Программа предметного кружка по технологии (7-9 класс)










Программа
предметного кружка
«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ И
ОФОРМЛЕНИЕ ОДЕЖДЫ»

7 класс
Художественная направленность




Составитель
учитель Решетникова Н.А





г. Вятские Поляны 2015-2016 уч. г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ушли те времена, когда люди были похожи друг на друга. Сегодня, как никогда, ценится индивидуальность. И школа именно то место, где учащиеся могут и должны усвоить, что такое культура внешнего вида, из чего она складывается и что за грань отделяет желание модно и со вкусом одеться от слепого следования моде.
Привитие детям чувства прекрасного является актуальной проблемой и задачей воспитательной работы со школьниками, поэтому важнейшими целями работы кружка «Художественное конструирование и оформление одежды» является развитие художественного вкуса, фантазии, трудолюбия, воспитание целеустремлённости, усидчивости, чувства взаимопомощи.
На занятиях дети получают навыки организации труда, основы трудолюбия, бережного отношения к инструментам и материалам, а также к результатам своей работы, учатся работать в коллективе. Во время занятий учащиеся вооружаются специальными знаниями, у них расширяется круг представлений. Зная о практическом применении своих изделий, дети работают просто с увлечением. Ведь создание красивых вещей – процесс творческий, а творчество основано на мастерстве. Основные задачи процесса обучения конструированию и оформлению одежды – эстетическое воспитание школьников и привитие им практических навыков, технологического мастерства, развитию у них эстетического вкуса, творческого отношения к выполняемой работе. Занимаясь в кружке, учащиеся расширяют знания и совершенствуют навыки в области конструирования, моделирования и изготовления различных видов одежды и предметов быта, приобретённые на уроках технологии в школе. Данная программа приобретает особую актуальность в связи с сокращением количества часов технологии в базисном учебном плане и является формой углубления интересов учащихся, развития творческих способностей, природной одарённости, обогащения их знаний по теории и практике самостоятельного проектирования и создания одежды, её художественного оформления. Особенно это важно в преддверии юности, когда складываются вкусы, формируется представление о гармонии, приобретает очертания склад личности.
В кружке занимаются девочки 5 - 9 класса, программа обучения рассчитана на один год занятий, 68 часов, занятия проводятся по 2 часа в неделю.

Структура курса состоит из:
Теоретического блока (занятия – изучение нового материала)
Блока решения практических задач (занятия - практикумы)
Блока решения творческих задач (лабораторно-практические занятия)
Защиты и представления творческих проектов
Аналитического блока (анкетирование, тестирование, итоговые занятия)
Содержание курса предполагает использование разнообразных форм занятий: занятие-изучение нового материала, занятие-презентация, занятие-игра, занятие-практикум, занятие-защита проектов, занятие-выставка.
Большинство занятий предполагает такой вид художественного творчества как рисование: выполнение эскизов моделей, рисунков вышивки и декоративной отделки, поиск гармоничных сочетаний цветов, составление орнаментов и т.п. Это способствует развитию художественных способностей, графических навыков, пространственного воображения, глазомера, чувства цвета.
Различные виды декорирования изделий (вышивка, мережка, украшение бисером) совершенствуют мелкую моторику рук, развивают двигательную ловкость, координацию движений.
Используются следующие средства обучения:
учебно-материальные: образцы тканей и волокон, швейное оборудование, инструменты и приспособления для выполнения ручных и машинных швейных работ, компьютер, проектор, книги, ТСО;
дидактико-методические: дидактический материал - технологические и инструкционные карты, альбомы с образцами работ, эскизы;
психолого-педагогические: познавательные задания, проблемные ситуации.
Особенностью программы «Художественное конструирование и оформление одежды» является интеграция с рядом учебных предметов: ИЗО, черчение, история, экономика, что является средством разностороннего развития способностей детей. Интеграция в этой программе является не простым сложением знаний по нескольким дисциплинам, а объединяет знания, систематизирует, расширяет их и служит основой развития познавательного интереса.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цели:
Создание условий для раскрытия творческих способностей и эстетического вкуса учащихся в процессе художественного конструирования.
Освоение учащимися технологических знаний проектирования и художественного конструирования швейных изделий и предметов быта.
Овладение практическими навыками и приёмами изготовления и декорирования изделий.
Задачи:
Образовательные:
Ознакомление с историей стиля и одежды.
Формирование знаний, умений и навыков проектирования, моделирования и конструирования швейных изделий и предметов быта.
Обучение практическим приемам изготовления и декорирования изделий.
Воспитательные:
Воспитание способности мыслить, моделировать и создавать оригинальные изделия.
Воспитание культуры внешнего вида.
Воспитание трудолюбия, усидчивости, целеустремлённости, умения планировать свою деятельность.
Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
Развивающие:
Развитие ответственности и самостоятельности, индивидуальности.
Формирование интереса к различным видам декоративной отделки и побуждение желания совершенствования в данных направлениях декоративно-прикладного искусства.
3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся должны знать:
исторические и современные стили одежды;
основные силуэтные формы;
технологические свойства современных текстильных материалов;
содержание профессии дизайнера;
единство стиля костюма, причёски, косметики, аксессуаров;
современное направление моды;
построение чертежа поясного и плечевого изделий с модельными особенностями;
техническое моделирование;
экономную раскладку выкройки на ткани с направленным рисунком, ворсом;
правила подготовки и проведения примерки и устранения дефектов;
способы отделки и влажно-тепловой обработки;
технологическую последовательность и поузловую обработку плечевого изделия;
компоненты творческого проекта.

Учащиеся должны уметь:
осуществлять поиск необходимой информации в области обработки ткани;
выполнять простые эскизы изделий и отделки;
определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночные стороны;
запускать швейную машину, регулировать её работу и выполнять машинные строчки;
снимать измерения фигуры;
читать и строить чертежи поясного и плечевого изделий;
выполнять техническое моделирование;
подбирать ткань и отделку для изготовления изделий;
определять стиль и силуэт в одежде;
разрабатывать выполнять эскизы моделей;
работать с журналами мод;
выполнять раскрой ткани с направленным рисунком, ворсом;
проводить примерку и устранять дефекты;
обрабатывать основные узлы плечевого и поясного изделий;
выполнять окончательную отделку изделий;
оформлять дизайн-папку.
4. ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ
Занятия-выставки.
Защита творческих проектов.
Презентации.
Устный опрос по ходу занятий.
Комбинированная проверка по курсу (анкета, тест, кроссворд, творческие) Учащиеся выполняют творческий проект.
Творческий проект выполняется как заключительная самостоятельная работа с целью:
систематизации, закрепления и углубления полученных теоретических и практических знаний, умений;
формирования умений применять теоретические знания, использовать нормативно-справочную литературу;
применения полученных знаний и умений при решении и выполнении практических заданий, связанных с будущей профессиональной деятельностью;
развития самостоятельности, творческой инициативы и организованности;

Творческий проект является самостоятельной работой учащегося, в которой он показывает умение использовать на практике полученные теоретические знания, поэтому успешному выполнению творческого проекта способствует хорошее усвоение теоретических положений данного курса и по сопутствующим предметам.

ИНФОРМАЦИЯ О КОНКУРСАХ, В КОТОРЫХ МОГУТ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ УЧАЩИЕСЯ
Конкурс исследовательских и проектных работ.
Городская олимпиада по технологии.
Школьный конкурс творческих проектных работ на предметной неделе технологии.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА 68 ЧАСОВ

Разделы и темы.
Общее
количество часов
в том числе



Теорети-
ческие
Практи-ческие


1. Вводное занятие.
История стиля.
Моделирование.
Силуэт и стиль в современной одежде.
Материал и форма. Современные текстильные материалы.
Приёмы выполнения декоративной отделки.
Роль аксессуаров в композиции костюма.
Цвет.
Ритм.
Дизайнер. Пути получения профессии.
Ансамбль из двух предметов
Ансамбль и комплект в одежде.
Конструирование плечевых и поясных изделий (по выбору: жакет, жилет и юбка)
Выполнение эскизов изделия.
Чертежи основы.
Раскрой изделия.
Пошив изделий.
Просмотр и оценка качества работ.
Защита проекта.
Декорирование готовых изделий.
Разработка моделей обновляемой одежды.
Оформление трикотажных изделий.
Оформление джинсовой одежды.
Просмотр и оценка качества работ.
Подведение итогов.

1
2
16
2
2

4
2
2
2
2

39
2

4
2
4
4
21

2
10
2
2
4
2

1
1

1
1

2
1
1
1
2


1














1

1
1

2
1
1
1



1

4
2
4
4
21

2

2
2
4
2


Итого:
68
12
56



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие.
Задачи работы кружка. План работы. Знакомство с изделиями, выполненными кружковцами. Принадлежности, необходимые для работы в кружке. Организационные моменты. Правила безопасности труда.
История стиля.
Исторические стили в одежде и архитектуре.
Моделирование.
Силуэт и стиль в современной одежде.
Стили: классический, романтический, спортивный, фольклорный в современной одежде. Определение силуэта, классификация по степени прилегания.
Практические занятия: Прорисовка различных силуэтных форм.
Материал и форма. Современные текстильные материалы.
Понятие структуры, фактуры ткани. Взаимосвязь формы одежды и материала.
Практические занятия: Работа с образцами ткани. Подбор модели в соответствии со свойствами и структурой ткани.
3.3. Приёмы выполнения отделки.
Приёмы и техника применения современных материалов в отделке изделий.
Практические занятия: Экспериментирование с материалами, изготовление образцов отделки по эскизам.
3.4. Роль аксессуаров в композиции костюма.
Стилевое единство аксессуаров с другими предметами гардероба, цветовая гармония и контраст.
3.5. Цвет.
Физические основы цвета, эмоционально-психологические и символические свойства, цветовой круг, принцип его построения.
Практические занятия: Работа с образцами ткани, получение гармоничных сочетаний.
3.6. Ритм.
Виды ритма: простой метрический, пропорционально-последовательный, радиально-лучевой. Ритмическое построение.
Практические занятия: Зарисовка моделей с различной ритмической структурой.
3.7. Дизайнер. Пути получения профессии.
Ансамбль из двух предметов
Ансамбль и комплект в одежде.
Стилевое единство в ансамбле, элементы ансамбля. Комплект, элементы комплекта.
Конструирование поясных и плечевых изделий (по выбору: жакет, жилет и юбка)
Практические занятия: Рекомендации по выбору ткани и фасона в соответствии с модой. Нормы расхода ткани. Измерения фигуры.
Выполнение эскизов изделия.
Практические занятия: Зарисовка и обсуждение эскизов.
4.4. Чертежи основы.
Практические занятия: Выбор прибавок на свободное облегание. Расчёт и построение чертежей основы в масштабе.
4.5.Раскрой изделия.
Практические занятия: Изготовление выкройки в натуральную величину. Подготовка ткани. Выполнение раскладки, раскрой изделия.
4.6. Пошив изделия.
Практические занятия: Подготовка к примерке и проведение примерки. Устранение дефектов. Поузловая обработка изделия и декоративная отделка.
4.7. Просмотр и оценка качества работ.
Защита проектов. Выставка работ.
Декорирование готовых изделий.
Разработка моделей обновляемой одежды.
Практические занятия: Зарисовка вариантов декоративного ремонта для обновляемой одежды. Выполнение образцов декоративных заплат, аппликаций.
Оформление трикотажных изделий.
Практические занятия: Ремонт и обновление свитеров, шапочек, др. изделий.
Оформление джинсовой одежды.
Практические занятия: Ремонт и обновление джинсовой одежды.
Просмотр и оценка качества работ.
Подведение итогов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ ДЛЯ ПЕДАГОГА
Братчик И.М. «Конструирование женской легкой одежды» В: Высш. школа 1989г. Конспект лекций
Бескоровайная Г.П., Куренова С.В. «Проектирование детской одежды», 2000 г. Москва.
Гильман Р.А. “Иголка и нитка в умных руках”, М.: Легпромбытиздат, 2002г.
Дудник Г.П. История костюма. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
Зарецкая Т.И."Азбука шитья" издательство ЭКСМО-ПРЕСС 2000г.
Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству. М.:Институт практической психологии,1998
Коблакова Е.Б и др. «Конструирование одежды с элементами САПР».
Найденская Р.Г., Новокщенова Е.В., Трубецкова И.А. «Человек, образ, стиль», 2002 г., Москва. 365 с.
Фиалко Татьяна «Учимся кроить и шить». Минск. Полымя. 1996 (одежда для женщин и детей)
Юдина Е.Н., Евтушенко М.А. “Шейте сами”, “Культ-информ-пресс”, 2000г.
Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. Пособие для учащихся пед. Училищ/под ред. Т.С.Комаровой. 2-е изд, дораб.-М.: Просвещение, 1985.-271с., ил.
Моделирование и художественное оформление одежды. Учебник для учащихся профессиональных лицеев, училищ и курсовых комбинатов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
Немного об истории костюма [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Юбки [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Катюшенька Ру - мир шитья [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учимся кроить и шить [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Крупская Ю.В., Кизеева Н.И., Сазонова Л.В., Симоненко В.Д. Технология: учебник для учащихся класса общеобразовательной школы  / Под редакцией В.Д.Симоненко – М.: Вентана-графф, 2003. 256 с.
В.Д.Симоненко, О.В.Табурчак, Н.В.Синица и др. Технология: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) / Под редакцией В.Д.Симоненко – М.: Вентана-графф, 2001. 240 с.
Михейшина М.Уроки рисования.- Минск, изд.В.М.Скакун, 1999г.
1000 узоров для вышивания//Мария Келли//ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,2006
«Карина» журнал мод детской одежды.
Технология шитья [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ткани [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




Список учащихся 7 класс. Вторник с 11.40 до 13.10(2часа)

Мингазова Сабина – 7г
Смирнова Анна – 7г
Швецова Ирина – 7г
Феоктистова Ксения – 7г
Шишняева Екатерина – 7г
Чеблукова Мария– 7г
Колесникова Анастасия – 7г
Ковтун Снежана – 7г
Рубинович София – 7г
Питиримова Ксения – 7г
Кашина Ирина - 7г
Фисун Полина – 7д
Хузина Валерия – 7д
Ташкалова Юлия – 7д
Макаревич Марина – 7д









13PAGE 15


13PAGE 141115


13PAGE \* MERGEFORMAT141315



УТВЕРЖДАЮ
Директор лицея
____________В.Д. Смирнов

ЭКСПЕРТИРОВАНО
Руководитель кафедры
____________



Заголовок 1 Заголовок 315