Конспект урока по русскому языку на тему Понятие о деепричастии


Понятие о деепричастии
Автор: Копылова Юлия Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Рыбновская СШ №3»
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе
Тема урока: Понятие о деепричастии
УМК: Русский язык 7 класс. Академический школьный учебник для общеобразовательных организаций в 2-х частях. Москва «Просвещение» 2015г, рабочая тетрадь на печатной основе в 2-х частях.
Авторы: Л. Н. Рыбченкова, О. Н. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич, О. Ф. ВакуроваОборудование: компьютер, проектор, мультимедийный экран, презентация Pover Point «Деепричастие», учебник, тетрадь, листы формата А-3, цветные маркеры, портрет М. В. Ломоносова.
Элементы используемых технологий: Личностно-ориентированная, технология активного обучения, технология развития критического мышления, здоровьесберегающие технологии.
Цель урока:
сформировать у учащихся понятие о деепричастии как особой форме глагола.
Задачи урока:
Обучающие:
Сформировать умение находить деепричастие по морфологическим признакам. Уметь определять синтаксическую функцию деепричастия. Развивать умение находить деепричастия в предложении.
Развивающие:
1.Выявить общий уровень овладения знаний, полученных на предыдущих уроках по теме причастие.
2.Развивать устную речь учащихся. 3.Развивать умение аргументировать и доказывать свою точку зрения. 4.Развивать навыки работы с текстом. 5.Обогощать словарный запас обучающихся. 6.Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.
Воспитательные:
1.Продолжить повышать интерес к изучению русского языка.
2.Воспитывать любовь к русскому языку, раскрывая его богатство и величие.
Предполагаемое количество уроков по этой теме - 2
Длительность урока – 40 минут.
Ход урока (сопровождается презентацией)
Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно!
М.В.Ломоносов1 ЭТАП
Организационный момент. Мотивирование учебной деятельности. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Начать урок хотелось бы со слов, сказанных Ж.Ж.Руссо: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели, стремиться к их достижению». Вот и сегодня на уроке мы будем ставить с вами цель и стремиться её достичь. Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным и продуктивным? Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок и на весь день!(на этом этапе формируется умение внутренне организовать себя, успокоиться, сосредоточиться)
2 ЭТАП
Проверка знаний, умений, навыков (беседа по пройденному материалу).
Слово учителя:
1.Ребята, мы не раз убеждались с вами, что русское слово необыкновенно красиво, выразительно, ёмко. Для всего, что нас окружает, в русском языке есть название, определение, термин. В этом году вы познакомились с новой частью речи, название которой причастие. На прошлом уроке мы завершили изучение большой и трудной темы «Понятие о причастии. Причастный оборот». Давайте вспомним, что мы называем причастием?( ответы учеников).
-Назовите признаки глагола и признаки прилагательного у причастия?
По какому яркому морфемному признаку мы будем находить причастия в тексте?
-Какую синтаксическую роль выполняет причастие в предложении?
-Что такое причастный оборот?
-Как обособляется причастный оборот на письме в зависимости от места определяемого слова в нём?
-Каким членом предложения является причастный оборот?
2.Лингвистическая разминка
Игра «Четвёртый лишний»(Слайд 1)
1)ненастный, нелепый, ненавидящий, ненавистный
2)дышащий, нёсший, машущий, зеленеющий
3)воспитанный, измельчённый, разбитый, ведомый
4)заквашенный, застеклён, разрешен, развенчан
(ответы учащихся)
Слово учителя:
К теме «Причастия» мы будем обращаться много раз, а сегодня нам предстоит сделать ещё одно большое открытие.
3 ЭТАП
Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала через исследование нового материала. Постановка учащимися цели урока.
Слово учителя:
-Обратимся к эпиграфу нашего урока (эпиграф записан на доске)
-Как вы думаете, чем предстоит нам заниматься на уроке (что-то исследовать)
-Действительно, сегодня нам предстоит небольшое исследование.
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
-Обратите внимание на доску (Слайд2)
-Перепишите два предложения в тетрадь (учащиеся переписывают данные предложения в тетрадь)
1) Ребёнок растёт и радостно познаёт мир.
2) Ребёнок растёт, радостно познавая мир.
-Найдите грамматические основы в этих предложениях, подчеркните их.
-Чем похожи оба предложения? Чем отличаются?
-Обратите внимание на выделенные слова. Есть ли во втором предложении слово, похожее на глагол? Чем похоже? (обозначает действие)
Чем отличается? (нет глагольных окончаний)
-У какой самостоятельной части речи в русском языке тоже нет окончаний(у наречий)
-Сколько в первом предложении основных действий (два однородных сказуемых растёт и познаёт. (Учащиеся подчёркивают эти слова)
-Можно ли сказать, что во втором предложении действия равноценны? Докажите.
-Можно ли сказать, что в нём есть основное и добавочное действие. Аргументируйте свой ответ.
-От какого слова зависит слово познавая? Задайте вопрос к нему. Растёт(как?) познавая.
-Где здесь глагол, который выражает основное действие(растёт), а что обозначает слово познавая? (добавочное действие)
На какой вопрос отвечает слово, выражающее добавочное действие (как? каким образом?)
Какая часть речи отвечает на такие вопросы (наречие)
Подчеркнём выделенные слова второго предложения.
Растёт-сказуемое
А каким членом предложения будет слово познавая (обстоятельство, потому что отвечает на вопросы как? каким образом?)
Можем ли мы сделать какие-либо выводы? Перед нами незнакомая нам часть речи, которая совмещает признаки глагола и наречия. Слово «познавая» из второго предложения является деепричастием.
-Какова тема нашего урока (ответы учащихся).
Записывают тему в тетрадь: Деепричастие.
-Какие задачи нам предстоит решить? ( учащиеся самостоятельно формулируют учебные задачи. Учитель вносит необходимые поправки и корректирует ответы учеников, после сам объявляет цель и задачи предстоящего занятия).
4 ЭТАП
Усвоение новых знаний.
-Ребята, вы уже обратили внимание, что вторая часть слова «деепричастие» созвучна другому слову «причастие». Что же тогда означает первая часть слова дее?
1.Работа с учебником. Рубрика «это интересно» стр.74. Ученик читает вслух. После знакомства с содержанием рубрики, учащиеся дают ответ (дее от деяти в значении «делать» +причастие, (ср. причастность). Таким образом, деепричастие дословно означает причастность к действию.
Кто впервые ввёл термин деепричастие в грамматику? (Термин был введён в грамматику М. Смотрицким в 18 веке. По этой грамматике обучался М. В. Ломоносов).
2. Продолжение работы с учебником по теме.
Теоретический материал параграфа.
Сравнивая два слова из предложений, мы сделали вывод, что «познаёт» и «познавая»-разные части речи; «познаёт»-глагол, «познавая»-деепричастие.
Слово «познавая» образовано от глагола, «познавать», обозначает добавочное действие к основному действию, выраженному глаголом растёт и отвечает на вопрос что делал? как? Растёт (как? Что при этом делая?) познавая мир. В предложении выполняет роль обстоятельства. Измените слово познаёт (по лицам, числам, временам; (познавала, познавал, познают и.т.д.)
Попробуйте изменить слово познавая (ученики делают вывод, что слово не изменяется, не спрягается)
Поработайте самостоятельно (слайд 5)
1 Маки осыпались и роняли на землю лепестки.
2 Маки осыпались, роняя на землю лепестки. (роняя-деепричастие, обозначает добавочное деепричастие к основному действию, выраженному глаголом осыпались. Осыпались (как? что при этом делая?) роняя лепестки. Мы сделали вывод, что деепричастие похоже на глагол, но в отличие от него, деепричастие не изменяется.
Что значит неизменяемая часть речи (не склоняется, не спрягается, то есть не имеет окончаний). Какая часть речи в русском языке не имеет окончаний? (наречие). Каким образом тогда образуется деепричастие? Деепричастие образуется от глаголов совершенного и несовершенного вида с помощью специальных суффиксов (слайд 6).
Сравните пары слов:
сверка-ютсверка-ястуч-атстуч-асмотр-итсмотр-япрогуля-тьпрогуля-вполучи-тьполучи-впромокну-тьпромокну-вшивозврати-ть-сявозврати-вши-сьнес-тинёс-ши- Чем отличаются слова первого столбика от слов второго?
(В первом столбике слова, относящиеся к глаголу, во втором столбике- деепричастию).
- Как вы это определили? (По особым суффиксам).
- С помощью каких суффиксов они образованы? (С помощью суффиксов а,-я,
в,-вши,-ши ( ученики переписывают таблицу в тетрадь, выделяя суффиксы у деепричастий).
5 ЭТАП
Первичная проверка понимания изученного. Работа в мини-группах ( с учетом того, что в каждой группе есть сильный ученик).
- Попробуйте самостоятельно дать определение деепричастию, исходя из знаний, полученных на уроке (учитель может подсказать начальную часть этого определения: Деепричастие-особая неизменяемая форма глагола….)
- Сравним ваши ответы (учащиеся каждой группы пытаются сформулировать
определение ) с образцом.
Работа с учебником, стр. 74(чтение правила вслух).
Учащиеся определяют, что они возможно упустили в своих формулировках.
6 ЭТАП
Физкультминутка ( слайд 7).
Учащимся предлагается встать и хлопнуть в ладоши 1 раз, если услышат глагол, и 2 раза- если деепричастие (напомнить, что деепричастие узнаём по их особым суффиксам).
Убежал, роняя, выслушав, качнулась, возвратившись, пробегая, сверкнув, крича, светили, затаивши, молчал, молча.
7 ЭТАП
Закрепление нового материала
1.Работа с учебником : упр. 148, стр.74(фрагмент стихотворения Н.Заболоцкого «Журавли»).
Определить, какие из выделенных слов обозначают основное действие, какие добавочные. Переписать, раскрывая скобки и вставляя пропущенные орфограммы. Указать к каким частям речи принадлежат выделенные слова.
(2 ученика самостоятельно у доски, 1-й ученик переписывает первое четверостишие, 2-й ученик –второе; остальные самостоятельно работают в тетрадях. После выполнения упражнения коллективная проверка.
2.Продолжение изучения теоретического материала.
Слово учителя:
- В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что деепричастие совмещает в себе признаки глагола, так как является его особой формой и признаки наречия, так как является неизменяемой формой.
Признаки глагола у деепричастия познавая (что делая?)- несовершенный вид, познав(что сделав?)- совершенный вид; радуя –невозвратное деепричастие, радуясь- возвратное.
К деепричастию, как и к глаголу могут примыкать наречия: познавая(как?) радостно, познаёт (как?) радостно.
Деепричастия имеют признаки наречия: неизменяемость (они не имеют морфологических признаков спрягаемых форм глагола: наклонения, времени, лица, рода, числа, следовательно, не имеют окончания).
В предложении деепричастия выполняют функцию обстоятельства, так как отвечают на вопросы: как? каким образом? что делая? что делав? что сделав?
Запись в тетради (слайд 8):
Признаки глагола у деепричастия- вид возвратность;
Признаки наречия у деепричастия- неизменяемость, синтаксическая роль в предложении- обстоятельство.
Чтение правила (стр.75,76).
8 ЭТАП
Применение знаний и способов действий.
Работа с учебником: упр. 151 (устно); упр. 152(письменно, по вариантам);
1 вариант- работает с первым фрагментом стихотворения,
2 вариант- со вторым и третьим фрагментами. (Объяснить значение приставки в глаголе предадимся, обратить внимание на толкование этого слова, данное на полях учебника.
(Учащиеся по ходу выполнения данного задания должны проанализировать выделенные глаголы и деепричастия, встретившиеся в тексте, определить их общие и различные грамматические признаки, у деепричастий выделить суффиксы). После проверки упражнения сверяют с доской.
(слайд 9):
Блестя-деепр., несов.в.,невозвр., в предложении является обстоятельством;
Блестит-глаг., несов.в., невозвр., наст.вр., 3 л., ед.ч., сказуемое;
Скользя-деепр., несов.в., невозвр., обстоятельство;
Скользить- глаг., несов.в.,невозвр., неопр.ф.глаг.,сказуемое.
Дополнительное задание (объяснить постановку знаков препинания в представленных фрагментах).
Записать новые словарные слова (стр.76), объяснив их значение.
9 ЭТАП
Обобщение и систематизация знаний.
Работа в группах.
-Ребята, попробуйте составить кластер по изученному сегодня на уроке материалу (Учащиеся на листах А-3 заполняют цветными маркерами кластер. Каждая группа представляет свой вариант кластера. Готовые кластеры вывешиваются на доску. Сверяют по образцу (слайд 9) .10 ЭТАП
Итоги урока.
-Итак, подведём итоги урока.
-Расскажите, с какой частью речи вы познакомились сегодня на уроке?
-Что нового вы узнали об этой части речи?
-Кто впервые ввёл термин «деепричастие» в русскую грамматику?
-Выполнили ли мы основные задачи урока? (вспомнить, какие задачи были нами поставлены в начале урока).
-Если на уроке было всё понятно, нарисуйте на полях своих тетрадей красное яблоко, если понятно, но не всё – жёлтое, если материал урока оказался для вас трудным и многое осталось непонятным- зелёное.
-Выставление оценок.
-Домашнее задание.( слайд 10).
Правила стр. 74,75,76,упр.153, словарные слова выучить.
-Надеюсь, что урок для вас прошёл с пользой. Спасибо за работу.
Используемая литература:
1.Учебник «Русский язык 7 класс», Авторы Л.М.Рыбченкова,
.М.Александрова, О. В.Загоровская, А.Г.Нарушевич, О.Ф.Вакурова, Москва «Просвещение», 2015.
2. «Весь Русский язык». Теория.5-9 класс. Автор –составитель Петров В.-Минск: Харвест,2011.
3.www.beesona.ru. Афоризмы-Ломоносов. Мысли, высказывания, и цитаты.
4.https://ru.m.wikipedia.org.