Разработка урока на тему Понятие о деепричастии


Тема урока: «Понятие о деепричастии»
ЦЕЛИ:
Познакомить учащихся с лексическим и грамматическим значением деепричастия; выработать умение разграничивать основные и добавочные действия деепричастий; уметь отличать деепричастие от глагола.
Развивать логическое мышление и речь учащихся;
Воспитывать внимание к слову.
ХОД УРОКА
Организационный момент. Тренинг «Я вижу солнце»
Повторение
«Мозговой шторм» по теме «Причастие».
Самопроверка по проверочным карточкам.
Самооценка работы учащихся по оценочному листу.
ТЕСТ ×
1. Найти словосочетания «прич. + сущ».
а) дремучий лес
б) седеющие пряди
в) колосистая рожь
г) белеющий снег
д) колосящаяся пшеница
2. Найти словосочетания со страдательным причастием.
а) на пестреющем лугу
б) о движущемся предмете
в) опавшие с тополяг) отнятая игрушка
д) разгулявшиеся по небу
3. Найти причастия с суффиксом - юща) стро…щийся дом
б) хвал…щийся успехами
в) стел…щийся туман
г) тороп… щийся человек
д) хорошо вид…щий4. Найти причастия, в которых пишется одна буква на) собра…ый урожай
б) вяза…ые варежки
в) прочита…ая книга
г) варё…ое яйцо
д) коше…ый по росе
5. Найти причастие, с которым не пишется слитно
а) (не) смолкавший ни на минуту
б) (не) забываемое впечатление
в) (не) порученное никому
г) трава (не) скошена
д) (не) дочитанная мной

ПРОВЕРОЧНАЯ КАРТОЧКА
б, г, д;
г;
в;
б, г;
б
Изучение нового материала.
Деепричастие – это особая неизменяемая форма глагола,которая отвечает на вопросы Что делая? Что сделав? Как? Каким образом?
2 Деепричастие произошло от двух слов: дее (дееспособность, деятель, деятельный) + причастие, т.е. причастность к действию. Деепричастие украшает глагол, дополняет или можно сказать добавляет его другими действиями, как бы «дорисовывает движение».
ВЫВОД: деепричастия дописывают, дорисовывают основное действие.
Деепричастие – это особая неизменяемая форма глагола,которая обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы Что делая? Что сделав? Как? Каким образом? Глагол – основное действие.Деепричастие – добавочное действие.
Деепричастие несовершенного вида отвечает на вопрос что делая?
Деепричастие совершенного вида отвечает на вопрос что сделав?
Морфологические признаки деепричастия - это сочетание а одном слове свойств глагола и наречия.
Для начало вспомним что такое глагол и что такое наречие?
Задание1 Составить кластер по теме «Глагол»
Задание2 Составить кластер по теме «Наречие»
Прослушивание видеозаписи о деепричастии
Учащиеся прослушивают автобиографию ДЕЕПРИЧАСТИЯ
IV Задание 3
Вставить деепричастие
Автобиография деепричастия
Я, деепричастие, заглянув, происхожу из семьи глагола и наречия.
Мой отец ( глагол) оставил мне значение действия, что сделав? совершенный вид. Мать (наречие) оставила в наследство вопрос когда?, свой основной признак – неизменяемость, свою синтаксическую роль обстоятельство. Кроме названных, имею собственное, присущее только мне свойство – обозначать добавочное действие, которое показывает, как совершается действие глагола-сказуемого.
Задание 4
Разбор предложений
С неба донесся трубный клик лебедей. Всё ниже, ниже большие белые птицы. Вот они опустились на воду и поплыли.
С неба донесся трубный клик лебедей. Всё ниже, ниже большие белые птицы.
Распрямив крылья, почти не шевеля ими, лебеди опустились на воду и поплыли, гордо поглядывая вокруг.
Что общего у этих текстов? (тема – лебеди)Чем отличаются, какими предложениями?Какие предложения выразительнее и почему?Найдите в последнем предложении второго текста слова, обозначающие основное действие.(опустились и поплыли)Какая это часть речи? (глагол)Что обозначает глагол? (глагол – действие)А какие ещё слова позволяют увидеть картину движения? (распрямив, не шевеля, поглядывая)Это глаголы? (нет)Но чем эти слова похожи на глагол? (заключают в себе действие)
V Задание 5
от глаголов образовать деепричастие: прыгать,смеяться,читать, прочитать,бегать,продолжить,высмеивать.
VI Итог урока вопросы по изученной теме: что такое деепричастие?
На какие вопросы отвечает деепричастие? Приведите примеры.
Комментированное выставление оценок по оценочным листам
VII Домашнее задание: найти и выписать из художественных произведений деепричастия.
ТЕСТ
І Деепричастие – это...
А) особая форма глагола,
которая имеет признаки глагола и наречия.
Б) особая форма глагола, которая
имеет признаки прилагательного и глагола.
В) особая форма глагола,
которая имеет признаки глагола и причастия
ІІ На какие вопросы отвечает деепричастие?
А)что делать? что сделать?
Б)какой? чей?
В)что сделав? как? что делая?
ІІІ Отметьте строчку, в которой указаны суффиксы деепричастия?
А)-ущ-,-ащ-,-вш-,-нн-,-ем-
Б) -а,-я,-вш-
В)-ова-,-ева-,-нн-,-н-
Г)-вши,-ши,-а,-я,-в
ІҮ Деепричастие –
А)изменяемая часть речи.
Б) неизменяемая часть речи.
Ү В предложении деепричастие является:
А) дополнением
Б) определением
В) обстоятельством
Г) подлежащим
VI Образовать от глаголов деепричастие: прыгает,избегает,прочитать,читает,блестит,шагает,

КЛЮЧ К ТЕСТУ
1-А 2-В 3-Б 4-Б 5-В