Исследовательская работа Деревянное зодчество

Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Вяткинская средняя общеобразовательная школа»
Усть-Пристанского района
Алтайского края


Учебно-исследовательская работа

в области искусствоведение

Тема: ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО.



Ученицы МКОУ «Вяткинская СОШ»
9 класса
С. Вяткина
Усть-Пристанского района
РОГАЛЁВОЙ АНАСТАСИИ



Руководитель: учитель мировой художественной культуры
Кудрявцева Вера Петровна




2012г.


Оглавление.
Вступление.с.3
Основная часть.с.4
Развитие деревянного храмостроительствас.4
Типы деревянной церковной архитектуры..с.9
Внутреннее убранство деревянных храмовс.14
Преображенская церковь в Кижах.с.15
Заключение..с.20









Вступление.

Традиционное деревянное зодчество составляет значительную часть русской культуры и во многом определяет ее национальное своеобразие. На протяжении многовекового развития деревянного зодчества был накоплен богатый строительный опыт, выработаны наиболее рациональные архитектурно-конструктивные приемы. Происходившее со временем распространение каменного строительства, смена художественных вкусов и архитектурных стилей способствовали исчезновению традиционных деревянных построек. Дерево – небесное творение – изучалось и познавалось как одухотворенное существо, имеющее свое потаенное предназначение, которое необходимо воплотить для новой жизни, не утратив его изначальной божественной красоты. Напротив, раскрывая, выявляя ее для повседневного, постоянного видения – как напоминание о сокрытой красоте собственной жизни и необходимости ее воплощении в земном бытие.
Практическое назначение деревянных построек у народа – зодчего связано с представлением о красоте мира, созданном Богом. Красота и польза неотделимы в мире, потому и неотделимы они в древнерусской архитектуре. Под красотой понималось не украшательское многоделье, а тонкое, сердцем прочувственное и разумом осмысленное единение частей и целого, мудрая простота форм и естественное изящество линий. То есть то осознание архитектуры как модели Божьего мира, которое делает ее не ремеслом, но искусством

Цель: обогатиться более конкретными знаниями о деревянном зодчестве.

Задачи: ознакомиться с деревянными храмами Европы; подробнее изучить уникальное явление древнерусской культуры – деревянную церковь, её внешний облик и внутреннее убранство.


Метод исследования: изучение материалов литературы, сети интернета, отражающих деревянное зодчество







Основная часть

Развитие деревянного храмостроительства
Привычно думать, что деревянная церковь – уникальное и самобытное явление древнерусской культуры. Однако это не так. На большом пространстве северной, центральной и восточной Европы в Средние века такие храмы возводились в огромном количестве. До нашего времени деревянные церкви известны лишь в трех регионах Европы: в Норвегии, Украине и в России. Различия: Храмы Украины более поздние – XVII–XVIII вв. На Украине и в России используется срубная конструкция, наращиваемая из венцов (четырех бревен, врубленных друг в друга горизонтально). Стилистическое единство украинской группы основано на композиции, постепенно поднимающейся от острой крыши алтарного сруба к шпилю башни притвора.



Архитектурная традиция Норвегии в построении деревянных храмов – самая древняя. Практически все постройки XII–XIII вв. Норвежские храмы относятся к двум типам базиликальному и крестообразному в плане.


Представленные русские деревянные храмы, так же как и украинские, были построены в XVII–XVIII вв. Это был последний взлет деревянной архитектуры во время активной европеизации Руси. Типология древнерусских деревянных храмов была сложной и разветвленной, чего нельзя сказать об украинских или норвежских церквях.
Сходство: С точки зрения типологии трехсрубные храмы более характерные для России, встречаются и на Украине. Крестообразные в плане – и в России, и в Норвегии. Типологического сходства между норвежскими и русскими или украинскими церквями найти не удастся, так как каркасная и срубная конструкции отличаются принципиально. Вытянутый «готический» силуэт, использование островерхих башенок и шпилей характерно и для норвежских, и для украинских храмов. В Норвегии эти элементы являются подлинно готическими (XII–XIII вв.), а на Украине усвоены и переработаны эпохой барокко. Каскадные крыши предохраняют постройки от дождя и в России, и в Норвегии. Острый угол крыши, тоже являющийся своеобразным приемом для того, чтобы на крышах не задерживался снег, встречаются повсеместно. Сложные барочные крыши, напоминающие колокола, появляются одновременно и в России, и на Украине.

 
Если обратиться к истории русского деревянного зодчества, то самым большим и уникальным заповедником народного творчества является Русский Север. В Архангельской губернии сохранившихся деревянных построек больше, чем где бы то ни было в России. Осмотреть все эти памятники физически невозможно, поэтому в свое время часть из них была перенесена в один из самых знаменитых архитектурных музеев России в деревушке Малые Корелы, что находится неподалеку от Архангельска.
 
В Малых Корелах воссозданы несколько жилых комплексов различных районов Каргопольско-Онежского, Мезенского, Пинежского и Северо-Двинского, при этом все строения группируются по «географическому» признаку, как бы создавая в комплексе уменьшенную модель всего русского Севера.
 

На протяжении многих веков русской истории дерево оставалось основным строительным материалом. Леса покрывали большую часть земель Киевской Руси и все земли Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского, Тверского и Московского княжеств. Именно в деревянной архитектуре были выработаны многие строительные и композиционные приемы, отвечавшие природно-климатическим условиям и художественным вкусам народа, оказавшие позднее немалое влияние на формирование каменного зодчества. До нашего времени не сохранилась ни одна деревянная постройка, срубленная ранее XVI века.
Сокровищницей русского деревянного зодчества по праву называют русский Север. Незатронутость монголо-татарским нашествием в XII-XV веках, отсутствие крепостничества в XVIII-XIX веках, удаленность от промышленно развитых районов способствовали развитию и сохранению этого уникального вида народного творчества. Благодаря доступности материала, деревянные храмы строились повсеместно. Строительство каменных храмов требовало особых условий, огромных финансовых ресурсов, привлечения опытных мастеров каменного дела. Вместе с тем, потребность в храмах была огромной, и деревянное храмостроительство, благодаря умению славянских мастеров, восполнило ее. Архитектурные формы и технические решения деревянных храмов отличались такой законченностью и совершенством, что это вскоре стало оказывать значительное влияние на каменное зодчество.  Древнейшие летописные источники упоминают о том, что задолго до Крещения Руси в ней уже строили деревянные храмы. Крещение Руси стало для славян язычников событием чрезвычайной важности. Св. князь Владимир, заботясь о распространении христианства, активно способствовал строительству храмов, «начал ставить по градам церкви». Преимущественное большинство их, вне всякого сомнения, рубилось из дерева. Для строительства деревянных церквей были все необходимые условия, ибо в наших землях, преимущественно лесных, умели строить из дерева, и мастера хорошо владели строительным ремеслом.
  О том, какова была древняя деревянная церковная архитектура, источники сохранили немного сообщений. Одна из летописей упоминает о деревянном храме св. Софии в Новгороде. Его сооружение относится к 989 г. и построен он был по благословению первого новгородского епископа. Храм был рублен из дубового леса и имел тринадцать верхов. Можно с уверенностью предположить, что это было сложное архитектурное сооружение, требовавшее большого опыта мастеров и умения возводить храмы. Храм сгорел в 1045 г.
С распространением христианства быстро развивалось деревянное храмостроительство, которое всегда шло впереди каменного. Традиции Византии с установившимися основными формами плана и составляющих элементов были приняты зодчими Руси всецело и оставались неизменными на продолжение столетий. Но деревянное храмостроительство развивалось своим путем и постепенно приобретало черты яркой индивидуальности и самобытности, в которой, безусловно, сохранились основные принципы храмостроения, заимствованные некогда у Византии.
  Широкому творчеству в строительстве деревянных храмов способствовали, во-первых, значительная трудность передачи в дереве архитектурных модулей каменных храмов, во-вторых, то обстоятельство, что греческие мастера никогда не строили из дерева. Русские мастера проявили большую изобретательность, так как к этому времени уже были выработаны определенные конструктивные приемы в светской архитектуре, и эти формы смело применялись в деревянном храмостроительстве.
  Насколько просто и скромно выглядели деревянные храмы внутри, строго соблюдая принятые традиции, настолько причудливо и богато были украшены они снаружи. Готовых форм в дереве не было, и мастерам приходилось брать их с храмов каменных. Безусловно, повторить их в дереве было во многом, невозможно, но переосмысление этих канонов практиковалось широко и успешно.
  Для строительства храмов в основном применяли хвойные породы – сосна, лиственница, ель, – ибо они обладают многими ценными в строительном отношении качествами. Прямизна и отсутствие дуплистости позволяли сплачивать бревна в стены, а также раскалывать бревна по слоям для получения пластин и теса. Смолистость этих пород обеспечивала хорошую сопротивляемость гниению. На срубы стен шли сосна и лиственница, из ели изготавливались элементы кровли (стропила). Из осины, благодаря ее податливости при обработке, изготавливали кровельный лемех. Этому способствовали два важных свойства данной породы: увеличение прочности при воздействии дождя и снега и приобретение со временем серебристого оттенка. Подобные крыши из осинового лемеха практичны и привлекательны, они не только издали, но даже с близкого расстояния производят впечатление посеребренной кровли.
Лес шел в дело, прежде всего в виде бревен, средний диаметр которых составлял 25-40 см, длиной 5-10 метров. Главным орудием производства русского плотника был топор, которым выполнялись все операции. Придуманная в XVI столетии поперечная пила почти не применялась, ибо разрушала волокна древесины, и торцы бревен начинали «тянуть» воду, тогда, как топор при перерубке уплотнял их.


Типы деревянной церковной архитектуры
 
Часовни. 

  Часовни были непременными спутниками русских людей в древности. Они в великом множестве возводились по всей земле русской. Ставили деревянные часовни на местах обретения икон, сгоревших или упраздненных и разобранных храмов, на местах сражений, на местах внезапной смерти христиан от молнии или болезни, у въезда на мост, на перекрестках дорог, там, где считали почему-либо необходимым осенить себя крестным знамением.
Самыми простыми из часовен были обычные невысокие столбы, на которые под небольшой крышей устанавливались иконы. К более сложным относились крошечные постройки с низкими дверными проемами, в которые нельзя было войти не согнувшись. Наиболее распространенными в древности были часовни в виде изб с маленькой главой или просто крестом.




Колокольни.

   Появление колоколен в деревянной архитектуре, как самостоятельных сооружений, можно отнести ко времени широкого их распространения в каменной архитектуре. Самыми древними известными нам колокольнями являлись квадратные в плане сооружения, состоящие из четырех столбов с небольшим уклоном внутрь; вверху устраивалась крыша с главкой, и подвешивались колокола. Появление таких колоколен можно отнести к XVI–XVII вв. Более сложная конструкция стояла обычно на пяти столбах, однако основу составляли четыре столба, на которые укреплялась четырехскатная крыша и глава.

  Клетские храмы. 

Самыми простыми по типу постройками и самыми первыми были храмы, походившие на простые избы и отличавшиеся от них только крестом или маленькой главкой. Последняя появилась вследствие попытки во всем подрожать каменным храмам. Так сложился первый тип деревянного храма клетский.
Стремление придать храмам большую высоту и особое место в пространстве привело мастеров к мысли поднять их на подклет. Главу на храм ставили на тонкий высокий барабан прямо на крышу, были и специальные декоративные «бочки» или деревянные закомары.
  Особенностью древних церквей клетского типа являлось то, что кровли устраивались не на стропилах, а представляли собой продолжение восточной и западной стен, которые постепенно сходились на нет. Между собой эти стены скреплялись стропилами, на которые и устанавливали кровлю. Таким образом, кровля с храмом составляли одно целое. Высокие кровли, которые порой в несколько раз превышали высоту сруба, являются характерным признаком этого типа храмов.
  С XVIII в. чаще стали устраивать крыши в форме «бочки». «Бочкой» перекрывали алтарь или использовали эту форму для установки главы. «Бочки» всегда покрывались лемехом. Единственным дошедшим до нас клетским храмом с покрытием «бочкой» является Благовещенская церковь (1719) в деревне Пустынька на реке Онеге, недалеко от Плесецка. «Бочка» здесь вырастает из подкрылков палиц. «Бочкой» покрыт и пятигранный алтарь, стены которого тоже завершаются повалами, укрытыми палицами с небольшим уклоном.

Прекрасный материал для изучения основных направлений средневекового деревянного зодчества дает Кострома. Город возник в Среднем Поволжье, то есть в местности исключительно богатой лесами, что и определило характер застройки.
Надо сказать, что каменное строительство до самого конца XVII века в Костроме было явлением крайне редким даже дома богатейших дворян и купцов и дом матери царя Михаила Романова Марфы, были деревянными. Восстановить образ древних деревянных храмов Костромы можно по памятникам архитектуры, сохранившимся в музее деревянного зодчества и на территории Костромской области.


Шатровые храмы. 

  Шатровые храмы имели то главное преимущество перед клетскими, что были обыкновенно очень большими по объему и высота была гораздо выше. Шатровые храмы значительно отличались от клетских планом и своим сильно подчеркнутым стремлением вверх. Они изумительно красивы, просты и вместе с тем очень рациональны это глубоко национальная форма. Несомненно, самым ярким примером шатрового храма является Успенская церковь в Кондопоге (1774), общая высота 42 м.
  Необходимость в храмах большей вместимости, с несколькими приделами привела к возникновению особой группы шатровых построек. Два или три шатровых сруба соединялись в единое целое при помощи большой трапезной. В таком случае боковые срубы делались меньших размеров, но всегда повторяли основной объем. Вся эта сложная композиция имела особую красоту и ритмическую завершенность.










Внутреннее убранство деревянных храмов.

Обладая внушительными внешними размерами, древние деревянные храмы вместе с тем имели небольшой внутренний объем. В самых маленьких церквях и часовнях высота была чуть выше человеческого роста, а в больших не превышала шести метров, высота алтарей около трех метров. С целью удержать в церкви тепло, делали небольшие окна, низкие двери. В более богатых церквях окна имели слюдяные рамы со свинцовыми переплетами, в прочих деревянные рамы с натянутым бычьим пузырем. Система отопления в древних храмах могла отсутствовать совсем, и лишь некоторые топились «по-черному». Печи, которые преимущественно находились в алтаре, стали устраивать с более позднего времени (XVIII в.). Как храмы, так и их убранство преимущественно выполнялись из дерева. На стенах церквей устраивали полки (палицы) для икон, украшенные резьбой. Из дерева изготавливали подсвечники, кивоты для икон, клиросные ящики и т.д. Все это украшалось росписью или резьбой. С той же любовью, с какой строились эти сами церкви, прихожане украшали их. Очень просты и незатейливы были облачения престолов, жертвенников и богослужебные облачения. Делались они преимущественно в крестьянских хозяйствах из простых холщовых материалов, с применением естественных красителей и простыми рисунками. На них набивались узоры с помощью специальных клише. Под иконы местного чина вышивали и подвешивали подвесы, украшенные жемчугом и цветным бисером. Благочестивой традицией было приносить в церковь иконы и ставить их на полки, которые к праздникам украшались рушниками.

Церковь. Св. Александра Невского Внутренние убранство храма
внутреннее убранство. св. Николая в Измайловском Кремле



Преображенская церковь в Кижах

Еще один непревзойденный по красоте архитектурный ансамбль расположен неподалеку от деревни Кижи. По концентрации объектов наследия Кижский историко-культурный и природный комплекс является уникальной исторической территорией, не знающей себе равных на Европейском Севере России.
 
Вместе с архитектурными памятниками, сохранившимися в неизменном виде с момента строительства или вывезенными из других районов и воссозданных на территории заповедника, кижское музейное собрание иллюстрирует основные аспекты традиционной культуры коренных народов Карелии: карелов, вепсов, русских.

Заонежский полуостров, изрезанный множеством больших и малых заливов (губ), находился примерно на полпути между Великим Новгородом и его владениями на Северной Двине.
 
Благоприятные природные условия, наличие множества удобных и безопасных гаваней объясняют причины быстрого расселения здесь новгородских выходцев. Пришельцы принесли сюда материальную и духовную культуру Древней Руси, переняв в свою очередь многое от коренных обитателей края. Многовековое мирное сосуществование этих народов, объединившихся против общего врага шведов, постепенно привело к их слиянию. Однако «дети карельского племени» оставили в Заонежье отчетливый след в названиях озер, сел, урочищ, в облике памятников материальной культуры. Так, слово «кижи» означает «игрища», или «место игр».
 
Отсюда нетрудно предположить, что в далеком прошлом этим названием обозначалось место языческого святилища, впоследствии замененного, как это нередко случалось, христианским храмом, предшественником ныне существующих здесь сооружений.
 
Среди погостов административных центров, которые ведали управлением огромной территории Обонежья, уже в XVI веке был известен погост Спасский-Кижский. Здесь издавна кипела жизнь с ее повседневными заботами.
 
На южной части острова рядом с десятками жилых изб располагались многочисленные амбары, лавки, дворы для приезжающих. В дни ярмарок и праздников, для огласки указов или обсуждения каких-либо мирских общественных дел сюда съезжалось множество народа. Воды залива бороздили сотни лодок.
 
Погост был укреплен, ибо близки были неспокойные шведские рубежи. Нередко остров становился центром народных восстаний. Так случилось и в 1695. ив 1771 годах, когда на   паперти   Преображенской   церкви   картечью   были   расстреляны   бунтовавшие
окрестные жители
Для любого архитектурного комплекса существует обычно главная видовая точка, позволяющая яснее всего воспринять его композиционные особенности. Для Кижского ансамбля ею стал западный берег. Торжественно выстроились вдоль него самые значительные и ценные сооружения музея, образуя панораму, хорошо обозримую с воды. Так, еще только при подходе «Метеора» к острову, задолго до вступления на его землю, мы получаем прекрасную возможность ощутить высокие художественные достоинства собранных здесь памятников народного зодчества.
Конечно, основное внимание привлекает огромный пирамидальный объем холодной Спасо-Преображенской церкви, увенчанной сложнейшей системой расположенных в четыре яруса двадцати двух больших чешучайтых глав. В центре ансамбля, отмечая его композиционную ось, находится колокольня с островерхим шатровым завершением. К югу от нее высится стройная церковь Покрова, девять глав которой зрительно перекликаются с главами Преображенского храма, сообщая ансамблю необходимое единство. Внешне несхожие памятники имеют много общего. И в том и в другом случае монументальный бревенчатый сруб используется народными зодчими как своего рода пьедестал для пышного многоглавия. В целях достижения общей уравновешенности композиции сравнительно небольшой объем Покровской церкви поставлен ближе к колокольне. Единству восприятия этих сооружений способствует и совмещение основных горизонтальных членений всех трех построек. Строители памятников были талантливыми мастерами, способными решать сложнейшие художественные задачи.
XVIII век, время создания Кижского ансамбля, в целом характеризуется постепенным забвением традиций древнерусского искусства. Зодчие тех лет, увлеченные декоративными формами барочной архитектуры, а затем принципами классики, не склонны были оглядываться на наследие предшествующих поколений. Это была эпоха заката древнерусского искусства, последние всполохи которого догорали на окраинах Российского государства. Один из наиболее ярких его отголосков ансамбль Кижского погоста. Его центральный памятник Спасо-Преображенская церковь создана в 1714 году, Покровская церковь построена в 1764 году, колокольня в 1874 году.
Доминирующее положение Спасо-Преображенской церкви в ансамбле очевидно. Остальные памятники имеют здесь подчиненное значение. И если согласиться с тем утверждением, что «архитектура это застывшая музыка», то в «хоре» прекрасных памятников Кижского острова именно Спасо-Преображенской церкви принадлежит сольная партия, остальные лишь вторят ей. Существует легенда о мастере Несторе, строителе Спасо-Преображенского храма. Окончив его сооружение со словами «николи не было, николи не будет», он забросил в воды залива свой топор. Скорее всего, это легенда местного происхождения, отражающая в поэтической форме восторженное отношение заонежан к образу величественного и прекрасного памятника, возникшего на их земле. Ее авторы как бы намеренно забывают, что Спасо-Преображенская церковь была не первым в истории многоглавым храмом, что здесь же, вблизи берегов Большого Онего, на Вытегре, с 1708 года стояла еще одна почти такая же церковь, теперь уже, к сожалению, не существующая. Спасо-Преображенская церковь в Кижах стала как бы лебединой песней древнерусского деревянного зодчества, органически сочетая в себе многовековой опыт технических и художественных достижений прошлого и элементы архитектурных «новаций». Древнейшая форма восьмиугольного с прирубами плана. Традиционный интерьер с широкими галереями, имеющими пристенные скамьи. Напоминающее трибуну крыльцо, повисшее на мощных консолях. Древняя конструкция косящатых дверей и окон. Привычное для древнерусского зодчества устройство глав и «бочек», крытых лемехом... Такое впечатление, что в этом памятнике сознательно использованы едва ли не все «запасы» известных ранее технических и художественных приемов.
Но Спасо-Преображенская церковь не просто механическое соединение традиционных мотивов и форм. Она выдающееся явление своей эпохи с характерными для нее художественными устремлениями и поисками. Пышность и декоративность,  динамика,  ярусность  построения  объемов все  эти  особенности памятника ярче всего отражены в фантастически сложном завершении, которое придает сооружению барочный характер.
Церковные помещения сооружения в сравнении с общим его объемом невелики. Завершение же, которое никак не используется, представляет собой огромную величественную декорацию. Такое пбдчинение культовых функций идее художественной выразительности не случайно. Спасо-Преображенская церковь не рядовой сельский храм, а мемориальное сооружение, памятник-монумент, несущий в себе прежде всего задачи идейно-художественные. Построенная в период победоносного завершения Северной шведской войны, она языком архитектурных форм как бы возвещала о начале новой, мирной, эпохи в истории Русского Севера.
Преображенская церковь в Кижах – самая сложная, самая нарядная среди всех памятников северного деревянного зодчества. Это одно из самых величайших достижений русской и мировой архитектуры. Под пышностью ее 22 глав не сразу можно уловить строгую продуманность общей системы архитектурных форм. Основная часть здания – ярусная. Это три восьмигранника, поставленные один на другой. К широкому нижнему восьмерику примыкают четыре пристройки, прямоугольные в плане. Все они имеют фигурные завершения – бочки. С востока пристроен небольшой алтарь, а с запада – широкое крыльцо. Купола расположены ярусами, поднимающимися к центральной главе. Первый и второй ярусы – на уступах боковых прирубов. Третий – на главном, большом восьмерике. Четвертый – на следующем, среднем восьмерике. И, наконец, пятый ярус образован самой верхней, венчающей здание главой, поставленной на маленький восьмерик. Дополнительная 22 глава помещена над алтарем. На множестве чешуйчатых куполов Преображенской церкви, на выступах причудливо изогнутых кровель, на ажурных крестах играют пятна света и глубокие тени. Каждая деталь исполнена так пластично, что здание, кажется, словно вылеплена искусным ваятелем .
Интерьеры храма представляют собой сложную пространственную композицию. При переходе из полутемного западного притвора в основное помещение церкви поражает величественность залитого светом центрального восьмиугольного зала, перекрытого вспарушенным потолком (небом). Он образован лучеобразно расположенными расписными ребрами-гуртами, которые как бы поддерживают огромное кольцо с некогда находившимся в нем изображением Спаса. Этот прием оформления перекрытия храма имеет не только художественное значение. Он воспроизводит тему «свода небесного», связанную с космогоническими представлениями древности.. Когда-то он был широко распространен в древнерусском зодчестве и являлся вторым по значению цветовым и композиционным центром в интерьерах деревянных храмов Руси. К сожалению, сегодня этот прием в Спасо-Преображенской церкви уже не привлекает былого внимания, ибо исчезли первоначальные цветистые иконы «неба». Не сохранились и белые расписные тябла древнего иконостаса, замененные золоченым иконостасом, украшенным поздней барочной резьбой. Несмотря на его великолепие и мастерство исполнения, он чужд духу сдержанной суровой простоты, присущей интерьерам северных деревянных храмов. Большинство икон местного письма, созданы в XVIIXVIII веках. Среди них храмовая икона Спаса-Преображения   (XVII   в.),   Георгий   Великомученик   (XVIII   в.),   Огненное восхождение Илии  (XVIII в.). В 1870 году при ремонте храм был обшит тесом, а лемеховое покрытие бочек заменено железом. В 19491959 годах в ходе реставрационных работ памятнику был возвращен его древний  первоначальный облик.
 
 


 
 .






Заключение.

Деревянное церковное зодчество является искусством национальным, искусством, сохранившим свой национальный характер благодаря тому, что оно самостоятельно переработало и совершенно поглотило все чужие элементы, византийские или западные, которые к нему притекали.
Это было искусство, созданное путем долгих раздумий и опыта, производящее глубокое впечатление мудрой устойчивостью традиций, единством стиля и величием образного содержания. Оно было без личностным, безымянным, соборным от Бога.

 Литература:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
А.Лосева «Деревянный храм в России и Европе. Журнал «Искусство» №1 2012г.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115












ФХопперстадB,Рви4Рюг>Эвосток0, 12Рве: