Исследовательская работа Боевые страницы школы №7 г. Черногорска р.Хакасия

Боевые страницы школы №7

«Я готов умереть за свою родину» то же самое, что «Я готов убивать за свою родину».
Мейсон Кули

В 90-е гг. XX в. высокое чувство патриотизма было подорвано. Сейчас стоит задача возродить его у всех наших граждан от мала до велика. По-моему мнению его взращивание должно базироваться на объективном освещении нашего исторического прошлого, независимо от времени, связи героического подвига не только во всем Отечестве в целом, но и в каждом поселке, деревне. Знать своих местных героев, гордиться ими, подражать им.
Уже наши далекие предки, первые летописцы задавались вопросом, откуда пошла Русская земля и чем стало теперь Русское государство. История Отечества ставит своей целью показать место и роль ее народов в развитии всего человечества. Почему наш народ выдержал и устоял в кровавой бойне Второй Мировой Войны, выйдя из нее победителем? Также нам представляется нужным показать, какую роль сыграла в Великой победе наша малая Родина ,мой город, моя любимая школа.
Актуальность темы заключается в исследовании героического пути школы № 7 г.Черногорска ,оставившей след в истории города и Отечества.
Поэтому целью данной работы является изучение боевых страниц школы № 7,так как в годы Великой Отечественной войны здесь базировалось Бирмское военное училище.
В ходе работы над данной темой были решены следующие задачи:
1.Составить историческую справку о средней школе №7 г. Черногорска
2.Проанализировать литературу и архивные материалы музея, посвященные истории и деятельности Бирмского военного училища, которое базировалось в школе и проводило подготовку летчиков в годы Великой Отечественной войны
3.Рассмотреть историю появления памятника-захоронения летчиков, погибших во время учебных полетов в г.Черногорске.
4.Составить доклад и компьютерную презентацию.
Предметом исследования является героические страницы летописи школы №7 г.Черногорска.
Для выполнения данной работы применялись следующие теоретический методы:
1.Анализ литературных, научных и архивных источников.






















1.История школы



  В 1934 году было достроено и введено в эксплуатацию здание школы - первой средней школы  в городе - это школа № 7.. Сначала  были переведены 6,7  классы.  Через 3-4 года они и стали первыми выпускниками.  Первым директором была  Александра  Васильевна  Михайлова, а  с 1939 года её сменила  Любман  Анна Самуиловна.  Был директором  Фотеков Борис Ефремович, он добровольцем ушел на фронт в 1941 году,  с фронта он писал родным :"Вернусь буду учителем - эта самая светлая профессия. Родина! Здесь на войне, мы узнали, как дорога она человеку.  Победа и весна будут!". 

2.Эвакогоспиталь №3483

«В г.Черногорске эвакогоспиталь был организован в мае 1942 года под №3483 в здании школы №7. Через горвоенкомат были мобилизованы мед.работники (мед.сестры, фельдшера, врачи и другие). В основном это были семейные, детные женщины из местных жителей и эвакуированных семей с Запада и Востока. Были и инвалиды труда. Начальником госпиталя был назначен черногорский врач Иванов Павел Александрович.
В госпитале было неоднократное пополнение раненых. Вылечившихся комиссовали на инвалидность и выписывали по месту жительства. Мало кто был после тяжелого ранения пригодным в действующие части армии, но все лечащиеся солдаты просились на фронт.


























3. Бирмское летное училище


С началом войны сеть военных учебных заведений края значительно пополнилась за счет эвакуации военных училищ из центральной России. В 19411942 годах в Красноярск и другие города Красноярского края были перебазированы более десятка училищ и военных спецшкол.
Бирмская военная авиационная школа пилотов (ВАШП) была сформирована 1 мая 1940 года в гарнизоне Бирма 2-й Отдельной Краснознаменной Армии Дальневосточного фронта (ОКАДВФ).
В Бирме школа находилась до 12 августа 1941 года, в дальнейшем она была эвакуирована в Сибирский военный округ.
В связи со снижением качества подготовки летного состава, увеличилось количество летных происшествий в авиашколе. Одной из серьезных причин являлась непригодность аэродрома для выполнения полетов. В связи с этим в июне 1942 года Бирмская ВАШП была перебазирована из г. Ленинск-Кузнецкий в г. Черногорск Хакасской автономной области Красноярского края..].

По прибытии в Черногорск школа получила прекрасные аэродромы Ташеба в 7 км от ж/д станции Ташеба и Калинино на территории колхоза им. Калинина. Песчано-каменистая почва с травяным покровом не размокала во время дождей, давая возможность взлета и посадки любого типа самолета в плохих погодных условиях, а количество летных дней в году составляло примерно 230250, что позволяло практически круглогодично проводить учебные полеты. Кроме того, вокруг Черногорска оказалось много ровных площадок, пригодных для строительства новых аэродромов.

С 1942 г. школа укомплектовывалась в основном за счет расформированных школ и аэроклубов Сибирского военного округа. При ней был создан запасной батальон курсантов в составе двух рот, в которых проходили курс вне полетной теоретической подготовки, а также несли караульную службу и выполняли необходимые хозяйственные работы.
Помимо учебной и хозяйственной работы, в 1942 г. личный состав школы оказал громадную помощь народному хозяйству, работая на уборке урожая и постройке сахарного завода. Личный состав школы активно участвовал в различных социалистических соревнованиях, В апреле 1944 г. личный состав Бирмской школы пилотов постановил отчислить свои личные сбережения на укрепление боевой мощи Красной Армии и просить Верховного Главнокомандующего маршала Советского Союза товарища Сталина о разрешении построить на средства личного состава БВАШП звено самолетов, укомплектовать его экипажи летчиками Бирмской школы и направить на фронт.

За 1943 г. было подготовлено и выпущено уже 285 пилотов. В апреле 1943 г. Бирмская школа пилотов перешла с двухэскадрильного штата на четырехэскадрильный.16 сентября 1943 г. стало исторической датой для Бирмской ВАШП в этот день школе было вручено Красное Знамя.
Для приобретения и передачи курсантам опыта реальных боевых действий летчики-инструкторы школы неоднократно направлялись на боевые стажировки на фронт, где проявили себя умелыми воздушными бойцами.
74 офицера и сержанта постоянного состава БВАШП принимали активное участие в боях на фронтах Великой Отечественной войны, из них 15 человек были награждены правительственными наградами.
Всего по данным на 1 мая 1945 г. из школы было выпущено 1215 пилотов,7 из них стали героями Советского союза. Качество подготовки было высоким, о чем свидетельствует тот факт, что за 5 лет не было возвращено ни одного человека на доучивание.

Однако самым лучшим свидетельством качества выпускаемых Бирмской школой специалистов являются отзывы командиров частей, куда были направлены служить ее выпускники. Так, командир 1-й авиационной эскадрильи 20-го запасного авиационного полка капитан Дрожжинов указывал в отзыве, что пилоты, окончившие Бирмскую ВАШП, отличались от выпускников Одесской и Сталинградской ВАШП в лучшую сторону по качеству подготовки.




















5.Создание памятника-самолета


В 1987 году К 40 – летию Победы над фашисткой Германией в сквере по улице Бограда напротив учебного корпуса ПУ-8 был установлен самолет-памятник летчикам-инструкторам и курсантам Бирмской военной – авиационной школы, рвущийся в небо.Эскиз и чертежи на установку самолета были сделаны в конструкторском бюро авторемзавода, где директором был А.А.Симонов .Но перед этим почти два года с 1982 по 1985 годы к сорокалетию Победы над фашистской Германией коммунальное хозяйство угольщиков подготовило сквер к установке памятника, то есть было сделано освещение, перепланировка, асфальтирование.
Художники В.Демьяненко и М.Ижотов в художественной мастерской высекли надпись на мраморной плите с фамилиями 24-х курсантов и летчиков-инструкторов погибших за период обучения при выполнении учебно-тренировочных полетов.



































6.Заключение.
В 1946г. Бирмская военная авиашкола была расформирована.Самолеты улетели, оставив только воспоминания о военных годах.
Так закончилась самая яркая, военная страница мирного шахтерского города, расположенного в глубоком тылу. На городском кладбище имеются два памятника, установленные на могилах погибших курсантов и летчиков, которые напоминают нам, что наш город хотя и был далеко от линии фронта, те не менее вел во время войны напряженную военно-фронтовую жизнь для общей победы над ненавистным врагом. Проходя мимо 7 школы, мимо памятника-самолета, давайте всегда вспоминать об этих ребятах, как о живых, потому что пока о нас помнят-мы живы.









































Список литературы
1. Астраханцев О. Н. Материально-техническое обеспечение учебных заведений ВВС Сибирского военного округа
в годы Великой Отечественной войны // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 4 (30): в 3-х ч. Ч. III. С. 21-35.
2. Астраханцев О. Н. Эвакуация военно-учебных заведений ВВС СССР в начальный период Великой Отечественной войны // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение.

3.Бренер Е.И. Воспоминания. - фонды музея «Истоки и Судьбы» школы № 7
4.Документы по истории Бирмской военной авиационной школы пилотов. - фонды музея «Истоки и Судьбы» школы № 7
5.Фотеков Б.Е. Воспоминания. – фонды музея «Истоки и Судьбы» школы № 7
6. Чубриков В.А. «история пребывания Бирмской авиашколы во время Великой Отечественной Войны 1941-1945 г. в г.Черногорске».IV Баландинские чтения.


































 Документы по истории Бирмской авиационной школы пилотов 1940 – 1946г. – фонды музея «Истоки и судьбы» школа №7












Рисунок 1