Урок по теме: Блюда из круп. Каши.


Орг. Момент: проверка готовности к уроку.
Актуализация опорных знаний:
-Что вы предпочитаете есть на завтрак?
-К сожалению многие из вас предпочитают есть на завтрак бутерброды. Вместо того, чтобы сварить кашу, которая очень полезна для здоровья. Да и времени для приготовления каши у вас уйдёт не многим больше, чем приготовить себе бутерброды. Но вот заряда бодрости от каши вы получите на целый день, ведь любая каша-это питательный и ценный продукт в отличие от хлеба с колбасой.
- Как вы думаете, почему о некоторых людях говорят: он мало каши ел? (так говорят о слабеньких). Каша-это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными.
-Какие крупы для приготовления каш вы знаете? (гречка, манка, пшено, рис…)
-Какие каши из этих круп можно приготовить? (манную, перловую, гречневую…)Сообщение темы и целей урока:
-Сегодня на уроке мы познакомимся с пищевой ценностью круп, с видами и способами приготовления каш, а также с традициями и обрядами русского народа, связанными с зерновыми культурами и злаками, изучим технологию приготовления рассыпчатой каши.
-Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Объяснение нового материала:
Вводное слово учителя.
-Каша-одно из самых распространённых русских национальных блюд, второе после щей по-своему значению на русском столе. Как говаривали в старину «Щи да каша-пища наша».
-А какие пословицы и поговорки о каше вы ещё знаете?
Задание: в приведённых пословицах и поговорках соедините начало и конец высказывания.
Кашу маслом…… матушка наша
Каша на ложки, а молодец… сам и расхлёбывайГречневая каша… не испортишь
Без печки холодно… да мала чашка
Сам кашу заварил… на ножки
Хороша кашка… без каши голодно
-Во времена Древней Руси «пригожими к здравию» считались каши из круп ячневых, гречневых, овсяных и пшена.
-Крупы-универсальные продукты. Они поставляют организму углеводы(65-77%), растительные белки(7-12%), жиры(6%), минеральные вещества: фосфор, железо, калий, кальций, магний.2) Знакомство с зерновыми культурами и крупами из них получаемыми:
-Разнообразие видов русских каш базировалось на многообразии сортов круп, привозимых в Россию. Больше всего любили и ценили крупы из гречихи.
Сообщение о гречихе.
Гречневая крупа считается наиболее ценной. В ней много клетчатки, витаминов, железа и белка. Очень долго русские крестьяне каждый год в один и тот же день-26 июня угощали друг друга гречневой кашей. А поедят, скажут: «Гречневая каша-кормилица наша».
На Руси гречиху сеяли и в тёплых южных районах, и в северных губерниях. Растение это было любимо крестьянами ещё и потому, что урожай гречихи поспевает очень скоро( через 2 месяца после посева) и бывает очень обильным.
-Про гречиху в народе ходила даже особая легенда.
Легенда:
Крупеничка, дочь королевская. Была красоты неописанной. Старые и молодые, богатые и бедные-все любили девушку. Но увы, грозная туча постигла землю русскую. Досталась дочь королевская в руки злым татарам. Что тут делать бедной Крупеничке? Погибла бы она в неволе, да вдруг явился перед девушкой какой-то человек. Обратил он дочь королевскую гречневое зёрнышко, принёс его на Святую Русь, бросил в землю несеянную и диво: Крупеничка опять приняла человеческий образ, а шелуха зерна, откинутая с превращённой, развела у нас до сей поры душистую и цветущую гречку.-Гречку рекомендуют как общеукрепляющее средство. А гречишный мёд наряду с липовым считается самым душистым и целебным.
-Второе место по пищевой ценности занимает овсяная каша.
Сообщение.
Овёс был очень популярен у скифов, германцев и шотландцев. В нём много растительного белка, витаминов и минералов. В средневековой Шотландии даже к королевскому столу нередко подавали овсяную кашу, овсяный хлеб и овсяные лепёшки. Шотландская королева Мария Стюарт любила есть по утрам овсяную кашу.
-сейчас кроме крупы популярны овсяные хлопья быстрого приготовления, их не надо варить. Залил кипятком и готово. Такие хлопья рекомендуются для завтраков. Хлопья «Геркулес»-в честь кого названы?
Рисовая каша тоже популярна, но в ней меньше содержание белков.
Сообщение.
Рисом питается большая часть населения Земли, прежде всего в Азии. В Европу рис привёз А. Македонский. В Индии при обряде венчания жениха и невесту посыпают рисовой мукой, как символ благополучия и изобилия.
В Англии любят рисовый пудинг, в Болгарии-гювеч-рис с овощами, в странах Востока и Азии-плов.
Сообщение.
Пшеница занимает наибольшую площадь посевов. Основную часть зерна перемалывают на муку, выпекают хлеб. Из другой части делают крупы: пшеничную и манную.
Маленьких детей начинают кормить манной кашей, так как она хорошо усваивается организмом. Жидкие манные каши рекомендуют при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.
Сообщение.
Просо. Родина его-Китай. Лепёшка из проса-первая твёрдая еда, которую дают младенцу. Амбар, полный ржи-знак богатства и изобилия.
Пшенные каши и супы с пшеном включают в питание при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.
Сообщение.
Ячмень. По своей питательности превосходит пшеницу, овёс и рожь. В его зерне много крахмала и белка. Из ячменя получают ячневую и перловую крупу.
Перловая каша была любимой у Петра 1. Очень полезна при заболеваниях кишечника.
-Найдите образцы круп у себя на столах. Рассмотрите их внешний вид, строение. Чем они отличаются друг от друга? (цветом, формой…)
3) Роль каши в русских обрядах.
-Большая роль отводится каше в старинных русских обрядах.
Сообщение.
В старину существовал обряд кормления гостей кашей в честь новорожденных. Повивальная бабка угощала гостей кашей, а они давали денег ей и новорожденному. Рождественские праздники, крестины, поминки и многие другие события в жизни народа не обходились без каши.
В 10 веке у русских князей был обычай для заключения мирного договора варить кашу. После этого мир считался восстановленным. «С ним кашу не сваришь»-невозможно договориться, сделать какое-либо дело. (когда так говорим?)
4) Технология приготовления каши.
-В русской кухне каши издавна делились на три основных вида: рассыпчатые, вязкие, жидкие. Каждый из перечисленных видов отличается соотношением количества жидкости и крупы.
-Запишите в тетрадях
Виды каш:
Жидкие-варят на молоке или молоко+вода из различных круп. Подают на завтрак или ужин.
Вязкие-варят из любой крупы на молоке или воде. Для них требуется меньше жидкости, чем для приготовления жидких каш. Используют для приготовления запеканок и котлет.
Рассыпчатые-варят на воде. Воды берут ровно столько, сколько поглощают набухшие зёрна до полного размягчения. Используют как гарнир.
Варить каши лучше в алюминиевой посуде (не пригорает)
-Чтобы вы не забывали, сколько жидкости и крупы надо положить при приготовлении определённого вида каши, я дам вам вот такую памятку. Вклейте её в тетрадь. Она поможет при выполнении д/з.
5) Работа по таблице «Первичная обработка крупы»
-А какую же первичную обработку должна пройти крупа?
Я прочитаю вам стихотворение, а вы попробуйте найти ошибку в действиях мальчика:
Я насыпал в миску риса и залил его водой.
Рис поднялся, разварился
Дышит, пышет, как живой.
Из-под крышки пар клубится
Крышка прыгает, звеня
Приходите все учиться кашеварить у меня!
-Что забыл сделать мальчик? (помыть крупу)
-А какую ещё первичную обработку проходят крупы? Заполним таблицу.
Крупа Перебирают Просеивают Моют Замачивают
манная - + - -
гречневая + - - -
рисовая + - + -
перловая + - + +
овсяная + - - -
Перебирают: все, кроме манной
Просеивают: только манную
Моют: все, кроме манной, гречневой, овсяной
Замачивают: только перловую на 2-3 часа
6) Практическая работа:
-А сейчас давайте на практике освоим один из видов первичной обработки крупы-переборку.
-Как вы думаете, зачем это надо делать? (убрать сор)
(девочки перебирают крупу):пальчиковая гимнастика используется
7) Требования к качеству круп:
-А кто из вас знает, как надо хранить крупы? Как и где у вас в доме хранятся крупы?
1. Крупу хранят в сухом, хорошо проветриваемом помещении.
2. Для хранения используют полотняный мешочек или стеклянные и металлические банки.
3. Крупу время от времени необходимо проветривать, чтобы она не приобрела затхлого запаха и не прогоркла.
-Соблюдая эти правила, вы всегда сможете приготовить вкусную и ароматную кашу.
Закрепление полученных знаний.
-И в заключение урока тест.
1). При приготовлении каши крупу засыпают вА) кипящую воду
Б) горячую воду
В) холодную воду
2). Какую крупу замачивают перед варкой?
А) гречневую
Б) перловую
В) рисовую
3). В чём варят крупы, чтобы получить рассыпчатые каши?
А) в бульоне
Б) в молоке
В) в воде
4). Как называются жидкие блюда из круп:
А) каши
Б) супы
В) пудинги
5). В какой посуде лучше варить каши?
А) в эмалированной
Б) в металлической
В) в алюминиевой
(Взаимопроверка: обменяться тестами, затем проверка на слайде)
Подведение итогов урока. Комментирование оценок.
Домашнее задание:
Пользуясь технологической картой приготовить дома рассыпчатую гречневую кашу
Подготовить сообщение на тему «Гурьевская каша»: чем знаменита, кто придумал, рецепт этой каши.