Научный проект на тему Фундаментальные основы педагогической деятельности Л.Н.Толстого и Абая Кунанбаева по критериям:


Фундаментальные основы педагогической деятельности Л.Н.Толстого и Абая Кунанбаева по критериям:
Лев Николаевич Толстой Абай Кунанбаев
Источники педагогической деятельности
Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого (1828—1910) началась с 1849 года, когда он учил грамоте крестьянских детей Ясной Поляны. Более активную педагогическую работу он стал вести с 1859 года, продолжая ее с перерывами до конца своей жизни. По возвращении с Крымской войны он открыл в Ясной Поляне школу и содействовал организации в ближайших селениях еще нескольких крестьянских школ. Толстой вступил, как он сам писал об этом позже, в период «трехлетнего страстного увлечения этим делом». Л. Н. Толстой считал, что наступило время, когда образованные люди страны должны активно помогать народным массам, испытывавшим огромную потребность в образовании, удовлетворить это их законное стремление, не доверяя столь важного дела царской власти.
В 1860 году Толстой намеревался учредить просветительное общество. Его задача — открытие школ для крестьян, подбор учителей для них, составление курса преподавание и помощь учителям в их работе.
Хорошо понимая, что ему вряд ли добиться официального разрешения на такое объединение общественных сил на дело создания крестьянских школ, Л. Н. Толстой заключал признанием, что он будет «составлять тайное общество». Ему не удалось осуществить полностью свое намерение, но в его яснополянском доме регулярно собирались учителя его школы и соседних крестьянских школ, составившие коллектив единомышленников, сдружившийся для претворения в жизнь прогрессивной педагогики в школах для крестьянских детей. Положительный их опыт освещался в издаваемом писателем в это время журнале «Ясная Поляна», где печатались его статьи о народном образовании, сообщения учителей, предварительно обсужденные на их собраниях под руководством Л. П. Толстого.
Примечательно, что секретарем журнала был один из учителей сельской школы Н. Н. Петерсон, бывший воспитанник И. Н. Ульянова, которого отец В. И. Ленина высоко ценил за передовые взгляды и преданность народным интересам. Н. Н. Петерсон был, по-видимому, членом тайной революционной организации «Земля и Воля» и в 1866 году привлекался к дознанию в связи с покушением Каракозова на царя, но был освобожден.
Об идейном направлении деятельности учителей сельских школ Крапивенского уезда Тульской губернии, приглашенных на работу Л. Н. Толстым, говорят его статьи по народному образованию, опубликованные в журнале «Ясная Поляна».
Возвратившись весной 1861 года из-за границы, Толстой резко критиковал буржуазную цивилизацию, которая используется помещиками, фабрикантами и банкирами в своекорыстных интересах. Толстой подверг острой критике и современную ему школу, в которой учат тому, что не нужно народу, а требуется тем, кто притесняет и угнетает народные массы.
Яснополянская школа, открытая Толстым в 1859 году, была реорганизована с осени 1861 года. В основу ее работы легло мнение Л. Н. Толстого о свободном и плодотворном творчестве детей при помощи преподавателей. Несмотря на кратковременное существование, работа школы, которую Л. Н. Толстой систематически освещал в своем педагогическом журнале «Ясная Поляна», вызвала живой отклик в России и за рубежом и была примером для подражания. Но такое направление учебно-воспитательной работы сельских школ, устроенных при содействии Л. Н. Толстого, вызвало яростное сопротивление со стороны местных помещиков. Начались нападки на школы, посыпались доносы на учителей.
Летом 1862 года в отсутствие Толстого жандармами был произведен обыск в Яснополянской школе. Это очень оскорбило писателя, а в знак протеста Толстой прекратил свою крайне интересную педагогическую деятельность.
В 1869 году Л. Н. Толстой снова с увлечением занялся педагогикой. В 1872 году была издана составленная Толстым «Азбука», в 1875 году вышли в свет переработанная «Новая азбука» и четыре «Книги для чтения». В это же время он составил учебник арифметики и много занимался методикой первоначального обучения и другими вопросами работы народных школ.
В своей статье 1874 года «О народном образовании» он резко критиковал земства за то, что они сдерживают активность крестьян, которые стремятся сами создать сельские школы, предпочитая их тем, которые открывают земства на средства крестьян, недостаточно учитывая при этом интересы крестьянских масс. И хотя в критике земской деятельности по народному образованию Толстой слишком сгустил темные краски, его выступление в защиту права крестьян иметь свой голос при решении вопроса о воспитании их детей было справедливым.
Он также совершенно правильно критикует извращения в деле наглядного преподавания в земских школах и формализма в начальном обучении в казенных училищах.
Выработав свое представление о содержании и методике работы народных школ, Л. Н. Толстой в 70-е годы выдвигает свою кандидатуру в состав земства Крапивенского уезда. Будучи избранным, он развертывает здесь разнообразную деятельность по созданию земских школ и усовершенствованию их работы. Толстой становится руководителем школ большого уезда.
В 70-х годах Толстой снова стал учить детей в Яснополянском доме, разработал проект крестьянской учительской семинарии, которую шутливо называл «университетом в лаптях». В 1876 году он получил от министерства народного просвещения разрешение открыть семинарию, но, не встретив поддержки со стороны земства, не смог осуществить этого проекта.
Последний период педагогической деятельности Толстого относится к 90-м и 900-м годам. Толстой в этот период в основу воспитания ставил свою «толстовскую» религию — признание, что человек носит бога «в самом себе», всеобщую любовь к людям, всепрощение, смирение, непротивление злу насилием, резко отрицательное отношение к обрядовой, церковной религии. Он признает ошибкой свое былое отделение воспитания от образования и считает, что детей не только можно, но и нужно воспитывать (что он отрицал в 60-х годах). В 1907—1908 годах он ведет занятия с крестьянскими детьми. В эти годы Л. Н. Толстой просил допустить его к учительской деятельности в московской вечерней школе для рабочих подростков, но не получил на это разрешение министерства народного просвещения. Абай родился в 1845 году в Чингизских горах, нынешней Семипалатинской области, в кочевьях племени Тобыкты. Семипалатинская область была одним из районов Казахстана, рано подпавших под влияние России. Ещё до добровольного принятия казахами русского подданства в 1718 году, спустя лишь два года после основания Омской крепости, полковником Ступиным была основана Семипалатинская крепость. В 1782 году она была преобразована в город. С 1822 Семипалатинск становится окружным городом.
Начатое в раннем детстве приобщение к устному творчеству народа и домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе имама Ахмед-Ризы. Одновременно он учился в русской школе и к концу пятилетней учебы начинает писать стихи. С 13 лет Кунанбай начинает приучать Абая к административной деятельности главы рода. Ему пришлось вникнуть в межродовые тяжбы, ссоры, интриги и постепенно он испытал разочарование к административно-политической деятельности, что привело к тому, что в возрасте 28 лет Абай отходит от нее, целиком занявшись самообразованием. Но только к 40 годам он осознает свое призвание как поэта и гражданина, в частности, поставив под стихотворением "Лето" свое имя (ранее он приписывал свои сочинения другу Джантасову Кокпаю). Значительным импульсом в раскрытии высоких потенций Абая в этот момент стало его общение с ссыльными русскими, с Е.П. Михаэлисом, Н. Долгополовым, С. Гроссом. Обращение Абая к русской культуре, испытавшей в XIX в. свой период "бури и натиска" в литературе и искусстве, оказалось тем более естественным, что в восточной традиции поэтическое слово ценилось чрезвычайно высоко. Абаю оказалась близка поэзия Пушкина, Лермонтова, Гете и Байрона. Он в своих переложениях их на казахский тонко передавал дух переводимых стихов и адаптировал к мироощущению соплеменников.
В связи с упразднением ханской власти в Казахстане на территории Семипалатинской области вводится система административного управления России и создаётся ряд административных округов. В 1854 году образуется Семипалатинская область, входившая ранее в состав Западно - Сибирского генерал – губернаторства. Семипалатинск становится областным центром.
Таким образом, местное населения области издавна общалось с русскими, испытывая на себе влияние их хозяйственной и культурной жизни.
Идейным источником формирования мировоззрения Абая Кунанабаева являются передовая русская литература и передовая русская общественная мысль, представленные именами лучших сынов русского народа. Но Абай был не только преемником передовой русской культуры, но и носителем лучших культурных традиций своего народа. Обладая всем богатством культуры казахского народа, Абай сумел создать высокохудожественные произведения, правдиво отражающие жизнь и потому до сих пор волнующие читателей, приносящие им эстетическое наслаждение. Значит, другим источником замечательных творений Абая является казахская народная культура, её лучшие достижения. Знакомство с произведениями устного народного творчества, в которых нашли выражение идеи борьбы против несправедливости, насилия, бесправия, за свободу личности, за торжество правды, имело важное значение в формировании мировоззрения Абая.
Находясь в религиозно – фанатической среде, молодой Абай не мог не испытывать определённого её воздействия. Однако следует отметить, что ещё в то время Абай с уважением относился к восточным классикам, произведения которых не всегда были по душе мусульманскому духовенству.
Очевидно, находясь в Семипалатинске Абай общался с русскими, знакомился с их бытом и культурой, видел превосходство образа жизни русских перед образом жизни кочевников и начал сознавать бесполезную трату времени на изучение схоластических догм ислама в медресе. На этой почве усиливался у молодого Абая интерес к русской науке и русской культуре.
В отрочестве Абай стремился освоить высокие образцы ораторского искусства, обычаи и правила, по которым жил народ, примеры честного судейства сложных и спорных вопросов между людьми и племенами. Во все времена искусство слова, ораторские качества очень высоко ценились среди кочевников. Можно предположить, что Абай скорее получил знание об истории Степи через народную мудрость, чем через систематическое образование в медресе (медресе – религиозное учебное заведение). Народные сказатели, ораторы, поэты, мастера устного рассказа дали огромную духовную основу творчеству Абая. Он понял, что многие познания и мудрость жизни кроются в народных дастанах, сказаниях о батырах. С юных лет с упоением слушал он акынов и сказателей, впитывая в себя образцы народной поэзии и, подражая им, стал сочинять свои первые стихи.
Нельзя полностью понять трагическое ощущение одиночества, испытанное Абаем, без учета двух обстоятельств. Первое и самое принципиальное обстоятельство состоит в импульсе к преобразованию культуры народа, который Абай дал. Речь идет прежде всего о словесной культуре, о поэтической традиции. Казахская специфика фольклора, несмотря на свою традиционность, и до Абая не исключала индивидуального творчества, о чем свидетельствуют сохранившиеся имена акынов, певцов, сказителей, композиторов, импровизаторов, мастеров поэтического состязания. Абай во все это привнес совершенно новое качество. Он влил в культуру казахов целый поток образов, форм (сатира, лирика, откровения, пейзажная лирика, исповедь) сюжетов, идей из иных культур и традиций, что означало включение казахской культуры в мир большой культуры классических цивилизаций и привитие свойственных последним духовных опытов к традиционной культуре казахов. В числе этих ино-культур и арабская культура в таких ее крупнейших документах как "Коран" и "Тысяча и одна ночь", а вместе с ней эллинистическая традиция Аристотеля и Александра Македонского. Затем тысячелетняя персидская культура и литература, которая в традиции семьи Абая вошла в его сознание с детства и закрепилась сознательным обращением к творчеству Фирдоуси, Саади, Низами, Навои, Физули. Совершенно новым, дотоле неизведанным был для казахов до Абая мир русской культуры в связи с европейской культурой и европейской традицией. Но опорой восприятия Запада является глубоко осознанный Восток, приверженность исламу.
Этапы педагогической деятельности
В начале 60-х годов неудовлетворённость своим творчеством, разочарование в светском и литературном кругах заставляет Толстого оставить литературу и поселиться в деревне. В 1859-1862 гг. он много сил отдаёт основанной им в Ясной Поляне школе для крестьянских детей, изучает подготовку педагогического дела в России и за границей (путешествие 1860-1861), издаёт педагогический журнал «Ясная Поляна» (1862), проповедуя свободную, лишённую строгой програмности и казённой дисциплины систему образования и воспитания.
В начале 70-х годов Толстого снова захватывают педагогические интересы: он пишет «Азбуку» (1871-1872) и позже «Новую азбуку» (1874-1875), для которых сочиняет оригинальные рассказы и переложения сказок и басен, составивших четыре «Русские книги для чтения». На время Толстой возвращается к преподаванию в яснополянской школе. Однако вскоре начинают проявляться симптомы душевного кризиса (религиозно-философского содержания). Творчество Абая, связанное с педагогической деятельностью, не подразделяется на четкие периоды, поскольку Абай Кунанбаев резко не прерывает работы над своими «Словами Назидания».
Работу над данными «Словами Назидания» поэт начинает уже в зрелом возрасте, когда окончательно сформировалось его личное мировоззрение, то есть приобретенные жизнью руководящие идеи, опробированные всеми этапами жизни в различных областях.
Мировоззрение и идейные искания
Писатель, способный, по словам Чернышевского, переселяться в душу крестьянина и солдата, стоял за немедленную ликвидацию крепостного права, но только не революционным путем. Он ясно видел нарастание крестьянской революции, с глубоким сочувствием к народу и с тревогой за судьбу дворянства говорил о необходимости уничтожить рабство в России, но единственным путем переустройства общества считал не революционное насилие, а нравственное совершенствование людей. Поэтому бесстрашный обличитель, гневно сказавший правду о тщеславии и бесчеловечности правящих кругов, о нищете и бесправии крестьянства, писал Некрасову, что быть возмущенным, желчным, злым скверно, и проповедовал теорию всеобщей любви. Моя главная цель в жизни есть добро ближнего,- записывает он в дневнике.
Неприятие революции оттолкнуло Толстого от круга революционной демократии, от Некрасова и Чернышевского. Но и прочного сближения с либералами, со сторонниками чистого искусства у Толстого тоже не могло быть. Этому мешал демократический характер взглядов Толстого, его верность жизненной правде как основному закону искусства. Все своё творчество поэт посвятил воспитанию в человеке самых лучших качеств. В своих «Назиданиях» поэт признавался, что люди как-то приземлили высокое понятие человечности.
Поэта – педагога и мыслителя мучила мысль о том, что люди живут не так, как этого требуют законы нравственности, законы самой жизни и природы. Эта беспокойная мысль переходит из стихотворения в стихотворение, пронизывает его «Слова назидания». Гуманист по своему духовному складу, Абай бросил вызов вековому патриархальному укладу жизни.
Усвоение традиций русской и мировой классики в раскрытии «диалектики души» имело для Абая решающее значение. Высокие понятия чести, добра, человеческого достоинства, жившие веками в народе, поэт обогатил своим пониманием долга и ответственности за всё, что происходит вокруг него.
Литературные примеры
В 70-е годы Толстой создаёт “Азбуку” и “Новую азбуку”, ради которой прерывает даже работу над “Анной Карениной”.
Давно вынашивал Толстой замысел учебной книги для самых маленьких. Общий план, её содержание и логическая структура разрабатывались довольно долго. Об этом занятии часто говорил с волнением: “Что из этого выйдет - не знаю, а положил в него всю душу”. С “Азбукой” связывал Толстой самые смелые и светлые надежды, полагая, что несколько поколений русских детей, от мужиков до царских, будут учиться по ней, получая первые поэтические впечатления. Толстой даже высказался в таком роде: “Написав эту “Азбуку”, мне можно будет спокойно умереть”.
“Азбука” графа Л. Толстого стала событием в педагогике. Она в значительной степени оправдала надежды автора. А между тем многим казалось, что начальное обучение - дело недостойное таланта великого писателя. Значение нового педагогического труда не сразу было понято и оценено современниками. Однако Толстой был убеждён, что с первой ступени обучения начинается и духовное развитие ребёнка. Будет ли учение для ребёнка радостным, возникнет ли у него бескорыстный интерес к познавательной деятельности, будет ли он впоследствии ставить духовные ценности выше материальных благ - все это во многом зависит от его первых шагов в мир знания. Развитие духовного начала без школы едва ли может состояться. Это её приоритетная задача, более важная, чем сообщить некую сумму знаний. Вот её решать и стремился Толстой своей “Азбукой”. В “Азбуке” были поучающие рассказы на разные темы, в том числе и о физике, природе. Многие рассказы пронизаны религиозной тематикой.
“Азбука” графа Л.Н. Толстого - комплекс учебных материалов из четырёх книг. Это своеобразная энциклопедия, объясняющая детям окружающий мир. Художественно обогащая, она раскрывала основные понятия физики, химии, ботаники, зоологии, рассказывала о жизни растений, внешних чувствах человека и животных, явлениях магнетизма, электричества и многом другом. “Азбука графа Л.Н. Толстого” возбудила среди методистов горячие споры.
“Новая азбука” - новый комплекс учебных материалов - была более универсальной, усовершенствованной в результате полемики с оппонентами. Она получила позитивную оценку в прессе, была допущена министерством в народные школы. При жизни Толстого она выдержала свыше тридцати изданий. Самым верным и самым умным советчиком в жизни Абай считал книгу, к которой можно обращаться без всякого опасения. Его мысли щедро разбросаны в «Словах назидания»: «Без науки нет блага ни на том, ни на этом свете».
Примечательно, что последнее, «Сорок пятое слово», заканчивается словами: «Тот, у кого больше знаний… тот и обладает миром». Или: «Простолюдин, прославленный за ум, выше царя, увенчанного счастьем».
Далее Абай утверждает, что учёный должен обладать сильным и крепким характером, он должен иметь волю, которая помогает ему добиться того, к чему он стремится. Твердость духа и воли должны служить разуму.
В «Десятом слове» Абай пишет: «И вот… добыто желанное богатство. Используйте же его для получения знаний. Не способны сами, так пусть это сделают ваши сыновья».
Методы воспитания
Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л.Н. Толстой, который в своем имении Ясная Поляна организовал начальную школу для детей крестьян, где реализовывал свои мысли об обучении и воспитании. Большое внимание он обращал на формирование творческой самостоятельности детей, стремился к развитию теории «свободного воспитания».
Охарактеризуем некоторые методы которые Л.Н. Толстой использовал в современной педагогической практике.
Наглядность в обучении
Могучим средством достижения сознательных и прочных знаний Толстой считал наглядность. В это понятие он вкладывал очень широкий смысл. Это средство, обеспечивающее ребенку чувственно-образное восприятие действительности. Наглядность в обучении должна быть так применена, чтобы обеспечить яркое эмоциональное запоминание ребенком живых образов, возбудить детское воображение, творческую фантазию, стремление к глубокому познанию вещей, явлений. Поэтому Толстой признавал почти единственно правомерными средствами наглядности сами реальные предметы, окружающую ребенка действительность и пополнение впечатлений о ней через повседневное наблюдение в быту, труде, детских играх, прогулках, и, конечно же, целенаправленно, через школьные опыты, эксперименты, экскурсии.
Использование средств наглядности должно осуществляться при соблюдении меры, места, постепенного усложнения и разнообразия форм. Чувство меры и места понималось Толстым, как недопустимость перегрузки урока искусственными формами наглядности, то есть картинами, изображениями вещей и даже самими вещами, вырванными из их естественной обстановки. Он резко отрицательно относился к опыту зарубежной школы, где практически каждое слово, объяснение на уроке сопровождалось показом соответствующей картинки, причем не бралось во внимание то, знаком ли ребенок с реальным предметом, явлением или нет. Толстой считал необходимым условием для нормального интеллектуального развития ребенка систематическое апеллирование педагога к впечатлениям и образам реальной действительности, сложившимся в процессе его жизненного опыта, к так называемой внутренней наглядности. Бесполезно на определенном уровне развития ребенка предъявлять ему изображения предмета, с которым он никогда не встречался и не имеет никакого отношения. Учитель, справедливо заметил Толстой, знакомит учащихся только с той наглядностью, которая дает возможность выработать у них новые восприятия, продвинуться в своем развитии. В противном случае дети не будут активными, и на уроке будет господствовать скука.
Рассказ-рассказывание
Значительное место среди методов обучения, активизирующих учебный процесс, занимает “рассказ-рассказывание”. Л. Н. Толстой строил рассказ по интересному сюжету, образно описывал переживания и поступки действующих героев, увлекая детей и заставляя их сопереживать героям произведений. Выразительность языка, глубокое впечатление от содержания, сила морального воздействия на учащихся - таковы характерные особенности толстовских рассказов. Толстой писал: “Когда идет новый рассказ - все замерли, слушают. Когда повторение - тут и там раздаются самолюбивые голоса, не могущие выдержать, чтобы не подсказать учителю”[15 c. 163]. Эта эмоциональная приподнятость на уроке достигалась за счет педагогического мастерства Толстого, его писательского таланта и исключительной любовью к детям. Безусловно, что не каждый педагог, даже опытный педагог-мастер может осуществить данный метод на уроке.
Описывая активность учеников, Толстой отмечал, что каждому хотелось вставить свое слово, каждый жадно следил за рассказчиком, не пропуская ни единой ошибки. “Спросите его, и он расскажет страстно, и то, что он расскажет, навсегда врежется в его памяти”[13 c. 81]. Когда заканчивался рассказ, учителя и ученики, собираясь в группы, часто пересказывали содержание друг другу. Слушающие поправляли рассказчиков, когда они что-либо упускали.
В “Азбуке” Толстой рекомендовал учителям заставлять детей не только рассказывать содержание, но и делать выводы, которые вытекают из басни, притчи, занимать определенную нравственную позицию. Учитель должен стремиться к тому, чтобы в результате рассказа у детей возникали вопросы, таким образом, развивалась критичность ума, способность высказывать и отстаивать собственную точку зрения.
В активизации учебного процесса исключительно большое значение имели рассказы, написанные самим Толстым, или же произведения других писателей, переработанные им. Детские рассказы Толстого, отличающиеся простотой и яркостью воображения и художественным совершенством, волнуют ребят, их герои и проблемы близки ребятам и оставляют глубокое и неизгладимое впечатление.
Методика эмоциональных воздействий
Толстым создана целая методика разнообразных эмоциональных воздействий на учащихся, которая широко использовалась им для пробуждения интереса к истории и активизации мыслительной деятельности школьников. В этом отношении характерен урок о войне 1812 года, описанный в статье “Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы”:
“Я начал с Александра 1, рассказал о французской революции, об успехах Наполеона, о завладении им властью и о войне, окончившейся Тильзитским миром. Как только дело дошло до нас, со всех сторон послышались звуки и слова живого участия... Отступление наших войск мучило слушателей, так что со всех сторон спрашивали объяснений: зачем? и ругали Кутузова и Барклая... Когда пришла Бородинская битва, и когда в конце ее я должен был сказать, что все мы все-таки не победители, мне жалко было их; видно было, что я страшный удар наношу всем”[15 c. 210].
Рассказ учителя о событиях войны продолжался до позднего вечера. Исторические события Толстой умел превращать в сказочные события, которые затягивали детей, делая их не просто зрителями или слушателями, но соучастниками, сочувствующими. Искусство живого, образного, выразительного рассказа, задушевное общение с детьми приковывали к уроку все внимание детей, все их мысли и чувства. Об этом свидетельствует описание эмоционального состояния детей: “слова живого участия”, “все выразили одобрение”, “все замерли от волнения”, “все загрохотало от сознания непокорности”, “вся комната застонала от гордого восторга”. Такие уроки надолго оставались в памяти учащихся.
Эмоциональное возбуждение ребят Лев Николаевич умело
направлял в русло познавательной деятельности. Оживление учеников поддерживалось на всем протяжении урока. Л. Н. Толстой писал: “Задача учителя, которую почти каждый исполняет бессознательно, состоит в том, чтобы постоянно давать пищу этому оживлению и постепенно отпускать поводья ему”.
Толстой добивался активизации учебного процесса и в преподавании рисования. Он писал, что часто рисовал нарочно неправильно, чтобы убедиться, насколько у учеников выработалось верное суждение о соотношении и правильности линий. Рисуя фигуру, Толстой обращался к ученикам с вопросами, какие добавления, изменения, по их мнению, следует внести в рисунок. Нередко он предлагал ученикам самим вычертить ту или иную фигуру, контролировать рисунки, выполняемые товарищами по классу. Такой прием в обучении поощрял учеников, стимулировал их активность.
Ситуация затруднения
Иногда Толстой в процессе обучения создавал “ситуацию затруднения” как средство активизации мыслительной деятельности учащихся, причем создавались такие условия, при которых путем комбинирования известного предполагалось нахождение нового. Толстой был прав, когда требовал гибкости применения методов обучения. В “Общих замечаниях для учителя” Лев Николаевич рекомендовал давать ученику как можно больше сведений и создавать условия для большего числа наблюдений по всем предметам; стремиться вызывать эти наблюдения. Вместе с этим он советовал меньше сообщать ученику общих выводов, определений и всяких терминов, то есть выдавать готовые знания. Сообщение выводов возможно только тогда, когда ученик, опираясь на добытые знания, может сам проверить их. Только в этом случае выводы и определения не затрудняют учение, а, наоборот, стимулируют его. Нехорошо, когда учитель слишком длинно и сложно объясняет то, что уже понятно и известно ученику. Из-за этого урок становится неприятным и незанимательным, снижается мотивация учеников.
Индивидуальный подход к учащимся
Известно, что в активизации учебной работы большое значение имеет индивидуальный подход к учащимся. Л. Н. Толстой постоянно изучал особенности своих питомцев, различал каждую черту индивидуальности ученика.
Толстой обладал исключительным талантом педагогической наблюдательности. Он чутко прислушивался к ошибкам детей в родном языке, в арифметике, устанавливал психолого-педагогические причины их ошибок, проникал в интимные переживания школьников. Он изумительно точно раскрыл такие своеобразные черты в психологии детей, как непосредственность, образность, конкретность их мышления, непосредственность и искренность в выражении мыслей и чувств.
Во – первых, пишет поэт – мыслитель, в любом виде обучения наставник должен увлечь, заинтересовать обучающихся. Он считал, что обучение должно быть по меньшей мере увлекательным, а то и наслаждением, радостью, а не принудительной обязанностью. Наслаждение и радость от обучения – самый эффективный путь прочности знаний у детей.
По мнению Абая, очень важна и обратная связь. Многое зависит от умения воспринимать: «Надо принимать умные слова сердцем, - пишет Абай, - всей душой так, словно бы утоляешь ими жажду».
Во – вторых, чтобы не забыть усвоенного или прочитанного следует повторять постоянно. Но поэт предостерегает от перегрузки памяти учащихся: «Надо держаться подальше от вещей, которые изнашивают человеческий ум и заставляют его терять ценные свойства».
Особое место в умственном воспитании Абай отводит родному языку, в котором отражаются национальная самобытность, история, душа, характер народа. Однако при этом не исключается и важность изучения других языков, позволяющий приобщиться к культуре других народов, расширить умственный кругозор молодого человека. В связи с этим Абай ставит вопрос патриотического и интернационального воспитания.
Абай верил в силу воспитания и возлагал на него свои надежды. Он критиковал и высмеивал людей, которые считали дело воспитания пустым, ненужным занятием.
Говоря о методах и средствах нравственного воспитания, Абай подчёркивает необходимость такта, терпения, внимания и родительской любви к детям. По мнению Абая, самый вредный и опасный метод – это крикливость, гнев, нервозность.
Анализ творческого наследия Абая позволяет высказать некоторые общие соображения относительно его педагогических взглядов.
Педагогические взгляды Абая тесно связаны с его философскими, социально – психологическими взглядами, с его мировоззрением и служат как бы сферой практической реализации последних.
Педагогические взгляды Абая носят ярко выраженный концептуальный характер: они целенаправленны, имеют определённое методологическое основание, методическое оснащение, объект и предмет, на которые направлена просветительско – педагогическая деятельность Абая.Педагогические взгляды Абая при совершенно очевидном влиянии на формирование прогрессивных традиций общей и педагогической культуры древнего Востока, западной и русской педагогической мысли XIX столетия не были подражательными. Можно смело утверждать, что педагогические взгляды великого казахского просветителя были самостоятельными, самобытными. Этим он обязан не только своим выдающимся способностям, но прежде всего глубоким связям с родным народом, народной педагогикой, народной мудростью, которые с такой полнотой и выразительностью воплощены во многих его стихах, ставших афоризмами.
Абай не был профессиональным педагогом и учёным. Абай был прежде всего педагогом по призванию. Он сам учился всю свою жизнь, именно поэтому сумел оценить свои познания и никогда не оставался удовлетворённым, как и всякий жадный до знания человек.
Великий художник слова обладал незаурядными педагогическими способностями, определившими уровень его дидактических воззрений и принципов.
Дидактические установки Абая выражаются в следующем:
1.Обучение от простого к сложному.
Этот один из основных принципов дидактики пронизывает почти все произведения поэта-мыслителя. Он утверждает, что обучение должно вестись с учётом того, что близко детскому восприятию, что для него пока что знакомо, но ещё не доступно его пониманию.
2. По убеждению Абая, воспитатель, учитель, родители могут добиться своих истинно просветительских целей не запугиванием, а убеждением, действенным словом.
3. Наглядность в обучении. «Человек познаёт мир, наблюдая глазами, слушая его звуки ушами, прикасаясь к предметам руками, вдыхая запахи носом, определяя вкус языком».
4. Учёт возрастных особенностей детей. Отсутствие чётких педагогических терминов и понятий не препятствует нам уловить основную идею Абая о том, как следует загружать детей знаниями в том или ином возрасте, чтобы они были им понятны и доступны.
5. Обучение на родном языке. Самые азы, основы знания, по мысли Абая, человек должен усвоить на родном языке и только потом можно и нужно переходить к изучению других языков.
6. Главным методом эффективного обучения Абай считал пробуждение и развитие у ученика интереса к науке, потребности постигать тайны природы и общества.
7. Великий просветитель и педагог раскрывает связь умственного воспитания с эстетическим развитием и нравственным становлением личности молодого человека. Само приобщение к науке, говорит он, должно быть бескорыстным, а признание и слава на поприще науки — результатом упорного труда.
Говоря о методах и средствах воспитания Абай подчёркивает необходимость такта, терпения, внимания и родительской любви к детям.
Абай упорно стремился утвердить идеал нового человека – деятеля разума и просвещения, поборника труда и науки, заступника слабых и угнетённых. Поэтому поэт утверждал:
Дүние де өзі, мал да өзі,
Ғылымға көңіл берсеңіз.
***
Лишь знаньем жив человек,
Лишь знаньем движется век!
Лишь знанье – светоч сердец!
Верный сын своего народа и истинный поэт-просветитель Абай обращался к молодым людям со страстным призывом:
Егер қисық көрінсе,
Мейлің таста, мейлің күл.
Егер түзу көрінсе,
Ойлап-ойлап, құлаққа іл.
Ақымақ көп, ақылды аз
Деме көптің сөзі бұл.
***
Поверь, о юноша, мне :Бесценны знанье и ум.
Что чуждо их глубине –
Забудь, как суетный шум…
Достигни цели вполне,
Чтобы найденное сберечь.
Философия образования
Педагогические взгляды Л.Н. Толстого складывались в результате кипучей деятельности, проходили через ошибки и промахи. Взгляды Толстого наполнены искренними чувствами, тревогой и критикой. Толстой резко критиковал буржуазную педагогику, которая не давала развиваться детской изобретательности и свободы. Путешествуя по странам Европы, он нелестно отзывался о том преподавании. Он говорил, что дети в дальних странах также замучены и зажаты. Унижение детей, страх перед учителем, зубрежка непонятных слов и определений из учебника, поклонение детей перед господствующим классом - вот, что явилось перед глазами Л.Н. Толстого во время его путешествия по европейским развитым странам.
Педагогические взгляды Л.Н. Толстого несколько раз менялись на протяжении всей его жизни. В них главным является предоставление свободы ребенку и развитие его творческих начал. В педагогических взглядах Толстого немало противоречий. Желая дать ребенку свободу мысли и действий, он тут же навязывал изучать религию и быть верующим.
В первом периоде Толстой считал, что в школе детей достаточно обучать только самому простому: чтению, письму, арифметики, закону божьему. Никаких других предметов, развивающих ребенка, по мнению Толстого, в школе преподавать не нужно. То, что знает обычный человек, должен немного знать и ребенок. Не более.
Затем по прошествии нескольких лет взгляды Толстого изменились: теперь интерес учащихся стал мерилом, определяющим содержание обучения и объем учебных предметов. В общей сложности Толстой насчитывал двенадцать учебных предметов в школе, но Толстой допускал, что их объем и время могли изменяться по желанию детей.
Когда пришло время открывать народные школы, Толстой сузил критерий, определяющий содержание обучения. Теперь он считал, что при составлении плана обучения нужно учитывать не детский интерес, а интересы патриархального крестьянства. При этом он считал, что интересы патриархального крестьянства равноценны потребностям всего крестьянства в целом. Народная школа, считал теперь Толстой, должна давать детям только знания русской и славянской грамоты, учить счету и закону божьему. В каждом крестьянском ребенке он видел гения, творца и призывал людей дать волю мысли каждого ребенка.
Наконец, в последние годы своей жизни Толстой снова изменил мнение относительно этого вопроса. Теперь самым главным в обучении Лев Николаевич считал религиозно-нравственное воспитание на основе настоящего, чистого христианства. Толстой называл пустой школу, где учили только чтению, письму, грамматики и другим общим предметам, но не касались нравственных и религиозных вопросов.
Л.Н. Толстой не разделял для себя понятия обучение и воспитание. По мнению Толстого всякое обучение действует на ребенка воспитательно, и нельзя передавать знания не воспитывая. В годы своей юности Толстой делал разграничение между воспитанием и обучением, но затем он сам подверг критике свои прежние взгляды, сказав, что это разграничение он сделал искусственно. Придя к выводу, что всякое обучение воспитательно, Л.Н. Толстой в своих статьях стал требовать, чтобы “в основу воспитания и образования было положено религиозно-нравственное учение всепрощения, смирения, непротивления злу насилием и т.п. ”
По поводу методике обучения Л.Н. Толстой высказывался очень интересно, и много из его идей достойны воплощения в жизнь. Великий педагог утверждал, что только тот метод преподавания хорош, которым довольны сами ученики. Из его дневников видно, как метод, идеально подходивший учителю, совершенно недоступен был детям. Толстой также говорил, одного метода в преподавании недостаточно. Метода, который обладал универсальными качествами и подходил на все случаи жизни, не существует. Понимая это, Толстой советовал учителям применять разнообразные методы обучения, экспериментировать и находить новые способы передачи знаний. Когда учитель проявляет творчество в своей практической педагогической деятельности, его школа автоматически становится педагогической лабораторией. Именно такие школы и хотел видеть Л.Н. Толстой в каждом уголочке его родины. Поэт – просветитель призывает молодёжь учиться не ради сиюминутных интересов, а ради служения светлому будущему своего народа, ради исполнения своего долга перед своей совестью.
Всем своим существом Абай протестует против религиозно – схоластического образования. По его мнению, такие «знания» требуют лишь бессознательного заучивания лишённых смысла текстов Корана и религиозных премудростей. Беспочвенному религиозному обучению Абай противопоставил светскую науку, приобщающую человека к научным достижениям человечества, открывающую глаза тёмному люду, просветляющему его душу, науку, которую сам поэт называл «ключом к миру».
Абай говорил, что религия и наука – это небо и земля. Между людьми, овладевающими в какой-то степени новыми, прогрессивными знаниями, и людьми религиозного воспитания и образования поэт усматривал существенные различия. Разум и доброта, упорство, скромность и труд – вот пять добродетелей, которые он призывает избирать. Только обладая необходимой суммой знаний, человек может познавать мир, отличать от добра зло, полезное от вредного, и лишь тогда от него можно ждать пользы, которая так необходима для прогресса казахского общества.
Абай ставит знания превыше всех благ – богатства, славы, почёта. Но поэт не только учит молодёжь уму – разуму, не только призывает к овладению науками, но и указывает пути и способы их постижения.
Человеческий ум Абай считает результатом познания мира, которое он рассматривает как сложный противоречивый процесс. В «Сорок третьем слове» поэт-мыслитель утверждает, что человек имеет различные свойства. Одни – естественные, представляющие собой физиологические потребности человеческого организма. «Есть и пить – это непроизвольная потребность. Спать - также». Другие свойства приобретаются человеком в процессе практической деятельности. «… ум и знания – это уже плоды труда, - говорит Абай. – Видя глазами, слушая ушами, держа руками, пробуя на язык, нюхая носом, человек познаёт мир. Эти ощущения укрепляются в сознании человека в виде положительных и отрицательных понятий».
Психологические аспекты
Знания и желания постичь душу человека.
Постижение психических процессов.
Определение роли разума в совершенствовании души человека.
Изучение внутреннего мира человека.
Возможность самовоспитания личности, опираясь на национально-этические традиции и самобытную культуру каждого этноса.
Потенциальные возможности человека.
Духовные потребности.
Нравственно-этические нормы.
Эмоциональная сфера деятельности человека.
Моральные аспекты.
Педагогическое наследие Л.Н.Толстого и Абая Кунанбаева.
Л.Н.Толстой: рассказы и сказки для детей и народного чтения, Азбука (кн. 1—4, 1872),Новая азбука (1875),Четыре «Русских книги для чтения» (1875),Переводы басен Эзопа. Воспитание в понимании Л.Н. Толстого предполагает свободу творчества и свободу выбора, направленные на выработку у ребенка способности решать жизненные проблемы, делать правильный жизненный выбор, умения обращаться «вовнутрь себя». Это поиск личностью (сначала с помощью взрослого наставника, затем – самостоятельно) способов нравственной, достойной, подлинно человеческой жизни. Цель воспитания в этом случае ориентирована на формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к миру и собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей. В таком понимании воспитание детей становится «одним из самых важных людских дел в жизни». Отдельные толстовские идеи духовного воспитания нашли свое воплощение в педагогических концепциях известных педагогов-психологов. Вместе с тем можно утверждать, что большинство общегуманистических и педагогических идей Л. Н. Толстого не были в должной мере востребованы педагогической практикой, а некоторые вообще находятся вне поля зрения педагогической науки.
Абай Кунанбаев: слова назидания(45). В этих «Назиданиях» поднимаются проблемы истории, педагогики, морали и права этнических казахов. «Слова назидания» созданы Абаем на склоне лет. Он знает цену всему — делам, искушению, соблазнам, но все проходит и остается только мудрость. Попыток перевода данного произведения немного, так как оно требует не только поэтического дарования, но и философского мышления. Из богатого наследия Абая, поэта и просветителя, для нас самыми ценными являются его прогрессивные идеи, устремлённые в будущее и исполненные решимости неустанно призывать народ к свету, знаниям. Эти идем вылились в своеобразную программу умственного воспитания молодого поколения. Абай упорно стремился утвердить идеал нового человека – деятеля разума и просвещения, поборника труда и науки, заступника слабых и угнетённых.




В результате работы с педагогической литературой Абая Кунанбаева и Л.Н. Толстого, её подробного изучения, анализа и глубокого осмысления деятельности в сфере педагогики двух гигантов литературы своей эпохи, были сделаны следующие выводы:
1.Педагогическая концепция Льва Николаевича Толстого возникла в ответ на историческую необходимость (отмена крепостничества, потребность народа в образовании, несостоятельность принятой системы обучения), она сформировалась в ходе его путешествий по европейским школам, его рассуждений и размышлений, в ходе самой его жизни. Однако же, мы уверены, что даже тогда она не смогла бы быть им развита и реализована с такой полнотой, если бы не сила его личности, его характера, его нравственных убеждений. Лев Николаевич ратовал за свободу в образовании, нравственность в воспитании, непрерывное развитие не только самого учащегося, но и учащего, поскольку, по его мнению, самую большую роль в воспитании играет личность воспитывающего, его личный пример, образ жизни. Его педагогическая деятельность в Ясной Поляне полностью подтверждала выработанные им принципы: он учил детей свободно, с удовольствием как для них, так и для себя самого, пребывал в непрерывном развитии и как учитель, и как личность.
2. Изучение произведений Абая, затрагивающих философские вопросы, показывает то, что он в вопросе о познании мира стоит на материальной позиции. В «Сорок четвёртом слове» моралистических назиданий Абай, хотя в примитивной форме, но совершенно отчётливо говорит об объективности познаваемого людьми мира т объективности его закономерностей. Он указывает, что человеческое познание не априорно, а представляет собой отражение реального мира: «Мы не выводим из себя познания, мы знаем о возникших и оформленных вещах, лишь увидев глазами и познав умом».