Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК Перспективная начальная школа


Муниципальное образовательное автономное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №35 г. Орска»

Рассмотрена
на заседании МО учителей
начальных классов
протокол №______________
«_____»_____________________ 2015 г.
Руководитель ШМО
__________________Селиванова Е.Г.

Согласовано:
Зам.дир. по УВР МОАУ СОШ № 35 г.Орска
___________________________Кубрякова Н.С.
«_____»_____________________ 2015г.


Утверждаю:
Директор МОАУ СОШ № 35 г. Орска
_________________________Бадаева Е.Н.
«_____»_____________________ 2015г.











Рабочая программа
по окружающему миру для 1 класса






Составитель:
учитель начальных классов
Юрьева Рушана Шамильевна




г. Орск, 2015


Рабочая программа по окружающему миру.

1 класс. УМК «Перспективная начальная школа».

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального образования МОАУ «СОШ № 35 г. Орска» и авторской программы Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В., Трафимова С.А. «Окружающий мир» (образовательная программа «Перспективная начальная школа» ) с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Данная рабочая программа по «Окружающему миру» разработана для обучения в 1 классе и составлена на основе примерной программы начального общего образования Министерства образования РФ , программы «Окружающий мир» авторы Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., которая создана на основе концепции «Перспективная начальная школа» в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования (2009) серии «Стандарты второго поколения».

1.Общая характеристика учебного предмета
Целью уроков предмета «Окружающий мир» в начальной школе является формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных универсальных учебных действий.
Основные задачи уроков «Окружающий мир»:          
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта – опыта сельской жизни, с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;                 
последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений: работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных и обществоведческих дисциплин;   
воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.  
Программа первых лет обучения построена таким образом, что знания второго года обучения базируются на основе ранее полученных знаний, дополняя и углубляя их.   
В 1-м классе выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой (природа, неживая природа, живая природа, растения, животные и др.). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности. В качестве другой содержательной линии курса выделено ознакомление с изменениями природы, начиная с природы России и заканчивая природой края, где живут учащиеся.   
В связи с тем, что ребенок еще до школы знаком с сезонной цикличностью жизни природы, сезонные изменения являются сквозной линией первых двух лет обучения. Изучение учебного материала по каждому времени года идет по единому плану: неживая природа – растения – животные (насекомые, рыбы, птицы, звери) – труд человека – образцы поведения в природе.   
Приоритетными задачами курса 1-го класса является формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира, систематизация и расширение представлений детей об объектах природы, развитие интереса к познанию.

2.Общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения.
.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребёнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.
Структура учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности школьников системой специальных заданий, где ученик выступает то в обучаемого, то в роли обучающего ( консультант, экспериментатор).
Виды организации учебной деятельности:
- наблюдения природы и общественной жизни,
- практические работы,
- опыты,
- творческие задания,
- дидактические и ролевые игры,
- учебные диалоги,
- моделирование объектов и явлений окружающего мира.

3.Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно программе на изучение программного материала в 1 классе отводятся 2 часа в неделю, всего 66 часов в год.

4.Особенность по отношению к ФГОС НООО: требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать з делах и событиях современной российской жизни;
осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание
в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;
умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
5.Универсальные учебные действия, формируемые на предмете.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
-Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях
отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
-Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или
плохие.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих
нравственных ценностей).
-В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
-Проговаривать последовательность действий на уроке.
-Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
-Учиться работать по предложенному учителем плану.
-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

·
·Давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
уроке.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Коммуникативные УУД:
-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого
текста).
-Слушать и понимать речь других.
-Выразительно читать и пересказывать текст.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).



6. Планируемые результаты освоения программы
-сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;
-различать предметы и выделять их признаки;
-проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов с помощью органов чувств;
-объяснять, как с помощью органов чувств мы различаем предметы и их признаки;
-сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную
информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями;
-называть условия, необходимые для жизни растений и животных;
-проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями такими, как смена дня и ночи, смена времен года;
-называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы года;
-описывать сезонные изменения в природе (на основе наблюдений);
-наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года
-приводить примеры животных своего края: насекомых, рыб, птиц, зверей;
·
·
·приводить примеры диких и домашних животных (на основе наблюдений);
-проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».
Обучающиеся получат возможность научиться:
-различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их основные отличительные признаки;
-называть органы чувств человека и их основные функции;
-называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных;
-проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;
-оказывать помощь птицам в зимнее время года.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
-проводить наблюдения во время экскурсии по школе, находить свой класс и свое место в классе;
-различать и оценивать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;
-оценивать необходимость подготовки к уроку и подготавливаться к нему;
-называть имя своего города и название своей улицы;
-называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей;
-узнавать российский Государственный флаг и российский Государственный герб, герб Оренбургской области и города Орска;
-выполнять правила поведения при прослушивании Государственного гимна.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-выполнять правила поведения, которые допустимы в школе (до урока, на уроке, на переменах) и в других присутственных местах;
-подготавливаться к уроку, помогать подготавливаться к уроку одноклассникам;
-называть имя своего края, города (села, поселка), название своей школы, адрес школы;
-называть столицу России, рассказывать о ее достопримечательностях; о достопримечательностях города
Орска;
-узнавать российский Государственный флаг среди флагов других стран;
-рассказывать о результатах экскурсии (при наличии условий) по городу (селу, поселку), к местам исторических событий и
памятникам истории и культуры родного края.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
-называть свои имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, называть имя своего учителя и номер школы;
-использовать мобильный телефон для связи с родителями;
-выполнять правила перехода проезжей части улицы;
-называть и оценивать правила безопасного поведения на улице;
-называть и оценивать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего
сугроба);
-приводить примеры распространенных шляпочных несъедобных грибов своего края;
·
·
·рассказывать о правилах сбора лекарственных растений и оказания первой помощи при укусе пчелы и осы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-называть телефон своих родителей, имя и фамилию своего учителя, адрес школы;
-использовать при необходимости мобильный телефон для связи с родителями или учителем;
-соблюдать правила перехода проезжей части улицы;
-соблюдать правила безопасного поведения на улице;
-соблюдать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба);
приводить примеры распространенных шляпочных несъедобных грибов своего края;
-соблюдать правила сбора лекарственных растений;
-оказывать первую помощь при укусе пчелы и осы.

7.Содержание учебного предмета (66 ч.)
Человек и природа
Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Природа живая и
неживая (на примерах различения объектов живой и неживой природы). Органы чувств человека (глаз, нос, язык, ухо, кожа). Признаки
объектов живой природы и предметов, которые можно определить на основе наблюдений с помощью органов чувств (цвет, форма,
сравнительные размеры, наличие вкуса, запаха; ощущение теплого (холодного), гладкого (шершавого)). Основные признаки живой природы
(например, живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают).
Вода. Первоначальные представления о разных состояниях воды (жидкое и твердое – лед, снежинки) на основе наблюдений и опытных
исследований.
Растения – часть живой природы. Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Условия, необходимые для жизни растений (свет,
тепло, воздух, вода). Части растений (вегетативные и генеративные органы): стебель, корень, лист, побег, цветок, семя, плод. Знакомство с
разнообразием плодов и семян на основе наблюдений (по выбору учителя). Способы распространения растений. Лекарственные растения.
Распознавание растений (по листьям, плодам, кронам и др.) на основе наблюдений.
Грибы. Части (органы) шляпочных грибов (грибница, ножка, плодовое тело, споры). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора
грибов.
Животные – как часть живой природы. Разнообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери. Дикие и домашние животные.
Примеры явлений природы. Смена времен года.
Осень. Осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь). Признаки осени (созревание плодов и ягод, похолодание, листопад, отлет
перелетных птиц, подготовка зверей к зиме). Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка к зиме.
Зима. Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы (низкое солнце, короткая продолжительность дня, холод, замерзание
воды). Жизнь деревьев, кустарников и трав в зимнее время года. Жизнь растений и животных подо льдом. Жизнь лесных зверей и птиц в
зимнее время года. Помощь животным в зимнее время года. Зимние игры.
Весна. Весенние месяцы (март, апрель, май). Признаки весны (высокое солнце, тепло, увеличение продолжительности дня, таяние снега
и льда, пробуждение природы, прилет птиц). Жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных
весной (забота птиц о будущем потомстве).
Лето. Летние месяцы (июнь, июль, август). Признаки лета (высокое солнце, продолжительный день, тепло, цветение растений,
потомство у животных). Летний отдых.
Человек и общество
Ознакомление с условными обозначениями учебника и их использование при работе с учебником. Человек и общество
Ознакомление с условными обозначениями учебника и их использование при работе с учебником.
Школьник и его жизнь в школе. Приход в школу, приветствие учителю, подготовка к уроку. Правила поведения в школе: в компьютерном
классе, на уроке, на перемене, в столовой. Правильная осанка во время письма. Правила подъема и спуска с лестницы. Спортивная форма и
сменная обувь.
Первое знакомство с терминами «экология», «эколог», «Красная книга России», Примеры
животных из Красной книги России и Оренбургской области(изображение животных из Красной книги на юбилейных монетах России).
Разработка экологических (предупредительных) знаков и их установка на пришкольном участке.
Труд людей в осенний период года.
Школьник и его жизнь в школе. Приход в школу, приветствие учителю. Наша Родина – Россия. Иллюстрация территории и границ России. Россия – многонациональная страна. Москва – столица России.
Достопримечательности столицы – Красная площадь, Кремль, метро. Достопримечательности города Орска. Знакомство с
государственной символикой России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; герб
Оренбургской области и города Орска; правила поведения при прослушивании гимна.
Правила безопасного поведения
Домашний адрес и адрес школы, телефон родителей. Дорога от дома к школе. Правила перехода проезжей части улицы. Правила
безопасного поведения на улице.
Правила безопасного поведения во время зимних игр (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба, снег
·
·несъедобен).
Ознакомление с внешним видом наиболее распространенных шляпочных несъедобных грибов. Одно из основных правил сбора грибов
(не трогай несъедобные и незнакомые тебе грибы).
Правила поведения при сборе лекарственных трав.
Первая помощь при укусе насекомыми (пчёлы, осы).
8. Материально-техническое обеспечение.
Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. Окружающий мир. 1 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник, 2009.
Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. – М.: Академкнига/Учебник, 2009.
Трафимова Г.В, Трафимов С.А., Федотова О.Н. Окружающий мир 1 класс: Учебник-хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник, 2009.
Трафимова Г.В, Трафимов С.А., Федотова О.Н. Окружающий мир. 1класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник, 2009.

Тематическое планирование

Календарные
сроки

урока
Раздел
(кол-во часов,
тема)
Планируемый результат
Возможные виды деятельности



Тема
Кол-во часов
Освоение предметных знаний
УУД


Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире (8 ч)

1 четверть (18 часов)


1.
Где живет семья Ивановых
1.
Знакомство с героями учебника. Беседа о городе, его достопримечательностях, понимание слова «адрес», заучивание своего адреса, адреса школы.

Адекватная
мотивация учебной деятельности Учебные и познавательные мотивы
Ориентация на моральные нормы и их выполнение
Нравственно-этическая ориентация
Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу
Контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Использование знаково-символических средств
Овладение действием моделирования
Умение структурировать Знания
постановка и формулирование проблемы
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты
Установление причинно-следственных связей
Учёт позиции собеседника (партнера)
Организация и осуществление сотрудничества
Кооперация с учителем и сверстниками
Постановка вопросов
Проводить наблюдения в группах во время экскурсии по своему району или городу (путь домой).
Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.
Обсуждать коллективно необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.


2.

1.





3.
Мы познаем мир
1.
Наблюдение природных объектов, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Опыты с природными объектами.


Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства.
Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности
Оценивать результаты своих наблюдении о природе родного края.


4.

1.





5.
Мы познаем мир с помощью органов чувств
1.
Что такое окружающий мир. Природа как важнейшее условие жизни человека. Органы чувств: нос, глаза, уши, кожа Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыт.

Познакомиться с органами чувств. Опытное определение признаков предметов с помощью органов чувств.



6.

1.





7.
Что нас окружает
1.
Как человек познает природу. Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Признаки живой природы

Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.
Приводить примеры веществ, описывать их.



8.

1.




Живая природа (10 ч)


9.
Животные – часть природы
1.
Животные: разнообразие
(насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения. Отличительные признаки животных
Адекватная мотивация учебной деятельности
Учебные и познавательные мотивы
Ориентация на моральные нормы и их выполнение
Нравственно-этическая ориентация
Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу
Контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Использование знаково-символических средств
Овладение действием моделирования
Умение структурировать знания
Постановка и формулирование проблемы
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты
Установление причинно-следственных связей
Учёт позиции собеседника (партнера)
Организация и осуществление сотрудничества
Кооперация с учителем и сверстниками
Постановка вопросов
Различать животных по признакам. Приводить примеры
животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида


10.
Дикие и домашние животные
1.
Знакомство с отличительными признаками диких и домашних животных.


Характеризовать диких и домашних животных. Классифицировать по признакам: домашние – дикие.


11.

1.





12.
Насекомые – часть природы
1.
Ознакомление с отличительными признаками насекомых

Раскрывать особенности внешнего вида и жизни насекомых; называть насекомых родного края


13.

1.





14.
Растения – часть живой природы
1.
Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни. Части растения

Классифицировать дикорастущие и культурные растения. Различать растения используя информацию полученную в ходе наблюдения, чтения, работы с иллюстрациями


15.

1.





16.
Что общего у трав, кустарников и деревьев
1.
Выявление черт сходства и отличия растений, ознакомление с термином «органы растений»

Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах. Приводить примеры хвойных и лиственных деревьев своего края; примеры кустарников и травянистых растений своего края


17.
Как растения расселяются на новые места
1.
Выявление особенностей распространения семян растений, отличительных признаков плодов и семян.

Анализировать строение семени и делать выводы о способах распространения каждого растения. Использование источников информации для получения дополнительных сведений об окружающем мире




18.

1.




2 четверть (14 часов)

Природа и ее сезонные изменения (38 ч)


19.
Природа и ее сезонные изменения
1.
Явления природы (общее представление о 3-4 явлениях). Времена года, их особенности
Адекватная мотивация учебной деятельности
Учебные и познавательные мотивы
Ориентация на моральные нормы и их выполнение
Нравственно-этическая ориентация
Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу
Контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Использование знаково-символических средств
Овладение действием моделирования
Умение структурировать знания
Постановка и формулирование проблемы
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты
Установление причинно-следственных связей
Учёт позиции собеседника (партнера)
организация и осуществление сотрудничества
Кооперация с учителем и сверстниками
Постановка вопросов
Описывать сезонные изменения в природе. Пересказывать и понимать тексты о природе. Анализировать народные предметы связанные с погодой.


20.
Жизнь растений осенью
1.
Наблюдение за сезонными изменениями в природе.


Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Анализировать изменения природы осенью.



21.

1.





22.
Труд людей осенью
1.
Изменения в жизни растений осенью. Признаки осени. . Различение овощей и фруктов.

Приводить примеры трудовой деятельности человека осенью. Работа с дополнительным материалам по сбору информации. Составление рассказа «Труд людей осенью»


23.
Как животные готовятся к зиме
1.
Признаки зимы (на основе наблюдений). Подготовка животных к зиме. Перелетные и зимующие
птицы

Классифицировать животных по способу зимовки, птиц на перелетных и зимующих. Приводить примеры подготовки животных к зиме.


24.

1.





25.
Пришла зима
1.
Времена года. Изменение в природе с приходом зимы (на основе наблюдений)

Характеризовать природные изменения с приходом зимы. Анализировать народные приметы о зиме.


26.

1.





27.
Снежные загадки
1.
Обобщение знаний о сезонных изменениях в природе. Опыты со снегом.


Проводить опыты со снегом. Делать обобщающие выводы. Работа в группах.


28.
Жизнь лесных зверей зимой
1.
Жизнь лесных зверей и
помощь птицам в зимнее время. Признаки сходства млекопитающих животных.

Уточнение и дополнение знаний о зимовке животных. Работа с дополнительными источниками информации.


29.

1.





30.
Как помочь птицам зимой
1.
Обобщение жизненных наблюдений за зимующими птицами.

Составление рассказа о зимующих птицах. Передача своих впечатлений об окружающем мире
в рисунках, поделках.


31.

1.





32.
Есть ли жизнь в воде подо льдом?
1.
Знакомство с жизнью некоторых животных и растений подо льдом. Выделение существенных признаков рыб.


Знакомство с признаками рыб. Обсуждение и составление рассказа о жизни подо льдом.

3 четверть (18 часов)


33.
Как зимуют травы, кустарники и деревья?
1.
Расширение представлений о жизни деревьев и кустарников в зимний период. Знакомство с особенностями жизни травянистых растений зимой.

Адекватная мотивация учебной деятельности
Учебные и познавательные мотивы
Ориентация на моральные нормы и их выполнение
Нравственно-этическая ориентация
Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу
Контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Использование знаково-символических средств
Овладение действием моделирования
Умение структурировать знания
Постановка и формулирование проблемы
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты
Установление причинно-следственных связей
Учёт позиции собеседника (партнера)
организация и осуществление сотрудничества
Кооперация с учителем и сверстниками
Постановка вопросов
Обобщение знаний о жизни зимой деревьев, кустарников, трав в зимний период. Работа с дополнительными источниками информации.


34.

1.





35.
Учимся различать деревья и кустарники зимой
1.
Определение различных видов деревьев и кустарников по силуэтам, почкам, коре.


Характеризовать растения по внешним признакам. Приводить примеры хвойных растений. Сравнивать и различать деревья кустарники и травы.


36.

1.





37.
Труд людей зимой

1.
Обобщение знаний о труде людей в зимний период. Безопасность поведения зимой.


Обобщение жизненных наблюдений за трудом человека в зимнее время. Правила безопасности зимой.


38.
Весна пришла
1.
Явления природы. Весенние изменения в природе

Характеризовать весенние природные изменения . приводить примеры народных примет о весне.


39.

1.





40.
Какие растения весной цвести торопятся
1.
Знать раннецветущие растения, причины раннего цветения растений. Уметь отличать первоцветы от остальных растений.

Знакомство с первоцветами Оренбуржья. Работа с дополнительными источниками информации.


41.

1.





42.
Как животные весну встречают
1.
Знать об изменениях в жизни животных весной. Уметь устанавливать взаимосвязи в природе.

Составлять рассказ по иллюстрации об изменениях жизни животных с приходом весны. Сравнивать внешние изменения.


43.

1.





44.
Про больших и маленьких
1.
Знать, как появляется потомство у животных. Уметь сравнивать животных и их детенышей.

Характеризовать способы питания, размножения животных и птиц. Сравнивать внешние признаки животных и их потомства.


45.

1.





46.
Ждем лето
1.
Знать об основных изменениях в природе с приходом лета. Уметь устанавливать взаимосвязи в природе в летний период

Характеризовать летние природные изменения . Приводить примеры народных примет о лете. Проводить сравнительный анализ природных изменений с летом с другими временами года.


47.
В лес по ягоды пойдем
1.
Знать питательные и целебные свойства ягод. Уметь приводить примеры съедобных и ядовитых ягод своего края. Иметь представление о правилах сбора ягод.

Работа с иллюстрациями учебника, составление рассказа. Учиться различать съедобные и ядовитые ягоды.


48.

1.





49.
С лукошком за грибами
1.
Знать признаки и названия грибов. Уметь отличать съедобные и ядовитые грибы края. Знать правила сбора грибов.

Ознакомление с царством Грибы.
Части гриба
Различать съедобные и ядовитые грибы. Рассказывать о роли грибов в природе и жизни человека.


50.






4 четверть (16 часов)


51.
Зеленая аптека
1.
Знать некоторые лекарственные растения края. Иметь представления о сборе и использовании лекарственных растений.

Обобщение знаний о мире растений. Работа с дополнительными источниками информации. Описывать внешний вид и полезные свойства лекарственных растений нашего края.


52.

1.





53.
Природа и мы
1.
Уметь соблюдать правила безопасности в природе. Знать виды и формы помощи человека природе.

Знакомство с термином «экология». Приводить примеры влияния человека на окружающую среду. Выработка правил поведения на природе.


54.

1.





55.
Красная книга
1.
Знать некоторые растения и животных Красной книги России и Оренбурья. Уметь устанавливать взаимосвязи в жизни растений и животных.

Знакомство с растениями, занесенными в красную книгу. Работа с дополнительными источниками информации.


56.

1.




Наша родина Россия (10 ч)


57.
Родной край
1.
Знать названия планеты, страны, региона, города. Уметь описывать достопримечательности родного края. Называть виды растений и животных края.
Адекватная мотивация учебной деятельности
учебные и Познавательные мотивы
ориентация на моральные нормы и их выполнение
Нравственно-этическая ориентация
Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу
Контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Использование знаково-символических средств
Овладение действием моделирования
Умение структурировать знания
Постановка и формулирование проблемы
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
Установление причинно-следственных связей
Учёт позиции собеседника (партнера)
организация и осуществление сотрудничества
Кооперация с учителем и сверстниками
Постановка вопросов
Осмысление понятий: Родина, малая родина.
Обобщение знаний о родном крае, городе. Знакомство с историей родного края.


58.
Наша родина - Россия
1.
Знать название государства, его столицы, названия крупных государств-соседей. Уметь описывать достопримечательности России

Обобщить знания о России. Работа с дополнительными источниками информации.


59.
Государственная
символика
1.
Знать государственную символику России, первый куплет и припев гимна,. Уметь описывать традиции, обычаи, историю государственных символов

Знакомиться с особенностями Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага, узнавание российского флага среди флагов других стран).
Подбирать информацию об отдельных фактах истории флагов России.



60.

1.





61.
Москва - столица нашего государства
1.
Знать столицу государства, главную площадь, иметь представление о Кремле. Уметь описывать достопримечательности Москвы.

Описывать достопримечательности Москвы. Находить и работать с информацией из дополнительных источников.


62.

1.





63.

1.





64.
Экскурсия в город
1.
Знать правила безопасного поведения в городе. Уметь описывать достопримечательности.

Уметь соблюдать правила безопасного поведения в городе во время экскурсии, правила дорожного движения.


65.

1.





66.
Обобщение «Мы
и окружающий
мир»
1.
Знать правила членов клуба. Уметь написать и отправить письмо.

Знакомство с правилами членов клуба «Мы и окружающий мир».



15