Роль психолога в психолого – педагогическом сопровождении детей с гиперактивностью


Роль психолога в психолого – педагогическом сопровождении детей
с гиперактивностьюВ контексте психолого-педагогического сопровождения гиперативных дошкольников самым главным являются вопросы такого порядка: кто должен организовать общую работу? Как наиболее эффективно её распределить между специалистами? Эта функция должна быть возложена именно на психолога в силу большего «проникновения» в личность ребёнка, так как именно он в большей степени является выразителем интересов и прав ребёнка, его деятельность является ведущей в психолого – педагогическом сопровождении детей с гиперактивностью. На каждом из этапов сопровождения гиперактивных дошкольников психолог является организатором-управленцем.
В целом деятельность психолога может проходить в двух «режимах». Первым является работа психолога с ребенком в рамках психолого-педагогического консилиума - постоянно действующего, скоординированного, объединённого общими целями коллектива специалистов, реализующего ту или иную стратегию сопровождения ребёнка. Другим видом деятельности психолога образования является непосредственная работа, как с педагогами, так и с родителями проблемных детей.
Если рассматривать первую составляющую деятельности психолога, то она состоит из ряда последовательных этапов, закономерно вытекающих один из другого. Первичное обследование ребёнка разными специалистами (в том числе и психологом) является первым этапом сопровождения. Когда первичный приём проводит психолог, в своих рекомендациях он не только может, но и должен в каждом конкретном случае определить необходимость участия в обследовании других специалистов, а в некоторых случаях и последовательность (приоритетность) проведения обследований (консультаций) специалистами разных профилей. В целом работу психолога можно отразить в схеме.
Схема1Общая схема работы специалистов по психолого-педагогическому сопровождению гиперактивных дошкольников
43434088265002736850882650027482808826500217170-199390Обучение специалистов
00Обучение специалистов

-37401517780Научно – методические семинары
00Научно – методические семинары
186118517780Практические семинары
00Практические семинары
439483517780Тренинговая работа
00Тренинговая работа

43434076835004730115768350027933657683500
2171701784352. Причинная диагностика ребёнка
002. Причинная диагностика ребёнка

26676355715000434340571500027482805715000
440055055245Психологический аспект
00Психологический аспект
-48006055245Медицинский аспект
00Медицинский аспект
199072555245Педагогический аспект
00Педагогический аспект

-12319020002500505460020002500-12319020002500-12319029908500
250825011620500
767715-50803. Обсуждение результатов на консилиуме
003. Обсуждение результатов на консилиуме

26676357874000
714375717554. Составление индивидуальной программы развития ребёнка (воспитательнообразовательный )004. Составление индивидуальной программы развития ребёнка (воспитательнообразовательный )
242506515494000
714375571505. Составление модели взаимодействия специалистов и методов коррекции деятельности
005. Составление модели взаимодействия специалистов и методов коррекции деятельности

224409014668500
7143751466856. Реализация программы развития
006. Реализация программы развития

259842025400002598420254000020840702540000342902540000
-677545155575Организационный аспект
00Организационный аспект
920115148590Медицинский аспект
00Медицинский аспект
2939415148590Педагогический аспект
00Педагогический аспект
4808855148590Психологический аспект
00Психологический аспект

537337031496000333248030416500153543029337000-34671029337000
-280035793757. Контрольная диагностика
007. Контрольная диагностика

250825016256000
-280035406408. Корректировка программы развития
008. Корректировка программы развития

259842012382500
-280035311159. Итоговая диагностика
009. Итоговая диагностика

259842016510000
-28003517081510. Обсуждение результатов на консилиуме
0010. Обсуждение результатов на консилиуме

259842015049500
-28003518161011. Постановка новых целей и задач
0011. Постановка новых целей и задач

Несомненно, огромную роль в такого рода координационной работе играет собственный опыт психолога. Психолог, осуществляющий первичное консультирование ребёнка, собирает и анамнестические данные. Разумеется, психологический анамнез не компенсирует медицинского анамнеза. По результатам обследования психолог составляет развёрнутое заключение
Первый этап заканчивается составлением индивидуальных заключений всеми специалистами. В соответствии с принципом индивидуально – коллегиального обследования после обследования ребёнка специалисты коллегиально обсуждают полученные результаты.
По мнению Зимаревой Т.Т., это обсуждение можно рассматривать в качестве второго этапа сопровождения. Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет выработать единое представление о характере и особенностях развития ребёнка, определить общий прогноз его дальнейшего развития и комплексных развивающие – коррекционных мероприятий, которые помогут ребёнку. Завершающей частью этого этапа является участие в выработке решений по определёнию образовательного маршрута ребёнка, а также определение необходимых для его развития психологических развивающие – коррекционных программе. Здесь же обсуждаются координация и согласованность последующего взаимодействия специалистов. При необходимости определяется последовательность включения различных специалистов в работу с ребёнком..Третьим этапом деятельности психолога является собственно реализация решений по развивающее – коррекционным мероприятиям. Завершением этого этапа является показателем эффективности процесса.
Схема 2
Общая схема работы психолога по психолого-педагогическому сопровождению гиперактивных дошкольников
4445173990Обследование ребёнка специалистами
00Обследование ребёнка специалистами

30251402774950029800552774950082423027749500
-51435186690Медицинское
00Медицинское
2063115186690Педагогическое
00Педагогическое
4377690186690Психологическое
00Психологическое

21526526860500578993026860500
30251402578100033528025717500
739140294005Определение образовательного маршрута
00Определение образовательного маршрута

18630905207000
739140154940Согласование взаимодействия специалистов
00Согласование взаимодействия специалистов

28994108445500
73914040005Реализация индивидуальной программы развития
00Реализация индивидуальной программы развития

32061151238250091059012382500
3329940169545Групповая
00Групповая
4445169545Индивидуальная
00Индивидуальная

5320030488950039560538100066357529908500
30251403746500
105346557150Оценка эффективности работы
00Оценка эффективности работы

Липай Н.Е.считает, что психологу необходимо организовать совместное с врачом обследование детей с гиперактивностью, в ходе которого врач проводит оценку состояния ребенка, определяет наличие отклонений в развитии, нарушений восприятия и речи, а также слуха и зрения. Данный синдром очень часто сочетается с другими нарушениями, поэтому подробное клиническое обследование необходимо с целью проведения дифференциальной диагностики. При этом проводится беседа с матерью с целью сбора анамнестических данных. Не менее важна информация и о психосоциальном окружении ребенка в семье: о состоянии взаимоотношений между родителями и другими членами семьи, об их отношении к ребенку, о наличии у родителей вредных привычек, о психических заболеваниях. Необходимо также собрать сведения о материальном положении семьи.
Сущность педагогической диагностики, по мнению немецкого педагога Ингенкамп К., состоит в изучении результативности и выявлении противоречий педагогического процесса. Педагогическая диагностика – основа индивидуального подхода к гиперактивному ребенку, т.к. разные дети обладают разным исходным уровнем развития и, кроме того, развиваются несколько по-разному и в разных направлениях. Эта информация дает возможность воспитателю дифференцированно, творчески подходить к воспитанию гиперактивного ребенка, обеспечивая ему при этом эмоциональный комфорт и создавая наилучшие условия для личностного и интеллектуального роста.
При проведении педагогической диагностики гиперактивных детей необходимо учитывать характерную черту умственной деятельности таких дошкольников – цикличность, т.е. дети могут продуктивно работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на педагога, затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5-15 минут.
Психологическая диагностика помогает выделить в группе детей с преобладанием признаков гиперактивности и, после выявления сопутствующих нарушений, организовать целенаправленную коррекционную работу, позволяющую сглаживать признаки гиперактивности. Благоприятный прогноз сглаживания синдромов возможен при осуществлении комплексной программы коррекции, при условии непрерывного проведения этой коррекции в детском саду и дома, в будни и в выходные дни.
«Мультимодальный подход», предложенный Зимаревой Т.Т., Липай Н.Е. и Токарь О.В. предполагает следующие аспекты коррекционно-развивающей работы:
просветительские беседы с педагогами, родителями, ребенком;
обучение родителей и воспитателей поведенческим программам;
расширение круга общения ребенка через посещение различных кружков, секций;
создание сенсорного комфорта, ритмизирование сенсорных воздействий, которые помогают ребенку перейти к освоению новых стереотипов поведения, активное использование внешних ритмов для снятия возбуждения ребенка;
избегание психического пресыщения ребенка в контактах и деятельности;
включение ребенка в подвижные игры и спортивные упражнения, способствующие высвобождению избытка энергии;
обеспечение твердого распорядка дня;
проведение игр и упражнений на развитие внимания, вознаграждение ребенка в любых ситуациях, требующих внимания;
проведение упражнений по релаксации и снятию напряжения;
тренировка у детей состояния эмоционального сопереживания в ходе общения с ними как в детском саду, так и семье.
Ключевым моментом коррекционно-развивающего воздействия служит изменение окружения ребенка в ДОУ и семье с целью создания благоприятных условий для преодоления отставания в развитии психических функций сглаживания синдромов гиперактивности.
Таким образом, возможности психолога образовательного учреждения в решении проблемы гиперактивности дошкольников очень велики и раскрывают реализацию разнообразия методов и приемов, направленных на стабилизацию и структурирования психического развития детей.
Основные признаки гиперактивного поведения – отвлекаемость внимания и двигательную расторможенность, по мнению большинства ученых, необходимо настойчиво и последовательно преодолевать с самых первых лет жизни ребенка. Ранние диагностика и коррекция должны быть ориентированы на дошкольный возраст, когда компенсаторные возможности мозга велики, и еще есть возможность предотвратить формирование стойких патологических проявлений (Осипенко Т.Н., Лицев А.Э., Халецкая О.В.). Именно в этом возрасте большую значимость приобретает проблема раннего выявления синдрома гиперактивности, профилактика факторов риска, его медико-психолого-педагогическая коррекция, охватывающая мультиморбидность проблем у детей, что позволяет составить благоприятный прогноз лечения и организовать коррекционное воздействие.
Применительно к проблеме гиперактивности в дошкольном возрасте модель психологического сопровождения будет характеризоваться следующим образом: объектом является комплексное сопровождение ребенка в общеобразовательных учреждениях, предметом – организация и содержание психолого-педагогического медико-социального сопровождения детей с гипердинамическим синдромом в дошкольном образовательном учреждении.
Оказание помощи гиперактивным детям должно носить комплексный характер и объединять различные подходы, в том числе работу с родителями и воспитателями ДОУ, методы модификации поведения (т.е. специальные воспитательные приемы), психолого-педагогическую диагностику и коррекцию проявлений симптомов гипердинамического синдрома, что и определило содержание экспериментальной части выполненного нами исследования.