Классный час по профориентации Мир профессий


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 75 г. Пензы
Классный час по профориентации
Мир профессий
ПОДГОТОВИЛИ:
КЛАССНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ
6А, 9А КЛАССОВ
АШАНИНА О.В.,
ГОРБУНОВА Е.Г.
ПЕНЗА 2016
Классный час по профориентации "Мир профессий"
Истинное сокровище для людей - умение трудиться.
Эзоп
Классный час, посвященный выбору профессии.
Проводится в форме устного журнала. Весь выпуск готовят дети. Классный руководитель распределяет задания, тексты, помогает ведущим найти верную интонацию, преодолеть смущение.
Цели: ознакомить детей с новыми профессиями; формировать положительное отношение к осознанному, профессиональному выбору, к профессиональному росту; побуждать детей к поиску информации о различных профессиях, к самовоспитанию, саморазвитию.
Форма проведения: интерактивный журнал
Ход классного часа
 Идёт литмонтаж, подготовленный заранее группой детей
1 –
"У меня растут года.Будет и 17.Где работать мне тогда?Чем заниматься?"
Ведущий 1.Эти стихи Владимира Владимировича Маяковского "Кем быть?" знакомы нам с детства. Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни, сам. Но так было не всегда...
2 –
Летят столетия, как птицы,Как в книге - мудрые страницы…А начиналось всё с нуля:Юной, суровой была Земля.Человек был жалок и слаб,Пылинка природы, раб.Не сбейся с пути, не ищи, не перечь!..Но мозг работал, возникла речь.И руки, приказ исполняя теперь,К вершинам науки открыли дверь.
3 –
Трудились люди, мечтали, терпели,Изобретали не то, что хотели.Было порою и трудно, и сложно,Но, как оказалось, всё же возможно.
4 –
Работают руки, а мысли идут.Какой простор для фантазии тут!Жизнь заставляет: не бойся, дерзай!Запоминай, изучай, осязай!
5 –
Могут спросить: "Где же знаний вершины?"Изобрели механизмы, машины.Техника - в помощь, с природой - на "ты".Нет, и не будет вершин для мечты!
Ведущий 2.
Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? (Ответы учащихся)
Ведущий 1. (подводит итог).
Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
Уважаемые родители и дорогие ребята, у нас сформированы три команды. Каждый сидящий за столом, таким образом, становится участником команды. Но, как в любой игре, необходимо как-то назвать свою команду. Поэтому мы проведём игру, которая называется.
ЗАДАНИЕ №1. "УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ"
Каждая команда вытянет одну букву алфавита, придумает на эту букву профессию и покажет её особенности другим группам (пантомимой, жестами, мимикой). Остальные команды должны отгадать название профессии. (Представитель от каждой команды подходит к столу, где разложены все буквы алфавита, вытягивает любую; команда совещается, показывает, остальные группы отгадывают профессию).
Ведущий 2: Придуманные вами профессии и составят название команды. Итак, у нас появились следующие команды…
Ведущий 1: Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.
Вопрос командам: Почему? (Отвечают ребята).
Ведущий 2: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии.Вопрос: Как вы думаете, почему? (Отвечают ребята).
Ведущий 1: Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.
ЗАДАНИЕ № 2. Сейчас каждая команда получит карточку с пятью предложениями, которые необходимо закончить. А потом мы посмотрим, что у вас получилось.
"Закончить предложения":
Люди работают ради…
Настоящий труд – это…
При выборе профессии люди часто не учитывают…
В любом профессиональном труде самое важное…
Счастье – это…
Пока дети заканчивают предложения, один ведущий проводит конкурс со зрителями (загадки о профессии), второй ведущий вывешивает тексты этих предложений на доску с чистым листом для ответов, которые будут записываться за ребятами.
Конкурс со зрителями
■   Перед кем все люди снимают шапки?(Перед парикмахером.)
■   Кто погружается в работу с головой?(Водолаз, а ещё и дрессировщик, засовывающий свою голову в пасть тигра.)
■   Кто горит на работе?(Пожарные.)
■   Кто работает со вкусом?(Дегустаторы. Название этой профессии дословно переводится с латинского как «отведыватель».)■   Кто смотрит на землю свысока (парит в облаках)?(Пилот, лётчик, космонавт.)
■   Кто играет на публику?(Актёры.)
■   Кто живёт и работает припеваючи?(Певцы.)
■   Человек, работающий с напряжением, – это ... Кто?(Электрик.)
■   Человек, работающий с огоньком, – это… Кто?(Пиротехник.)
■   Мастер «топорной работы» – это... Кто?(Дровосек, лесоруб, плотник)
■   «Профессор кислых щей» – это… Кто?(Повар.)
■ Кто познаётся в беде?(Спасатели.)
■ Кто может взять в тиски?(Столяр.)
■ Кто собирает дом по кирпичику?(Каменщик.)
■ Кто выносит сор из избы?(Уборщица, техничка.)
■ Самый сладкий мастер – это... Кто?(Кондитер.)
■ «Зверский» доктор – это… Кто?(Ветеринар.)
■ Овечий телохранитель – это… Кто?(Чабан.)
■ Кто не сеет, не пашет, а за урожай отвечает?(Агроном.)
■ Ухажер за деревьями – это… Кто?(Садовод, садовник.)
■ Преобразователь ткани в одежду – это... Кто?(Портной.)
■ Постовой вместо светофора – это… Кто?(Регулировщик уличного движения.)
■ Девизом каких профессионалов может стать строка из песни: «Я в сотый раз опять начну сначала, начну сначала, всё начну с нуля…»?(Педагогов)
■ «Сумчатый» профессионал – это… Кто?(Почтальон.)
(Записали, зачитали то, что приготовили дети).
Ведущий 2:  Вы написали всё правильно, а теперь давайте, сравним ваши высказывания с мыслями на эту же тему философов, экономистов, политиков.
1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я".2. Настоящий труд – это самоотдача и творчество.3. При выборе профессии нужно учитывать понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.
А. Хочу - своё желание.Б. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.В. Надо - потребности рынка труда.
4. В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике.
5. Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком.
Ведущий 1: Ребята, хорошо, если рядом с вами находится человек, который может посоветовать в выборе профессии, помочь освоить. Но вот представьте себе, что вы – современные люди XXI века – попадаете на … необитаемый остров!
ЗАДАНИЕ № 3: "Необитаемый остров"
На этом острове есть все условия для жизни: пресная вода, рыба в реках, птицы и звери в лесах, фруктовые деревья… А у вас, совершенно случайно, оказались семена подсолнечника и гороха, пшеницы и моркови, а также топор, пила, молоток, моток верёвки… Короче, что-то среднее между островом Робинзона Крузо из книги Даниэля Дефо и таинственным островом капитана Немо из книги Жюля Верна…
Ваша задача: Каждая команда составляет список из 10 видов профессиональной деятельности, которые являются самыми необходимыми, на ваш взгляд, для того, чтобы выжить на необитаемом острове. Время!(5 мин)
Игра со зрителями «Вспомни песню о профессии»
(На доске на лист бумаги записываем или зачитываем итоговый выбор 10 профессий).
Ведущий 2: Посмотрите, ребята, сколько профессий необходимо освоить, чтобы выжить человеку. А знаете ли вы, сколько должно потрудиться людей, чтобы мы смогли прочитать книгу, включить свет, сесть на стул?.. А сколько людей приняли участие в том, чтобы мы смогли обуться? одеться? Или, если спросить по-другому, "Из чего сделано платье?" На этот вопрос нам ответит поэт Овсей Дриз.
11 –
Если шерсти овечьей пастухи настригут,Если с шерстью овечьей поезда побегут,Если те, что у ткацкой машины стоят,Разноцветные ткани наткут для ребят,Если доменщик сварит хороший металл,О котором на фабрике мастер мечтал, Если сделает мастер иглу для портного,Пару ножниц, утюг электрический, новый, -Значит, мальчика можно поздравить с обновой! - Так ответил портной, надевая очкиИ иглой пришивая стальные крючки.
Ведущий 1: Посмотрите, оказывается, каждый человек, внося свою посильную лепту в общий труд, в итоге работает не только для других людей, но и на себя тоже. А, может быть, наоборот, работая на себя, в итоге получается, что результат труда - для всех людей.
А вот какими качествами, способностями, знаниями, состоянием здоровья надо обладать, выбирая ту или иную профессию?
ЗАДАНИЕ № 4: Сейчас все команды получат карточки с пятью парами профессий.
Ваша задача: Определить, что является общим для этих пар профессий?
ЛЕТЧИК– ТОКАРЬОФИЦИАНТ –ТРЕНЕРИНЖЕНЕР-КОНСТРУКТОР – КОМПОЗИТОРАКТЕР - ДИЗАЙНЕРЖИВОТНОВОД – САДОВНИК
Пока ребята готовятся, вопрос зрителю «Что значит БЫТЬ ПРОФЕССИОНАЛОМ …"
Ведущий 2: Команды готовы дать свои ответы (по очереди)
Существует пять типов профессий
Ведущий 1.Профессии разные, но между ними есть связь. Открываем рубрику «Ликбез». Ликвидацией безграмотности в сфере профессий будет сегодня заниматься[имя, фамилия). Она расскажет о разных типах профессий.
Ведущая 2. Говорят, что в мире существует около 50 тыс. профессий. Чтобы не запутаться в них, специалисты объединяют их в крупные классы, типы. В России все профессии объединяют в пять больших групп, типов.
Первый тип: человек - природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда.
Второй тип: человек - техника. Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и другие профессии, использующие технические устройства.
Третий тип: человек - человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности - воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.
Четвертый тип: человек - знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.Пятый тип: человек - художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это музыканты, художники, актеры, дизайнеры и др.
Работа с интерактивной доской (задания для команд «Отгадай-ка»Просмотр кадров из кинофильма о профессиях
Задание: придумать эскиз нагрудного значка для работников данной профессии.
Рассказ родителей о своей профессии
Чтобы не ошибиться в выборе профессии, нужно учесть свои психологические особенности, способности, физические возможности.
Тест «Ты и твоя профессия»
Ведущий 1. А сейчас вы узнаете, к какому типу профессий у вас есть наклонности, а какие профессии вам не очень подходят. Я хочу предложить вам небольшой тест на профессиональную ориентацию.
Ведущий 2. В нашем тесте всего 5 вопросов. Пожалуйста, запишите в столбик числа от 1 до 5. Рядом вы будете писать варианты ответов: а), б) или в).
Теперь отвечаем на вопросы [читает):Новогодняя ночь для вас - лучшее время, чтобы:
а)      выспаться;
б)      посмотреть телевизор вместе с семьей;
в)      оказаться в кругу друзей.
Из трех подарков вы предпочли бы:
а)      удочку, набор для вышивания;
б)      коньки или лыжи;
в)      турпутевку или билет на интересное представление.
Отправляться в путешествие лучше всего:
а)      в одиночку;
б)      с семьей или друзьями;
в)      с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.
Если бы вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то:
а)      почувствовали бы полную свободу;
б)      занялись бы поиском выхода или каким-нибудь делом;
в)      ощутили бы тоску, неприкаянность, страх.
В       свое свободное время вы любите:
а)      читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;б)      рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;
в)      заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.
 
Ведущий 1. А теперь подсчитаем количество набранных баллов. На доске нарисована таблица-подсказка, как следует оценивать ваши ответы.
(Дети подсчитывают баллы.)
Ведущий 2. Те, кто набрал от 5 до 8 баллов, как правило, люди малообщительные, стеснительные, замкнутые. Они не любят шумных, незнакомых компаний, встречи с незнакомыми людьми им доставляют беспокойство. Это значит, что им не очень подходят профессии, которые требуют активного общения (продавец, учитель, журналист и психолог). Зато они будут хорошо себя чувствовать в научной лаборатории или на собственной ферме, в питомнике, лесничестве, охотохозяйстве. Таким людям подойдет работа программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ.
Ведущий 1. А те, кто набрал от 8 до 12 очков, наоборот, очень общительны и чувствуют себя прекрасно в любой компании. Они не боятся новых знакомств, легко сходятся с людьми. Но они могут обходиться длительное время и без общения. Таким подойдут любые профессии.
Ведущий 2. Те, у кого оказалось от 12 до 15 очков, тоже люди общительные, но они не могут долго оставаться в одиночестве - в них слишком много энергии и силы. Таким людям лучше выбирать профессию, которая будет связана с большими коллективами людей, с активным общением: агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера.
Ведущий 1. Этот тест - только очень приблизительная оценка ваших профессиональных способностей. В истории много случаев, когда человеку говорили о том, что из него ничего не выйдет, а он добивался выдающихся результатов. В конечном счете все решает желание человека, его воля, характер, способность к самовоспитанию, саморазвитию.
Ведущий 2. А вообще людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.
Подведение итогов
Ведущий 1.
Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».
Ведущий 2.
Друзья, берегите минуту и часЛюбого из школьных дней!Пусть станет профессором каждый из васВ профессии нужной своей.(М. Раскатов.)