Урок-игра «Путешествие в страну «Химляндию» на волшебном автобусе»

Урок-игра «Путешествие в страну «Химляндию» на волшебном автобусе»
(Повторение и обобщение знаний по теме: «металлы и их сплавы»)

Цели: Повторить основные понятия темы, закрепить следующие умения: определить способы разделения неоднородных смесей, проводить расчеты, описывать некоторые физические свойства веществ, химические, уметь записывать и уравнивать химические уравнения, проводить обобщения, связанные с классификацией веществ металлов, сплавов, особенностью строения веществ.

Оборудование: макет автобуса, плакаты с изображениями корзин, аквариума, воронка, стаканчики, фильтр; реактивы: восстановленное железо, сера, вода, магнит; карточки с названиями химических формул плакаты «Приветствуем Вас в стране «Химляндия»», названия станций: «Правила обращения с металлами», «Описания свойств металлов», «Чистые металлы и сплавы», «Измеряйка!».

Ход урока: Учитель приглашает ребят в путешествие по «Химляндии» они садятся в импровизированный автобус и отправляются в путь. На границе их встречают пограничники, которые интересуются целями путешествия.

Пограничники: Прежде чем начать путешествие каждому ученику необходимо пройти таможенный досмотр. Заполните, пожалуйста, декларацию. Из продиктованного списка выпишите только металлы:

Вариант 1. Li, S, Ca, Fr, Br, Cs, Ar, Ra, PT, Au.
Вариант 2. Zn, O, Pb, Au, Ne, Ga, Tl, Se, Rb, B.

Гид: В нашей стране, как вы поняли уважают и изучают металлы. А вы знаете, как с ними надо обращаться? В таком случае сделаем остановку на станции «Правила обращения с металлами», рассмотрите как их хранят.
- Молодцы! Вы все справились с заданиями на «отлично». Мы приветствуем вас в нашей стране и даем разрешение передвигаться по ней в любом направлении.
Учитель: Посоветуйте нам пожалуйста, куда отправиться в первую очередь.
Гид: Предлагаю проехать на станцию «Описания свойств металлов».
Трое учащихся описывают физические свойства железа, меди, золота. (оценки получают те учащиеся, которые отвечают).
Учитель: скажите какие физические свойства металлов, вы знаете и как их используют в технике?
Гид: Вот беда! Должен вам сообщить, что в нашей стране очень мало чистых металлов. Есть ли среди вас умельцы, которые знают как можно выделить чистые вещества из смесей. Поедем на следующую станцию «Чистые металлы и сплавы».
Учитель: Давайте вспомним, чем отличается чистые металлы от сплавов. Какие существуют виды сплавов? Даем названия и поясним из каких металлов образован (чугун, сталь, ферросплавы, бронза, латунь, нихром).
Гид: Ну а теперь можно и по грибы! Кто быстрее наберет в одно лукошко грибы с названиями черных сплавов, а другое – цветные сплавы. Все жители нашего государства любят измерять и подсчитывать свои богатства. Хотите поупражняйся в этом? Тогда держим путь на станцию «Измеряйка!».
Для желающих можно предложить рыбалку наводить в разные корзинки «рыбок» с надписями единиц измерения массы, плотности, объёма.
Учитель: Делу время, потехе – час. Дайте ответы:
- Какие металлы относятся к щелочным. Дайте небольшую характеристику.
- Дайте краткую характеристику магния по положению его в периодической системе Д.И. Менделеева.
Гид: К сожалению мы не можем дальше двигаться, кончилось топливо. Кто быстрее допишет уравнения реакции и расставит коэффициенты – тем самым вы поможете металлургам, а они вам дадут топливо.
Учитель: Я знаю, что в вашей стране гостит Незнайка, и ваши эксперты объяснили ему, что кристаллические решетки, в узлах которых находятся + ионы и некоторое число нейтральных атомов между, которыми передвигаются относительно свободные электроны, названные металличе6скими. Ребята, правильно ли это утверждение.
Гид: Мы приготовили вам сюрприз: химические анаграммы. Я слышал, что вы очень любите их составлять. Расшифруйте название химических элементов.
ОРРЕБЕС ЕЗЕЛОЖ СЛИКОДОР МНИКРЕЙ СОРФОФ

Гид: В заключение путешествия приглашая вас поблагодарить в окрестностях замка нашей королевы – ее величества Молекулы.
Составьте схему и озвучьте из слов: неметалл, металл, сложное, вещество, простое, химический элемент.
Составьте схему «Солнышко» (химические свойства). (Металл, неметалл (кислород, водород), кислота, соль, гидроксид и тд.).
Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Давайте подведем итоги. Вот мы и дома, завершилось наше путешествие знакомство с удивительной страной «Химляндией».
15