «нет».
7.Находясь в кругу лиц, хорошо вам известных:
а – стараетесь сохранить тон, принятый в этом кругу;
б – остаетесь быть самим собой.
8.Приступая к трудному заданию, стараетесь ли вы думать об ожидающих вас трудностях?
«да»; «нет».
9.Какое из перечисленных ниже определений, по вашему мнению, более всего подходит к вам?
а – мечтатель; г – пунктуален;
б – рубаха – парень; д- «философ» в широком смысле этого слова;
в – усерден в труде; е – суетный человек.
10.При обсуждении того или иного вопроса:
а – высказываете свою точку зрения, хотя быть может, она отличается от мнения большинства;
б – считаете, что в данной ситуации лучше промолчать, хотя и имеете иную точку зрения;
в – поддерживаете большинство, оставаясь при своем мнении;
г – не утруждаете себя раздумьями и принимаете точку зрения, которая преобладает.
11.Какое чувство возникает у вас при неожиданном вызове в кабинет к директору, завучу?
а – раздражение;
б – тревогу;
в – озабоченность;
г – равнодушие.
12.Если в пылу полемики ваш оппонент «сорвется» и допустит личный выпад против вас, как вы поступите?
а – ответите ему в том же тоне4
б – проигнорируете этот факт;
в – демонстративно оскорбитесь;
г – предложите сделать перерыв.
13.Если у вас ваша работа забракована, это вызовет у вас:
а – досаду;
б – стыд;
в – гнев.
14.Если вы попадаете впросак, кого будете винить в первую очередь:
а – самого себя;
б – фатальное невезение;
в – прочие «объективные обстоятельства».
15.Не кажется ли вам, что окружающие вас люди – будь то педагоги, одноклассники или друзья – недооценивают ваши способности и знания?
«да»; «нет».
16.Если ваши друзья или одноклассники начинают над вами подшучивать, то вы:
а – обижаетесь на них;
б – стараетесь ретироваться;
в – не раздражаясь, начинаете подыгрывать им;
г – отвечаете смехом и, как говориться, «ноль внимания»;
д – делаете безразличный вид и даже улыбаетесь, но в душе негодуете.
17.Если вы спешите и вдруг на обычном месте не находите портфель (зонтик, перчатки и т.д.):
а – пытаетесь продолжить поиск молча;
б – продолжаете искать, обвиняя своих домашних в беспорядке;
в – уходите без нужной вам вещи.
18.Что скорее всего выведет вас из равновесия?
а – длинная очередь к врачу в поликлинике;
б – толчея в общественном транспорте;
в – необходимость приходить в определенное место несколько раз по одному и тому же вопросу.
19.Закончив спор, продолжаете ли вы вести его мысленно, приводя все новые аргументы в защиту своей точки зрения?
«да»; «нет».
20.Если для выполнения срочной работы вам представиться возможность выбора себе помощника, кого из возможных кандидатов выберете?
а – человека исполнительного, но безинициативного;
б – человека знающего, но упрямца и спорщика;
в – человека одаренного, но с ленцой.
Шкала оценки ответов:
а – 0; б – 1; в – 2.
да – 0; нет – 1.
а – 1; б – 2; в – 0.
да – 2; нет – 0.
да – 0; нет – 2.
да – 2; нет – 0.
а – 2; б – 0.
да – 0; нет – 2.
а – 0; б – 1; в – 3; г – 2; д – 2; е – 0.
а – 2; б – 0; в – 0; г – 0.
а – 0; б – 1; в – 2; г – 0.
а – 0; б – 2; в – 1; г – 3.
а – 2; б – 1; в – 0.
а – 2; б – 0; в – 0.
да – 0; нет – 2.
а – 0; б – 1; в – 2; г – 0; д – 0.
а – 2; б – 0; в – 1.
а – 1; б – 0; в – 2.
да – 0; нет – 2.
а – 0; б – 1; в – 2.
Меньше 15 баллов.
Вы человек слабохарактерный, неуравновешенный и, пожалуй, беззаботный. Лености в вас хоть отбавляй. В случающихся с вами неприятностях вы готовы винить кого угодно, только не себя. Кроме того, в дружбе и работе на вас трудно положиться. Задумайтесь над этим.
От 15 до 25 баллов.
У вас достаточно твердый и упорный характер. Вы реалистически смотрите на жизнь, но не все ваши поступки равноценны. Бывают у вас срывы и заблуждения. Иногда можете не довести начатое дело до конца. вы добросовестны и вполне терпимы в коллективе. И все же вам есть над чем подумать, чтобы избавиться от некоторых недостатков (можно не сомневаться, что вам это под силу!)
От 26 до 38 баллов.
Вы принадлежите к числу настойчивых и обладающих недостаточным чувством ответственности. Вам упорства не занимать. Вы цените свои суждения, и считаетесь с мнениями других. Правильно ориентируетесь в возникающих ситуациях и в большинстве случаев умеете выбрать правильное решение. Это говорит о наличии у вас черт сильного характера. Избегайте только самолюбования и всегда помните: сильный – это не значит жестокий.
Свыше 38 баллов.
Простите, но мы ничего вам не можем сказать. Потому, что просто не верится, что есть люди с таким идеальным характером. А может быть, такая сумма баллов – это результат не совсем объективной оценки своих поступков и поведения и проекция на будущее? Значит уже хорошо, что вы стремитесь быть таким человеком.
В. – Творчество.
1.Подумайте над тем, какие слова могли бы стать девизом вашего упорства в жизни.
Запишите и проанализируйте.
Тема: «Слагаемые творчества. О работоспособности…»
Работа – это главное в жизни.
От всех неприятностей, от всех бед
Можно найти только одно избавление – в работе.
Э. Хамингуэй.
Задания для учащихся:
А. – Мотивация.
Какое впечатление производят на вас люди обладающие образцом упорства и творчества?
Что является идеалом для построения вашей собственной жизни?
Как вы понимаете такое качество человека как работоспособность?
Б. – Информация.
Работоспособный человек – это человек, который выработал в себе привычку работать много, доводить дело до логического завершения, преодолевать трудности в достижении результата.
Большое значение имеют для человека в формировании работоспособности трудовые традиции родных и близких, примеры литературных и исторических личностей.
По каким критериям вы определяете свою работоспособность?
В. – Самоанализ и самооценка.
По оценкам специалистов, человек должен для получения будущей профессии прочитать 1200 – 1500 книг, примерно 30 -35 книг в год или 15 -20 страниц в день. По максимальным подсчетам, у нас имеется 200 000 часов для работы. Подумайте куда вы их тратите.
Проведите исследование собственной работоспособности.
Я трачу свое время:
на сон;
на еду;
на подготовку уроков;
на чтение книг;
на общение с друзьями;
на телефонные разговоры;
увлечения;
на теле - просмотры;
на общественные дела и т. д.
С. – Творчество.
Работа в группах:
Посчитайте расходы времени за неделю, месяц, год (в среднем) на ученика.
Составить программу собственного развития на неделю, месяц, год.
Проанализировать программу своей жизни с точки зрения ее результативности.
Например: «Цель моей жизни в продолжении времени».
- Изучить языки: русский, немецкий, английский и т. д.
- Достичь…
- Написать…
- Получить знания… и т.д.
Д. – Анализ и оценка.
Прочитайте ответы на вопрос: «Почему люди работают?»
Определите, какой ответ наиболее точен.
Узнайте ответ на поставленный вопрос у своих родных и сопоставьте со своим ответом.
- Люди работают, чтобы разбогатеть.
- Люди работают, чтобы содержать свою семью.
- Люди работают, потому, что хотят применить свои способности для общей пользы.
- Люди работают, чтобы потом хорошо отдохнуть и повеселиться.
- Люди работают, потому, что им нравиться работать.
- Люди работают, потому, что работа необходима для общества.
Тема: «Творчество и способности».
Гений – это один процент таланта и
девяносто девять процентов труда.
Томас Эдисон.
Форма: тренинг.
Цель: Развитие творческих способностей учащихся, умения строить, создавать продукты творческого коллективного труда, формировать культуру интеллектуального труда.
Задания для учащихся:
А. – Разминка.
Работа в группах.
Необходимо ответить на вопросы в быстром темпе. Каждый может ответить только на один вопрос.
Сколько дней в году?
Какой день в году самый короткий?
Какой день в году самый длинный?
Как называется девятый месяц?
Как зовут девочку из страны чудес?
Можно ли в решете принести воду?
Какая буква русского алфавита седьмая по счету?
Чем кончаются день и ночь?
Из какого крана нельзя напиться?
За чем язык во рту?
Какой венок вручили чемпиону?
Б. – Работа с карточками.
Распределить слова по группам под общим понятием и найти общее понятие. Работу выполнить в течение двух минут:
Корова, химия, диван, сентябрь, свекла, ручка, свинья, физика, кровать, июнь, картофель, карандаш, овца, математика, тахта, июль, капуста, тетрадь, лошадь, история, софа, август, морковь, пенал.
В. – Слова – антонимы.
Необходимо за три минуты рядом со словом написать его антоним (противоположное значение слова).
высокий … редко … расширять …
плюс … помнить … лучший …
начало … радость … медлить …
белый … вредно … мокрый …
покупать … прибыль … центр …
верх … мелкий … осуждать …
прошлое … трусость … защита …
старший … предлагать … вместе …
позже … повреждение … запрещать …
вражда … ссориться … высший …
чистый … откровенность … опорожнить …
уронить … внутренний … сомнение …
вдоль … уволить … праздный …
помогать … жестокий … заснуть …
храбрость … праздники … блондин …
Г. – Игра: «Музыкальный магазин».
Первый ученик называет букву, второй следующую, затем третий и т.д. В итоге должно получиться слово. Заранее слово не называется, оно складывается в процессе игры. Задача состоит в том, чтобы слово складывалось как можно дольше. Например: первый говорит – «З»; второй – «И»; третий – «М»; четвертый – «О»; пятый – «В»; шестой – «Ь»; седьмой – «Е». Получилось – зимовье.
Д. – Игра: «Зашифрованное слово».
Учащимся предлагается нарисовать слово, не называя его. Для этого они используют листы из альбома для рисования, в течение 2 – 3 минут рисуют слово картинку, затем выставляют рисунки для обозрения и ребята пробуют отгадать слово в рисунке.
Тема: «Тренинг способностей учащихся. Интеллектуальный поиск. Развитие памяти, внимания, оригинальности мышления, фантазии».
Задания для учащихся:
А. – Разминка.
Работа по кругу в быстром темпе. Время – 3 минуты
Расшифруйте аббревиатуры: ВУЗ, КПСС, ООО, ОАО, ПТУ, МВД, ЦУМ, МГУ, РУДН, ГБДД, ТТД, ЖКХ, ВВП, ФСБ, ВВС, ВМС, СНГ, СССР, АТС и др.
Б. – Оформление витрин.
Работа по кругу в быстром темпе.
Определить какую вывеску нужно написать…
- над входом в магазин, где продают хлеб;
- над входом в магазин, где продают сладости;
- там, где продают книги;
- там, где можно оценить книги;
- там, где шьют одежду;
- там, где делают фото;
- там, где чистят одежду;
- там, где стирают белье;
- там, где покупают очки;
- там, где лечат людей;
- там, где лечат зубы;
- там, заверяют документы;
- там, где решают имущественные и личные споры;
- там, где решают вопросы ремонта в домах;
- там, где слушают музыку;
- там, где служат на море;
- там, где покупают билеты.
В. – Детективы.
В течение нескольких секунд расшифровать предложение:
ВСЕЛЮДИБОЛЬШИЕИМАЛЕНЬКИЕЗЛЫЕИНЕОЧЕНЬНАЧАЛЬНИКИ
ИПОДЧИНЕННЫЕЛЮБЯТСКАЗКИ.
Г. – Сказочные угадалки.
1. Угадайте, из какой сказки предметы, лежащие на столе?
2. Какие слова связаны с этими предметами. На столе лежат предметы: теннисный шарик, зеркало, цветок, игрушечный домик, стакан воды и т.д.
Например: теннисный шарик – «Колобок»: - Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел.
Зеркальце – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»: - Ты на свете всех милее, всех румяней и белее. и т. д.
Д. – Сказочники.
Работа в группах. Время – 7 минут.
Попробуйте написать сказки с использованием известных сказочных персонажей и персонажей современных сказок:
а). колобок, бабушка, дедушка, волк, лиса, медведь, чебурашка, соревнование, судья, велосипед, велоралли.
б). баба, лед, кошка, мышка, внучка, репка, дача, молодежь, костер,
Простоквашино.
в). избушка, лягушка, мышка, волк, медведь, заяц, лиса, кооператив,
веселье, соседи, праздник, Миллениум.
г). Чернавка, богатыри, мачеха, невеста, собака, ананас, домофон,
вертолет, зеркало, телефон.
Е. – Газетная полоса.
В течение одной минуты найти в газетах 10 заглавных слов, с помощью которых можно составить связанное по смыслу предложение.
Например: заглавные слова из газеты – дом, Москва, улица, забастовка, человек, зарплата, трава, семья, милиционер, история.
«Эта история произошла в доме по улице Строительной города Москвы, рассказал милиционер, увидевший, что семья из восьми человек, устроила сидячую забастовку на траве из-за невыплаты заработной платы».
Ж. – Игра: «Путешествие по воде, воздуху и суше».
Учащиеся образуют круг. Ведущий дотрагивается до руки одного из участников со словом: «Вода, суша, воздух». Учащиеся должны в соответствии с названным словом назвать животное, живущее в воде, на суше или в воздухе из которого можно приготовить пищу и дотронуться рукой до ведущего. Игра выполняется в быстром темпе. Например: суша – заяц; вода – щука; воздух – утка.
З. – Фотография.
Необходимо написать словарный диктант, который никто не диктует. Текст диктанта развешан по стенам класса. Учащиеся должны подняться, подбежать к тексту, стараясь запомнить как можно больше слов, вернуться к столу и записать то, что они запомнили. Время выполнения задания – 15 минут. К тексту можно подойти только один раз.
Примерный текст словарного диктанта: технология, вытачка, микроэлементы, радиоэлектроника, энергия, стежок, крупа, игла, топор, строчка, печь, карман, моделирование, проектирование, приспособление, информация, изолятор, компьютер, вышивка, безопасность, маркировка, жиры, сертификация, электроприбор, товар, провод, канализация, фильтр, грибы, пейзаж, лампа, экономика, машиноведение, ткань и т.д.
Тема: «Тренинг способностей учащихся. Открываю свои интеллектуальные возможности».
Задания для учащихся.
А. – Эмоции и чувства.
Работа в группах с карточками. Каждая группа получает карточку со словом обозначающим человеческое чувство. Вся группа изображает это чувство. Остальные группы отгадывают, о каком чувстве идет речь.
«радость, отчаяние, удивление. ужас, ярость, восторг», - чувства и эмоции, которые разыгрывают ребята в своих этюдах.
Б. – Контролеры.
Исправить ошибки в предложениях допущенных другими учениками.
Оттаивают птицу на воздухе в течение нескольких часов, укладывая спинкой вверх.
При необходимости опаливают тушки над закрытым пламенем горелки для удаления жира и пера.
Удаляют легкие почки, вырезают сальник, надрезают брюшко.
Обычно птицу подают в потрошеном виде, что облегчает ее обработку в домашних условиях.
Жир птицы в сравнении с жиром животных усваивается хуже.
В мясе птицы меньше соединительной ткани, а мышечная ткань мелковолокнистая, поэтому оно готовится долго и тяжело переваривается.
В. – Конкурс знатоков. «Что? Где? Когда?»
Учащиеся получают одинаковые для всех групп карточки – задания и любая группа может ответить первой. Время для подготовки к ответу – 2 минуты.
Пособие по правилам хорошего тона, изданное в Гонконге, гласит, что молодой человек при первом свидании с девушкой, должен продемонстрировать ей, с одной стороны, свою подвижность и здоровье, а с другой стороны свою эрудицию, поэтому в одной руке он должен держать теннисную ракетку – для демонстрации здоровья. Что он должен держать в другой руке? (шахматная доска).
Он прославил средневековье, его прославила его горожанка, а что прославило горожанку и кто она такая? (Леонардо да Винчи «Джоконда»).
По старой русской традиции, мальчика – будущего русского князя или царя отнимали у матери в возрасте трех лет и переводили на мужскую половину дома. С этого момента мать не имела права прикасаться к своему сыну, а поцеловать его она могла только один раз в году, в один из самых почитаемых на Руси праздников. Какой это был праздник? (Пасха).
Функцию чего выполняли в античные времена свечи с вплавленными в них на необходимом расстоянии друг от друга металлическими шариками. (будильник).
Г. – Комбинаторика.
Учащимся предлагается выполнить задания, которые проверяют комбинаторные способности. Каждый ученик выполняет задание самостоятельно, правильный ответ сопровождается объяснением того, кто правильно ответил на вопрос.
Сколькими разными путями можно расставить 4 книги на полке?
А. – 6; Б. – 16; В. – 24; Г. – 32.
У Лили есть три игрушки: слон, обезьяна и змея. Каждый вечер она укладывает свои игрушки спать. Сколько существует различных способов уложить игрушки в кровать?
А. – 6; Б. – 16; В. – 12; Г. – 3.
Д. – Опрос учащихся.
1.Считаете ли вы необходимостью заниматься развитием своих интеллектуальных возможностей?
2.Какое задание из всех, в которых вы участвовали, понравилось вам более всего?
3. Довольны ли вы своими результатами?
Комплексные задания: «Жизненные трудности человека».
Задания по этой теме можно проводить в возрасте учащихся 6 – 9 классов. Они имеют огромное значение в самовоспитании и самосовершенствовании учащихся.
Перед школой стоит задача не только по формированию интеллектуальных умений учащихся, но и важным является формирование нравственных качеств личности ребенка.
Младшие подростки демонстрируют свою взрослость зачастую только внешне: в манерах одеваться, разговаривать, вести себя. Часто эти манеры носят отрицательный характер.
Наша задача – показать, что взрослость – это проявление твердости характера и обладание такими качествами характера и умениями, которые научат справляться с трудностями жизни.
Основная цель: Обсудить с учащимися проблему переживания человеком жизненных трудностей.
Тема: «Мужество и трусость человека. Каковы их последствия?»
Будь тверд –
И пускай надвигаются беды лавиной.
Ты все их осилишь отвагою львиной.
Турукурал.
Задания для учащихся:
А. – Мотивация.
1. Все ли результаты по развитию своего интеллектуального потенциала, своих способностей вас удовлетворили?
2. Кто из вас может признать, что не все его возможности исчерпаны и реализованы?
Б. – Проблема.
Представьте себя на свежем воздухе. Летнее утро или день. Вы сидите в лодке и управляете ею. У вас своя река и своя лодка.
Как должен управлять лодкой человек?
А если река с сильным течением?
Что собой представляет река?
Каковы ее глубинные воды?
Что может происходить на поверхности реки?
Можно ли справиться с волнами, не будучи умным лодочником?
Можно ли сравнить человеческую жизнь с рекой? Почему?
Как вы думаете, бороться с трудностями легко?
В. – Самоанализ и самооценка.
Учащимся предлагается:
1.Определить жизненные трудности, которые их поджидают на жизненном пути.
2.Сравнить и обсудить то, что у них получилось с тем, что предлагает учитель.
Трудности могут быть связаны:
- с деятельностью человека;
- особенностями его характера;
- жизненными ситуациями;
- его поведением.
Трудности могут быть вызваны:
- плохими привычками;
- недостатком общения;
- плохими качествами характера;
- манерами поведения.
3.Трудно ли быть мужественным?
4.Малодушие и трусость – вещи совместимые?
5.Что труднее совершить хороший поступок или дурной?
6.Почему хорошее дело иногда бывает нелегким?
Сформулируйте причины жизненных трудностей человека:
а). Тебя могут неправильно понять.
б). Ты рискуешь остаться в меньшинстве или в одиночестве.
в). Ты должен отказаться от удовольствий.
г). Ты должен принять болезненное решение для себя самого и для окружающих.
д). Ты должен предвидеть последствия своих поступков для окружающих и для самого себя.
Попытайтесь продлить список жизненных трудностей человека.
Г. – Творчество.
1. На одной из пирамид египтологи перевели четыре утверждения:
- Человек уникален.
- Человек удивительно сложно устроен.
- Человек не совершенен по своей природе.
- Человек бесконечно любим.
Так ли это?
Проанализируйте эти утверждения с проекцией на себя.
Приведите примеры, подтверждающие или опровергающие эти утверждения.
2.Работа с тетрадью.
Учащимся предлагается проанализировать ситуации с проекцией на себя и определить, что в данных ситуациях для них приемлемо, а что - нет. Обсуждение с учащимися каждой высказанной позиции.
Ситуация 1.
Друг пригласил на день рождения. Там соберется не очень интересная компания, идти не очень хочется, но вы боитесь обидеть друга. Скажете ли вы: «Я бы с удовольствием пришел, но … (различные версии)» или пойдете без объяснений с другом.
Ситуация 2.
Подружка или друг просят одолжить дорогую вещь. Вам не разрешают давать свои вещи, кому бы то ни было, взаймы. Вы даете вещь, чтобы не потерять друга или находите иное объяснение.
Ситуация 3.
Вам звонит человек общение, с которым нежелательно. Попросите ли вы родителей или близких людей сказать, что вас дома нет.
Ситуация 4.
Вы покупаете продукты, и кассир дает вам лишние деньги в виде сдачи. Вернете ли вы их?
Ситуация 5.
Вы находите конверт. в котором крупная сумма денег. На конверте имя и адрес. Вернете ли вы деньги по адресу?
Ситуация 6.
Вам предлагают пойти в поход на неделю. Вы хотите пойти, но родители вас не пускают. Как вы поступите?
Ситуация 7.
Вы совершаете плохой поступок и знаете заранее реакцию на него ваших родителей. Вы признаетесь сразу или будете оттягивать финал?
Ситуация 8.
Вас уличают во лжи, она очевидна. Вы будете доказывать правоту или признаете свой обман?
Тема: «Общение и его роль в трудных жизненных ситуациях».
Пристанью для корабля служит гавань,
а для жизни – дружба.
Пифагор.
Задания для учащихся:
А. – Мотивация.
1. можете ли вы подтвердить или опровергнуть фразу: «Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения». (Антуан де Сент Экзюпери).
2. Приведите примеры трудностей человека, связанных с отсутствием общения.
3. Как отсутствие общения может повлиять на человека, его физическое и психическое состояние?
4. Говорил ли кто–нибудь вам слова: «Я не хочу с тобой общаться?» Эти слова были справедливо сказаны или нет? Как вы на них реагировали?
Б. – Информация.
Уровни общения людей.
- Первый уровень – уровень манипулирования.
Это общение с человеком как с вещью. Нужна вещь в данный момент – я ее использую: приглашу в кино, дам списать контрольную работу, приглашу к себе. Манипулятор предлагает и просчитывает, как он в последующем использует этого человека.
- Второй уровень – уровень игры.
У каждого участника такого общения есть свои планы, цели, намерения в этих отношениях каждый ведет свою игру. Я не люблю этого человека, а стараюсь быть в его друзьях, потому что он – отличник, потому, что он – сильный, потому, что он – гроза нашего района и т.д.
- Третий уровень – уровень правового общения.
Все участники общения уважают права каждого человека, участвующего в общении. Нормы и правила общения распространяются на всех.
- Четвертый уровень – уровень нравственного общения.
На этом уровне общение на основе духовности, честности, прямоты, справедливости, порядочности.
В. – Самоанализ и самооценка.
1. Проанализируйте свое общение с людьми и сформулируйте правила общения или фразы – пароли общения.
2. Сравните свои фразы – пароли с теми, что предлагает учитель.
В общении никогда:
Не оправдывайте себя! - «Меня не понимают»; «Меня не ценят»; «Ко мне несправедливы»; «Я забыла» и т.д.
Не снимайте с себя ответственности!
Не общайтесь с людьми только из-за внешних стереотипов!
Будьте искренни!
Будьте мужественны!
Будьте справедливы!
Считайтесь с чужим мнением!
Не бойтесь говорить правду!
Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают!
Будьте естественны в общении!
Не бойтесь правды, высказанной в ваш адрес!
Анализируйте свои отношения с людьми, смотрите в них как в зеркало!
Составьте круг своего общения и обозначьте каждый сегмент круга, соотнеся его с теми людьми, с которыми вы общаетесь.
Тема: «Навыки общения».
По своей природе общение – это ежедневный труд.
В.А. Сухомлинский.
Задания для учащихся:
А. – Мотивация.
1. Расшифровать слово «общение».
2. Каждую букву входящую в это слово использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение». Пример: О – объединение; Б – близость;
Щ – щедрость; Е – единение; Н – необходимость; И – искренность.
(Учащиеся выполняют работу самостоятельно группами. Пример им не известен).
3.Обсудите результаты своего исследования и объясните свой выбор.
Б. – Информация.
У всех людей есть возможности и способности общаться с другими людьми. Кто-то может это делать лучше, кто-то хуже. Кто-то очень переживает от того, что общение с людьми не складывается и не дает желаемого результата, кто-то из-за неумения общаться вынужден расстаться, рассориться и страдать.
Ответьте на вопросы:
1.Случалось ли такое с вами?
2.Как можно преодолеть разлад в ситуации общения?
3.Сделайте вывод.
Вывод: общению можно и нужно учиться.
В. – Творчество.
1.Начертите прямую линию и разделите ее на 10 равных частей.
2.Отметьте на прямой знаком * свое желание общаться. Знаком + или – свое умение общаться.
3.Обсудите, полученные результаты и определите, из-за чего чаще всего не складывается общение.
Возможные причины разлада в общении, которые могут назвать учащиеся самостоятельно или в ходе обсуждения:
а). неопределенность в выражении своих мыслей и мнения;
б). неумение слушать собеседника;
в). общение без обращения внимания на собеседника;
г). обман доверия в общении;
д). проявление в общении негативных качеств характера, которые ставят собеседника в затруднительное положение;
е). явное непонимание друг друга в общении.
Г. – Игра: «Ситуации ошибок ролевого общения и их устранение».
Ситуация 1.
Закончен просмотр фильма. Вы обсуждаете его с друзьями. У всех свое мнение после просмотра. Очень трудно выйти из спора достойно.
Ситуация 2.
Вам подарили подарок, который вам не очень нравиться, и который вы не ожидали.
Ситуация 3.
Родителям не нравится круг вашего общения, в котором вы проводите все свободное время, вы попытаетесь объяснить, что люди, с которыми вы общаетесь, имеют право быть вашими друзьями.
Ситуация 4.
Вас обвиняют в поступке, который вы не совершали. Вы пытаетесь объяснить, что обвинение ложно.
Ситуация5.
Ваш лучший друг или подруга поступают по отношению к вам несправедливо. Вам нужно расставить все точки над «и», но при этом вы не хотите терять своих друзей.
Ситуация 6.
Ваши бабушка и дедушка стараются помочь вам в жизни, щедро делясь своим жизненным опытом, но вас это раздражает, хотя вы очень любите своих родных.
Ситуация 7.
Вы безнадежно опаздываете и пытаетесь войти в транспорт, но сделать это непросто. Люди раздражены, они не понимают вашего стремления любой ценой вскочить
Ситуация 8.
Совершенно случайно вы узнаете о том, что кто-то распускает о вас разные слухи. Вы решаете объясниться с этим человеком.
Ситуация 9.
Вы влюблены, но предмет вашей влюбленности этого никак не может понять. Вы решительно пытаетесь объясниться.
Ситуация 10.
Вы пытаетесь убедить в магазине, что вещь, которую вы очень хотите купить, вам совершенно не идет. Вы проявляете несогласие с мнением продавца.
Учащиеся должны не только показать ошибки в общении в той или иной ситуации, но и показать, как нужно решить правильно данную ситуацию общения.
Информация.
Типичные ошибки оценивания людей в общении:
- неравенство.
Собственные недостатки дают нам повод преувеличивать их в других людях и превращать их в достоинство.
К примеру, вы не умеете хорошо бегать. Другой человек бегает лучше вас и вам кажется, что он превосходит вас не только в беге, но и по другим качествам.
- предвзятость.
Мы хорошо относимся к тем людям, которые нас любят и, порой закрываем глаза на наши недостатки, и предвзято относимся к тем людям, кто критически к нам относится и говорит правду. Зачастую, это позволяет нам открыть свою душу тому, кто льстиво высказал положительные слова в ваш адрес.
- поверхностность в общении.
Оценивание внутренних качеств человека по внешним признакам: одежде, манерам, речи, жестам и взглядам, очень часто такое отношение к людям приводят к ошибкам и потерям в общении.