Конспект урока основы цветоводства


СОГБОУ « Общеобразовательный центр «Южный»
Занятие «Основы цветоводства»
Воспитатель: Геронина Т.А.
Цель:
Расширить представление учащихся о цветоводстве и познакомить с использованием различных форм цветочных насаждений
Задачи:
Образовательные: Познакомить с цветочно-декоративными растениями и формами цветочных насаждений.
Развивающие: Развивать интерес к творческой деятельности, познанию профессий, занимающихся в цветоводстве.
Воспитательные: Воспитание эстетического вкуса, любви к родной природе; аккуратности, внимания.
Ход урока
1. Организационная часть.
Беседа по вопросам:
- Какой дежурный звук?
-Как будете говорить?
- Скажите, пожалуйста, какие цветы вы знаете?
- Какие цветы вы выращиваете дома?
- Кто может мне прочитать стихотворение о цветах?
2. Сообщение темы занятия и познавательных сведений.
Тема нашего занятия “ Основы цветоводства ”.
-Вы знаете ,что такое цветоводство?
Цветоводство, или декоративное садоводство, занимается выращиванием декоративно-цветущих растений для получения цветов на срезку, оформления участков сада, высадки в парках, скверах, на улицах, а также для внутреннего озеленения жилых и общественных помещений.
Цветы украшают наш быт, создают радостное настроение, формируют эстетические вкусы.
Многие цветочные растения, помимо красочного оформления, могут использоваться как пищевые культуры:
ФИЗАЛИС – плоды используют в консервной промышленности, а также для приготовления варенья, маринадов, солений, кондитерских изделий. Из зрелых плодов можно получить лимонную кислоту.
РЕВЕНЬ – используется для приготовления сока, напитка, компота, варенья.
НАСТУРЦИЯ – применяют чай из свежих листьев. Листья настурции также используют в свежем виде как источник витаминов в салатах. Молодые мягкие плодики маринуют на зиму.
И как лекарственные растения:
КАЛЕНДУЛА – в медицине применяется как ранозаживляющее, противовоспалительное, антисептическое средство наружно и внутрь. Применяется при лечении ангины, органов пищеварения, благоприятно действует при болезни желудка и печени.
ТЫСЯЧЕЛИСТНИК – используется при лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта, печени, почек, язве желудка, геморрое. Размятую траву прикладывают к ранам, порезам и ушибам.
РОМАШКА- настой из соцветий ромашки используется при заболеваниях желудка, кишечника, печени, для полоскания горла при ангинах, аллергии.
Большое значение в цветоводстве имеет подбор цветочных растений, особенно по климатическим зонам. Декоративные растения по-разному реагируют на продолжительность светового дня. По отношению к длине дня цветочные растения делят на три группы.
1. Короткодневные (растения короткого дня), как правило, происхождением из тропиков и субтропиков. К ним относятся георгина, канна, космея, настурция, хризантема, сальвия и др.
2. Длиннодневные. Растения длинного дня обычно выходцы умеренного пояса и более северных широт, которые при продолжительном световом дне лучше растут и обильно цветут. К длиннодневным растениям относятся: астра, бальзамин, гладиолус, дельфиниум, ирис, календула, левкой, цинерария и многие др.3. Нейтральные растения. К ним относятся: лилия, нарцисс, тюльпан, циния и др. Нейтральными они называются потому, что могут цвести и нормально расти при любой продолжительности дня.
В зависимости от назначения и биологических особенностей выращиваемых растений различают цветоводство открытого и защищенного грунта. В открытом грунте возделывают цветочные культуры, приспособленные к местным условиям. Например, ирисы, нарциссы, тюльпаны, флоксы, пионы и др. можно выращивать в садах, приусадебных участках, парках, скверах в открытом грунте. А такие растения, как глоксиния, фиалка, цинерария и многие другие комнатные растения могут хорошо расти в защищенном грунте (теплицах, оранжереях).
В крупных тепличных хозяйствах и цветочно-декоративных питомниках труд людей механизирован. Здесь трудятся световоды-декораторы, мастера-цветоводы, озеленители, которые знают жизнь декоративных растений, приемы их выращивания и обладают художественным вкусом.
Разведение цветочно-декоративных растений — неутомимый труд, требующий больших знаний, а уход за цветами доставляет каждому большое удовольствие.
Под цветником следует понимать площадь, предназначенную для оформления различных объектов, на которой расположены газоны, дорожки, однолетние и многолетние цветущие и декоративно-лиственные растения различной высоты.
При создании цветника следует использовать различные формы цветочных насаждений. Среди них можно выделить клумбы, бордюры, массивы.
Клумбы. Их делают круглыми, овальные, квадратными, эллипсовидными, в виде звёзд, ассиметричной формы. Клумбы располагают обычно на солнечных местах, у входа в дом, перед террасами, перед окнами дома.
Бордюры — часть цветника, окаймляющая посадки цветочных культур по контуру клумбы, вдоль линии дорожек, рабаток, газонов, аллей. Используют аллисум, низкие тагетесы. Бордюры придают оформлению цветника законченный вид.
В каждой школе должно быть внутреннее озеленение и около школы. В нашей школе мы выращиваем цветы как комнатные, так и в открытом грунте. А сейчас послушаем сообщение “Цветы на УОУ”.
3.Сообщение
“Цветы на учебно-опытном участке”
Обязательным элементом любой школы является внешнее и внутреннее озеленение, среди которого значительное внимание уделяется цветникам. У нас на школьном учебно-опытном участке использованы различные формы цветочных насаждений: ступенчатая клумба, прямоугольные клумбы, бордюры, грядки, рабатки.
На клумбе около школы: люпины, лилия; на прямоугольных клумбах: лилия, низкорослые бархатцы.
На грядках выращиваем такие цветы: тюльпаны, гвоздику, георгины, космею, гладиолусы, васильки, сухоцветы.
Цветники возле школы создает радостное настроение не только у учащихся и учителей, но и родителей, дети которых создают красоту.
Каждую школу надо превратить в цветущий сад. Для этого надо составить план озеленения школьного двора, собрать семена цветочных растений, разбить цветники и приступить к выращиванию растений.
Наконец, все должны понять, что цветы — это красота природы, которая согревает и радует сердце человека. Цветы дома, на работе, во дворе, в скверах, парках и на улицах не только приятно ласкают наш взор, но и облагораживают человека, пробуждают в нем чувство прекрасного.
Просмотр слайдов “Цветочно-декоративные растения”. 
4. Кроссворд на “5”.

1. Род травянистых, преимущественно многолетних растений семейства сложноцветных. Свыше 250 видов, в Северной и Южной Америке, Африке, Евразии.
2. Род трав и полукустарников семейства сложноцветных. Используют как дезинфицирующее и успокаивающее средство, а также как пищевой краситель и декоративное растение. Второе название – ноготки.
3. Цветок- бог плодородия.
4. Второе название - дикая рябинка, лекарственное растение (желчегонное, желудочное), цветки и листья используются как пряность; ядовита для крупного рогатого скота.
5. В жёлтеньком домишкеЧёрные детишки.
Среди них есть серые,Но они незрелые.
6. Сорное растение.
7. Из этого растения изготавливают кофейный напиток.
8. На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
9. Лекарственное растение, используемое при заболевании лёгких и при гриппе.
10. Цветок- символ доброты и сердечности.
11. Род многолетних травянистых растений семейства сложноцветных. Свыше 8000 (преимущественно гибридных) сортов используют в цветоводстве.
12. Растение содержит эфирные масла. Кормовые для овец, коз, лошадей и верблюдов, применяется в народной медицине.
13. Настой и экстракт этого растения— кровоостанавливающие средства. Некоторые виды культивируются как декоративные.
5.Подведение итогов.
Беседа по вопросам:
-Что мы делали?
-Вам понравилось занятие, почему?
-Что нового вы узнали?