Цикл занятий для младших школьников Путешествие в мир профессий


Цикл занятий по профориентации для младших школьников
«Путешествие в мир профессий»
Цель:
Создание информационной среды о многообразии профессий, способствующей формированию саморазвивающейся и самореализующейся личности.
Задачи:
1. Сформировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии (содержание труда, орудия труда, правила поведения в процессе трудовой деятельности);
2. Познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
3. Сформировать мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности, стремление к труду, полезному для себя и общества;
4. Развивать интеллектуальные и творческие возможности ребенка.
Введение
В настоящее время в школе накоплен достаточно большой опыт применения различных форм и методов профориентационной работы в старшем звене, который отражен в различных методических материалах. Однако в последние годы, когда бурно развиваются отрасли хозяйства, возникают новые технологии труда, изменяется экономика и социальная ситуация в обществе, выпускнику школы важно сделать осознанный выбор дальнейшего пути получения образования с учетом этих изменений, а также предвидеть возможную смену деятельности. В данной ситуации необходима организация целенаправленной систематической профориентационной работы на протяжении всего периода обучения в школе. Формирование готовности к осознанному выбору профессии необходимо начинать уже в 1-4 классах.
В ходе цикла занятий и экскурсий будут использоваться различные методы и приемы, позволяющие школьникам стать активными субъектами в процессе знакомства с миром профессий и труда.
Актуальность профориентационных занятий в начальных классах
Профессиональная ориентация в общеобразовательном учреждении представляет собой научно-обоснованную систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности, формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить свои склонности и способности. Основательно вопросы выбора профессии интересуют старшего подростка (14-16 лет), когда он задумывается о личностном смысле в профессиональном труде, выборе специальности, учебного заведения, в котором он будет её осваивать. Но база к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии конкретно- наглядных представлений о мире профессий задолго до подросткового возраста. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д. Поэтому ранняя профориентация детей характеризуется в основном выявлением сферы интересов детей и обогащением этой сферы знаниями о новых профессиях и направлена на определение специализированного класса (математический и др.) или дополнительных занятий по интересам. Чем обусловлена необходимость организации работы по профессиональному самоопределению обучающихся уже в начальной школе? Для того, чтобы ответить на вопрос об актуальности профориентационных занятий в начальных классах, необходимо кратко описать стадию становления профессионального самосознания в данном возрасте. Стадия конкретно-наглядных представлений о мире профессий охватывает период с 2,5-3 лет и продолжается вплоть до начала предподросткового возраста (10-12 лет). В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия водителя, медсестры, учителя и др., основываясь на наблюдениях за взрослыми. В начальной школе, когда познавательная деятельность становится ведущей, определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, интересных случаев и впечатлений взрослого (работника). На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, обучающийся мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно. Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана.
Таким образом, основной задачей профориентационной работы в начальных классах является расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе общения со взрослым.
Цикл занятий:
Ноябрь
Подготовка к путешествию по галактике профессий (вводное занятие)
Знакомство с типами профессий «Человек-человек»
Игра «Угадай профессию»
Составление азбуки профессий «А-Ж»
Декабрь
Творческое занятие «Профессии родителей глазами детей»
Знакомство с типами профессий «Человек – техника»
Беседа «Редкие профессии».
Составление азбуки профессий «З-П»
Январь
Диагностика ценностного отношения младшего школьника к труду
Знакомство с типами профессий «Человек – знаковая система»
Беседа «Язык на котором говорят профессии»
Составление азбуки профессий «Р-Ц»
Февраль
Игра «Профессии из прошлого»
Классный час на тему: «Великая радость – работа»
Игра и беседа «Я б в военные пошел»
Составление азбуки профессий «Ч-Я»
Март
Знакомство с типами профессий «Человек – природа»
Классный час на тему: «Кому полезен мой труд?»
Классный час на тему: «Женские профессии»
Практическая работа «Познай себя». Задание «Сходство – различие»
Апрель
Диагностика уровня сформированности продуктивного опыта младших школьников в подготовке к выбору профессий
Экскурсия в городскую телерадиокомпанию «ТРК Заречный»
Профессия «Журналист»
Творческое занятие «Рисунок моей будущей профессии»
Классный час (Викторина) на тему: «Человек трудом велик»
Май
Творческое занятие «Пословицы и поговорки о труде»
Профориентационная игра «В поле чудес»
Классный час на тему: «Самые опасные профессии»
Заключительное занятие курса « Путешествие в мир профессий»