Разработка урока понятие о деепричастии


Тема урока: «Понятие о деепричастии»
Цели и задачи урока:
образовательные: формирование знаний о грамматических особенностях деепричастий, месте и роли деепричастий и деепричастных оборотов в речи;
развивающие: формирование умения правильного употребления деепричастий в речи; умение работать с текстом;
воспитательные: формирование умений и навыков самостоятельной работы.
Ход урока
Организационный момент.
Объяснение новой темы.
1. Объявление темы урока. Запись в тетради даты, темы урока.
2. Работа с текстом.
- Прослушайте текст, определите тему текста.
Тетерев сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив был его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими елочками, он подпрыгнул на своем высоком мостике, показав свое белое, чистейшее белье подхвостья, подкрылья, и крикнул: «Чуф! Ши!»
(М. Пришвин)
- Как вы определили тему текста?
- Какой стиль выбирает автор? Назовите его приметы.
-Какие художественные средства выразительности использует автор в тексте для описания тетерева?
- Какие действия совершает тетерев? Запишите их.
Сел, стал расцветать, устроившись, подпрыгнул, завидев, показав, крикнул.
- Чем отличаются записанные вами слова?
Вывод: у слов: устроившись, завидев, показав нет привычных окончаний глаголов, хотя они обозначают действия. Они получили название «деепричастия». В этом слове нам знакома вторая часть, а что обозначает первая? Она входит в состав таких слов, как деятель, дееспособный, действие.
-Деепричастие произошло от двух слов: дее (от деяти в значении делать)+ причастие (сравните: причастность) ; объяснить его можно как причастность к действию.
До ХVIIвека деепричастия не было, а была краткая форма действительного причастия настоящего времени. Теперь такой нет! Вспомните, мы выяснили. Что краткие формы образуются только от страдательных причастий. Вот ее место заняли деепричастия.
Обозначая добавочное действие, деепричастие украшает речь, заставляет нас обратить внимание на незаметные, на первый взгляд, детали. Конечно, невозможно составить предложения из одних деепричастий, но именно им под силу описать неукротимую природную стихию.
Итак, деепричастие особая форма глагола, наделенная признаками глагола и наречия. Поработайте в парах над материалом учебника, обоснуйте правильность данного утверждения. Ответ запишите в тетради в виде схемы.
Схема
Д
признаки глагола признаки наречия
обозн. добавочное действие является обстоятельством
не изменяется
- Как в письме выделяются деепричастия?
IV.Закрепление материала
Выпишите из текста предложение, в котором есть деепричастие.
Устроившись на этом мостике ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца.
- Кто совершает действие?
- Какое действие совершает Косач?
- От какого слова задаем вопрос к деепричастию?
- Отвечая на вопрос, вы использовали только деепричастие? Мы сейчас выделили голосом, а на письме выделено запятой, деепричастие с зависимыми словами. Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом.
- Какие выводы вы сделаете на основании наблюдений? Как на письме выделяется деепричастный оборот?
2. Найдите «лишнее»
Кипя, шипя, играясь, посмотрев
- По какому принципу вы исключили лишнее слово? Какой вывод можно сделать о грамматических признаках деепричастия?
- Давайте познакомимся со стихотворением Роберта Саути «Лодорский водопад». С какой целью, на ваш взгляд, использовал автор деепричастия?
- Прочитаем текст (один ученик читает)
- Сколько предложений в этом тексте?
-Почему мы называем это предложение текстом?
- С какой целью используются в этом тексте деепричастия?
-Задание. Расставьте знаки препинания.
Кипя
Шипя
Журча
Ворча
Струясь
Крутясь
Сливаясь
Вздымаясь
Вздуваясь
Мелькая шурша
Резвясь и спеша
Скользя обнимаясь
Делясь и встречаясь
Лаская бунтуя летя
Играя дробясь шелестя
Блистая взлетая шатаясь
Сплетаясь звеня клокоча
Взвиваясь вертясь грохоча
Морщинясь волнуясь катаясь
Бросаясь меняясь воркуя шумя
Взметаясь и пенясь ликуя гремя
Дрожа разливаясь смеясь и болтая
Катясь извиваясь стремясь вырастая
Вперед убегая в свободолюбивом задоре,-
Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!
(Р. Саути «Лодорский водопад»)
- Мы проанализировали, как удалось поэту изобразить могущество и великолепие водопада, используя деепричастия. Теперь обратимся к живописи и посмотрим, какое впечатление водопад произвел на известного художника Ивана Константиновича Айвазовского.На доске
Задание: допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия и деепричастные обороты. Можно воспользоваться материалом прочитанного стихотворения Р. Саути.
Перед нами картина И.К. Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды,____________________________устремляются вниз с огромной высоты. Они ___________________________, бегут наперегонки, __________________________.
Вот они, _________________, переливаются под лучами солнца, а вот, _____________________________ сливаются с темными скалами.
- А теперь перестройте предложение, образуя деепричастия выделенными словами.
Человек любуется природой, восхищается ее великолепием, пытается постичь тайны гармонии, ощущает себя частичкой мира.
Подведение итогов урока. Выставление отметок.
Домашнее задание
§ 22, упр. 153 ( 1 абзац)