Некоторые проблемы математического образования в профессиональном образовании


Некоторые проблемы математического образования в профессиональном образовании
На протяжении всей истории человечества математика являлась неотъемлемой частью человеческой культуры и базой для научного и технического прогресса. Приведем лишь один пример, описанный Г. Штейнгаузом: «В XVII веке Декарт открыл аналитическую геометрию, позволившую его последователям заняться так называемой проблемой касательных, т.е. задачей определения положения прямой, касающейся данной кривой линии. Из этой проблемы выросло дифференциальное и интегральное исчисление Лейбница и Ньютона, что позволило Ньютону проверить, применима ли его теория взаимного притяжения тел к движению планет. Согласие этого движения с теорией убедило физиков в справедливости принципов ньютоновской механики, а применение этой механики к земным физическим явлениям положило начало современной физике. Всё это стало основой современной техники, которая (главным образом благодаря небывалому совершенствованию средств коммуникации и замене ручного производства машинным) повлекла за собой изменение материальной культуры, изменила распределение благ, что в результате привело к социальному расслоению, образованию новых классов, новых политических систем, взглядов и нравов. Историк упрекнёт нас за эти рассуждения и скажет, что к столь далеко идущим последствиям привело не что иное, как открытие новых континентов, но эти открытия (например, географические открытия венецианцев) не имели бы особого значения без существенного прогресса навигационного искусства, который был бы невозможен без развития астрономии и оптики, то есть без наук, неразрывно связанных с математикой». В системе наук математика занимает особое место. Не случайно математическая компетентность в докладе ЮНЕСКО названа в числе ключевых компетенций, которыми должен владеть современный человек.
Нельзя забывать и о вкладе, который вносит изучение математики в развитие познавательных процессов и интеллектуальных возможностей учащихся, в частности, оно тренирует гибкость и адаптивность мышления и развивает способность к абстрагированию. Кроме того, изучение математики способствует развитию определенных качеств личности, необходимых современному человеку. Например, умение концентрироваться: ставить цель и последовательно достигать ее. Современное российское общество понимает важность математического образования подрастающего поколения, признает его необходимость. Это отражается в том, что независимо от выбранного профили математика является обязательным предметом на всех этапах школьного обучения. И когда возник вопрос о возможности исключения математики из учебного плана старшей школы для классов гуманитарного направления, этому воспротивилась общественность.( в связи с введением профильного обучения).
Но проблема осталась. Общая тенденция гуманитаризации образования привела к резкому сокращению учебных часов, отведенных на изучение математики. Сокращение времени на изучение математики оказалось пагубным еще и потому, что практически не было сокращено содержание обучения. Более того, школьный курс, по вполне объективным причинам, пополнился некоторыми новыми вопросами. В результате качество среднего образования в школе оказывается низким; постоянная «гонка» не позволяет создавать адаптивные условия для учета индивидуальных способностей школьников. Это особенно пагубно для математического образования, поскольку математика — объективно трудный предмет, ее изучение всегда строится с опорой на пройденное ранее, а если это пройденное не осознано, не усвоено, то незнание растет как снежный ком, и изучение математики становится в принципе невозможным.
Математическое образование занимает центральное место на всех ступенях обучения, в том числе и при подготовке учащихся в учреждениях среднего профессионального образования. При обучении математике студентов колледжей, техникумов и училищ преподаватели математики столкнулись с рядом проблем.
Одна из задач профессиональной школы повышение качества образования. Содержание математического образования в колледже опирается на все математическое образование в начальной и основной школе. Поэтому возникает острая проблема предупреждения неуспеваемости учащихся и ликвидации пробелов в знаниях. С чем сталкивается преподаватель колледжа? Стандартом предусмотрено изучение математики в течение первых 2 -3 семестров, за время которых учащимся необходимо ликвидировать пробелы в знаниях, усвоить материал старшей школы, а также элементы высшей математики.
Количество аудиторных часов, отводимых на изучение, ограничено, как и сокращено время на самостоятельное изучение под руководством преподавателя. Так, на самостоятельную работу студентов без руководства преподавателя отводится свыше 40% запланированного к изучению предмета времени. Это также требует повышения эффективности проведения аудиторных занятий и организации самостоятельной работы студентов. Для преподавателя математики образовательного учреждения СПО ставятся задачи совершенствования учебного материала, подбора эффективных форм, средств и методов обучения, решение которых обеспечит интенсификацию обучения математики, организацию систематической самостоятельной внеаудиторной работы, профессиональную направленность обучения.
Еще одна тревожная тенденция, требующая серьезного обдумывания и принятия адекватных мер. Математика относится к тому роду занятий, стойкое отношение к которому за годы, проведенные в школе, успевает сложиться у каждого. Нередко отношение однозначное и категоричное. И хотя в обществе провозглашена значимость математического образования для современного человека, у многих «потребителей» математических знаний налицо их девальвация. Отрицательную роль играет направленность на демократизацию общественных отношений: без специальных «ограничительных» условий демократия трансформируется в анархию — слово «должен» не воспринимается многими школьниками; заразительны негативные примеры – успешность в бизнесе малообразованных людей. В связи с новыми информационными технологиями стремительно уменьшается потребность в навыках, тогда как наше обучение ориентировано в основном на алгоритмическую сторону изучаемого материала. Важным фактором для потери стимула к учению у многих учащихся является нереалистичность предъявляемых требований; сюда же следует отнести и то, что не каждый учитель владеет образовательными технологиями, обеспечивающими формирование опорных знаний, позволяющих успешно продвигаться по курсу математики.
Обучение математике, как впрочем, и любой другой дисциплине, многофункционально. Но у каждого предмета есть ведущая функция — основная цель, ради которой он преподается. Главная функция предмета «Математика» в современном социуме – это общекультурное развитие личности, заключающееся в формировании качеств мышления и способов деятельности, необходимых для полноценного функционирования в обществе. С учетом природы и характера математической деятельности, которую должен выполнять учащийся, эта ведущая гуманитарная функция распадается на целый ряд подфункций. Используемые в математике методы исследования в результате учебной деятельности должны трансформироваться в математический метод мышления. И это одна из основополагающих целей, которая ставится перед учебным предметом «Математика».