Использование ИКТ в процессе преподавания истории и социальных дисциплин.

УДК 372.893
Использование информационных технологий в преподавании истории и социальных дисциплин.
Грандова Светлана Игоревна
доцент кафедры социальных дисциплин,
истории и культурного наследия, к.п.н.,
ГОУ ВО МО «Академия социального образования»,
Россия, г.Москва
Аннотация: В статье описываются основные направления комплексного использования новых информационных технологий в преподавании истории и социальных дисциплин в школе.
Abstract: the article describes the main directions of complex use of new information technologies in teaching history and social disciplines in the school.
Ключевые слова: информационные технологии, преподавание, история и социальные дисциплины, компьютер, школа.
Keywords: information technology, teaching, history and social Sciences, computer, school.
С внедрением новых информационных технологий в педагогическую практику стал возможен доступ педагогов и учащихся к различной информации (научной, методической, предметной), находящейся как в нашей стране, так и за рубежом. Развитие и распространение получило дистанционное образование, параллельно с бумажными учебниками стало возможным использование электронных образовательных курсов и программ, позволяющих обеспечивать полноту представления информации в любой предметной области и т.д. Подобные изменения, еще недавно казавшиеся перспективой далекого будущего, стали решающим шагом в направлении формирования «качественно новой модели подготовки людей к жизни и деятельности в условиях постиндустриального, а затем, информационного общества» [4].
Актуальность использования ИКТ в учебном процессе и во внеурочной деятельности уж давно не вызывает сомнения. Применение ИКТ технологий на уроке дает возможность учителю включать в учебный процесс разнообразные информационные ресурсы, активизировать познавательную активность учащихся, реализовывать принципы наглядности и доступности учебного материала. Для того, чтобы успешно применять ИКТ-технологии на уроке истории и обществознания необходимы следующие условия:
Преподавателю истории и обществознания, так же, как и другим предметникам, необходимо специально оборудованное место, включающее следующие компоненты:
компьютер (ноутбук),
линия подключения к Интернет-сети;
мультимедиа-проектор;
интерактивная доска;
акустическая система;
документ-камера.
Формирование и систематическое совершенствование ИКТ- компетенций учителя.
Специально оборудованные места в классе для работы учащихся:
Компьютер (планшет);
Линия подключения к Интернет-сети;
Аудио-система;
Документ-камера.
Наличие ИКТ- умений обучающихся.
По анализу опроса преподавателей истории и обществознания Московской области (50 человек из 20 различных городов и районов Московской области), такими условиями для работы в классе могут похвастаться единицы. Если АРМ учителя практически во всех, за редким исключением, образовательных организациях оснащен компьютером с аудио-выходом, принтером и мультимедийным проектором, то о повсеместном компьютерном оснащении рабочих мест учащихся в настоящее время речь пока не идет. Те преподаватели, которые обладают комплексом компьютерных средств на своем рабочем месте и систематически используют информационные технологии на уроке – утверждают, что представление изучаемого материала с помощью звукового и визуального ряда становится более эффективным и полным, что позволяет достигнуть более высоких результатов при его усвоении. Преподаватели, аудитории которых помимо АРМ учителя, оснащены компьютерными АРМ учащихся (планшетные компьютеры, объединенные в локальную сеть, доступ к высокоскоростному интернету, документ-камеры), добавляют к вышесказанному еще и возможность самостоятельного поиска, отбора и анализа информации учащимися, предметный разбор ошибок, использование в работе информационных ресурсов в формате 3D. Все это позволяет конкретно, а не в общих чертах реализовывать на уроке принципы индивидуализации обучения.
В России на сегодняшний день уже достаточно распространены и стали привычными Интернет-сайты школьных учреждений, где наряду с административной, справочной и другой информацией, располагается информация методического и технологического характера, содействующая созданию и развитию образовательной среды. На ряду с этим, большое распространение получили сейчас и различные серверы, предоставляющие возможности для создания и наполнения собственных, личных сайтов. Процесс создания и конструирования сайта является для пользователей бесплатным. Учительский сайт – это отличная возможность поделиться друг с другом педагогическим опытом, методическими разработками, провести дискуссию на различные «больные» темы. Такие сайты привлекают внимание учеников, а также и их родителей. Кроме того, активная наполняемость и посещаемость сайта является дополнительным бонусом для педагога, при прохождении квалификационной аттестации. Разработка и использование таких сайтов, являясь одной из составляющих внутренних локальных сетей образовательного учреждения, в конечном итоге, обуславливает создание единого информационно - образовательного пространства региона, области, страны.
В настоящее время значимость Интернета и Интранета для преподавателей истории и социальных дисциплин не вызывает сомнений. Подключение учебных организаций к локальным и глобальным сетям идет достаточно быстро, достаточно быстро преодолеваются причины, связанные, с материальными затратами на приобретение современной электронной техники, а также с установкой соответствующей программной поддержки. Вследствие этого, большая часть аудиторий школ Московской области имеют возможность выхода в глобальную сеть. Лишь около 10%, из числа опрошенных преподавателей истории и Московской области (в том числе сельских школ), утверждают, что по разным причинам (устаревшее программное обеспечение, отсутствие выделенной линии связи и т.д.) не имеют возможность полноценно работать с интернет источниками. Настоящая ситуация ставит еще один вопрос: надо ли включать в учебный процесс самостоятельную работу с интернет-источниками учащихся? Этот вопрос пока не может быть решен положительно, т.к. работу учащихся с Интернет источниками стоит начинать не только при определенном, методически обоснованном построении урока, но и при наличии выделенного канала связи, разветвленной локальной сети, а также при элементарном наличии рабочих компьютерных мест в аудитории. Школьные кабинеты истории и обществознания зачастую этого не имеют. Анализируя материалы отчетов преподавателей истории и социальных дисциплин образовательных организаций Московской области, на данный момент, можно сделать следующий вывод: в основном, компьютер используется только для работы преподавателя: заполнение электронного журнала, составление планов и отчетов, проецирование через мультимедийный проектор презентаций и электронных приложений. По результатам опроса о наличии в классе компьютеров (планшетов) для обучающихся с выходом в интернет говорят лишь немногим более 10% опрошенных. При этом, более половины преподавателей хотели бы видеть свои кабинеты оснащенные компьютерами для работы учащихся с интернет-источниками. Это позволило бы проводить краткосрочные веб-квесты, электронное тестирование, выполнять задания учителя, используя 3D образовательные ресурсы и т.д.
Какую же конкретную помощь в настоящий момент оказывает компьютер преподавателю истории и обществознания?
Принимая во внимание универсальность новых информационных технологий, можно выделить несколько основных пунктов:
Создание шаблонов документов, использование электронных форм для оформления отчетов, перспективных и текущих планов, а также результатов статистических вычислений и т.д. Действительно, компьютер незаменимый помощник в процессе создания, обработки и оформления текстовой и статистической информации. Учителям больше не приходится переписывать под копировку вступления и заключения аналогичных документов, соответственно сокращаются временные и энергетические затраты на рутинную, но обязательную работу. Как следствие, появится возможность уделять больше времени творческой деятельности, непосредственно, подготовке к уроку.
Применение компьютерных программ для увеличения эффективности зрительного и звукового восприятия учебного материала. Например: показ видеороликов, презентаций по теме занятия, работа с интерактивными схемами и картами, электронное тестирование и т.д.
Быстрота и удобство при обработке статистических данных посредством сводных таблиц в Microsoft Excel; создание базы данных по истории и обществознанию в Microsoft Access и использование ее для практических целей запросов и отчетов.
Помощь компьютера в подготовке учителей и учащихся к урокам, посредством электронных энциклопедий, электронных учебников и т.д., записанных на СД- и DVD- диски. Материал, зафиксированный на подобных информационных носителях снабжен гибкой системой ссылок, которая обеспечивает возможность быстрого поиска информации путем прямого выбора, а также сопровождает текст схемами, фотографиями, иллюстрациями. Работа с электронными учебниками и другими образовательными программами предполагает самостоятельное изучение предмета пользователем и характеризуется дифференцированностью подхода к организации образовательной деятельности.
Использование Интернет-ресурсов сделало учебный процесс открытым для работы с практически неограниченным объемом информации, необходимой пользователям образовательных организаций. Для удобства работы с Интернет-ресурсами преподаватели самостоятельно создают электронные навигаторы по Интернет-сайтам, содержащим качественную информацию, создают электронные каталоги и рекомендательные указатели таких сайтов.
Упрощается решение проблемы, связанной с хранением информации, зафиксированной уже не только на бумажных, но и на электронных носителях (компакт-дисках, флэш-картах, съемных жестких дисках и т.д.). Электронные информационные носители предназначены для хранения в цифровом виде записанной на них информации и считывания ее с помощью специальных дисководов, портов встроенных в системный блок компьютера. Флеш-карты, съемные жесткие диски, электронные компакт-диски, обладая значительным объёмом памяти , занимают на полке площадь 10х15 см.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что за последнее десятилетие, внедрение в учебно-образовательную деятельность средств новых информационных технологий значительно преобразовало учебный процесс в целом, повысило его эффективность. Грамотное использование электронных инструментов и технологий на уроке повышает уровень обученности всех групп учащихся.
Наряду с перечисленными позитивными аспектами использования новых информационных технологий в образовательном учреждении, не стоит забывать и о негативном влиянии компьютера на физическое и эмоционально-психологическое здоровье человека. Оно заключается в следующем:
Неблагоприятное воздействие на физическое здоровье: мерцание изображения, непривычный характер света, падающий на сетчатку глаза (не отраженный, а прямой), электромагнитное излучение.
Воздействие на эмоционально-психологическое состояние: алгоритмизированность диалога, невозможность разрешения проблемы с помощью компьютера, если эта проблема не предусмотрена при разработке программы.
Исходя из этого, использование компьютерных средств для поиска, обработки и оформления учебных заданий не стоит делать систематическим процессом, особенно среди учащихся младших классов. Также стоит обращать внимание родителей на досуг школьников, часто используемый для электронных игр низкого качества.
Итак, в образовательных учреждениях России, в последнее десятилетие прослеживается тенденция развития учебно-информационной деятельности в контексте использования новых информационных технологий. Целесообразность применения средств электронных технологий на уроке истории и обществознания характеризуется следующими аспектами:
Повышением мотивации к самообразовательной деятельности, за счет предоставления возможности самостоятельного выбора источника информации и режима работы с ним;
Развитием наглядного типа мышления;
Повышением уровней познавательной активности;
Формированием информационной культуры.
Следовательно, при условии комплексного использования информационных технологий (традиционных и компьютерных) на уроке истории и обществознания участники образовательного процесса смогут наиболее полно представить и изучить учебный материал, достигнув при этом высоких результатов в его усвоении.
Список литературы:

Гребенюк Е.И., Гребенюк Н.А. Технические средства информатизации.- М.:Академия, 2013г.-256 с.
Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.:Академия, 2008, - 187 с.
Информатика / Под ред.Н.В.Макаровой.- М.:Финансы и статистика, 2012г.- 768 с.
Колин К.К. Социальная информатика.- М.: Фонд Мир Академ.проект, 2010г.- 332 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Орлов В.В. Постиндустриальное общество и Россия. - Философия и общество, №3 (32)\2008г.
Анализ анкетирования преподавателей истории и обществознания образовательных организаций Московской области за период 2015-2016 гг.

Бронницы г.
Волоколамский р-он
Воскресенский р-он
Дмитровский р-он
Долгопрудный г.
Домодедовский р-он
Железнодорожный г.
Истринский р-он
Коломна г.
Королёв г.

Лобня г.
Мытищинский р-он
Наро-Фоминский р-он
Ногинский р-он
Одинцовский р-он
Подольск г.
Серпухов г.
Химки г.
Чеховский р-он
Щелковский р-он












13PAGE 14115


13PAGE 14115