Статья по английскому языку на тему: Что такое коммуникативная методика и почему она эффективна.


Что такое коммуникативная методика и почему она эффективна
Основная задача коммуникативной методики — помочь учащемуся избавиться от пресловутого языкового барьера.
Около 70% занятия по коммуникативной методике посвящено разговорной практике на различные темы. И все же ошибочно было бы считать, что communicative approach — это исключительно разговоры на английском языке. Перефразируя известное выражение, у человека все должно быть прекрасно: и устная речь, и письменная, и словарный запас, и грамматика, и навыки аудирования и чтения. Но можно ли объять сразу все эти области? Можно, коммуникативный подход именно на это и рассчитан.
История появления коммуникативной методики
Коммуникативная методика или коммуникативный подход в изучении языка (communicative approach) — вовсе не новая методика: за границей она появилась примерно в 60-х годах прошлого века, а в нашу страну пришла приблизительно в середине 90-х. Тогда все изучающие английский язык начали жаловаться, что «понимать-понимают, а говорить не могут». Изначально коммуникативная методика предполагала под собой групповые занятия с носителем языка. С первого же урока обучение велось на английском языке. Позже подход претерпел некоторые изменения, и теперь он используется как в группе, так и на индивидуальных занятиях.
Главные принципы коммуникативного подхода
Как и любой другой способ изучения языка, коммуникативный подход трансформировался с течением времени, однако его основополагающие принципы не изменились. Он остается самым популярным способом изучения английского языка вот уже много лет.
Основные принципы коммуникативной методики обучения английскому языку.
Ученик начинает говорить на английском с первого занятия. Даже те, кто изучает язык с нуля, на первом уроке овладевают парой десятков фраз. Это позволяет быстро привыкнуть к звучанию речи, предупреждает появление или избавляет от языкового барьера.
Accuracy and Fluency — грамотная и беглая речь. Изучая язык по этой методике, вам не нужно будет выбирать: говорить свободно или говорить правильно. Речь будет беглой и грамотной одновременно.
При обучении используются только современные аутентичные пособия. Тщательно проработанные англоязычные учебники содержат увлекательный и, самое главное, практический материал, который вы можете использовать в жизни.
Преподаватель проходит с учеником три стадии обучения: engagement (вовлечение), study (изучение) и activation (активация — использование). На стадии engagement педагог вовлекает ученика в процесс обучения: инициирует увлекательную дискуссию, предлагает обсудить картинку и т. п. На стадии изучения студенту поясняют грамматическую тему и использование новых слов и выражений, то есть работают над расширением словарного запаса и овладением грамматикой. На стадии активации знаний ученик выполняет различные упражнения для закрепления новой грамматики и слов. Это может быть продолжение обсуждения изучаемой темы, но уже с применением полученных знаний.
Кому подойдет коммуникативная методика обучения английскому языку
Коммуникативный подход подойдет тем, кто:
1. Хочет говорить грамотно (accuracy)
Умение говорить грамотно — вот основной навык, над совершенствованием которого работает коммуникативная методика. Учащихся учат не только говорить на разные темы, но и при этом следить за правильностью речи. Не секрет, что языковой барьер часто развивается от того, что человек боится допустить ошибку в разговоре. И с этим страхом успешно борется коммуникативный подход: развитию навыка говорения посвящено до 70% времени урока. Communicative approach помогает снять и непосредственно языковой, и психологический барьер: пропадает страх разговаривать на английском языке.
2. Хочет говорить бегло (fluency)
Чем больше и чаще вы говорите на английском, тем быстрее учитесь формулировать свои мысли. А на уроках c использованием коммуникативной методики ученики будут разговаривать бОльшую часть урока. Учитель строит диалог с учениками таким образом, чтобы им было интересно отвечать на его вопросы, и они могли использовать полученные знания по максимуму. Учащихся учат связной речи, различным разговорным фразам и клише, которые и позволяют впоследствии говорить бегло: они просто вспоминают правильный оборот и строят цепочку фраз.
3. Хочет научиться не только слышать, но и понимать английскую речь. Во время разговора с учителем ученикам будет предоставлена возможность слушать, как звучит естественная связная речь, они привыкнут к звучанию английского языка, постепенно станет легче понимать его на слух. Более того, на уроках ученики будут прослушивать и разбирать вместе с учителем небольшие аудио и видеоматериалы. Обычно такой материал используется как основа для дискуссии.
4. Хочет перестать переводить свои мысли с русского на английский Коммуникативная методика обучения английскому языку направлена на развитие умения спонтанно говорить на различные темы. На занятиях используется в основном только изучаемый язык. Исключение делают только для тех, кто начинает учить английский язык «с нуля». Однако и новички уже после первого занятия обзаведутся десятком-другим важных фраз на английском языке. Ученикам с уровнями Beginner, Elementary и Pre-Intermediate учитель может давать пояснения по-русски. Ученики могут использовать русский, если что-то непонятно. Преподаватель тоже иногда объясняет сложные нюансы по-русски, однако 90-100% занятия проводится на английском языке.
Такой прием позволяет учащимся не только «перестроиться» на использование английского языка, но и перестать мысленно переводить русские фразы на английский и наоборот. Уже в уме они сразу будут выстраивать предложение на английском, что существенно ускорит и облегчит процесс обучения.
А чем так вреден перевод? В первую очередь тем, что собеседник может понять вас неправильно или не понять вовсе. Приведем пример. Фраза на русском: Мне нравится шоколад. Дословный перевод: Me like chocolate. Правильный перевод: I like chocolate. Как видите, нельзя использовать простой последовательный перевод. Это же касается и выбора слова из нескольких синонимов. Зачастую мы путаем их потому, что учим, как в старом словаре — в отрыве от контекста.
Коммуникативный подход предполагает изучение слов в контексте, без перевода на русский язык. Важно, чтобы учащиеся понимали, ЧТО означает слово и КАК его употреблять.
5. Хочет изучать грамматику и новые слова для общения, а не для галочки. Если ученики до сих пор боялись «страшного зверя — грамматику», то этот страх пора развеять. Коммуникативная методика предполагает очень правильный и простой принцип изучения грамматических конструкций: никто не зубрит теорию. Вам поясняют то или иное правило, и вы начинаете отрабатывать его на практике, доводя навык использования до автоматизма. Аналогично поступают и с новыми словами: никакой зубрежки, только многократное практическое применение. Вспомните, как учатся языку дети: они сначала говорят, а в процессе общения взрослые поясняют им, как говорить правильно.
Коммуникативный подход применяется примерно так же: вы обсуждаете интересную вам тему и учитесь применять новую для вас конструкцию или лексику в процессе разговора. Например, преподаватель поясняет вам второй тип условных предложений и предлагает поговорить о мечтах: после 5-10 предложений вы «прочувствуете» эту конструкцию и поймете основные принципы ее использования. Например: If I had a million dollars, I would buy a Ferrari. Если бы у меня был миллион долларов, я бы купил «Феррари».
То есть грамматика и лексика фактически не являются основным объектом изучения, а используются как вспомогательный материал и учатся автоматически.
6. Хочет научиться читать современные тексты на английском языке. Книга в оригинале и обработанный переводчиком текст — вещи разные. Многие любители литературы говорят, что стиль автора, настроение и характер героев лучше видны в оригинальном тексте. Поэтому, если у вас есть желание насладиться произведениями любимого автора, советуем изучать английский по коммуникативной методике. При обучении вам будут предлагать только аутентичные тексты, написанные современным языком. Поэтому читать книги будет просто — лексика и различные обороты будут вам знакомы. Более того, из учебных текстов вы почерпнете важные речевые клише, которые впоследствии будете использовать как в общении, так и на письме. Очевидно, что коммуникативная методика еще и помогает научиться писать грамотно и красиво.
7. Хочет улучшить произношение. Вспомните, как детей учат произносить букву «р». Родители предлагают ребенку повторять ее много раз, произносить различные скороговорки, как можно чаще употреблять слова, в составе которых есть эта буква. То есть чем чаще используешь ее, тем быстрее научишься выговаривать. Похожим образом вырабатывается и корректное английское произношение. На уроках учащиеся будут много говорить и постепенно станут произносить звуки все точнее, пока не добьются правильного звучания. Кроме того, уроки могут включать в себя различные упражнения на отработку тех или иных звуков, что поможет детям быстрее улучшить свое произношение.
8. Не хочет спать на уроках. На уроках, проводимых по коммуникативной методике, уснуть не получится, да и не захочется. Никаких скучных школьных тем. Они остались в прошлом вместе с учебниками советских времен. Современные пособия предлагают для изучения самые разнообразные темы, которые ТОЧНО пригодятся при разговоре и будут интересны. А использование различных вспомогательных материалов поможет еще больше разнообразить занятия и укрепить знания.