Проблемы раннего обучения иностранному языку в начальной школе.


О.В.Капотова
ПРОБЛЕМЫ РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
За последние десятилетия в отечественной методике накоплен значительный опыт по обучению иностранным языкам детей младшего школьного возраста в теоретическом и практических планах.
Я с 2003 года работаю по учебно-методическому комплекту М.З. Биболетовой «Enjoy English» и бесспорно разделяю её мнение по поводу преимуществ систематического обучения детей иностранному языку в младшем школьном возрасте:
Изучение иностранных языков в данном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно оказывает
а) бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребёнка- памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и др.;
б) стимулирующее влияние на общие речевые способности ребёнка, которое положительно сказывается так же и на владение родным языком.
Раннее обучение иностранным языкам даёт большой практический эффект в плане качества владения первым иностранным языком, создавая базу для продолжения его изучения в основной школе, а также открывает возможности для обучения второму/ третьему иностранным языкам, необходимость владения которыми становится всё более очевидной.
Неоспорима воспитательная и информативная ценность раннего обучения иностранным языкам, которая проявляется в более раннем вхождении ребёнка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке. При этом постоянное обращение к опыту ребёнка, учёт его менталитета, способа восприятия им действительности позволяют детям лучше осознать явления собственной национальной культуры в сравнении с культурой стран изучаемого языка.
Введение иностранного языка в число предметов, изучаемых в начальной школе , имеет безусловные прагматические плюсы, поскольку оно расширяет спектр гуманитарных предметов, изучаемых на данной ступени, и делает начальное образование более радостным, притягательным для детей. (Журнал «Английский язык в школе», стр.46 Биболетова М.З. «Обучение иностранным языкам в начальном звене общеобразовательной школы»)
Автор учебно-методического комплекта М.З. Биболетова «Enjoy English» настоятельно рекомендует помнить о том, что обучать коммуникации на иностранном языке младших школьников, которые ещё не вполне владеют коммуникативными умениями на родном языке,- задача весьма нелёгкая и ответственная. Целью данной статьи является освещение ряда проблем, касающихся обучения иностранному языку учащихся 7-8 летнего возраста.
Поурочный анализ моей деятельности привёл к постановке следующего вопроса:
почему при приблизительно одинаковой успеваемости параллели 2-х классов на начальном этапе обучения (1 полугодие) результаты учебной деятельности разные? Здесь имеется ввиду следующее: в одних классах контакт учителя с учащимися устанавливается легко, уроки проходят в хорошем темпе и результаты- высокие. В других классах всё наоборот. В процессе систематических наблюдений был сделан вывод: успешное обучение учащихся иностранному языку на начальном этапе во многом зависит от того, насколько совпадают приёмы, формы работы учителя начального звена и учителя иностранного языка, работающих в данном классе, схожи ли артикуляция, жестикуляция двух учителей, используют ли они наглядность на уроке, активно ли перемещаются по классу во время уроков или , наоборот, статичны, схожи ли темп их речи, формы поощрений и порицаний.
Я настоятельно рекомендую учителям иностранного языка активно сотрудничать с учителем начального звена, посещать уроки русского языка, чтения и вести наблюдения за тем, какие средства используют учителя начальной школы для успешной организации учебного процесса в своих классах и соответственно планировать уроки с учётом данных наблюдений.
В процессе моих личных наблюдений за учащимися начального звена обозначилась ещё одна проблема:
почему в данном конкретном классе в одном случае уроки проходят со 100% усвояемостью материала, а в другом с частичной, с учётом того, что в обоих случаях урок построен методически грамотно.
Чтобы состоялось продуктивное общение, а, именно, это необходимо на уроке иностранного языка, учителю необходимо учитывать приоритетный канал восприятия (сенсорные каналы).
Визуалы- это зрители. Различные графические схемы, опоры, используемые при объяснении и закреплении грамматики, задания типа «рассмотри картинку», «нарисуй картинку» при вводе и закреплении лексических единиц рассчитаны на них.
Аудиалы- это слушатели. По мнению Н.К. Смирнова, одного из ведущих специалистов в области здоровьесберегающих технологий и психологии здоровья, «для большинства людей человеческий голос- важнейший источник информации. Для аудиалов это не всегда так, они живут в целом океане звуков, среди которых речь- один из многих». Работая с аудиалами, нужно помнить о том, что с ними категорически нельзя разговаривать повышенным тоном, они перестают вас слышать. Аудиалы обожают повторять за учителем различные рифмовки, слушать аудиозапись и делиться информацией об услышанном.
Кинестетики_ это деятели. Для получения положительных эмоций кинестетику важно время от времени ощущать физический контакт с учителем- похлопывание по плечу, прикосновение к голове, к спине. У кинестетиков все мысли написаны на лице, они обожают гримасничать. Один из наиболее эффективных приёмов работы с кинестетиками- использование мягких игрушек и пальчиковых кукол, как при вводе лексических единиц.
так и при их закреплении. Очень актуальна динамическая пауза, которая должна в себя включать отрабатываемую или вводимую лексику.
Как правило, чистые визуалы, аудиалы или кинестетики в жизни встречаются редко. Но пронаблюдав за ребёнком в течении нескольких уроков, можно выделить его доминирующий канал приёма информации. Следовательно, узнать какие именно методы лучше использовать для повышения эффективности обучения.
Трудно не согласиться с мнением М.З. Биболетовой в том, что «любовь к предмету в младшем школьном возрасте очень тесно связана с ощущением психологического комфорта, радости, потребности и готовности к общению, которые создаёт учитель на уроке». Именно создание уроков не только методически грамотных, но и грамотных с точки зрения психологии младшего школьника позволит решить целый ряд проблем раннего обучения иностранному языку в начальной школе.