Раздаточный материал к уроку Понятие о деепричастии


Определите основное и добавочное действие.
Туманы висят над водой, отражаясь призрачными очертаниями.
Стаи перелетных уток, шлепая крыльями, поднимаются с воды.
Они, изогнув длинные шеи, белея в воде отражениями, прислушиваются к лесному эху.
2. Запишите вопросы в скобках, можете помогать друг другу. Вопросы даны ниже: вам нужно к каждому деепричастию подобрать свой вопрос, они не должны повторяться. От каких слов будете задавать вопрос? Некоторые вопросы похожи на глагольные.
Работать ( ) засучив рукава.
Смеяться ( ) покатываясь со смеху.
Бежать ( ) сломя голову.
Слушать ( ) затаив дыхание.
Вопросы: что делая? что сделав? как? каким образом?

Реконструкция текста.
Прочитайте текст, озаглавьте его. Сформулируйте основную мысль притчи. Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу деепричастия с зависимыми словами или одиночные деепричастия.
Что изменилось в составленном вами тексте?
Однажды к маме пришли ее дети _______________________ спросили, кого она любит больше всех на свете. Мать ____________________ взяла свечу, зажгла ее и начала говорить: «Вот свеча – это я! Ее огонь – моя любовь». Мама _____________________ зажгла ее от своей. «Это мой первенец, я дала ему своего огня, свою любовь. Разве огонь моей свечи стал меньше?». И так она зажгла столько свечей, сколько у нее было деток. Она с любовью смотрела на них _______________________________________ . А огонь ее свечи оставался все таким же большим и теплым.
 
Слова для справок: улыбнувшись, споря между собой, взяв еще одну свечу, внимательно вглядываясь в их глаза.
Прочитайте текст. Назовите тему текста. Идея? Найдите глаголы и деепричастия , обозначающие основное и добавочное действия.
Еще не родившись, ребенок спросил у Бога:
- Я не знаю, что делать в этом мире.
Бог, подумав, ответил:
- Я подарю тебе Ангела. Он всегда будет рядом с тобой.
- Но я не понимаю его язык.
- Ангел будет учить тебя своему языку, охраняя от всех бед.
- А как зовут моего Ангела? – спросил, облегченно вздохнув, ребенок.
- Неважно, как его зовут… Ты будешь называть его Мама.

-Проведите количественный анализ, выяснив, сколько раз употребляются деепричастия в этом отрывке.
- Проведите лексический эксперимент: замените все деепричастия глаголами. Что изменилось? Подумайте, какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в данном тексте?
5.
А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окруженные несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло все поле, а запорожцы все палили, не переводя дух.
- О каких основных действиях говорится в отрывке?
- Какими средствами Н.В. Гоголь добивается яркого, образного описания этих действий?

Напишите небольшое сочинение, как вы понимаете фразу лингвиста А.Н.Гвоздева «деепричастия…устраняют однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица».

Напишите небольшое сочинение, как вы понимаете фразу лингвиста А.Н.Гвоздева «деепричастия…устраняют однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица».
Напишите небольшое сочинение, как вы понимаете фразу лингвиста А.Н.Гвоздева «деепричастия…устраняют однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица».
Напишите небольшое сочинение, как вы понимаете фразу лингвиста А.Н.Гвоздева «деепричастия…устраняют однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица».
Напишите небольшое сочинение, как вы понимаете фразу лингвиста А.Н.Гвоздева «деепричастия…устраняют однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица».
Напишите небольшое сочинение, как вы понимаете фразу лингвиста А.Н.Гвоздева «деепричастия…устраняют однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица».
Сегодня я узнал…
Теперь я могу…
Я понял, что…
Меня удивило…
Моё настроение
Ухудшилось
Осталось прежним
Улучшилось
Что такое деепричастие?
1.Что такое деепричастие?
2. Что обозначает? (грамматическое значение) На какие вопросы отвечает?
4. От какой части речи образуется? 5. Имеют суффиксы
6. Признаки глагола 7. Признаки наречия 8. Каким членом предложения может быть? 9. Роль в речи
Что такое деепричастие?
1.Что такое деепричастие?
2. Что обозначает? (грамматическое значение) На какие вопросы отвечает?
4. От какой части речи образуется? 5. Имеют суффиксы
6. Признаки глагола 7. Признаки наречия 8. Каким членом предложения может быть? 9. Роль в речи
Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из записанных на доске:Сегодня я узнал…Было интересно…Было трудно…Я выполнял задания…Я понял, что…Теперь я могу…Я почувствовал, что…Я приобрел…Я научился…У меня получилось …Я смог…Я попробую…Меня удивило…Урок дал мне для жизни…Мне захотелось…