Исследовательская работа по русскому языку Нарушения в лексике, происходящие в русском языке на современном этапе


Языкознание



Исследовательская работа




Нарушения в лексике,
происходящие в русском языке на современном этапе





































Содержание
1.Аннотация  .............................3
2. Научная  статья                                                2.1. Вступление ..............................4
2.2.Область и объект исследования. ..                                    4
2.3. Формулировка цели и задач исследования.   ..............                                4                      3. Теоретические исследования                                                            3.1. Влияние времени на развитие молодежного жаргона5
3.2. Практические исследования ( анкетирование учащихся)     .6
3.3. Проникновение в лексику блатного жаргона7
3.4. Изменения скорости произношения..8
3.5 Нарушение орфографических норм в интернет – лексиконе8
3.6. Сквернословие и борьба с ним8
4. Вывод.9
5. Список используемой литературы10
6. Приложения.11

















Нарушения в лексике, происходящие в русском языке на современном этапе


Аннотация
В последние годы в нашем языке происходят процессы, которые могут отрицательно повлиять на его развитие. Я выделила несколько направлений, по которым идет засорение русского языка: молодежный сленг, блатной жаргон, излишнее заимствование иностранных слов, язык интернета. В своей работе мне хотелось бы провести исследование этих явлений.
Я поставила перед собой следующие цели:
1. Проанализировать, каким образом в русском языке появляется ненормативная лексика.
2.     Определить, какое место занимает ненормативная лексика в речи моих одноклассников.
3.   Провести социологическое исследование (анкетирование) среди обучающихся 6 – 11 классов нашей школы с целью определения круга наиболее употребительных жаргонных слов, частотности употребления жаргонизмов, причин употребления школьниками жаргонизмов.
 4.     Проанализировать результаты опроса и выводы разместить в диаграммах.  
5.     Сделать выводы по теме исследования
Для своей работы я использовала следующие методы и приемы: чтение и анализ  научной литературы, анкетирование, анализ анкет, сбор часто употребляемой ненормативной  лексики. 
 Больше всего в речи  ребята моей школы используют сленг как экспрессивное средство, считая его модным. Таким образом,  они хотят создать свой мир, отличный от мира  взрослых. Было также установлено, что употребление сленга – это некий протест против «серой» действительности, это элемент самоутверждения, стремления к независимости и самостоятельности. Немаловажным фактором является и влияние СМИ.
В результате проведенных мной исследований я пришла к выводу, что многие процессы, происходящие в современном языке, обедняют его лексику и уродуют орфографию.
Чтобы исправить ситуацию, необходимо контролировать эти процессы на государственном уровне, заниматься воспитанием в семье и школе, а также каждый должен сделать осознанный выбор: уродовать родной язык или стараться его очистить, употребляя только нормативную лексику.

Нарушения в лексике, происходящие в русском языке на современном этапе




Русский язык прошел в своем развитии длительный путь. Жизнь языка, его развитие и совершенствование особенно отчетливо проявляются в постоянных изменениях состава слов, их значений и стилистической окраске. А в судьбе отдельных слов можно проследить всю историю русского народа и русского государства. Богатство русского языка заключается в многообразии его стилистических возможностей, в способности не только выражать самые различные мысли, но и выражать их по- разному, в зависимости от цели, характера, условий речевого общения.
Первый признак образованного человека – это правильная, содержательная, выразительная речь. По словам Дмитрия Сергеевича Лихачева, «наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, его психологической уравновешенностиНаша речь – важнейшая частьнашей личности, наших души, ума»
Лингвист Георгий Камский пишет: « Язык – это живое существо, которое меняется каждый день. Сегодня он не похож на себя вчерашнего, а завтра изменится вновь. Он сам отбирает жизнеспособные формы и отвергает попытки привнести что- то насильственным путем.Самым важным критерием в существовании языка является количество людей, активно им пользующихся. В начале XX века русским языком владели около 150 миллионов человек, живших в Российской империи. На протяжении века число говорящих на нем возросло до 350 миллионов человек. Сейчас число русскоговорящих сократилось примерно до 260 миллионов. Это далеко от критической отметки, русскому языку с этой стороны пока ничего не угрожает» Но есть другие явления, таящие в себе угрозу. В нашем языке происходят процессы, которые могут отрицательно повлиять на его развитие. Я выделила несколько направлений, по которым идет засорение русского языка: молодежный сленг, блатной жаргон, излишнее заимствование иностранных слов, язык интернета. Это появление в языке слов, которые не относятся к нормам. Каким же образом в наш язык проникает ненормативная лексика? Насколько она вредна? Попробую в этом разобраться. Одно из самых распространенных явлений – молодежный жаргон.
1.1 Молодежный жаргон в своем развитии отразил все процессы, происходящие в нашем обществе:
50- е годы
Возвращение отцов и старших братьев с фронта и лагерей существенным образом повлияло на молодежный сленг: он принял многие блатные слова. («Мусор»- милиционер, «малина» - квартира, «земляк» - друг)
60- е годы
Это время назвали «хрущевской оттепелью». У нас в стране прошел фестиваль молодежи и студентов, появились иностранные туристы. В лексику пришли англицизмы. («Мэн» - юноша, «лавэ» - деньги, «шузы» - обувь)
70- е годы
В стране появляется движение хиппи. В лексику продолжается проникновение англицизмов и сокращенных слов. Это объяснялось знаком протеста против официальной идеологии. («Чувак» - юноша, «старики» - родители, «кент» - друг)
80- е годы
Молодежный язык максимально упростился. Понятия слились с их обозначением.
( «предки» - родители, «капуста» - деньги, «мент» - милиционер)
90- е годы
Развал Советского Союза повлек за собой расцвет бандитизма. Уголовный жаргон появляется на телевидении, в кино, СМИ и литературе. («Пацан» - юноша, «телка» - девушка, «стрелка» - драка, «кореш» - друг)
2000- годы
Компьютеры, мобильные телефоны вновь переписали молодежный словарь. («Чикса» - девушка, «жесть» - сильная эмоция, «бабло» - деньги, «брателло» - друг)


Наше время
Язык общения в Сети все сильнее проникает в нашу речь. ( «Низачот» - плохо, «аффтар жжот» - сильная эмоция, «братан»- друг)
Я провела  языковое исследование: анкетировала обучающихся, проводила наблюдение (и на уроках, и на переменах, и вне школы).  Выяснила, что учащиеся 6-9 классов  моей школы активно используют в своей речи сленг.
Приложение I
Употребление жаргонных слов
13 EM
·BED MSGraph.Chart.8 \s 1415
В анкетах  я попросила указать слова, которые ребята употребляют наиболее часто. В результате моих наблюдений я выделила в речи учащихся несколько семантических группы сленга
Приложение II

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
     Больше всего в речи  ребята моей школы используют сленг как экспрессивное средство, считая его модным. Таким образом,  они хотят создать свой мир, отличный от мира  взрослых. Было также установлено, что употребление сленга – это некий протест против «серой» действительности, это элемент самоутверждения, стремления к независимости и самостоятельности. Немаловажным фактором является и влияние СМИ. Некоторые из опрошенных мною обучающихся вообще не  задумывались над тем, как говорить. Поэтому наша задача- учиться уместно использовать данную лексику в соответствии с ситуацией  общения и знать о невозможности  ее применения в нормированной речи.
Приложение III
Цель употребления жаргонных слов


13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415


Приложение IV
Можете ли вы обойтись без жаргонных слов?
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

1.2 Блатной жаргон в наше время так прочно вошел в нашу жизнь, что мы произносим эти слова, не задумываясь, откуда они к нам пришли. (Отморозок, наезд, крыша, стрелка, кинуть) Среди этих слов почти нет заимствованных. Произошло резкое смешение стилей. Сегодня даже президент с премьером спокойно употребляют эти слова. Легко догадаться, что это делает их речь более яркой, на такое выражение сразу обратишь внимание и заодно вслушаешься во все остальное.

1.3 Необычайную популярность приобрел интернет- лексикон, который отличает сознательная порча орфографии. Сознательное безграмотное письмо может привести к полной утере орфографии (превед, пазитиф, кросавчег). Интернет оказывает сильное влияние на наше сознание. Учителя часто советуют: «Чтобы правильно написать, надо много читать. Это автоматически позволяет запомнить, как пишется то или иное слово». Но если читать блоги, где масса ошибок, легко запомнить неверный вариант. Появилось новое поколение, для которого грамотность не является обязательным требованием культурного человека.
1.4. Кроме лексических произошли изменения и в нашем произношении. Мы стали говорить довольно быстро. На это повлиял язык телевидения и радио. Когда человек берет интервью или рассказывает новости, ему нужно уложиться в рамки короткого сюжета, он торопится и порой ошибается. А ведь слушатели неосознанно перенимают речевые манеры тех, кого видят и слышат. Даже те, для кого не характерны неряшливая быстрая речь или жаргонные слова, невольно начинают говорить так же.
1.5 Огромный вред нашему языку наносит сквернословие. Исчезают запреты на употребление бранных слов. После опроса, проведенного мной среди знакомых моих родителей, а также более старшего поколения, я выяснила, что совсем недавно существовал ряд культурных правил, которые соблюдались в образованной среде:
Взрослые не используют мат при детях, а дети при взрослых
Мужчины не бранятся при женщинах, а женщины при мужчинах
Нельзя материться в публичных местах и в официальной обстановке.
Мат недопустим в книгах, фильмах, на сцене.
Исключения, если они были, воспринимались как исключения, то есть нарушения нормального общественного поведения. А теперь нецензурные слова становятся частью нашей обыденной речи. Слово «сквернословие» состоит из двух корней, один из них взят из слова скверна. В словаре В. Даля так раскрывается значение слова «скверна» - гадость, мерзость, пакость, все гнусное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, разврат, нравственное растление, все богопротивное»
Я познакомилась с экспериментом уральского ученого Геннадия Чеурина, который утверждает, что от мата ничего не растет. Гипотезу Чеурина « о влиянии ненормативной лексики на психофизиологическое состояние живых организмов» проверяли несколько НИИ, и ученым удалось ее доказать. Когда ученые полили «обруганной» водой зерна пшеницы, результат оказался потрясающим: зерна, политые водой, которую ругали, проросли лишь на 49 %, а зерна, политые водой, над которой читали молитвы, проросли на 96 %. Можно сказать, что почти то же самое происходит и в нашем сознании: под воздействием бранных слов мы становимся более нервными, озлобленными.
Вывод
В результате проведенных мной исследований я пришла к выводу, что многие процессы, происходящие в современном языке, обедняют его лексику и уродуют орфографию. Все меньше в повседневной жизни мы обращаемся к классической литературе, из которой можно почерпнуть образцовую правильную речь. На смену классике пришел интернет, с его уродливой лексикой, сокращениями, орфографическими ошибками. С этими процессами нужно бороться, прежде всего, на государственном уровне. У нас существует Закон о государственном языке. Государству нужно более жестко контролировать его исполнение. В нашей области также ведется работа по борьбе с загрязнением русского языка. По поручению нашего губернатора Евгения Степановича Савченко была принята программа «По искоренению сквернословия», над ней работали Белгородская и Старооскольская епархия, организация по делам молодежи, представители органов образования, культуры, спорта, научной общественности. Это дает надежду, что процессы, вредные для нашего языка, будут остановлены. Но государство ничего не сможет сделать, если не будет меняться наше сознание. Воспитание уважения к родному языку должно начинаться в семье, где ребенок произносит свои первые слова, а затем последовательно продолжаться в школе. Только так мы сохраним наш «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык»













Литература

1. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном / Сост. И общая ред. Г.А. Дубровской. – Изд. 3- е . – М.: Дет. лит., 1989. – 238с., фотоил.
2. Люстрова З. Н., Скворцов Л. И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. М., «Знание», 1976.
3. Смирнов Д. Словарь поколений / Д.Смирнов //Комсомольская правда. – 2008 – 4-11 сент. – с.30- 31
4. Нестерова И. Мат – не наш формат / Ирина Нестерова // Новый ковчег. – 2004. - №5 – 6. – с. 6 -9.
5. Сквернословие меняет наши гены // Смена – Зебра. – 2004. – №95. – 1 дек.
























Приложение I


Употребление жаргонных слов

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415











Приложение II



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

















Приложение III
Цель употребления жаргонных слов


13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415















Приложение IV
Можете ли вы обойтись без жаргонных слов?
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415










13PAGE 15


13PAGE 14415



Семантиче
ские группы сленга

Части тела

Слова,обозначаю
щие людей по родству

Слова,обозначаю
щие людей по профессии

Бытовая техника
и
транспорт

Слова-оценки

Слова, обозначаю
щие действия

Качества характера людей

Семантиче
ские группы сленга

Части тела

Слова,обозначаю
щие людей по родству

Слова,обозначаю
щие людей по профессии

Бытовая техника
и
транспорт

Слова-оценки

Слова, обозначаю
щие действия

Качества характера людей



Root EntryArial Cyrћ ћ не употребляют_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1" 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·7 класс9-11 классне употребляют