Методическая разработка внеклассного мероприятия День словарей и энциклопедий


Внеклассное мероприятие
«День словарей и энциклопедий»
22 ноября – День словарей и энциклопедий
Цели: расширить знания обучающихся о словарях, показать их многообразие и назначение каждого, закрепить навыки практической работы со справочными изданиями, воспитывать культуру работы с книгой, расширять кругозор обучающихся.
Учитель: Новый праздник – День словарей и энциклопедий отмечается в нашей стране в день рождения В.И.Даля. По призыву его инициаторов (Общество любителей русской словесности, музей В.И.Даля) 22 ноября во всех учебных заведениях, библиотеках, музеях, культурных центрах, книжных магазинах проводится «День словарей». Наша школа не исключение.
Эпиграф:
Словарь — это целый мир, расположенный в алфавитном порядке.
Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков. Подумайте, что все собранные вместе слова — дело плоти, крови и души человечества.
Анатоль Франс
Обсуждение данных высказываний и эпиграфа. Как понимаете слова?
Учитель: Существует несколько типов словарей. Их подразделяют на два основных типа: языковые и энциклопедические. Для школьников изданы ряд школьных языковых словарей и энциклопедических справочников .Сегодня мы познакомимся с ними. Среди языковых словарей нужно выделить орфографические, толковые, словообразовательные, этимологические, антонимические, иностранных слов, крылатых слов и выражений. Среди энциклопедий интересными являются энциклопедические словари юного спортсмена, астронома, техника, географа, натуралиста, химика, художника
Орфографический словарь: С какими трудностями мы встречаемся чаще всего? Конечно же, правописание. Правописание или орфография – один из самых трудных разделов языка. Умение правильно писать слова является свидетельством грамотности и общей культуры человека. В первую очередь, учите правила, а в во всех сомнительных и трудных случаях обращайтесь к «Орфографическому словарю». Впервые орфографический словарь вышел в свет в 1934 году. Его автор Д. Н. Ушаков. Орфографические словари дисциплинируют в единообразном и правильном написании слов.«Орфо»-правильный, «графо»-писать.
Ученик: Нашла у М.А. «Толковый словарь». А что значит «толковый»? Что, бывают и бестолковые словари?
Орфографический словарь: Нет, бестолковыми бывают только ученики. Толковым оттого назван словарь, что он слова растолковывает, то есть объясняет смысл и значение каждого слова. А в руках у тебя « Толковый словарь» С.И. Ожегова.
Учитель: Как вы умеете писать словарные статьи, мы сейчас проверим.( 2 обучающихся записывают на доске словарные статьи(например, слово «ручка»). Выявляем победителя.
Ученик: Сколько же здесь слов?
Орфографический словарь: 53000 слов. Это при том, что обычный человек использует в своей речи около пяти тысяч слов.
Учитель: Словарь Шекспира –двенадцать тысяч слов. Словарь А.С. Пушкина содержит более двадцати тысяч слов. А сейчас мы познакомимся с Эллочкой, чей словарный запас составляет 30 слов.
Включается фрагмент из фильма «12 стульев» Леонида Гайдая(3 серия с 44 минуты по 51 минуту).
На доске написано: Эллочка-людоедка — персонаж сатирического романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев». Словарь Эллочки-людоедки составлял 30 слов. В переносном смысле, «Эллочка-людоедка» — вульгарная женщина, живущая в своё удовольствие; человек с ограниченным кругозором, живущий только потреблением, приобретением вещей и соревнованием платьями с другими Эллочками. Прозвище «людоедка» дано Эллочке авторами как сравнение с людоедами племени  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%BC%D0%B1%D0%BE-%D0%AE%D0%BC%D0%B1%D0%BE" \o "Мумбо-Юмбо" Мумбо-Юмбо, чей словарный запас «составляет 300 слов» (то есть в 10 раз больше Эллочкиного). Википедия.
Ученик, посмотрев эпизод: Нет, не хочу такой быть.
Орфографический словарь: Это что, все ученики здесь такие как Эллочка? Так скоро мы совсем не станем им нужны. Неужели это правда?
Ученик: Нет, не все, я вам это докажу. Здесь собрались те, кто желает совершить путешествие в удивительную страну, полную загадок и открытий. Называется она - страна Словария. Да, ребята?
Ребята: Да!
«С нами надобно дружить, чтобы грамотными быть»,- произносят словари.
Выходят словари и рассказывают о себе.
Орфоэпический словарь: Я – ОРФОЭПИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ, во мне записаны нормы произношения, ударения. Например, слово «жалюзи» нужно произносить с ударением на последнем слоге, так как слово пришло к нам из французского языка.
Учитель: Как вы знаете нормы орфоэпии, мы сейчас узнаем.(2 обучающихся расставляют ударения в фразе: Девочка с бантом ела сливовое варень). Выявляем победителя.
Словообразовательный словарь: Я – СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ, во мне записано, каким способом и с помощью какой морфемы образуются слова. Например, было слово стул, добавили суффикс –чик, слово стульчик образовано суффиксальным способом.
Учитель: Как вы можете строить словообразовательные цепочки, мы сейчас узнаем.(Доледниковый-ледниковый-ледник-лёд. 2 обучающихся на время строят словообразовательные цепочки, указывают способ образования слова).
Морфемный словарь: Я – МОРФЕМНЫЙ СЛОВАРЬ, во мне все слова разобраны по составу.
Учитель: Как вы умеете выполнять морфемный разбор, мы сейчас узнаем.( 2 обучающихся разбирают слова по составу).Выявляем победителя.
Выходят 3 друга: словарь синонимов, словарь омонимов, словарь антонимов. Рассказывают о себе. Показывают картинки, обучающиеся отгадывают( кисть винограда, кисть руки, кисть на поясе; чёрный, белый; красный, вишнёвый).
Словарь иностранных слов: Я – СЛОВАРЬ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ, во мне записано, из каких языков к нам пришли слова. Например, слово фортепиано происходит от итал. forte — громко, piano — тихо.
Этимологический словарь: Я – ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ, во мне записано всё о происхождении слов. Ели ли вы червячков? Ели. (В руках он держит пакет с вермишелью). Слово вермишель переводится с итальянского vermicelli как червячки. Так что вы все ели червячков.
Словарь диалектных слов: Я—СЛОВАРЬ ДИАЛЕКТНЫХ СЛОВ. Ребята, что у меня в руках? Правильно, это свёкла. А слово бурак—это диалектное слово.
Фразеологический словарь: Я—ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ, во мне записаны устойчивые сочетания слов. Фразеологизм бить баклуши означает бездельничать, без царя в голове –глупый человек, белая ворона—не такой как все.
«С нами надобно дружить, чтобы грамотными быть»,- произносят словари.
Учитель: Есть человек, который посвятил всю жизнь собиранию слов(обратимся ко второй части эпиграфа). Сейчас мы посмотрим два фильма об этом человеке.
Фильм «Владимир Даль. Собирал человек слова». Фильм «Гении и злодеи. Владимир Даль. Собиратель слов».
Подводим итоги.