Открытый урок История возникновения платья


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ г.АСТАНЫГККП «Колледж общественного питания и сервиса» акимата г.Астаны20453354191000

Согласовано «Утверждаю»
Методист_____Р. Кобегенова
Зам. директора по УМР __________Кстаубаева У.А.
«09» октября 2014 г
Разработка открытого урока.
Тема занятия: История возникновения платья.
По дисциплине: Основы художественного проектирования одежды.
Специальность: 1211000 «Швейное производство и моделирование
одежды»
Курс: 3 Группа П-211
Преподаватель: Алжасарова А.Е.
Рассмотрено на заседании методической комиссии
преподавателей специальных дисциплин
Протокол №
Председатель комиссии__________ Кожабергинова С.М.
« » октября 2014г.
Астана 2014
План учебного занятия
Преподаватель: Алжасарова Алия Ерсаиновна
Предмет: Основы художественного проектирования одежды
группа П-211
Тема занятия «История возникновения платья»
Дата 09.10.2014
Тип занятия: комбинированный урок.
Цели занятия:
Образовательная: Дать знания об истории развития женского платья.
Развивающая: Содействовать развитию познавательного интереса к профессии, грамотному изложению и аргументированию фактов.
Воспитательная: Развивать творческие способности, инициативу, уверенность в себе и своих силах, благожелательные отношения в мини группах и коллективе.
Методы: наглядный, словесный, частично-поисковой, критического мышления, проблемный.
Оснащение занятия: интерактивная доска, иллюстрации из журналов мод, манекены, ткани для моделирования платья, булавки.
Межпредметные связи: история, конструирование одежды, технология швейного производства, материалы для швейных изделий.
Литература основная:
«Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды» Козлова Т.В. Москва 1979г.
«История костюма» И.В. Киреева, Москва 1976г.
«Моделирование и художественное оформление одежды» Г. Такишева, Б. Асанова, Астана 2008г.
«Практическая книга по моделированию женской одежды» А.Ф. Бланк, З.М. Фомина, Москва 1982г.
Дополнительная литература:
Журналы: «Ателье», «Burda», «Officiel».
«Конструирование одежды». Ж. Айдынбекова, С. Нурпеисова, А. Асанова. Астана: Фолиант, 2008.
Сайты по истории костюма.
Ход и хронометраж урока
№ Этапы урока Содержание этапа Время
1 Организационный момент Приветствие, проверка отсутствующих и готовности аудитории, план проведения занятия. 3 мин.
2 Контроль знаний
Фронтальный опрос.
Что такое одежда?
Чем одежда отличается от костюма?
Расскажите о функциях и классификации одежды.
Какие основные требования преъявляются к одежде?
Что такое платье? 5 мин.
3 Метод изложения нового
материала
Перечень освещаемых вопросов Устный метод изложения, с использованием мультимедийной презентации.
Одежда первобытного человека.
Одежда появилась около 40 тысяч лет назад, что подтверждается археологическими данными, т.к. именно этим временем датируются самые древние найденные иголки для шитья. Согласно самым смелым гипотезам, появление одежды могло совпасть с утратой предками человека основной части волосяного покрова, что произошло около 1,2 млн. лет назад. Существует также гипотеза, что время появления первой одежды можно узнать исходя из того, когда появились платяные вши, которые обитают только на одежде.
Первыми материалами для одежды первобытного человека были растительные волокна и шкуры. Способы ношения шкур в виде одежды были различными. Это и обматывание вокруг торса, прикрепление к поясу, когда получалось хорошее укрытие для таза и ног; надевание на плечи через прорезь для головы (будущий нарамник), накидывание на спину и завязывание лап вокруг шеи, чтобы получалась теплая накидка в виде плаща. Чем больше человек усложнял свою одежду, тем больше на ней появлялось различных крепежных элементов и дополнений. Это когти, кости, перья птиц, клыки животных. Рис 1.

Костюм Древнего Египта.
В Древнем Египте наиболее распространённым типом одежды была одежда драпированная, позже — накладная, но никогда не распашная. Покрой и форма одежды (как мужской, так и женской) на протяжении веков менялась очень медленно; долгое время одежда разных сословий отличалась только по качеству ткани и по отделке. В эпоху Древнего царства (3000 — 2400 гг. до н. э.) единственной одеждой мужчин была набедренная повязка — схенти, представлявшая собой полосу ткани, обмотанную вокруг бёдер и закреплённую на талии поясом. Судя по изображениям, существовало множество способов повязывания схенти, различавшихся в зависимости от длины ткани и расположения складок, благодаря чему и эта скромная одежда могла выглядеть нарядной и даже изысканной. Вместе со схенти (а иногда и без неё) носили узкий передник из более плотной ткани или кожи, треугольный или овальный по форме. Никакой другой одежды даже цари долгое время не употребляли. Только жрецы при совершении священных обрядов набрасывали на плечи шкуру леопарда.
У египетских женщин древнейшей одеждой был калазирис — своеобразный узкий сарафан, плотно облегавший тело. Он держался на одной или двух бретельках и доходил до лодыжек, оставляя грудь открытой. Эту одежду носили женщины всех слоёв общества, только крестьянки для удобства движений делали на своих калазирисах разрезы по бокам. Рис 2.

Костюм Древней Греции.
На протяжении веков греческий костюм неоднократно менялся — от простых одежд архаического периода до сложных изысканных нарядов эпохи эллинизма. Но главное в нём оставалось неизменным: одежда никогда не кроилась и почти не сшивалась. Красоту и «фасон» ей придавала драпировка, в которой жители Эллады за долгие века достигли исключительного мастерства. Складки то эффектно подчёркивали формы тела, то скрывали его недостатки. Для сохранения драпировок в края полотнищ вшивали маленькие свинцовые грузики, нередко замаскированные сверху кисточками. Рис 3.
Костюм Древнего Рима.
Драпировка составляла основу римского женского костюма вплоть до III-IV вв. н. э., пока легкие и тонкие греческие и ассирийские шелка не заменили тяжелые восточные ткани с крупным рисунком.
Женская туника по покрою не отличалась от мужской. Поверх туники знатные римлянки носили столу, более широкую и длинную, чем туника. Сочетание туники и столы решалось комбинацией разной фактуры и плотности тканей, длины рукавов и декоративного оформления столы. По низу столу обшивали плиссированной оборкой. Рис 4.
Костюм в эпоху Византии.
Женская византийская одежда была длинной, прямой, из плотной ткани и полностью скрывала тело. Первоначально она сохраняла формы римско-греческого костюма. Нижней одеждой знатных дам была туника. Они также носили широкие, длинные, плотно прилегавшие к шее столы с длинными рукавами. Поверх надевалась вторая туника с открытыми рукавами. Вся эта одежда была богато украшена каймой и вышивкой (в этом прослеживаются восточные мотивы). С IV-V вв. силуэт одежды становится более прямым, появляются различные накидки.Женщины из низов довольствовались одеждой в основном из однотонных грубых тканей. Рис 5.
Средневековые платья.
Примитивный крой, появившийся в глубокой древности на Востоке, давший основные типы накладной и распашной одежды, бытовал в европейской одежде вплоть до Х-XI вв. Возникшее затем различное понимание мужской и женской красоты потребовало разделения форм мужской и женской одежды, создания облегающих скульптурных ее форм. Эта большая и важная реформа европейского костюма осуществляется в средние века не сразу, а на протяжении почти 400 лет (ХII-ХV вв.). В ее осуществлении можно выделить такие наиболее характерные этапы.
XII — 1-я половина XIV в. Мужская и женская одежда длинная, облегающая. Облегание достигается с помощью кроя: в одежде проектируют 3 шва — боковые и средний шов спинки. Верхнюю часть лифа с помощью этих швов подгоняют по фигуре, нижнюю часть расширяют, вшивая от линии бедер треугольные клинья. По бокам на уровне талии делают овальные вырезы, соединяемые по краям шнуровкой (рис. 1). Пояс не затягивает талию, а только подчеркивает ее и является декоративным украшением. Одежда преимущественно накладная, только плащи драпированные. Рис 6.
Эпоха Возрождения.
Наиболее полное выражение нашла культура Возрождения в Италии. Итальянские города начали богатеть еще в период крестовых походов, особенно такие города, как Венеция и Генуя — города-порты, перевозившие на своих кораблях крестоносцев, и Флоренция — центр шелковой промышленности. Будучи посредницей в торговле между Западом и Востоком, Италия в XV веке стала самой богатой страной Европы. В итальянских городах воздвигаются великолепные постройки — дворцы (палаццо), соборы и т, д.
Женская фигура оказалась закованной в корсет с металлическими или деревянными планшетками. Корсет имел длинный шнип - выступ, оканчивающийся острым углом, благодаря которому плоская грудь плавно и невидимо переходила в юбку. На бедра надевался кринолин - каркас из нескольких конически уменьшающихся в диаметре кругов, висящих на кожаных ремнях, что сообщало юбке неподвижность и правильную коническую форму - вертугадэн (От испанского "вертугадо" - ветви из которых делались жесткие арматуры на юбках (1468 г.). рис 7.
Мода 19 века.
История костюма 19 века полна драматизма и очень наглядна в своём отражении эпохи. Искусство костюма предоставило небывалое по размаху поле деятельности самым различным областям производства, связало страны узами монополий и торговли, твёрдо установило господство международной моды. Рис 8.
Платья начала 20 века.
Новые условия и новый образ жизни в 20 веке определили развитие костюма и моды в целом.
Это были: мощный технический подъем, повсеместное господство промышленного массового производства, влияние спорта и двух мировых войн.
Мода все больше и больше становится предметом купли-продажи, что приводит к тому, что изменения в одежде происходят все чаще. В данном разделе мы постараемся проследить основные изменения костюма и стили в моде 20 века.
П. Пуаре в чем-то предвосхитил моду нового века, однако, принципиальные перемены в массовой моде произошли в результате события, потрясшего всю Европу. 1 августа 1914 г. началась первая мировая война (1914—1918 гг.), изменившая современную историю, так как привела к политическим революциям (в России, Германии, Венгрии, Китае), изменила не только политическую карту Европы, но и образ жизни народов. Тяготы и лишения затронули всех, и пока мужчины воевали под Верденом и в Галиции, женщины в тылу вынуждены были заменить мужчин, ушедших на фронт. Впервые женщины ошутили себя по-настоящему нужными членами общества — они пошли работать сестрами милосердия в госпитали, на фабрики и военные заводы, служили кондукторами и почтальонами.
Активная жизнь, полная лишений и нехваток военного времени, требовала удобного костюма для самостоятельной работающей женщины. Именно во время первой мировой войны в основных чертах складывается тот костюм, который будут носить в XX в. Укоротились юбки, окончательно исчезли корсеты, упростился крой, появились функциональные застежки и детали, заимствованные из форменной одежды.
На время первой мировой войны приходятся первые успехи и Габриель (Коко) Шанель как создательницы модной одежды. Когда другие кутюрье испытывали нехватку тканей, К. Шанель расширяла производство. Начав в 1909 г. как модистка (в XIX—XX вв. модистками называли тех, кто делал шляпы) в небольшом салоне в Париже, К. Шанель в 1913 г. открыла в курортном городе Довилле предприятие, где создавала модели одежды. Рис 9.
Платья середины 20 века.
Стиль «New Look», созданный Кристиан Диором, значительно отличался от строгости и умеренности военного времени, и по своей сути являлся довольно своеобразным способом вернуть прекрасной половине человечества забытые загадочность, индивидуальность и элегантность. Новый облик платьев в стиле 50-х, представленный Диором, в дальнейшем, способствовал возникновению романтичного и невероятно женственного идеала, каким его видел известный французский кутюрье. Для того, чтобы соответствовать идеалу женской красоты, линии силуэта основывались на жестком каркасе. В то время, в моду вновь вошли корсеты, кринолины и прилегающие лифы. Платье с корсетом и пышным низом, платье с пышной юбкой и подъюбником создавало как раз тот идеал женской фигуры по мнению Кристиан Диора. Рис 10.
Платья нашего времени.
В наше время существует много разновидностей платьев – это платье - футляр, вечернее, повседневное, коктейльное.
Современные коктейльные платья разнообразны с точки зрения стиля, кроя, тканей и цветовых решений. Это многообразие позволило дизайнерам создавать коктейльные платья, ориентируясь на возраст их покупательниц: к примеру, провокационно-короткие коктейльные платья с облегающим корсетным верхом без бретелей стали любимым вариантом платья у молодых девушек, а взрослым дамам дизайнеры предложили чуть более сдержанные и элегантные варианты типа платья-футляра. Без коктейльного платья не обходится гардероб ни одной голливудской дивы, и красная дорожка Голливуда регулярно пестрит коктейльными платьями самой разной длины, кроя, цвета и стиля. Рис 11. 15 мин.
4 Самостоятельная работа
учащихся.
Закрепление материала. Игра с командами. (2 команды).
А) Смоделировать платья на манекенах способом муляжа (с каждой команды по 2 человека).
Б) Угадать эпоху костюма.
В) Кто перечислит больше первооткрывателей в мире моды и что они придумали.
Г) Вопросы к командам:
С чего делалась одежда первобытного человека?
Как называлось первое платье у египтян?
Чем характеризуется костюм Древнего Рима?
Какое было платье в эпоху Византии?
Какие особенности Средневекового костюма?
Каким был костюм Возрождения?
Каким было платье 19 века?
Чем характеризуется костюм 20 века? 15
5 Подведение итогов занятия 1. Подведение итогов игры.
2. Комментирование оценок.
3. Дисциплина на уроке.
4. Поощрения и замечания. 5
6 Домашнее задание
Разработать коллекцию современных платьев с элементами эпохи прошлого столетия. Например, коллекция современных платьев в египетском стиле. Формат – альбомный А4, в цвете, не менее 6 моделей. 2


Роспись преподавателя ______________________
ИЛЛЮСТРАЦИИ





ФОТОГРАФИИ С ОТКРЫТОГО УРОКА.