Открытый урок по познанию мира на тему Состав почвы и ее особенности


Тема. Особенности почвы и ее состав. (3-й класс)
Цели:
Образовательная:
формирование представления о почве и ее образовании, о составе и свойствах.
Развивающая:
развивать умения работы с научным текстом и схемами,
выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой,
делать выводы на основе проведенных опытов,
развивать познавательный интерес.
Воспитательная:
воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.
Тип урока: сообщение новых знаний
Методы и приемы: корзина идей, мозговой штурм, инсерт, кластеры синквейн, работа в группах.
Оборудование:
карандаши,
образцы почв,
материал для опытов (Стакан,вода,почва,лупа,сковородка,спиртовка,стекло)
презентации,
компьютер,
учебник.
Ход урока
I. Организационный момент.
-Мы сегодня снова будем наблюдать,Выводы делать и рассуждать.
Эмоциональный настрой
СЛАЙД 2
Ученик:
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Учитель:
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Святыня – это то, что является особенно дорогим человеку, любовно хранимым и чтимым.
СЛАЙД 3 (Храм природы)
– Как вы думаете, ребята, какую святыню природы можно назвать главной для человека?
Без какой святыни природы его жизнь не возможна? (Без земли.)
– Еще эту святыню называют кладовой природы. Послушайте рассказ “Чудесная кладовая” (М.Ильин, Е Сегал)
Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.
– Сказка это или не сказка? Ответы учащихся.
Правильно, это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется?
– Не догадываетесь? Тогда пусть вам поможет загадка:
Бьют меня ногами,
Режут ножами.
Каждый хочет растоптать.
А я с подарками опять.
- Вы уже, должно быть, догадались, как она называется? (Земля)
– Да. Это земля. Слово “земля” имеет много значений,
-Что означает слово «земля» в вашем представлении? (Планета, суша, родные просторы) (Ассоциации к слову «Земля»)
-это и название нашей планеты, на которой мы живем;
-это и суша как противоположность водному и воздушному пространству;
-это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория.
СЛАЙД 4
Итак, у слова «земля» несколько значений.
– Как вы думаете, о каком значении слова «земля» будет идти речь на нашем уроке? (о почве)
-А если жизнь в почве?
Если почва кладовая, в ней есть жизнь, то нужно ли охранять почву?
Приём «Корзина идей»
 Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения: 
Что такое почва?    
     Почва – это …
- … земля
- … растительная земля
- … вещество
- … суша, а не вода
- … место обитания, дом животных
     Подведение итогов работы групп. В корзину складываются все предположения.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? О чём мы будем говорить, что изучать?
(Мы поговорим сегодня о почве, узнаем её состав, как она образуется и какими свойствами обладает.)
Итак, тема нашего урока: СЛАЙД 5
IV. Изучение нового материала.
- Посмотрите на слайд. СЛАЙД 6
- Мы с вами проживаем в зоне степей. Но в наших местах тоже есть очень хорошая почва, на которой растут и деревья и цветы. Давайте представим, что мы с вами цветочки.
V. Физкультминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся-(туловище вправо, влево)больше спать не захотел.(туловище вперёд, назад)Шевельнулся, потянулся,(руки вверх, потянуться)Взвился вверх и полетел.(руки вверх, влево, вправо)Солнце утром лишь проснётся,Бабочка кружит и вьётся.(покружиться)
VI. Актуализация знаний.
-Как вы думаете где на земле нет почвы? Почему?
СЛАЙД 7
1. Почва и её состав.
-Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами.
-Что могло разрушить скалы?
СЛАЙД 8
-В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы.
Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. СЛАЙД 9
Из их остатков образовался перегной. В почве смогли поселиться неприхотливые растения. Они дают еще больше перегноя и повышают плодородие почвы. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва. Теперь могут селиться и более прихотливые и крупные растения. Вслед за растениями селятся и животные.
СЛАЙД 10
-Кого вы видите на слайде?
-Какое влияние он может оказывать на состав почвы?
-В почве живут дождевые черви – безобидные и почти беззащитные создания. Но в природе они незаменимы. Если в почве живет много дождевых червей, то она в хорошем состоянии. Эти существа великие труженики почвы. Они делают ее более плодородной, пропуская через себя остатки растений и почвенные комочки. А в ходах дождевых червей запасается воздух, необходимый для дыхания корней растений. Великий ученый Чарльз Дарвин исследовал жизнь дождевых червей. Он сравнивал их с заботливым садовником, готовящим самую лучшую землю для растений.
СЛАЙД 11
-Кто еще кроме дождевых червей обитает в почве?
Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот замечательное подтверждение того, что в природе все взаимосвязано.
-Каковы особенности почвы? Каков ее состав?
Давайте найдём ответы на эти вопросы в учебнике и прочитаем с.99 .
Самостоятельно читают статью в учебнике.
     Приём «Инсерт»
- Во время чтения текста делайте на полях пометки: «V» - уже знал; «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопрос.
     Проверка понимания и первичное закрепление.
- Что было для вас знакомым из прочитанного?
- Что нового вы узнали для себя из этого текста?
- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?
СЛАЙД 12
- Что такое почва? (Верхний плодородный слой земли.)
- Что такое перегной? (Самый плодородный слой земли.)
-Что такое плодородие?
-Какие факторы влияют на образование почвы СЛАЙД 13
- Мы узнали, как образуется почва. Вернёмся к вопросу: почему на горных вершинах, в Арктике нет почвы?
Но что входит в её состав?
Оформляем кластер
Состав почвы
Перед вами кусочки почвы. Рассмотрите их. Можем ли мы определить это, просто внимательно рассмотрев почву.
Нет. Для того чтобы узнать, что входит в состав почвы, необходимо проделать опыты.
Постепенно открывать СЛАЙД 14
2. Исследование состава и свойств почвы
Опыт 1.
Оборудование:
стакан,
вода,
комок почвы.
Ход опыта
Положи в стакан с водой комок почвы.
Вывод: в почве есть воздух.
- Для чего нужен воздух в почве?
Опыт 2.
– Через лупу рассмотрите почву.
– Какие частицы вы увидели? (песок, глина, остатки листьев, корешки, части насекомых)
Вывод: в почве есть песок, глина.
Опыт 3. (Проводит учитель.)
Оборудование:
сковородка,
спиртовка,
стекло.
Ход опыта
Вывод: в почве есть вода.
- Зачем в почве вода?
Опыт 4 (продолжение опыта 3).
Вывод: в почве имеются остатки растительных и животных организмов. (Можно определить по запаху.)
Опыт 5.
Цель: увидеть наличие солей.
Ход опыта
Взять несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Поместить их на стекло. Подержать стекло над огнем. Вода быстро испаряется, а на стекле остаются белые налеты. Это соли.
Вывод: соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста.
Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.
- Сделайте вывод, что входит в состав почвы. Заполните схему.Дети заполняют схему в рабочей тетради, учитель –
СЛАЙД 15 (обобщить)
Промежуточная рефлексия. (резерв)
– Давайте вспомним состав почвы с помощью загадок. По ходу заполните схему в рабочем листе.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух.)
Мною можно умываться,
Я умею проливаться.
В кранах я живу всегда.
Ну, конечно, я ... (вода)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок.)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Они понадобятся сразу. (Глина.)
– Какие еще важные компоненты почвы мы не назвали. (Минеральные соли, перегной)
Вывод: в состав почвы входят глина, песок, воздух, остатки растений, перегной, живые организмы (микробы).3. Свойство почвы.
- С тех пор, как появились живые существа, идёт непрерывный процесс образования почвы. За 100 лет её слой увеличивается в среднем на 1 см.
Посмотрите на слайд. СЛАЙД 16
- Как вы можете прокомментировать этот рисунок?
(В тёмной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.)
- Как вы думаете, почему так происходит? В тёмной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит почва обладает главным свойством земли, за что мы её и ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.
А как вы понимаете это слово – плодородие?
Назовите его основу. Из каких слов оно состоит? СЛАЙД 17
Плодородие – способность почвы “рождать плоды”, производить богатую растительность, давать обильный урожай.) V. Физкультминутка.
Игра на внимание. Сейчас я проверю насколько вы внимательны.
Я буду называть растения, если они произрастают в нашей местности – вы хлопаете в ладоши над головой, если нет – качаете головой.
Осина, апельсин, ель, берёза, банан, дуб, эвкалипт, клевер, баобаб, секвойя, ясень, клён, персик, яблоня, груша, лиана.VI. Актуализация знаний.
По-вашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять? Как сохранить плодородие почвы? (Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.)
VII. Рефлексия.
Поиграем в игру СЛАЙД 18
Верны ли утверждения:
опавшие осенью листья вредят почве?
1см почвы образуется за 300 лет?
растения участвуют в образовании почвы?
чем меньше в почве перегноя, тем она плодороднее.
под воздействием ветра, воды, температур горные породы становятся крепче.
почва состоит из перегноя, воды, мусора, палочек, оберток от конфет.
растения стали первыми обитателями суши?
Ответ?- - + - - - +Сенквейн     Окружающий мир, 3класс, «Почва».
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (Ответы детей).
     Приём «Синквейн» 
     Почва Живая, плодородная, Разрушается, впитывает, выращивает Солнце, ветер и вода разрушают горы Земля. Почва Живая, неживая, Разрушают, беречь, выращивать 1см образуется за 300 лет! 
Земля-матушка
СЛАЙД 19
Вывод: почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживого к живому.
Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
- Наш урок подошёл к концу.
Рефлексия СЛАЙД 20
Скажите, что нового вы узнали? Что вам понравилось в уроке?
VIII. Домашнее задание. С. 99 пересказ, вопросы 1-4
Самоанализ урока.
Тема урока «Особенности почвы и ее состав» из раздела «Полезные ископаемые и их охрана». Урок по сообщению новых знаний с использованием проблемного, частично-поискового методов. В рамках урока были использованы приемы: корзина идей, кластер, инсерт, синквейн, рефлексия.
Работа была организована в группах. Деление происходило понумерации.
Для актуализации имеющихся знаний детей о почве на стадии вызова использовала прием «Корзина идей». На этом этапе дети показали то, что они знают по данной теме.
Следующий метод ТКМ называется «ИНСЕРТ» - маркировка текста значками на полях по мере его чтения, был использован для обогащения учащихся новыми знаниями.
Для определения свойств почвы была проведена практическая работа Во время демонстрация опытов учащиеся могли наглядно увидеть свойства почвы и сделать соответствующие выводы.
На стадии рефлексии были использован приемы «Верные и неверные утверждения» и для выражения собственных идей Синквейн.
В течение нескольких минут учащимся выражать собственные мысли по теме помог прием свободное высказывание.
На стадии рефлексии урока для формирования монологических ответов и самооценивания учащихся использовала начальные фразы ответов
Мне больше всего удалось ...
Работая в группах, проявляли умения работать в коллективе, разрешать конфликтные ситуации, работать дружно и сообща. Все учащиеся были вовлечены в учебную деятельность и проявляли высокую активность. В течении всего урока была использовано компьютерная презентация.
Образовательные, воспитательные цели урока были достигнуты.


Дополнительные задания для групп
Учебник с. 99 прочитать, ответить на вопросы.
Вопрос 1 группе: Сколько времени необходимо для образования почвы в два спичечных коробка?
Вопрос 2 группе: Почему не следует сжигать опавшие листья в парках, скверах?
Вопрос 3 группе: Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет, на лугу за 3225 лет, а там, где нет растений – всего за 15 лет. О чем говорят эти расчеты ученых?
Вопрос 4 группе:
Воскресенье в лесу.
За неделю только и был разговор в классе о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про магнитофон. Веселой, громкой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Кто срезал грибы, а кто вырывал из земли. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками.
Привал. Мы быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и дальше. Весь оставшийся мусор бросили в кусты. Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье.