Доклад воспитательного направления по обществознанию на темуПатриотическое воспитание


Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Приморский многопрофильный колледж»
Патриотическое воспитание молодёжи – главная задача в системе образования России
Воспитательное направление учебной дисциплины «Обществознание»
Для I-го и II-го курса
Задача:
Формирование у учащейся молодёжи гражданственности и патриотизма как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей.
Цель:
Воспитание обучающихся в духе любви к Родине и  уважения к культурно-историческому наследию России, развитие творческих способностей, формирование духовно – нравственных ценностей.
Выполнил: Кужельная Татьяна Михайловна
преподаватель общественно - экономических дисциплин
г.ПартизанскВ государственной концепции патриотического воспитания граждан РФ и разработанной на её основе государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» подчеркивается особое значение формирования у учащейся молодежи гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей поколения российских граждан вступивших в третье тысячелетие.  Я, как педагог и куратор группы обучающихся по профессии «Парикмахер», использую активные поиски ориентиров для практических нужд воспитания в пространстве незыблемых основ национальной духовности, нетленных веками и не подвергаемых сомнению в настоящем: православие и другие религии, государственность, патриотизм, милосердие, взаимопомощь, благотворительность, а также ценностей направленных на будущее: инициативность, социальная мобильность, предприимчивость, толерантность.
Духовно - культурное наследие России является основой гражданского - патриотического воспитания нашей  молодежи.  На сегодня  это и  главная  задача в образовании. Патриотизм всегда был духовной основой многонационального и российского общества. Воспитание у каждого человека чувства любви к Родине, гордости за достижения страны, готовности встать на защиту ее интересов, является стратегической задачей государства. Только сформированное у подрастающего поколения чувство ответственности за сохранение могущества своего Отечества, его честь и независимость, приумножение духовных и материальных ценностей, может гарантировать преодоление мировоззренческого кризиса и возрождение духовно-нравственного единства общества, а значит, национальную безопасность страны. Основы патриотических чувств закладываются  в каждом человеке с детских лет. Поэтому так велика в процессе формирования патриотического сознания подрастающего поколения роль детского сада, школы, любого другого образовательного учреждения как интегрирующего центра совместной воспитательной деятельности педагогического коллектива, семьи и общества в целом.
В процессе своей педагогической деятельности, мною разработана программа, направленная на воспитание у обучающихся чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительного отношения к языку своего народа; заботы об интересах большой и малой Родины; осознания долга перед Родиной, отстаивания ее чести и достоинства; гордость за социальные, экономические, политические, спортивные и культурные достижения своей страны; гордость за свой народ, для того чтобы подрастающее поколение проявляло уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям, ведь в дальнейшем они направят свой труд и способности на укрепление могущества и процветания государства. Направляя образовательный процесс  в колледже на воспитание обучающегося в духе любви к Родине и  уважения к культурно-историческому наследию России, я, как педагог рассчитываю на развитие творческих способностей учащихся, формирование духовно – нравственных ценностей и основ социально ответственного поведения в обществе, семье.
Для решения этих задач я провожу совместные мероприятия с сотрудниками центральной городской библиотеки. Наши обучающиеся участвовали в городском мероприятии, посвящённом 200-летию рождения М.Ю.Лермонтова, открытию года литературы, приняли участие в мероприятии «Буктрейлер + книга». Стало доброй традицией ежегодно участвовать в городском мероприятии «Пасхальный перезвон», где учащиеся по профессии «Пекарь-кондитер» представляют на конкурс свою выпечку. Это ступень духовного самосовершенствования и возможность формировать интерес учащихся к культурному наследию Отечества. При тесном сотрудничестве с центральной библиотечной системой, мои учащиеся приняли участие во Всероссийской акции «Выходи в интернет» «Путь к успеху в 21 веке». Полноценное воспитание молодёжи в духе патриотизма становится возможным при взаимодействии различных воспитательно-образовательных, культурно-спортивных учреждений. В нашем колледже в сентябре 2014г.прошёл туристический слёт, посвящённый 70-тию победы в ВОВ, на котором , группа, в которой я являюсь куратором, заняла первое место среди 1 - 2-ых курсов. Наши обучающиеся приняли участие в благоустройстве территории города, где был заложен мемориальный камень и планируется открыть сквер в честь 70-летия Победы в ВОВ. В память о преподавателях и студентах Сучанского горного техникума, ушедших на фронт в годы Великой Отечественной войны, возле нашего колледжа высажена аллея декоративных кустарников и установлена мемориальная доска. В апреле этого года мы с обучающимися присутствовали на городском мероприятии, организованном городской библиотекой «Как могут эти дни забыться» к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Гражданско-патриотическое воспитание в рамках современности предполагает подготовку молодого поколения к предстоящей ответственности за свое поведение и гражданскую позицию. Мероприятиями такой направленности являются ежегодные тематические конкурсы, КВН и спортивные соревнования, в которых мои обучающиеся также активно участвуют. Молодежь, воспитанная правильно и грамотно, свободно может взаимодействовать в нынешнем демократическом обществе. У молодых людей появляется осознание ценности общественных дел, в которых они принимают участие, и значимости собственного вклада в них. Молодежь становится готова к тому, чтобы проявлять инициативу, развивать свои способности и расти как личность, принося пользу не только себе и окружающим, но и всей стране в целом. Одним из примеров является прошедшая на базе нашего колледжа 9-го апреля 2015г. городская научно-практическая конференция обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений и учащихся школ, посвящённых 70-летию победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годах. Убеждена, что эти ребята будут чтить память и в будущем проявят преданность своему Отчеству и готовность к достойному служению обществу и государству.
С целью формирования у молодежи культуры межличностного и межнационального взаимодействия, я провожу открытые уроки по теме «Толерантность – жизненная позиция гражданина »» и «Международный терроризм», совместно с сотрудниками центральной библиотечной системы. При воспитании чувства патриотизма у обучающихся я основываюсь на таких государственных приоритетах, как державность, государственничество и социальная солидарность, реализуемых через возрождение образов гражданственности, патриотизма, как важнейших духовнo - нравственных и социальных ценностей, формирование и развитие подрастающего поколения, обладающего важнейшими активными и социально значимыми качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах нашего общества. Доказательством этого является активное участие в городских и краевых конкурсах моих студентов: «Библионочь-2015», «Библионочь-2016», краевой военно-патриотический конкурс видеороликов, посвящённых 70-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945годов, который проводился в рамках реализации программы Общероссийской Общественной Организации «Российский Союз Молодёжи» «Мы - граждане России», региональная научно – практическая конференция «Молодёжь и современный мир».
Я убеждена, что такая деятельность способствует преодолению у молодёжи широкого распространённого равнодушия, цинизма, агрессивности, как слагаемых комплекса ущербности и неполноценности нации. Особенностью современного патриотического воспитания является увеличение значения регионального и местного компонентов патриотизма, поэтому я организовываю экскурсии с учащимися в филиал краеведческого музея имени Арсеньева, а также провожу встречи с местными поэтами. Мною разработан социальный проект «За что я люблю свою малую Родину!». Цель таких мероприятий: сформировать у молодого поколения осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему, развить патриотические качества и национальное самосознание, развить и углубить их знания об истории и культуре родного края, о подвигах дедов и прадедов в деле защиты Родины
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности является сложным и многоплановым процессом. Патриотизм, как чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране, включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству. При этом патриотическое воспитание, как педагогически организованный на культурных и духовных традициях целенаправленный процесс, пробуждает самые лучшие стороны человеческой души, а образование закладывает систему навыков и умений творить по законам качества.
Общеизвестно, что в основе качественного потенциала общества лежит человеческий фактор – образованность подрастающего поколения, его высокий профессионализм и стремление к творческой деятельности, ведь уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в большей степени определяется качеством профессиональных кадров и уровнем их социализации. Завтрашний день России зависит от того, насколько выверенными и дальновидными будут принимаемые сегодня меры по внедрению новых стандартов качества и доступности образования — при безусловном сохранении лучших национальных традиций, заключающихся в слиянии феномена патриотизма с реалиями современного образования и направленных на социальное будущее современного поколения молодых граждан России.Моя педагогическая деятельность нацелена на социальную востребованность молодежи, осознание молодёжью своей «нужности», на молодежное творчество и активность. Анализ проделанной работы показал рост показателей качества обучения, снижение количества правонарушений, агрессивности и жестокости молодёжи, что дает огромный позитивный импульс освоению ценностей патриотизма, резко повышает его эффективность и воздействие на процесс обучения, самовоспитания и самосовершенствования.
Литература
1. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172 с.
2. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. Научно-популярное издание. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005. – 119 с.
3. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – Т. 2. – 816 с. – (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
5. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974.
6. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1999. – 512 с.
Интернет-ресурсы:
http://womanadvice.ru/patrioticheskoe-vospitanie-molodezhi#ixzz3YglW9u5t http://my-sunshine.ru/patrioticheskoe-vospitanie-molodezhi#ixzz3YglGquMm