Практическое пособие для организации экологического эксперимента по исследованию водоемов


Согласовано
Зам. директора МБОУ «СОШ с. Шумейка»
Энгельсского муниципального района
__________/Архипова О.В./
Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ с. Шумейка» Энгельсского муниципального района
__________/Плотарева Е.А/
Приказ № отПрограмма
элективного курса
«Экологическое состояние
водоемов Энгельсского района»

Автор:
Кальжанова Айгуль Дисимбаевна, учитель химии и биологии
первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Концепция модернизации российского образования предусматривает переход на старшей ступени общего образования к профильному обучению. Значительную роль в развитии обучающихся играют элективные курсы, выбираемые самими учащимися. Элективные курсы поддерживают и углубляют базовые и профильные дисциплины. Экология как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость.
В содержании программы предусмотрена реальная практическая деятельность обучающихся по экологической оценке окружающей среды, предоставляющая широкие возможности для саморазвития учащихся, выполнения ими социально значимых проектов и реального улучшения экологического состояния своего окружения.Программа данного элективного курса рассчитана на 8 учебных часов, на 1 учебный год. Элективный курс предназначен для обучающихся 9 классов, перед которыми стоит проблема выбора дальнейшего профиля обучения.
Цель курса:
в процессе изучения ближайшего окружения способствовать формированию у обучающихся ответственного, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности человека, осознания неразрывной связи человека с природой.
Задачи курса:
1)Освоение обучающимися знаний и умений для научно-исследовательской деятельности по оценке экологического состояния водоемов близ с. Шумейка, навыков экологического мониторинга водных ресурсов;
2)Раскрытие и углубление экологических понятий;
3)Формирование у школьников чувственно-эмоциональной сферы; воспитание коллективизма, развитие коммуникативных умений, радости общения;
4)Формирование экологической культуры школьников через участие в природоохранной деятельности.
Курс может быть представлен как отдельный элективной курс для профильного обучения в старшей школе, войти в содержание курса «Экология» или стать основной для проведения учебной практики, выполнения проектов в системе профильного обучения в 9 классе.
Значительное место в данном курсе занимает организация самостоятельной познавательной и практической деятельности обучающихся, постановка научного экологического эксперимента в рамках формирования универсальных учебных действий. Вводится практикумы, которые включают деятельность по наблюдению, измерению, тестированию, формулированию гипотез, проведению опытов, которые позволяют получить данные (факты) и сформулировать выводы. Отдельные разделы практикума могут выполнять малые группы обучающихся (по 3-5 человек). Все работы предусматривают поисковый или творческий уровень деятельности школьников, что готовит их к самостоятельному решению учебных и жизненных задач. Вводная информация к работам позволяет школьникам актуализировать и уточнить свои знания, а ключевые понятия и термины - проверить свой уровень готовности к выполнению работы. Наиболее целесообразна на занятиях групповая работа обучающихся с презентацией полученных группами результатов и выводов для всего класса.
Теоретическая и практическая части программы, в первую очередь, знакомят с особенностями водных экосистем, с понятиями экологический мониторинг, виды мониторинга. Мониторинг включает: проведение рекогносцировочного обследования; исследование морфометрических особенностей водоемов близ с. Шумейка (реки Большая Каюковка, Черепашка, Саратовка, Голубое озеро); водной и береговой растительности, определение качества воды по обрастаниям на подводных предметах, по химическим и физическим показателям, па активности ферментов в донных отложениях, по состоянию макрозообентоса.
Практические работы по исследованию химического состава будут проводиться на базе химической лаборатории Саратовского Аграрного Университета им. Н.И. Вавилова. Также программой предусмотрено проведение практических работ с использованием специализированного оборудования, предоставленного кафедрой кормления, зоогигиены, аквакультуры СГАУ (термооксиметр, рН-метр и т.д.).
Программа содержит раздел «Охрана реки», в котором рассматриваются вопросы влияния состава воды на здоровье человека, способы рационального использования пресноводных экосистем. В данном разделе предусмотрена экскурсия в СГАУ, в ходе которой будет организован круглый стол с преподавателями и студентами по вопросам очистки сточных вод и охране окружающей среды.
В заключении элективного курса обучающиеся приступают к обработке результатов исследований с помощью компьютерных офисных программ, готовят презентации. Результаты своей работы и рекомендации по охране водных экосистем девятиклассники представят в виде публикаций на различных сайтах, выступлений на конференциях различных уровней.
Подобное содержание программы отобрано не случайно. Экология – как предметная область – уже завоевала прочные позиции в образовательной практике российских школ. Преподавание экологии в теоретическом аспекте уже не является чем-то новым, особенным, модным, более того, продолжающееся ухудшение экологической обстановки требует качественной доработки сложившейся системы образования и воспитания по экологии, создания более действенных механизмов вовлечения учеников школ в работу по охране природы. Одним из таких механизмов является привлечение учащихся к исследовательской, экспериментальной работе, которая позволяет оценить экологическую обстановку и наметить пути охраны природных объектов.
Завершается изучение курса участием в конференции по проблемам здоровья и окружающей среды, подготовленной под руководством преподавателя. Изучение курса «Экологическое состояние водоемов Энгельсского района» будет способствовать развитию творческих способностей детей, повышению экологической культуры, развитию кругозора обучающихся. Привлечение новейших компьютерных технологий повысит уровень обучения.
Способы оценивания достижений обучающихся
Достижение намеченных образовательных результатов фиксируется по полноте и правильности выполнения обучающимися заданий в представленных работах. Реализация компетентностного подхода программы позволит сформировать у обучающихся такие компетенции, как
- Общеучебные: 1) Информационные: развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения биологических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных; использование компьютерных технологий для обработки и передачи биологической информации и ее представления в различных формах. 2) Коммуникативные: уметь принимать решения, договариваться, аргументировать свое мнение, формулировать ответ в понятной для других форме. 3) Социальные: использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях.
- Предметно-ориентированные: Освоение знаний о биологической составляющей естественнонаучного картины мира, важнейших биологических понятиях, законах и теориях; овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразия биологических систем и основных признаках живого, оценки роли биологии в современном обществе.
Планируемые результаты курса
Обучающиеся должны знать:
- Экологический мониторинг. Виды мониторинга
- Экосистема, виды экосистем, разнообразие местных экосистем
- Водные экосистемы, их особенности и рациональное использование
- Растительный и животный мир водных экосистем
- Биоиндикаторы чистой и загрязненной воды
- Физические и химические показатели качества воды
- Влияние состава воды на здоровье человека
- Зависимость самоочищающей способности водоема от активности протеолитическх ферментов
- Зависимость качества воды от состояния береговой растительности
- Морфометрические особенности определенного участка реки
- Охрана водных экосистем
Обучающиеся должны уметь:
- Проводить исследования в соответствии с инструкцией
- Проводить рекогносцировочное обследование водоемов близ с. Шумейка- Определять морфометрические особенности определенного участка реки
- Исследовать физические, химические, биологические свойства воды
- Исследовать состояние водной и береговой растительности
- Определять качество воды по макрозообентосу- Определять самоочищающую способность водоемов по активности протеолитических ферментов в донных отложениях
- Устанавливать зависимость между составом воды и здоровьем человека
- Обрабатывать результаты мониторинга
- Анализировать результаты исследований, делать выводы
- Предполагать необходимые действия для защиты рек
- Использовать различные источники информации в исследовательской деятельности
- Использовать для проведения исследований специализированное оборудование
Содержание программы
(программа рассчитана на 8 часов)
Введение (1 час).
Практическая работа № 1 «Знакомство с реками Энгельсского района по космическим снимкам»
Экосистема. Виды экосистем. Экологический мониторинг. Виды мониторинга. Значение экологического мониторинга. Разнообразие местных экосистем. Особенности водных экосистем. Влияние деятельности человека на состояние водоемов.
Экологический мониторинг водоемов (3 часа).
Физико-географическая характеристика реки. Морфометрические особенности реки. Физические и химические показатели качества воды. Растительный и животный мир реки. Самоочищающая способность водоема и активность протеолитических ферментов в донных отложениях. Биоиндикаторы.
Практическая работа № 2 «Рекогносцировочное обследование реки. Морфометрические особенности реки. Определение качества воды по обрастаниям на подводных предметах. Исследование состояния водной и береговой растительности»
Практическая работа № 3 «Исследование активности протеолитических ферментов в донных отложениях по аппликациям на рентгеновской пленке»
Практическая работа № 4 «Физические показатели качества воды»
Практическая работа № 5 «Исследование химического состава воды»
Охрана реки (2 часа).
Состав воды и здоровье человека. Необходимые действия для защиты реки. Рациональное использование водных экосистем. Устройство очистных соооружений.
Экскурсия в СГАУ – профориентация, круглый стол «Вода – источник жизни».
Обработка полученных результатов (1 час).
Обработка полученных результатов. Подготовка обучающимися публикаций, пезентаций, сайтов по результатам исследований.
Итоговое занятие (1 час). Защита исследовательских работ на конференции «Экологическое состояние водоемов близ с. Шумейка»
Учебно-тематический план
№ Тематический блок К-во часов Исп ИКТ Исп проектов Исп Исслед 1. Введение 1 1 2. Экологический мониторинг водоемов 3 1 1
3 Охрана реки 2 1 1 1
4. Обработка полученных результатов 1 1 1 1
5 Итоговое занятие 1 1 1
Итого 8 4 3 4
Содержание программы учебно-тематического плана
№ Наименование раздела К-во час Лабораторные работы Уроки контроля
1 Введение 1 1 2 Экологический мониторинг водоемов 3 4 3 Охрана реки 2 4 Обработка полученных результатов 1 5 Итоговое занятие 1 1
Итого 8 5 1
Календарно-тематическое планирование курса
Наименование тем курса Кол-во час Дата Кор- ка Формы и методы обучения Формы организации работы Формы и средства контроля
Введение
Экосистема. Экологический мониторинг.
Знакомство с реками Энгельсского района по космическим снимкам 1 Беседа
Лекция
Практическая работа № 1 Формирование групп для проведения исследования, обсуждение плана работы, источников информации Тестирование
Экологический мониторинг водоемов
Рекогносцировочное обследование реки. Морфометрические особенности реки. Определение качества воды по обрастаниям на подводных предметах. Исследование состояния водной и береговой растительности»
Исследование активности протеолитических ферментов в донных отложениях по аппликациям на рентгеновской пленке 1 Беседа
Практическая работа № 2
Практическая работа № 3
Групповая работа
Групповая работа
Отчет о работе
Отчет о работе
Физические показатели качества воды
1 Беседа
Практическая работа № 4
Групповая работа
Отчет о работе
Исследование химического состава воды 1 Практическая работа № 5
Беседа Групповая работа Отчет о работе
III Охрана реки
1 Беседа, лекция, Классный урок Рефераты
Экскурсия в СГАУ
1 Беседа, дискуссии
День открытых дверей
Круглый стол Отчет по экскурсии
IV Обработка полученных результатов
1 Обсуждение результатов, создание
Круглый стол Сайты, публикации, презентации
V Итоговое занятие 1 Конференция Зачет, защита проектов.
.
Информационно-методическое обеспечение
Литература для учителя:
Губарева Л.И. Экология человека – М.2003
Акимов Е.А. Экология – М.2000
Лабораторный практикум по экологии – М. 1997
РД52.25.309-392. Методические указания. Охрана природы. Гидросфера. Организация и проведение режимных наблюдений за загрязнением поверхностных вод суши на сети Росгидромета. Комитет по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Министерство по экологии и природным ресурсам. Т.1. — С.-Пб., 1992.
Методические указания по дисциплине гигиена товарного рыбоводства. ФГОУ ВПО «СГАУ им. Н.И. Вавилова». Министерство сельского хозяйства РФ. - Саратов, 2008
Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие. Под ред. Т.Я.Ашихминой. — М.: АГАР, 2000.
Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: учебное пособие для вузов. — М.: ФАИР — ПРЕСС, 1999.
Данилов-Данильян В.И. и др. Окружающяя среда между прошлым и будущим: мир и Россия (опыт эколого-экономического анализа). — М., 1994.
Никаноров А.М., Цыркунов В.В. Системы мониторинга поверхностных вод. — С.Пб.: Гидрометиздат, 1994.
Курс аналитической химии: учебник для сельхозвузов. — М.: Высшая школа, 1985.
Константинов В.М. Охрана природы. — М.: Академия, 2000.
Экология и экономика природопользования. Под ред. Гирусова Э.В. — М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998.
Методы анализа природных и сточных вод. - М.: Наука, 1977.
http://school-collection.edu.ru/ www.bio.1september.ru http://bio.1september.ru/urok/ www.bio.nature.ru www.edios.ru www.km.ru/educationЛитература для уч-ся
Криксунов Е.А. Экология учебник для 9 класса, «Дрофа», 2001
Книга для чтения по охране природы. М., «Просвещение», 1990
Миркин Б.М. Экология России. М, «Просвещение», 2000
Хрестоматия Экология России М, «Просвещение», 2000
http://fish.geoman.ru/ - Рыбы http://www.kinder.ru/ http://www.school-holm.ru
План-конспект урока.
Введение. Практическая работа № 1
«Знакомство с реками Энгельсского района»
Цель урока: Формирование у учащихся представлений об экологическом мониторинге.
Задачи урока:
Формирование представлений о значении экологического мониторинга, совершенствование умений, расширение, углубление и применение знаний по теме «Экосистемы» .Развитие умений анализировать местные экосистемы, выявлять особенности водных экосистем, познакомиться с водоемами Энгельсского района, используя различные источники информации.
Расширение краеведческих знаний, ориентация на дальнейший выбор профессии и привитие навыков экологической культуры учащимся.
Интегрирование учащихся в деятельность, направленную на поддержание экологического качества окружающей среды.
Форма работы:
1. Индивидуально-групповая (выполнение индивидуальных заданий).
3. Коллективная (обсуждение проблем, возникающих по ходу занятий, просмотр демонстраций).
Методы: личностно - деятельностный, частично-поисковый, исследовательский, ИКТ.
Оборудование:
«Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности» : учеб. пособие для нач. проф. образования / Е.И.Тупикин.- 5-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.-384с.
Таблицы «Экосистемы»
Карточки-задания для групп и оценочные таблицы
Дневник Юного Исследователя.
Интернет- ресурсы.
Ход урока.
1. Организационный момент ( учащиеся рассаживаются по группам – 4 разноуровневые группы сформированы заранее). Каждая группа получает карточку-задание (Приложение 1), Дневник Юного Иссследователя — ДЮИ (Приложение2), оценочную таблицу (Приложение 3). Группы используют для работы Интернет - ресурс.
2. Вступительное слово учителя.
Ребята! На уроках биологии, экологии вы знакомились с природными экосистемами. В ходе элективного курса «Экологическое состояние водоемов Энгельсского района» вы расширите полученные знания и научитесь давать оценку состоянию водных экосистем с. Шумейка в ходе постановки экологического эксперимента. Нам непременно пригодятся накопленные вами знания и умения из области химии, физики по изучению свойств воды, а также вы повысите уровень вашей экологической культуры, что поможет в дальнейшем выборе профессии.
Курс состоит из лекционных, практических занятий, отчет о которых вами будет оформлен в ДЮИ, ожидается экскурсия на «День открытых дверей» в СГАУ им. Вавилова, где вы сможете со студентами обсудить и найти пути решения проблемы загрязнения водоемов. Завершит курс зачет по прохождению программы курса и защита проектов по экологической оценке водоемов близ с. Шумейка. Начнем изучение курса с усвоения знаний об экологическом мониторинге.
Сообщение новых знаний
Тестирование и оценка знаний по теме «Экосистемы» в режиме он-лайн(samsdam.net›Биология›00192.php).
Экологический мониторинг
- Ученые подсчитали, что 97.5% всех запасов воды на планете Земля приходится на соленые воды морей и океанов. Иными словами, пресная вода составляет только 2.5% мировых запасов. Если учесть, что 75% пресной воды «заморожено» в горных ледниках и полярных шапках, еще 24% находится под землей в виде грунтовых вод, а еще 0.5% «рассредоточено» в почве в виде влаги, то получается, что на наиболее доступный и дешевый источники воды – реки, озера и прочие наземные водоемы приходится чуть больше 0.01% мировых запасов воды. Принимая во внимание то значение, которое вода имеет для жизнедеятельности человека и всего живого на Земле, приведенные цифры наглядно подтверждают сакраментальный тезис о том, что вода – одно из самых драгоценных сокровищ нашей планеты.
-  Во всем мире наблюдается повышенный интерес со стороны общественности к состоянию природной среды. И  это понятно: в 21 век мы вступили в условия глобального  экологического кризиса. Ухудшение экологической обстановки на Земле в целом и во многих промышленных странах во второй половине XX века привело к пересмотру экологических концепций охраны природы, поиску новых эффективных методов оценки загрязнения среды и состояния биоты на всех уровнях ее организации.
Экологический мониторинг - это система регулярных длительных наблюдений в пространстве и времени, дающая информацию о состоянии окружающей среды с целью оценки прошлого, настоящего и прогноза в будущем параметров окружающей среды, имеющих значение для человека.
Сама система мониторинга не включает деятельность по управлению качеством среды, но является источником  информации,  необходимой для принятия экологически значимых решений.
В РФ функции мониторинга выполняют различные ведомства, не связанные между собой. Это приводит к дублированию усилий, снижает эффективность всей системы мониторинга и затрудняет доступ к необходимой информации,  как для граждан, так и для государственных организаций.
Поэтому в 1993 году было принято решение о создании Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая должна объединить возможности и усилия многочисленных служб для решения задач комплексного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды в Российской Федерации.
Этапы ЕГСЭМ :
1. Определение задач систем мониторинга качества воды и требований к
информации, необходимой для их выполнения; 
2. Создание организационной структуры сети наблюдений и разработки
принципов их проведения.
3. Реализация принципов проведения наблюдений с учетом специфики местных условий.
Это делает проблему наблюдения за качеством природной среды достаточно актуальной. В этих условиях  изучать состояние природной среды должен уметь каждый человек, поэтому к исследовательской работе надо приобщаться  с раннего возраста, развивая  навыки оценки качества окружающей среды и тем самым закладывая семена будущего общественного, народного мониторинга.
4. Практическая работа № 1 «Знакомство с реками Энгельсского района» - работа в малых группах (используя различные источники выполнить задания , распределить задания между учащимися группы, составьте краткий отчет по изученному материалу в ДЮИ, выбрать докладчика.
В каждой группе учителем назначается консультант из числа наиболее успешно обучающихся учеников. Он распределяет задания в группе и консультирует учащихся. Консультант заполняет оценочную таблицу для группы по заранее разработанным критериям (Приложение 4). При заполнении оценочной таблицы консультант совещается с членами группы. По окончании выполнения заданий в каждой группе составляется отчет, назначается докладчик.
Подведение итога урока — коллективное обсуждение проблемы урока.
По ходу выступлений докладчиков групп учащиеся делают в своих тетрадях краткие записи. Консультанты объявляют оценки учащихся.
6. Домашнее задание
Учащимся предлагается написать синквейны на темы: «экологический мониторинг», «водные экосистемы».
Обзор литературы, публикаций в Интернет по проблемам «Экологический мониторинг водоемов. Рекогносцировочное обследование реки».
Приложение 1
Карточки - задания
I группа
Карточка-задание
Используя Интернет-ресурс:
Изучить вопрос «Значение экологического мониторинга».
Ознакомиться с реками северной части Энгельсского района по космическим снимкам.
Распечатать снимок.
Сделать вывод с указанием названий водоемов и сел, расположенных по берегам
II группа
Карточка-задание
Используя Интернет-ресурс:
1. Изучить вопрос «Разнообразие местных экосистем».
2. Ознакомиться с реками западной части Энгельсского района по космическим снимкам.
3. Распечатать снимок.
4. Сделать вывод с указанием названий водоемов и сел, расположенных по берегам
III группа
Карточка-задание
Используя Интернет-ресурс:
1. Изучить вопрос «Особенности водных экосистем».
2. Ознакомиться с реками восточной части Энгельсского района по космическим снимкам.
3. Распечатать снимок.
4. Сделать вывод с указанием названий водоемов и сел, расположенных по берегам
IV группа
Карточка-задание
Используя Интернет-ресурс:
1. Изучить вопрос «Влияние деятельности человека на состояние водоемов».
2. Ознакомиться с реками южной части Энгельсского района по космическим снимкам.
3. Распечатать снимок.
4. Сделать вывод с указанием названий водоемов и сел, расположенных по берегам
Приложение 2
МБОУ «СОШ С. ШУМЕЙКА»
ДНЕВНИК
ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
___________________________________
                                                                                                                       Начат__________________
                                                                                                                     Окончен_______________
Дата Мероприятия Отчет о проделанной работе
Приложение 3
Оценочная таблица (четырехбалльная система)
Ф.И. Оценка за тест Правильность выполнения задания Грамотность и четкость ответа Участие в обсуждении материала Использование помощи консультанта Общее количество баллов
План-конспект урока.
Практическая работа № 4
«Физические показатели качества воды»
Цель урока: Организовать наблюдение и на основе эксперимента изучить физические свойства воды.
Задачи урока:
1.Формирование понятия свойства воды, представления о применении свойств воды в жизни человека.
2. Формировать практические умения, которые обеспечивают наглядное восприятие экологических проблем вызванных загрязнением водоёмов, наблюдательность, внимание, аккуратность, любознательность.
3. Повышение экологической культуры и нтегрирование учащихся в деятельность, направленную на поддержание экологического качества окружающей среды.
4. Развитие коммуникативных способностей, чувства ответственности, взаимопомощи.
Форма работы:
1. Работа в малых группах (выполнение индивидуальных заданий) в ходе экскурсии.
2. Коллективная (обсуждение проблем, возникающих по ходу занятий).
Методы: личностно - деятельностный, частично-поисковый, практический, исследовательский
Оборудование:
1. Методические указания по дисциплине гигиена товарного рыбоводства. ФГОУ ВПО «СГАУ им. Н.И. Вавилова». Министерство сельского хозяйства РФ. - Саратов, 2008
2. Памятки «Как работать на практикуме»
3. Карточки-задания для групп
4. Журнал Юного Исследователя.
5. Спецоборудование: термооксиметр, шнур, тарелка, прозрачный сосуд, прозрачный сосуд с дистиллированной водой.
Ход урока.
Организационный момент ( учащиеся рассаживаются по группам – 4 разноуровневые группы сформированы заранее). Каждая группа получает карточку-задание (Приложение 1), Дневник Юного Иссследователя — ДЮИ , оценочную таблицу, памятка «Как работать на практикуме» (Приложение 2)
2. Вступительное слово учителя.
Ребята! Сегодня мы соберем в пластиковую бутылку пробы воды из разных водоемов близ села Шумейка. Нам предстоит исследовать физические свойства воды. Хранить остатки воды для дальнейших исследований можем только в холодильнике в течении 3 суток. Перечислите знакомые вам физические свойства воды. Знаете ли вы как их оценить? В этом и состоит задача занятия.
3.Сообщение новых знаний Практическая работа № 4 «Физические показатели качества воды» - работа в малых группах по карточкам -заданиям
Оценивая физические свойства воды сегодня мы определим температуру, прозрачность , осадок, цвет и цветность и сделаем вывод о пригодности того или иного водоема для нормальной жизнедеятельности гидробионтов.
4. Подведение итога урока — коллективное обсуждение проблемы урока
Какой водоем наиболее пригоден для нормального существования в нем гидробионтов?
Консультанты объявляют оценки учащихся.
5. Домашнее задание - обзор литературы, публикаций в Интернет по исследованию химического состава воды.
Приложение 1
Карточки - задания
I группа
Карточка-задание
Используя термоксиметр измерьте температуру воды:
Обмотайте резервуар тканью и осторожно с поддержкой одноклассников погрузите на 2-3 минуты в воду
Снимите показания и сравните их с показаниями табл. 3, с.6.
В ДЮЛ запишите название водоема и температуру воды.
Сделать вывод о возможности нормального протекания разных этапов жизненного цикла для различных рыб в каждом исследуемом водоеме
II группа
Карточка-задание
Определите муть и осадок в воде, поместив воду в прозрачный сосуд
Дайте отстояться воде в течение 2-3 минут.
Внимательно рассмотрите цвет мути и наличие осадка
3. В ДЮЛ запишите наблюдения
Сделать вывод о характере мути и осадка, о чем они свидетельствуют (руководство с. 6)
III группа
Карточка-задание
Определите прозрачность воды, используя мерный белый шнур и привязанную к нему белую эмалированную тарелку d=30 см. Опустите данное устройство осторожно с мостика с поддержкой одноклассника. Отметьте в ДЮЛ:
на какой глубине тарелка исчезнет из поля зрения
на какой глубине она снова появится
среднее значение и будет выражать прозрачность воды
вывод о прозрачности воды в сравнении с табл 5 с. 7
IV группа
Карточка-задание
Определите цвет воды и цветность
Налейте исследуемую воду в прозрачный сосуд высотой 20см
Поставьте его и сосуд с дистиллированной водой на белый лист бумаги, посмотрите сверху вниз, сравнивая окраску в сосудах
Наблюдения занесите в ДЮЛ
По платинокобальтовой шкале определите цветность воды табл. 6, с. 8
Приложение 2
Памятка. Как работать на практикуме.
1.      Прежде чем приступить к выполнению заданий, внимательно прослушайте инструктаж преподавателя.
2.      Вместе со своими товарищами по группе ознакомьтесь с содержанием занятия; проверьте все ли источники информации, необходимые для работы, вами приготовлены.
3.      Путеводителем в вашей совместной деятельности будет план изучения темы и конкретные рекомендации по выполнению практикума.
4.      Познакомьтесь со всеми заданиями практикума. Если у вас возникли вопросы по их выполнению, обратитесь к товарищам за помощью и разъяснениями.
5.      Согласно рекомендациям практикума, распределите круг обязанностей в группе, определите кто выполнит то или иное задание; сколько потребуется для этого времени; как оформить отчет группы.
6.      Если задание в группе выполняется индивидуально, то после их выполнения обсудите результаты работы по каждому заданию.
7.      Если вам персонально поручено выполнение определенного задания, итоги его выполнения вы должны доложить своим товарищам, внимательно выслушать ответы членов группы, сделать необходимые записи в тетрадях.
8.      В случае если вашей группе поручено задание, отличающееся от заданий в других группах, особенно ответственно подготовьтесь к отчету. Помните, что для ваших одноклассников в подготовленном группой отчете содержится незнакомый учебный материал, изучить который на данном занятии они могут только благодаря вашему отчету.
9.      Заранее определите кто выступит с отчетом, кто его будет иллюстрировать, если это нужно.
10.  Внимательно выслушайте отчеты представителей других групп, сделайте записи в тетради.
11.  В ходе обсуждения материала внутри группы или между группами, вы можете принять участие в оценке работы своих товарищей.