Разработка урока Почва. Свойства почвы

Урок по предмету "Окружающий мир"
Тема урока: «Почва. Свойства почвы».
3 класс, 9-10 лет.
Номинация: урок
Авторы учебника: А.А.Плешаков
Автор - Земскова Мария Владимировна
Учитель начальных классов
Тема урока «Почва. Свойства почвы» Цели урока: Образовательные (предметные): - сформировать представление о свойстве почвы; - Систематизировать знания об охране почвы, окружающей среды - Определить взаимосвязь почвы, растения и человека.
Развивающие (метапредметные): Регулятивные:
-Сформулировать причины, какое значение имеет почва для животных, растений и человека;
-Сформулировать причины, почему следует вести охранную деятельность почвы, защищать ее от выветривания и заболачивания;
Познавательные: - Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
- Помочь выделить и сформулировать познавательную цель. -Развивать умение работать с разными видами информации. -Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке. Коммуникативные: - Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. -Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте. -Помочь ребенку в аргументации своего мнения. Личностные (воспитательные): - Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
- Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. - Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям. - Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности. -Работать над осознанием ответственности за общее дело
Планируемые достижения учащихся.
-усвоить, что необходимо охранять почву
- усвоить, что почва соединяет живую и неживую природу
-умение определять свойства почвы

Материально техническое обеспечение урока:
плакат «Состав почвы»,
опорная карточка – схема для самостоятельного заполнения учащимися.
Листы с вопросами: «Что такое почва?», «Какие свойства есть у почвы?», «Каково значение почвы для растений (животных, человека)?», «Зачем нужно охранять почвы?»
Портрет В. В. Докучаева
Оборудование для проведения опытов: стекло, спиртовка, чашка, держатель, стаканчик с водой, кусочки земли (для учителя). Лабораторный ящичек – 3 шт, стаканчика с водой – 6 шт, кусочек почвы, стеклянная палочка – 3 шт, прокаленная почва в коробке – 3 шт, ложечка – 3 шт, салфетка – 11 шт.
Наглядный материал при изучении вопросов «Разрушение почвы» и «Меры по охране почвы» ( слайдовые иллюстрации).
Методические рекомендации по подготовке и проведению урока:
При подготовке к уроку следует подготовить материал для практической работы: оборудование для проведения опытов, прокаленную почву в коробку, небольшие кусочки почвы; Перед началом урока нужно разделить класс на группы заранее. На усмотрение учителя можно подготовить презентацию к уроку или использовать наглядность при изучении вопросов «Разрушение почвы» и «Меры по охране почвы». Важно не загромождать урок большим использованием наглядности.








План урока (45 мин):
№ п/п
этап урока
время
формы, методы работы


Организационный момент.
1 минута
Эмоциональный настрой


Проверка домашнего задания
4 минута
игровой момент, словесные методы ( ответ на вопросы)


Определение темы урока Постановка учебных задач
3 минуты
постановка проблемной ситуации, наглядные и словесные методы (выдвижение вопроса, на которые необходимо ответить)


«Открытие » учащимися нового знания. Проверка гипотез
9 минуты
Практические (проведение опытов), наглядные (демонстрация опытов) и словесные методы (обсуждение результатов), групповая форма работы


Первичное закрепление
4 минуты
Групповая работа (заполнение схемы по итогам работы), наглядные и словесные методы (обсуждение результатов, ответы на вопросы)


Физминутка.
3 минут
Игровой прием


Работа по теме
4 минуты
Групповое обсуждение проблемы, коллективная работа; наглядные и словесные методы


Самостоятельная работа по учебнику (побуждение к плану проверки):

7 минуты
Индивидуальная работа (чтение); коллективное обсуждение;


Закрепление
5 минут
Коллективная деятельность; словесные методы (ответы на вопросы)


Домашнее задание
2 минуты



Итог урока. Рефлексия
3 минуты
Коллективная работа

Ход урока 1. Орг. Момент
Учитель: - Здравствуйте, ребята, я рада вас всех видеть. Меня зовут Мария Владимировна. Вы готовы начать урок? Ученики: - Да! Учитель: - Мне сегодня потребуется ваша помощь, чтобы урок получился интересным и увлекательным. Вы мне поможете?
- Тогда слушайте внимательно.
Отвечайте вы сознательно!
Чтобы время потрать впрок –
Мы начинаем урок.
2.Проверка домашнего задания.
Учитель: - Вспомните тему прошлого урока. Могут ли камни разрушаться? Докажите.
- Какие причины способствуют разрушению камней?
Ученики: - колебания температур, воды, корни растений. (Ученики рассказывают подробно о каждой причине).
3.Определение темы урока. Постановка учебных задач – О чем сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Бьют меня ногами,
Режут ножами.
Каждый хочет растоптать.
А я с подарками опять. (Земля)
Учитель: - Какова же тема урока? Слово “земля” имеет много значений, какие?
Ученики:
это и название нашей планеты, на которой мы живем;
это и суша как противоположность водному и воздушному пространству;
это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория.
Учитель: - сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле – матушке нашей кормилице или ... о чем? Каково ее научное название? (Почва) Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке? (Ответы учащихся)
Сегодня на уроке мы должны выяснить и уяснить, что такое почва и какими свойствами обладает почва
– Значит на какие вопросы мы сегодня должны ответить?
Учащиеся: Что же такое почва? Какими свойствами обладает почва? (вывешиваются карточки с вопросами)
Открытие нового знания:
Учитель: - Наука о почвах – почвоведение. Начало изучению данной науки положил Василий Васильевич Докучаев (1846 – 1903). Он посетил разные уголки нашей Родины и везде исследовал почвы. Он считал, что земля дороже нефти, угля, золота. Почему? Почва – наша кормилица.
Почва и его свойства. Проведение опытов (Работа проводится в группах)
ТБ при проведении опытов
- внимательно слушать инструкции
- четко выполнять все задания
- быть наблюдательным
- аккуратно работать с веществами и оборудованием
- сделать выводы по наблюдениям
Опыт 1.
Учитель: - Возьмите в руки почву. Что можно с ней сделать? Размять, пересыпать. Значит, она какая?
Ученики: - Рыхлая
Опыт 2 Учитель: - Возьмите пробирку с водой, а теперь аккуратно бросьте комочек сухой почвы в воду. - Что вы увидели?
Ученики: - Стали выходить пузырьки?
Учитель: - Какой вывод сделаем?
Ученик: - Значит, в почве есть воздух. Опыт 3. Проводит учитель.
Учитель: - А теперь попробуем нагреть почву. Подержим холодное стекло над почвой. Что вы увидели?
Ученики: - Мы увидели, что стекло стало влажным. Следовательно, в почве есть вода.
Опыт 4. Проводит учитель.
Учитель: - Я продолжаю нагревать почву. Что вы увидели или почувствовали?
Ученики: - Мы увидели дым, почувствовали непрятный запах.
Учитель: - С чем это может быть связано?
- В почве сгорает перегной - слой почвы, который образуется из остатков растений и животных. Именно благодаря перегною почва имеет темный цвет. Чем больше сгнивших остатков в почве, тем она плодороднее. Поэтому плодородие считается главным свойством почвы. Даже самому неприхотливому растению для развития нужен рыхлый слой, в котором есть всё необходимое для его жизни.
Опыт 5.
Учитель: - Возьмите прокаленную почву, в которой весь перегной уже сгорел. Это почва серого цвета. Высыпи в стакан с водой и размешаем. Что вы увидели?
Ученики: - На дне стакана образовался осадок. Почва не растворяется в воде.
Учитель: - На дне стакана оказался песок, а поверх песка глина.
Опыт 6. Проводит учитель
Учитель: - А теперь профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель воды поместим на стекло и поддержим над огнем. Что увидели?
Ученики: - Вода испарилась, а на стекле остался белый налет
Учитель: - Этот налет называется минеральные соли, которые растворяются в воде. Минеральные соли необходимы для питания растений. Но их в почве содержится мало. И растения могли бы их быстро израсходовать, если бы минеральные соли постоянно не пополнялись. А пополняются они за счёт перегноя. Перегной под действием бактерий, постепенно превращаются в соли и помощью червей и кротов распределяются по всему участку почвы.
5.Первичное закрепление
Учитель: - Мы с вами изучили свойства почвы. Теперь заполним схему, вписав в схему необходимые элементы. Какие составляющие входят в почву?



(Воздух, вода, перегной, песок и глина, минеральные соли, растворённые воде).


Учитель: - Теперь вы сможете ответить теперь на вопрос, что такое почва?
Ученики: - Почва - верхний плодородный слой земли. (Снимается карточка с вопросом)
ФИЗМИНУТКА
Работа по теме (Работа в группах):
Учитель: - Каждой группе теперь задание. Подумайте несколько минут и ответьте на вопросы (Каждой группе свой вопрос):
Какова взаимосвязь между растениями и почвой?
Какова Взаимосвязь между животными и почвой?
Какова взаимосвязь человека и почвы?
(Один представитель от группы отвечает)- Почва богата кислородом и минеральными солями, водой, которые необходимы для растений. Некоторые животные (черви) питаются перегноем. Многим животным, живущим в земле нужен кислород. Почва богатая перегноем, водой и солями следовательно богата растениями и животными. Человек также выращивает растительные культуры, занимается собирательством (грибы, ягоды). Чем плодороднее почва, тем лучше будет урожай.
Учитель: - Мы с вами ответили еще на один вопрос «Какова взаимосвязь между растениями, животными, человеком и почвой?» А почву можно отнести к живой или не живой природе?
Ученики: - Почву можно отнести и к живой, и неживой природе! (К этому ответу следует подвести учащихся)
Учитель: - Как вы думаете, могут ли запасы питательных веществ иссякнуть?
Учитель: - Твердые породы разрушаются, образуется рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. Остатки растений образуют перегной. Другие растения также могут здесь поселится, которые впоследствии так же образуют перегной. Животные, которые будут заселять эти территории, также повышают плодородный слой почвы. Растения укрепляют почву своими корнями, которые защищают от действий потоков воды и от сильного ветра. Но образование почвы идет очень медленно: для этого нужны сотни и тысячи лет (1 см почвы образуется за 250-300 лет), 20 см – за 5-6 тысяч лет. А вот разрушение происходит быстро, когда люди уничтожают растения, почву размывает вода, выдувает сильный ветер.
Самостоятельная работа по учебнику (побуждение к плану проверки):
Учитель: - А вы знаете, как можно защитить почву? Прочитайте текст с. 69-70 и выделите, какие охранные действия необходимо принять по охране почвы?
Ученики: - Сохранение лесов. Нельзя сажать культурные растения на одном и том же месте из года в год. Нельзя распахивать почву на больших пространствах – это приводит к пыльным бурям, образованием оврагов. Заболачивание почвы.
Закрепление.
Группы ребят задают друг другу вопросы. Учитель: - Подумайте, какие вопросы каждой из групп вы зададите.
10. Домашнее задание:
С. 65 – 70, вопросы, задания. Нарисовать знак «Охраняем почву!»
11.Итог урока. Рефлексия «Неоконченные предложения»
Сегодня на уроке я узнал
Сегодня на уроке я повторил
Сегодня на уроке я запомнил
Сегодня на уроке я научился

Литература
500 загадок по алфавиту для детей. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 96 с.
Большая детская  энциклопедия : Химия / сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество. 2000.
Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн 14. Но – Н 76 Пе. – М. :Большая Российская энциклопедия, 2002. – 256 с.
Окружающий мир. 3 класс. Учеб. Для образоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ А. А. Плешаков. – 8-е изд. – М. : Просвещение, 2009. – 159 с.: ил. – (Школа России)
Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2008. – 400с.






15