Доклад на тему: «Координирующая роль школьного ПМПк в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся с ОВЗ»


Доклад на тему:
«Координирующая роль школьного ПМПк
в психолого-педагогическом сопровождении
обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»
педагогический совет от 07.11.16г.
Подготовила:
учитель-логопед
1 квалификационной категории
Медведева О.В.

(слайд №1)
Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ОВЗ, но и путей профессионального их сопровождения, умения определить индивидуальный образовательный маршрут с учетом состояния здоровья, психофизических и индивидуальных особенностей и возможностей. Помощь учащимся с ОВЗ должна быть направлена на повышение уровня их психофизического развития и социальной адаптивности.
Такой комплексный характер помощи ребенку с ОВЗ возможен только при организации системы особо организованного психолого-педагогического сопровождения.
Основной формой взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с отклонениями в развитии, выступает школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), деятельность которого регламентируется нормативными документами федерального, регионального и школьного уровня.
Цель, задачи, структура, организация деятельности, порядок подготовки и проведение школьного ПМПк определяется письмом Министерства РФ от 27.03.2000 № 27/90-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» и другими нормативными документами представленными на слайде. (слайд №2)
В компетенцию школьного ПМПк входят следующие вопросы, отраженные на слайде (слайд №3) :- изучение и анализ ситуации развития и обучения ребенка;
- выявление причин отклонения в развитии, уровня развития позновательной деятельности, внимания, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня развития речи или структуры дефекта, личностных особенностей усвоения ребенком учебного материала;
- выявление потенциальных возможностей ребенка и необходимых медико-педагогических условий его оптимального развития;
- выбор адекватного для ребенка образовательного маршрута;
- организация сбора информации и выявление детей с низким уровнем готовности к обучению;
- организация психолого-педагогического мониторинга с целью отслеживания состояния и результативности развития личности ребенка, его уровня достижений по компонентам содержания обучения.
Виды консилиумов: (слайд №4)
Диагностический консилиум- проводится в начале и в конце учебного года с целью определения уровня развития обучающихся, причин школьной неуспеваемости и отслеживания динамики познавательной деятельности ребенка и результативности обучения.
Проблемный консилиум- проводится по мере необходимости для изучения заявок педагогов, родителей администрации на обсуждение проблем в обучении, воспитании и адаптации обучающихся.
Методический консилиум - проводится с целью формирования банка диагностических и коррекционных методик, консультационных материалов для родителей и педагогов школы, разработки содержания индивидуальных комплексных учебно-коррекционных программ, а также для повышения профессиональной компетентности специалистов консилиума.
Итоговый консилиум по результатам работы проводится в конце учебного года.
(слайд №5) Также заседания могут быть плановые и внеплановые. Плановые проводятся 1 раз в четверть, внеплановые – по мере необходимости.
Цель плановых может быть выработка путей псих.пед. сопровождения ребенка, определение образовательных и корекционно- развивающих направлений. Например: адаптация 1, 5 классов к новым социальным ситуациям, внеплановые- выявление причин, поиск пути коррекции имеющих у детей отклонений, выработка средств «сглаживания» этих отклонений в развитии.
Состав ПМП консилиума МБОУ Бутурлинской СОШ имени В.И. Казакова на 2016-2017 учебный год (слайд №6):
Председатель ПМПк: - Козлова И.М. – зам. директора по УВР, руководитель структурного подразделения специальные (коррекционные) классы,
Секретарь ПМПк - МедведеваО.В. – учитель-логопед.
Члены: - Мирзоева А.В. – учитель специальных (коррекционных) классов,
-Роганова Г. Б. – учитель специальных (коррекционных) классов,
-Пилясова С. В. .– учитель специальных (коррекционных) классов,
- Краева Е. А. социальный педагог специальных (коррекционных) классов,
- Ивлева Е. А. - психолог специальных (коррекционных) классов, педагог-психолог школы,
- Ксенцова Е.А. – руководитель ШМО учителей специальных (коррекционных) классов,
- Неводова Е. А.- медицинский работник (по согласованию)
(слайд №7) В обязанности членов ПМПк входит:
проведение индивидуальных обследований обучающихся специалистами и
выработка заключения и рекомендаций в своей области;
участие в заседании по приглашению председателя ПМПк;
контроль за выполнением рекомендаций в своей области путём повторного
обследования;
приглашенные специалисты, обследуя ребенка, готовят характеристики или
заключения.
Сейчас рассмотрим документацию которую ведет наш консилиум (слайд №8)
План работы (слайд №9)
Журнал записи детей на ПМПк (слайд №10)
Направление на ПМПк ОУ (слайд №11)
Соглашение родителей (законных представителей) на обследование ребёнка (слайд №12)
Представление педагога на ребенка (слайд №13)
Характеристика обучающегося от классного руководителя (слайд №14)Заключение педагога- психолога (слайд №15)
Заключение учителя-логопеда (слайд №16)
Заключение социального педагога (слайд №17)
Коллегиальное заключение ПМПк (слайд №18)
(слайд №19) Таким образом, школьный ПМКконсилиум выступает координатором деятельности всех специалистов школы и обеспечивает эффективное взаимодействие по осуществлению психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
(слайд №20) Аналитический отчет о работе ПМП консилиума МБОУ Бутурлинской СОШ имени В.И. Казакова
В 2015-2016 учебном году было проведено 9 заседаний:
27.10.15г. Протокол № 1 28.10.15г. Протокол № 2
07.12.15г. Протокол № 3 26.02.16г. Протокол № 4
21.03.16г. Протокол № 5 23.03.16г. Протокол № 6
08.04.16г. Протокол № 7 20.05.16г. Протокол № 8
23.05.16г. Протокол № 9
(слайд №21) Количество обследованных детей составило 35 человек. Из них:
3 человека- МБОУ Каменищенская ООШ имени А.Д. Герасименко(8,6%);
2 человека- МБОУ Кочуновская ООШ(5,8%);
1 человек- ДОУ д/с «Березка»(2,9%);
29 человек- МБОУ Бутурлинская СОШ имени В.И. Казакова (82,9%).
(слайд №22) Сравнительный анализ возрастного состава детей, обследованных на ПМПк в 2015-2016 у/г.
Дети дошкольного возраста- 1 человек;
Обучающиеся 1 класса- 14 человек;
Обучающиеся 2 класса – 3 человека;
Обучающиеся 3 класса – 1 человек;
Обучающиеся 4 класса- 15 человек;
Обучающиеся 9 класса – 1 человек.

(слайд №23) Распределение детей, обследованных на ПМПк по половому составу:
- мальчиков – 20 (57,2%);
- девочек – 15 (42,8 %).

(слайд №24) По результатам коллегиального обследования детей специалистами ПМПк были даны рекомендации родителям, педагогам и специалистам, работающими с этими детьми.
Рекомендации ПМПк:
- Освидетельствование на ЦПМПК НО с целью уточнения программ обучения- 17 человек (48,6%)
- Продолжить обучение ребенка по общеобразовательной программе класса с учетом индивидуального подхода, выработки индивидуального образовательного плана работы с целью ликвидации имеющих пробелов в знаниях - 15 человек (42,9%)
- Рассмотреть возможность повторного обучения- 3 человека (8,6%).
По решению ЦПМПК НО статус ребенок с ограниченными возможностями здоровья установлен – 15 детям (88,2% от рекомендованных школьным ПМПк)
15 детей с ОВЗ: 2 ребенка с ЗПР, 13 – УО